Детский церебральный паралич презентация

Содержание

Обозначает группу нарушений развития движений и положений тела, вызывающих ограничение активности, которые вызваны непрогрессирующим порвжением развивающегося мозга плода или ребенка. Моторные нарушения при церебральных параличах часто сопровождаются нарушениями чувствительности, когнитивных

Слайд 1Ассистент кафедры реабили-тологии ФП и ДПО
Либерман Л.Н.

2017 г.

ДЦП


Слайд 2Обозначает группу нарушений развития движений и положений тела, вызывающих ограничение активности,

которые вызваны непрогрессирующим порвжением развивающегося мозга плода или ребенка.

Моторные нарушения при церебральных параличах часто сопровождаются нарушениями чувствительности, когнитивных и коммуникативных функций, перцепции, и/или поведенческими, и/или судорожными нарушениями.







ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ


Слайд 3ДЦП – сложное заболевание центральной нервной системы вследствие ее поражения, возникшего

во внутриутробном, интранатальном и раннем постнатальном периодах, или вследствие аномалии головного мозга.
Действие повреждающих факторов на незрелый мозг определяет разнообразие сочетаний двигательных и сенсорных расстройств, а также служит основой нарушения когнитивных нарушений, что необходимо учитывать при обосновании восстановительного лечения и социальной реабилитации больных (Немкова, С.А., Намазова-Баоанова Л.С. И др., 2012)

МЕЖДУНАРОДНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 2004 ГОД, МЕРИЛЕНД, США


Слайд 4G 80 Детский церебральный паралич;
G80.0 Спастический церебральный паралич;
G80.1 Спастическая

диплегия (болезнь Литтля);
G80.2 Детская гемиплегия;
G80.3 Дискинетический церебральный паралич;
G80.4 Атактический церебральный паралич;
G80.8 Другой вид детского церебрального паралича;
G80.9 Детский церебральный паралич неуточненный.

















МКБ ШИФРЫ


Слайд 5Самая тяжелая форма ДЦП
Тяжесть обусловлена значительным поражением моторики, психики и

наличием симптоматической эпилепсии
Дети, как правило, обездвижены,
в положении на спине руки приведены к туловищу и согнуты в локтевых суставах, или наоборот, разогнуты и вытянуты;
ноги скрещены в нижней или верхней третях голени,
резко нарушено разведение бедер,
мышечный тонус повышен, часто развиваются контрактуры во многих суставах,
глубокие рефлексы высокие, с расширенной рефлексогенной зоной, вызываются патологические стопные знаки
затруднено жевание и глотание пищи –вследствие выраженности псевдобульбарных симптомов,
у многих детей отмечается симптоматическая эпилепсия, характеризующаяся наличием генерализованных и парциальных приступов.



СПАСТИЧЕСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ ДВОЙНАЯ ГЕМИПЛЕГИЯ, ТЕТРАПЛЕГИЯ


Слайд 6Характеризуется тетрапарезом:
в ногах паретические явления представлены наиболее значительно
преобладает тонус в

сгибателях рук, разгибателях и приводящих мышцах ног
спастичность наиболее выражена в проксимальных отделах конечностей: затруднено движение в плечевых и локтевых суставах, но возможно в лучезапястных суставах и пальцах,
положение рук – отведение в плечевых суставах, сгибание в локтевых и пронация в кистях
Ноги – обычно вытянуты в положении лежа, при попытке опоры – перекрещиваются с упором на носки

СПАСТИЧЕСКАЯ ДИПЛЕГИЯ, БОЛЕЗНЬ ЛИТТЛЯ


Слайд 7- Глубокие рефлексы резко повышены, зона их расширена, отмечается стойкий контрлатеральный

эффект
часто наблюдаются клонусы стоп, реже надколенников
с возрастом постепенно развивается тугоподвижность в крупных суставах, а затем ограничение движений за счет контрактур
постоянное напряжение сгибателей стоп приводят к значительному напряжению ахиллова сухожилия
сидя не могут удерживать туловище вертикально, спина наклонена вперед
часть детей страдает эпилептическими припадками, которые значительно ухудшают их речевое и психическое развитие



Слайд 8Это односторонний паралич или парез при котором страдает преимущественно одна рука
У

большинства детей гемипарез проявляется уже в первые месяцы жизни
мышечный тонус повышен на стороне повреждения, рука согнута в локтевом суставе и приведена к туловищу, а нога вытянута
глубокие рефлексы высокие с двух сторон, на стороне поражения вызываются патологические симптомы и клонус
недостаточность VII и XII пар черепных нервов.

генерализованные судорожные припадки по типу Джексоновских
походка циркумдуцирующего характера
интеллект страдает меньше, чем при других формах ДЦП

ГЕМИПЛЕГИЧЕСКАЯ ФОРМА


Слайд 11 в клинике доминируют гиперкинезы различного типа, чаще хореоатетоз, мышечная дистония

или их комбинация
непроизвольные движения выявляются в середине первого года жизни
до первых симптомов:
- наблюдается беспокойство
- задержка двигательных навыков
- изменение мышечного тонуса дистонического характера

К концу первого года жизни доминируют гиперкинезы, умеренно выраженные в состоянии покоя;
При движениях, эмоциональных нагрузках избыточные движения становятся отчетливыми, захватывая в основном дистальные отделы конечностей и мимическую мускулатуру

ДИСКИНЕТИЧЕСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ


Слайд 12В мускулатуре туловища и шейного отдела наблюдаются движения типа торсионной дистонии,

чаще с тенденцией к гипертонии, реже – гипотонии
Глубокие рефлексы чаще остаются нормальными, чем повышенными
Движения больного бывают неловкими, порывистыми

Тормозится общее физическое развитие детей
сидеть не могут или садятся очень поздно
Недоразвитие речи, дизартрия, косноязычие
Снижение интеллекта от незначительного до грубого
Нарушение вегетативных функций в виде спонтанных гипертермий, гипергидроза, тахикардии, лабильности АД



Слайд 14Часто называют мозжечковой, но нарушаются связи с другими отделами ЦНС, а

непосредственно мозжечек, как правило , не страдает.

Тонус мышц больных снижен,
отмечается некоторая разболтанность в суставах, переразгибание в локтевых и коленных суставах
при движениях отчетливо выражены атаксия, дисметрия, асинергия
иногда отмечается тремор туловища и головы, горизонтальный нистагм
глубокие рефлексы повышены
у отдельных больных мозжечковые расстройства комбинируются с пирамидными и экстрапирамидными




АТАКТИЧЕСКАЯ ФОРМА


Слайд 15Это смешанные формы сочетающиеся с поражением пирамидной и экстрапирамидной систем

у больных наблюдаются спастические параличи и гиперкинезы

ДРУГОЙ ВИД ДЦП


Слайд 23 По данным зарубежных авторов в среднем 2,5 на 1000 детей

(Garfinkle J.et al., 2011; Himmelman K. et al., 2011)
В России 2,2-3,3 на 1000 детей ( немкова С.А., Намазова-Баранова Л.С. И др. 2912)

ЧАСТОТА


Слайд 24 Сочетание нескольких неблагоприятных факторов в периоде беременности и в родах

(Бадалян Л.О. 1988)
80% наблюдений показывают, что поражение мозга происходит в периоде внутриутробного развития плода, а в последующем патология усугубляется интранатальной ( Семенова К.А., 1972; Aziz Ketal 1995)
Тяжелое течение ДЦП в 5-10% случаев обусловлено аутоиммунным неспецифическим самоподдерживающим воспалением тканей ЦНС (Левченкова В.Д,, Семенов А.С., Скольный А.В. 2009, 2013

ЭТИОЛОГИЯ


Слайд 25Гипоксическое поражение ЦНС
Травматическое поражение нервной системы
Дисметаболические и токсико-метаболические нарушения функции

ЦНС
Инфекционные заболевания перинатального периода

ОСНОВНЫЕ ЭТИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПАТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ


Слайд 26 спастическую диплегию часто связывают
с недоношенностью (75%)
с сопутствующими ей асфиксии

и кровоизлиянием
нарушение эмбрио- и фетогенеза под влиянием экзогенных факторов, внутриутробных инфекций т интоксикаций

ЭТИОЛОГИЯ


Слайд 27Дискинетическая форма
Билирубиновая форма энцефалопатии в результате гемолитической болезни новорожденных (резус

и АВ0-несовместимостькрови матери и плода)
конъюгационная желтуха новорожденных
асфиксия или кровоизлияние в области хвостатых тел ядер вследствие родовой травмы

ЭТИОЛОГИЯ


Слайд 28Клинические формы
Спастический церебральный паралич:
Гемиплегия
Диплегия
квадриплегия
2. Дискинетический церебральный паралич.
3. Атактический церебральный паралич
4.

Смешанный тип церебрального паралича

МЕЖДУНАРОДНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ


Слайд 29Моторные нарушения:
Клиническая форма
Оценка двигательного развития по системе классификации нарушений глобальных моторных

функций GMFCS,
Оценка функций верхних конечностей по шкале MACS
2. Сопутствующие нарушения:
Когнитивные нарушения
Нарушения речи
Зрения
Слуха
Поведения
Эпилептические приступы


СТРУКТУРА ФОРМИРОВАНИЯ ДИАГНОЗА


Слайд 303. Результаты нейровизуализации:
МРТ
КТ
Нейросонография
ЭЭГ
4. Причина нарушения:
гипоксия-ишемия
травма
инфекции
метаболические нарушения

мальформация мозга
другие



Слайд 31 утяжеляет картину ДЦП
осложняет проведение реабилитационных мероприятий
влияет на прогноз

двигательных и интеллектуальных функций
может представлять угрозу для жизни

ЭПИЛЕПСИЯ ПРИ ДЦП


Слайд 32 неонатальные судороги (у детей с ДЦП в 17 раз превышают

среднепопуляционную)
Низкая оценка по шкале Апгар <4 баллов
Глубокая недоношенность <31 нед. Гестации
Неонатальная реанимация
Отягощенный семейный анамнез по эпилепсии
Перенесенные внутриутробные инфекции, особенно герпетический энцефалит
Гемиплегические и тетраплегические формы ДЦП
Тяжелая степень умственной отсталости
Эпилептиформные разряды на ЭЭГ

ФАКТОРЫ РИСКА РАЗВИТИЯ ЭПИЛЕПСИИ


Слайд 33Базируется на анамнестических данных и клинических проявлениях
Течение беременности, родов
состояние ребенка

после родов: Шкала Апгар, реанимационные мероприятия, видеоанализ генерализованных движений по Прехглу (GMS)
диагноз определяется к концу 6-12 месяца, когда очевидно отставание в двигательном развитии ребенка по сравнению со здоровыми сверстниками

ДИАГНОСТИКА


Слайд 34МРТ, КТ, нейросонография
выявление перивентрикулярной лейкомаляции
вентрикуломегалии
очагов ишемии, кровоизлияний
выявление структурных аномалий ЦНС


ЭЭГ,

ЭЭГ-мониторинг, электронейромиография – оценивается тип эпилептического синдрома
Лабораторные методы: генетические тесты, биохимические анализы
диагностика зрительных нервов (атрофия), тугоухости, когнитивных нарушений


ДИАГНОСТИКА


Слайд 35Раннее начало реабилитации
Должна быть постоянной
Учитывать уровень физического развития ребенка
Должна быть гибкой

к меняющимся факторам жизни больного

РЕАБИЛИТАЦИЯ


Слайд 36Нормализация функционального состояния ЦНС (регулирование процессов возбуждения и торможения в ЦНС,

улучшение кровообращения мозговой и мышечной ткани).
Задачи – улучшение двигательных функций, нарушенных болезнью ( нормализация мышечного тонуса, повышение силы ослабленных мышц, уменьшение дистрофических изменений в мышцах и суставах, препятствие усугублению контрактур).
Улучшение соматического и психоэмоционального статуса ребенка.
Улучшение качества жизни.
Адаптация ребенка к сформировавшемуся двигательному стереотипу и коррекция с учетом возможностей пациента;
Адаптация ребенка и его родителей к бытовым условиям и обучение уходу за ребенком с ДЦП;
Адаптация ребенка в социальной среде7

РЕАБИЛИТАЦИЯ


Слайд 37Реабилитационный прогноз
Реабилитационный потенциал
Реабилитационный цели: краткосрочные и долгосрочные

Приказ министерства здравоохранения РФ

от 29.12. 2012 № 1705н «Порядок организации медицинской реабилитации»



Слайд 38Уровень 1 – ходьба без ограничения.
Уровень 2 – ходьба с ограничениями.
Уровень

3 – ходьба с использованием ручных приспособлений для передвижения.
Уровень 4 – самостоятельное движение ограничено, могут использоваться моторизированные средства передвижения.
Уровень 5 – перевозка в ручном инвалидном кресле.

Оценивается в возрастных группах: до 2-х лет, 2-4 года, 4-6 лет, 6-12 лет, 12-18 лет

УРОВНИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ


Слайд 39 Методы функциональной терапии - ЛФК, массаж, аппаратная кинезиотерапия.
Рефлексотерапия.
Остеопатия,

мануальная терапия.
Консервативное ортопедическое лечение, ортезирование, применение вспомагательных технических средств реабититации ( ходунки, трости, вертикализатор).
Пероральные антиспастические средства.
Ботулинотерапия.
Ортопедическая хирургия.

МЕТОДЫ РЕАБИЛИТАЦИИ


Слайд 40Цель:
Улучшение функциональной возможности ребенка:
Стимуляция двигательной активности,
Усиление сенсорного потока,
Коррекция позотонических установок,
Работа

с когнитивными нарушениями
Снижение активности патологических тонических и лабиринтных рефлексов,
Устранение патологических синергий и спастичности.

МЕТОД ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ


Слайд 41 ЛФК
Бобат-терапия
Войта-терапия
Ортопедическая коррекция
Методика Кэбота
Методика Семеновой К.А.
Методика Бортфельда
Метод Фелиса В.

МЕТОДИКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ


Слайд 42ОРТОПЕДИЧЕСКАЯ ОБУВЬ


Слайд 43ОРТЕЗЫ ДЛЯ НИЖНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ


Слайд 46КОСТЮМ АДЕЛЬ


Слайд 47ЗАНЯТИЕ В ФУНКЦИОНАЛЬНОМ КОСТЮМЕ АДЕЛЬ


Слайд 49Сенсомоторная интеграция.
БОС-терапия.
Занятия с логопедом.
Абилитация.
Музыкотерапия.
Арт-терапия.
Сказка-терапия.
Верховая езда.
Эрготерапия.
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ


Слайд 501. Детская неврология, клинические рекомендации, под редакцией В.И. Гузевой, выпуск 1,

Москва, 2015.
2. Восстановительное лечение и технические средства реабилитации больных детским церебральным параличом .С.Ф. Курлыбайло, Г.В. Герасимова, учебно-методическое пособие, Санкт-Петербург, 2010.
3. Нейрореабилитация, В.А. Исанова, Л.А .Цукурова, методическое пособие, Казань, изд. «Оста» 2011.
4. Ребенок с церебральным параличом, помощь, уход, развитие. Нэнси Р. Финни, Москва «Теревинф» 2001.
5. Введение в физическую терапию, реабилитация детей с церебральным параличом и другими двигательными нарушениями неврологической природы. Москва, Теревинф, 2014.
6. Неврология недоношенных детей7 А.Б. Пальчик, Л.А. Федорова, А.Е.Понятишин, Москва, «МЕДпресс-информ», 2014.
7. Принцип Войты, игра мышц при рефлекторномпоступательном движении и в двигательном онтогенезе. В. Войта, А. Петерс, издательство Springer^ 2007.

ЛИТЕРАТУРА


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика