Анатомо-физиологические особенности анализаторов у детей презентация

Содержание

Слайд 1Анатомо-физиологические особенности анализаторов у детей
Выполнила Плотникова Анастасия
МЛ 502


Слайд 2Особенности зрительного анализатора


Слайд 3Зрительный анализатор
1. Диаметр глазного яблока новорожденного – 17,3 мм (у взрослого

– 24,3 мм)
Из этого следует, что лучи света, идущие от удаленных предметов сходятся ЗА сетчаткой, то есть для новорожденных характерна физиологическая дальнозоркость
До 2х лет глазное яблоко на 40%, к 5 годам – на 70% и к 12-14 годам достигает размеров глазного яблока взрослого


Слайд 4Зрительный анализатор
2. Зрительный анализатор к моменту рождения незрелый. Развитие сетчатки заканчивается

только к 12 месяцу и миелинизация зрительных нервов завершается на 3-4 месяце
Созревание коркового анализатора завершается только к 7 годам
Характерно недоразвитие мышцы радужки из-за чего зрачки у новорожденного узкие


Слайд 5Зрительный анализатор
3. в первые дни жизни глаза у новорожденного двигаются нескоординированно

(до 2-3 недель)
Зрительное сосредоточение появляется только к 3-4 неделе после рождения и продолжительность реакции составляет 1-2 мин max

Слайд 6Зрительный анализатор
4. Новорожденный не различает цветов в связи с незрелостью колбочек

сетчатки глаза, к тому же их число значительно меньше палочек
Дифференцировка цветов начинается примерно на 5-6 месяце, но осознанное восприятие цвета наступает только в 2-3 года
К 3 годам ребенок различает соотношение яркости цветов. Способность различать цвета значительно возрастает к 10-12 годам

Слайд 7Зрительный анализатор
5. У детей очень эластичный хрусталик, он способен в более

значительной мере изменять свою кривизну, нежели у взрослых
Но с 10 лет эластичность хрусталика снижается, снижается и объём аккомодации
С возрастом «отодвигается» ближайшая точка ясного видения – в 10 лет она на расстоянии 7 см, в 15 на 8 итд
6. к 6-7 годам формируется бинокулярное зрение

Слайд 8Зрительный анализатор
7. Острота зрения у новорожденных очень низкая. К 6 месяцам

– 0,1; в 12 мес – 0,2; в 5-6 лет – 0,8-1,0; у подростков острота зрения около 0,9-1,0
8. Поля зрения у новорожденных гораздо уже, чем у взрослых, к 6-8 годам расширяются, но окончательно этот процесс заканчивается в 20 лет
9. Пространственное зрение у ребенка формируется к 3 месяцам.
10. Объёмное зрение формируется с 5 месяца и до 5-6 лет

Слайд 9Зрительный анализатор
11. Стереоскопическое восприятие пространства начинает развиваться к 6-9 месяцу
У большинства

детей к 6-летнему возрасту развита острота зрительного восприятия и полностью дифференцированы все отделы зрительного анализатора
Из-за «шаровидности» и укорочения передне-задней оси глаза у детей до 7 лет наблюдается дальнозоркость. К 7-12 годам она постепенно сменяется нормальным зрением, но у 30-40% детей развивается близорукость

Слайд 10Особенности слухового анализатора


Слайд 11Слуховой анализатор
Формирование улитки происходит на 12-й неделе внутриутробного развития, а на

20-й неделе начинается миелинизация волокон улиткового нерва в нижнем (основном) завитке улитки.
Миелинизация в среднем и верхнем завитках улитки начинается значительно позднее.

Слайд 12Слуховой анализатор
Подкорковые структуры, относящиеся к слуховому анализатору, созревают раньше, чем его

корковый отдел.
Их качественное развитие заканчивается на 3-м месяце после рождения.
Корковые поля слухового анализатора приближаются к взрослому состоянию к 5-7 годам.

Слайд 13Слуховой анализатор
Слуховой анализатор начинает функционировать сразу же после рождения.
Первые реакции

на звук носят характер ориентировочных рефлексов, осуществляемых на уровне подкорковых образований. Они отмечаются даже у недоношенных детей и проявляются в закрывании глаз, открывании рта, вздрагивании, уменьшении частоты дыхания, пульса, в различных мимических движениях.
Звуки, одинаковые по интенсивности, но разные по тембру и высоте, вызывают разные реакции, что свидетельствует о способности их различения новорожденным ребенком.

Слайд 14Слуховой анализатор
Ориентировочная реакция на звук появляется у младенцев на первом месяце

жизни и с 2–3 месяцев принимает характер доминанты.
Условные пищевые и оборонительные рефлексы на звуковые раздражения вырабатываются с 3-5 недель жизни ребенка, но их упрочнение возможно лишь с 2 месяцев.
Дифференцирование разнородных звуков отчетливо совершенствуется с 2–3 месяцев. В 6–7 месяцев дети дифференцируют тоны, отличающиеся от исходного на 1–2 и даже на 3–4,5 музыкального тона.

Слайд 15Слуховой анализатор
Функциональное развитие слухового анализатора продолжается до 6–7 лет, что проявляется

в образовании тонких дифференцировок на речевые раздражители и изменении порога слышимости.
Порог слышимости уменьшается, острота слуха увеличивается к 14–19 годам, затем они постепенно изменяются в обратном направлении.
Изменяется также чувствительность слухового анализатора к разным частотам. С рождения он "настроен" на восприятие звуков человеческого голоса, причем в первые месяцы – высокого, негромкого, с особыми ласкательными интонациями, получившего название "baby talk", именно таким голосом большинство мам инстинктивно разговаривают со своими младенцами.

Слайд 16Слуховой анализатор
С 9-месячного возраста ребенок может различать голоса близких ему людей,

частоты различных шумов и звуков повседневной жизни, просодические средства языка (высота тона, долгота, краткость, различная громкость, ритм и ударение), прислушивается, если с ним заговаривают.
Дальнейшее повышение чувствительности к частотным характеристикам звуков происходит одновременно с дифференциацией фонематического и музыкального слуха, становится максимальной к 5–7 годам и в значительной степени зависит от тренировки.

Слайд 17Особенности обонятельного анализатора


Слайд 18Обонятельный анализатор
Периферический отдел обонятельного анализатора начинает формироваться на 2-м месяце внутриутробного

развития, а к 8 месяцам он уже полностью структурно оформлен.
С первых дней рождения ребенка возможны реакции на запаховые раздражения. Они выражаются в возникновении различных мимических движений, общих движений тела, изменений работы сердца, частоты дыхания и т. д. Около половины недоношенных и 4/5 доношенных детей ощущают запахи, но обонятельная чувствительность у них примерно в 10 раз меньше, чем у взрослых, и они не отличают неприятные и приятные запахи. Различение запахов появляется на 2 – 3-м месяцах жизни.
Условные рефлексы на обонятельные раздражения вырабатываются с 2 месяцев постнатального развития.


Слайд 19Особенности вкусового анализатора


Слайд 20Вкусовой анализатор
Периферическая часть вкусового анализатора начинает формироваться на 3- месяце внутриутробной

жизни. К моменту рождения она уже полностью сформирована, и в постнатальном периоде в основном меняется лишь характер распределения рецепторов.
В первые годы жизни у детей большинство рецепторов распределяется преимущественно на спинке языка, а в последующие – по краям его. У новорожденных детей возможна безусловно-рефлекторная реакция на все основные виды вкусовых веществ. Так, при действии сладких веществ возникают сосательные и мимические движения, характерные для положительных эмоций. Горькие, соленые и кислые вещества вызывают закрывание глаз, сморщиванеи лица.

Слайд 21Вкусовой анализатор
Чувствительность вкусового анализатора у детей меньше, чем у взрослых. Об

этом свидетельствует большая, чем у взрослых, величина латентного периода возникновения реакции на вкусовой раздражитель и большой порог раздражения.
Лишь к 10 годам длительность латентного периода при действии вкусовых раздражений становится такой же, как и у взрослых. К 6 годам устанавливаются свойственные взрослым пороги раздражения.
Условные рефлексы на действие вкусовых раздражителей можно выработать на 2 месяце жизни. В конце 2-го месяца вырабатываются дифференцировки вкусовых раздражителей. Различительная способность детей уже в 4-месячном возрасте довольно велика. С 2 до 6 лет вкусовая чувствительность увеличивается, у школьников она мало отличается от взрослых

Слайд 22Особенности кожного анализатора


Слайд 23Кожный анализатор
На 8-й неделе внутриутробного развития в коже выявляются пучки безмиелиновых

нервных волокон, которые свободно в ней оканчиваются. В это время появляется двигательная реакция на прикосновение к коже в области рта.
На 3-м месяце развития появляются рецепторы типа пластинчатых телец. В разных участках кожи нервные элементы появляются неодновременно: раньше всего в коже губ, затем в подушечках пальцев руки и ноги, затем в коже лба, щеки, носа. В коже шеи, груди, соска, плеча, предплечья, подмышечной впадины формирование рецепторов происходит одновременно.

Слайд 24Кожный анализатор
Раннее развитие рецепторных образований в коже губ обеспечивает возникновение сосательного

акта при действии тактильных раздражений.
На 6-м месяце развития сосательный рефлекс является доминирующим по отношению к различным осуществляемым в это время движениям плода. Он влечет за собой возникновение различных мимических движений.
У новорожденного кожа обильно снабжена рецепторными образованиями, и характер их распределения по ее поверхности такой же, как у взрослого человека.

Слайд 25Кожный анализатор
У новорожденных и грудных детей наиболее чувствительна к прикосновению кожа

в области рта, глаз, лба, ладоней рук и подошв ног. Кожа предплечья и голени менее чувствительна, а еще менее чувствительна кожа плеч, живота, спины и бедер. Это соответствует степени тактильной чувствительности кожи взрослых.

Слайд 26Кожный анализатор
Очень интенсивное увеличение инкапсулированных рецепторов происходит в первые годы после

рождения.
При этом особенно сильно увеличивается их число в участках, подвергающихся давлению.
Так, с началом акта ходьбы растет число рецепторов на подошвенной поверхности ноги.
На ладонной поверхности кисти и пальцев рук увеличивается число полиаксонных рецепторов, которые и характеризуются тем, что в одну колбу врастает много волокон. В этом случае одно рецепторное образование передает информацию в центральную нервную систему по многим афферентным путям и, следовательно, имеет большую область представительства в коре.

Слайд 27Кожный анализатор
Отсюда понятно увеличение в онтогенезе числа подобных рецепторов в коже

ладонной поверхности кисти: с возрастом все большее значение в жизни человека приобретает рука. Поэтому возрастает роль ее рецепторных образований в анализе и оценке предметов окружающего мира, в оценке осуществляемых движений.
Лишь к концу первого года все рецепторные образования кожи становятся очень сходными с таковыми у взрослых.
С годами возбудимость тактильных рецепторов возрастает, особенно с 8 – 10 лет и у подростков, и достигает максимума к 17 – 27 годам.
В течение жизни образуются временные связи зоны кожно-мышечной чувствительности с другими воспринимающими зонами, что уточняет локализацию раздражений кожи.

Слайд 28Кожный анализатор
На холод и тепло новорожденные реагируют через значительно более продолжительный

период, чем взрослые. На холод они реагируют сильнее, чем на тепло. Наиболее чувствительна к теплу кожа лица.
Ощущение боли имеется у новорожденных, но без точной локализации. На повреждающие раздражения кожи, которые вызывают у взрослых болевые ощущения, например на укол булавкой, новорожденные реагируют движениями уже на 1 – 2-й день после рождения, но слабо и через большой скрытый период. Кожа лица наиболее чувствительна к болевым раздражениям, так как скрытый период двигательной реакции примерно такой же, как у взрослых.

Слайд 29Кожный анализатор
Реакция новорожденных на действие электрического тока значительно слабее, чем у

старших детей. При этом они реагируют только на такую силу тока, которая невыносима для взрослых, что объясняется недоразвитием центростремительных путей и большой сопротивляемостью кожи. Локализация боли, вызванная раздражением интерорецепторов, отсутствует даже у детей 2 – 3 лет.
Точная локализация всех раздражений кожи в первые месяцы или в первый год жизни отсутствует. К концу первого года жизни дети легко различают механические и термические раздражения кожи.

Слайд 30СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика