Анатомия человека, ее определение и место среди других биологических и медицинских дисциплин презентация

Содержание

Анатомия человека - это наука, которая изучает форму и строение человеческого организма. В основе изучения анатомии лежит познание структуры целостного организма, который находится в единстве с окружающей средой. Название анатомии

Слайд 1АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА, ЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ И МЕСТО СРЕДИ ДРУГИХ БИОЛОГИЧЕСКИХ И МЕДИЦИНСКИХ

ДИСЦИПЛИН

Слайд 2Анатомия человека - это наука, которая изучает форму и строение человеческого

организма. В основе изучения анатомии лежит познание структуры целостного организма, который находится в единстве с окружающей средой. Название анатомии происходит от главного и древнейшего метода, которым пользовались и до этого времени пользуются анатомы. Anatemno – по гречески означает рассекаю, разрезаю. Длительное время вскрытие, препарирование было единственным методом изучения строения тела человека. Отсюда происходит anatomia (греч.) - искусство расчленения мертвого человека. Современная анатомия пользуется всем арсеналом новейших медицинских и биологических методов исследования человека, но препарирование (или анатомирование) остается незаменимым методом в учебных целях.

Слайд 3Для чего необходимо изучать филогенез и онтогенез. Изучая тело человека, необходимо

выяснить не только как устроен организм, но и почему он так устроен. Два вопроса - "как?" и "почему?" всегда должны возникать при изучении анатомии. На первый вопрос в большинстве случаев анатомия может дать уверенный ответ, в то время как для ответа на вопрос "почему" арсенала анатомических данных недостаточно. Для этого анатомы должны исследовать организм в процессе его исторического и индивидуального развития, то есть изучать филогенез и онтогенез животных организмов.

Слайд 4 Связь анатомии с науками, которые изучают филогенез. Филогенез - это

процесс исторического развития животных, история их развития. С целью изучения процессов филогенеза анатомы пользуются данным сравнительной анатомии, палеонтологии и антропологии. Сравнительная анатомия изучает структуру организмов животных и сравнивает их строение. Методом сравнения можно определить похожие и отличительные черты в строении органов у разных животных и проследить их изменения. Например, изучая анатомию сердца рыб, амфибий, рептилий, птиц и млекопитающих, мы достаточно четко представляем процессы эволюции этого органа, понимаем причины, которые обусловили осложнение этого строения, и можем ответить на вопрос: почему произошло формирование четырех камер сердца и разделение потоков артериальной и венозной крови. Сравнительную анатомию называют философией анатомии, так как данные этой науки помогают понять причины исторической обусловленности той или иной структуры органов, систем и всего организма.

Слайд 5С целью изучения филогенеза анатомия использует данные палеонтологии - науки, которая

изучает ископаемые формы вымерших животных и человека. Раздел этой науки, изучающий ископаемые формы человека, называют палеоантропологии. Анатомия тесно связана с антропологией - наукой о человеке в широком смысле этого слова. В отличие от анатомии, которая исследует человека как обобщенный тип, антропология изучает ее в конкретных разновидностях. Антропология исследует этнические группы населения, изучает расовые различия, влияние социальных условий на организм. Одним из разделов антропологии является антропогенез, который изучает процессы происхождения и исторического развития человека. Изучая антропогенез, мы правильно представляем себе место человека в животном мире, восстанавливаем путь эволюции человека как вида. Антропология изучает роль труда и другие причины становления современного человека, помогает понять многочисленные его анатомические особенности.

Слайд 6Связь анатомии с науками, которые изучают онтогенез. Процесс развития индивидуума от момента

оплодотворения до смерти называют онтогенезом. Онтогенез делится на два периода, которые значительно отличаются друг от друга - внутриутробный и внеутробный. Внутриутробный охватывает период онтогенеза от оплодотворения до рождения (пренатальный период). Внеутробный (постнатальный) период продолжается от рождения до смерти. Наука, которая изучает ранний этап внутриутробного периода развития, называется эмбриологией. После рождения происходят значительные преобразования в структуре организма, которые называют возрастными изменениями. Отрасль анатомии, которая занимается их изучением, называется возрастной анатомией. Наиболее заметные изменения происходят в первые месяцы и годы жизни ребенка, поэтому данные возрастной анатомии имеют важное значение в педиатрии. В пожилом возрасте наблюдаются старческие возрастные изменения, которые изучает геронтология.

Слайд 7Анатомия и гистология. Эти науки изучают строение тела человека, пользуясь различными

методами. Анатомия изучает структуры, которые видны невооруженным глазом, поэтому ее называют макроскопической анатомии. С появлением микроскопа возникла широкая область исследования организма - микроскопическая анатомия. В дальнейшем микроскопическая анатомия превратилась в составную часть более широкой науки - гистологии, которая изучает микроскопическое строение ткани, клеточных обобществленных и других структур, которые выявляются с помощью мирового и электронного микроскопов. Морфология. Под этим термином объединяются науки о форме и строении живых организмов. Термин впервые предложен великим немецким поэтом и вченим Гёте, который также известен и своими анатомическими исследованиями. К комплексу морфологических наук принадлежат анатомия человека, сравнительная анатомия, гистология, цитология и эмбриология.

Слайд 8Анатомия, физиология и медицина. Анатомия неразрывно связана с физиологией, которая изучает

функции органов, систем и организма в целом. Взаимосвязь и взаимная обусловленность строения и функции, формы и содержания является одним из важных положений диалектики. Анатомия и физиология в широком смысле представляют большую науку биологию. Итак, анатомия является частью биологии, она является наукой биологической. Вместе с тем анатомия является одним из фундаментальных разделов медицины. Знание нормальной анатомии дает возможность изучить патологическую анатомию, распознавать болезни, проводить правильное лечение, хирургические операции. Без знания анатомии невозможно стать врачом. "Врач - не анатом не только бесполезен, но и вреден", - так говорил учитель М.И. Пирогова - Е.А. Мухин.

Слайд 9В анатомии можно выделить различные направления, соответствующие той или иной задаче

обучения или практической цели. Систематическая анатомия рассматривает строение тела по системам, последовательно описывая скелет, кости, их соединения, мышечную систему, пищеварительную, дыхательную и другие системы организма. Начинать изучение целесообразно именно по систематической анатомии. Топографическая (хирургическая) анатомия изучает взаимное расположение органов и тканей в различных участках тела. Это направление возникло в результате запросов хирургической практики. Возрастная анатомия направлена на изучение возрастных особенностей строения организма, что важно для педиатрической клиники. Пластическая анатомия изучает внешние формы и пропорции тела, а также органы, которые обусловливают рельеф тела. Знание пластической анатомии важно для антропометрии и для живописи, графики и скульптуры. Целью спортивной анатомии является изучение анатомических особенностей организма для нужд спортивной практики. Она изучает анатомические основы движений, изменения в организме, которые происходят под влиянием физических упражнений.

Слайд 10ПОНЯТИЕ О НОРМЕ И АНОМАЛИИ Нормальная и патологическая анатомия. Анатомия человека изучает

нормальное строение здорового организма, поэтому ее называют нормальной анатомией человека в отличие от патологической анатомии, задачей которой является исследование структурных изменений в организме при возникновении болезней. Что такое норма? Выше было указано, что анатомия изучает человека как некий обобщающий тип, хотя каждому человеку присущи различные индивидуальные особенности, обусловленные наследственными факторами и средой, в которой она проживает. Крайние формы этих особенностей настолько отличаются друг от друга, что определение понятия "норма" становится затрудненным. Колебания в пределах нормы не дает возможности провести четкую линию между нормой и патологией. Нормой можно считать такую структуру, которая характерна для человека как вида и при которой достигается оптимальное функционирование организма. Индивидуальную изменчивость строения органов, находится в пределах нормы, следует считать вариантами нормы.

Слайд 11Аномалии. Значительные отклонения от видовой нормы, которые возникают в процессе развития,

называют аномалиями. Некоторые аномалии воспроизводят строение предков человека и доказывают генетическую связь человека с другими животными. К ним относится, например, увеличение количества копчиковых позвонков, в результате чего у человека формируется хвост. Другие аномалии встречаются у некоторых животных, они как бы опережают развитие, указывая на направления дальнейшей эволюции человека. Пороки развития. Многие аномалии не проявляются внешне и не вызывают значительных нарушений функции организма. Другие связанные с резким нарушением структуры и функции, поэтому их называют пороками развития. Если есть внешние проявления пороков развития, их называют увечьем, уродством. Пороки развития и уродства имеют генетическое происхождение, они отражают серьезные нарушения в генетическом коде организма, поэтому их следует отнести к патологическим проявлениям. Отрасль науки, изучающая уродства, называется тератологией.

Слайд 12МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ АНАТОМИИ Препарирование. Основной метод изучения анатомии - препарирование - не

утратил своего ведущего значения и в наше время. Во время препарирования исследователь с помощью скальпеля рассекает ткани, выделяет органы и готовит анатомические препараты. Нет нужды доказывать важность работы на трупе, потому что студент должен максимально использовать те, иногда небольшие, возможности, которые может предоставить для препарирования кафедра в настоящее время.

Слайд 13Иньекция.
Для изучение кровеносных, лимфатических сосудов и полых органов анатомы широко

используют метод инъекции цветными, застывая и рентгено- контрастными массами с последующим препарированием, рентгенографией, просветлением или коррозией препаратов.

Слайд 14Коррозионный метод. После инъекции полых органов теми веществами, которые обладают способностью

затвердевать, препарат опускают в крепкие растворы кислот, под действием которых происходит разрушение, коррозия ткани. В результате исследователь получает слепок полостей органов, были иньецированы (сосуды, бронхи и др.).

Слайд 15Метод просветления заключается в приготовлении прозрачных препаратов путем их предварительного обезвоживания

и последующей выдержки в специальных жидкостях, которые пропитывают препарат, в результате чего орган имеет одинаковый показатель преломления света с жидкостью, в которой находится. Таким методом изучают окрашенные ядра окостенения, иньецированные кровеносные, лимфатические сосуды и другие органы.

Слайд 16Распилы замороженных трупов. Метод предложил Н.И. Пирогов. Распилы можно делать в

разных плоскостях, при этом на замороженном препарате сохраняется взаимное расположение тканей и органов, что позволяет изучать их топографию. Макро-микроскопический метод. Харьковский анатом В.П. Воробьев в начале нашего века обратил внимание на то, что область, которая находится между макроскопической анатомией с одной стороны и микроскопической с другой, остается не изученной. Он разработал методику тонкого препарирования и исследования органов под бинокулярной лупой, при небольших увеличениях, что позволило восполнить этот пробел в анатомических знаниях. Биосопромат – исследования физико-химических (прочностных) свойств органов и тканей человека.

Слайд 17Рентгенография. Анатомы широко используют метод рентгенографии, с успехом можно применить как

на трупе, так и на живом человеке. Вследствие существования этого метода в анатомии образовалось целое направление, называемое рентгеноанатомией. Особая ценность этого метода заключается в том, что он дает возможность исследовать органы на живом человеке - скелет, суставы, сосуды, полые органы.

Слайд 18Компьютерная томография. Этот метод заключается в том, что компьютер улавливает малейшую

разницу в поглощении рентгеновских лучей различными мягкими тканями и на этой основе формирует изображение. Важное значение имеет также ультразвуковое исследование (УЗИ), которое позволяет изучать анатомию и функцию многих внутренних органов у здоровых и больных людей.

Слайд 19Основные этапы развития анатомии І. Древний период: 1) Донаучная анатомия (анатомия в

древнем Китае, древней Индии и древнем Египте - около 2500 - 500 гг. до н. э.); 2) Анатомия в древней Греции и древнем Риме (V в. до н. э. - ІІІ в. н. э.); 3) Анатомия в эпоху Средневековья (IV - XIV в.).   ІІ. Научный период: 1. Анатомия в эпоху Возрождения (XV - XVII в.); 2. Анатомия в эпоху развитого капитализма (XVIII - XIX в.); 3. Современная анатомия (XX - XXІ в.).

Слайд 20Анатомия в древнем Китае, древней Индии и древнем Египте: Первые сведения

о строении тела человека найдены в рукописных источниках, дошедших до нас с древнего Востока. К ним относятся медицинские книги"Хванг - Ти", "Ней - Цзин" (Китай), "Аюрведа" (Индия), папирусы Эберта "Тайная книга врача”, “Учение о ходе сердца" (Египет) и др. В этих источниках находим, что в древнем Китае главными считались пять внутренних органов - сердце, легкие, почки, печень и селезенка. Задачей сердца принимать пищеварительный сок и превращать его в кровь. В древней Индии у человека насчитывали 500 мышц, 300 костей, 700 связок, 400 сосудов, 24 нерва (книга "Аюрведа", то есть "Знание жизни"). Сведения, изложенные в этой книге, переплетаются с религиозными представлениями. В древнем Египте (около 2550 до н.э.) Широко применяли бальзамирования тел умерших, следовательно, постоянно вскрывали трупы. По их представ-лению человек состоит из мяса, костей и жил для воздуха. Сердце - это орган, через который проходит кровь, слизь, вода, воздух и даже моча. Сосуды из сердца выходят парами - пара к грудной клетке, пара - ко лбу, пара - к ногам. Египтяне считали, что в артериях находится воздух, они различали нервы.

Слайд 21Анатомия в древней Греции и древнем Риме. В V - III

вв. до н. е. могущественной державой становится Греция со столицей в Афинах. Греческие ученые античного периода заложили основы знаний во многих областях науки, в том числе в медицине. Самой яркой фигурой в древней Греции был знаменитый врач, отец медицины Гиппократ (460 - 377 г.г. до н. э.). В его медицинских трудах, дошедших до нас, есть много верных анатомических фактов, касающихся строения костей, мышц, сердца, внутренностей и сосудов. Другим выдающимся ученым и философом в древней Греции был Аристотель (384 - 322 г.г. до н.э.). Он обобщил много данных по анатомии человека и животных, хотя сам анатомией не занимался. Взгляды Аристотеля оказали влияние на медицину длительное время. Новый подъем культуры и науки произошел в III - II вв. до н. э. и был связан с Александрией, городом, который основал Александр Македонский в устье Нила после завоевания Египта. Известными врачами и анатомами Александрийского периода были Герофил (род. около 304 г. до н. э.) и Эразистрат (300 - 250 г.г. до н.э.). Оба ученые препарировали и вскрывали трупы.

Слайд 22В древнем Риме анатомия и медицина долгое время развивались слабо. Это

было связано с тем, что лечением больных занимались главным образом рабы. Однако к концу II в. до н. э. после ряда завоеваний Рим становится столицей могущественной империи, в состав которой входят все страны, прилегающие к Средиземному морю, а также многие страны Западной Европы. В это время в Рим переселяются греческие врачи, начинают заниматься медициной и свободные римские граждане. Выдающимся представителем античного Рима был знаменитый врач и ученый Клавдий Гален (130 - 200 г.г. н. э.). Грек по национальности, К. Гален написал много работ по медицине и анатомии, в которых были новые данные. В течение 13 веков он считался непререкаемым авторитетом и его труды были канонизированы церковью.

Слайд 23Анатомия в эпоху Средневековья. Период Средневековья, который начался после падения Римской

империи (IV - XIV в.), характеризуется полной властью церкви, упадком наук и культуры. Социальной базой этого периода был феодальный строй. В Европе католическая церковь определила господство галенизма, сделав труды К. Галена основой неоспоримых догм. Вскрытие трупов был запрещено. На востоке после завоевания Средней и Малой Азии арабами традиции греческой и римской науки продолжались. Заслуга ученых средневекового Востока заключалась в том, что они перевели на арабском языке много работ из античной Греции и Рима и тем самым сохранили их для потомков.

Слайд 24Самым выдающимся ученым древнего Востока был Авиценна (Абу - Али -

Ибн - Сина, 980 - 1037 г.г.). Его труд "Канон медицинской науки" в пяти книгах содержал анатомические сведения, заимствованные у Гиппократа и Галена, которые сопровождались комментариями. Авиценна считал, что организмом управляют четыре органы - сердце, мозг, печень и яичко. В этот период Ибн - Аль - Нафиз из Дамаска верно описал малый круг кровообращения (1288 г.), опередив труды Сервета и Коломбо. В Европе в XIII - XV веках возникают университеты с самостоятельными медицинскими факультетами. Периодически церковь начинает позволять вскрытие трупов. В это время отличается выдающийся анатом из Болоньи Мондино де Люцци (1270 - 1326). Он сделал несколько вскрытий и составил учебник по анатомии, долгое время был главным учебным пособием для тех, кто изучал медицину.

Слайд 25Анатомия в эпоху Воздрождения. В XV - XVI веках в Западной

Европе происходили большие перемены. В это время на смену феодализму приходит новый класс - буржуазия, которая была заинтересована в развитии науки и техники. Происходит бурный рост науки и искусства. Общее культурное движение этого периода получило название эпохи Возрождения (Ренессанс). Эта эпоха породила плеяду гениев и талантов. Достаточно назвать имена Леонардо да Винчи, Рафаэля, Коперника, Микеланджело. Выдающийся художник и ученый эпохи Возрождения Леонардо да Винчи (1452 - 1519) изучал анатомию. Есть сведения, что он сделал вскрытие 30-ти трупов и оставил сотни рисунков костей, мышц, внутренностей, сердца, головного и спинного мозга. Своими исследованиями Леонардо да Винчи внес большой вклад в развитие анатомии.

Слайд 26Реформатором и основателем современной анатомической науки по праву считается гениальный ученый

Андрей Везалий (1514 - 1564), который впервые для изучения анатомии применил метод детального и тщательного препарирования на трупе. Благодаря изучению большого количества трупов людей А. Везалий опубликовал знаменитый труд "Семь книг о строении человеческого тела». И. П. Павлов так характеризовал эту книгу: "Труд Везалия - это первая анатомия человека в новой истории человечества, не повторяет мнения авторитетов, а опирается на труд свободного ума, который исследует".

Слайд 27Ученики и последователи А. Везалия, среди которых выделялись Г. Фаллопий (1523

- 1562) и Б. Евстахий (1510 - 1574), способствовали развитию новых анатомических исследований и распространению анатомических знаний очень быстро. В XVII веке английский ученый У. Гарвей (1578 - 1657) впервые правильно описал процессы кровообращения в своей книге: "Анатомические исследования о движении сердца и крови у животных» (1628). Несколько позже М. Мальпиги, пользуясь микроскопом, открыл капилляры.

Слайд 28Анатомия в эпоху развитого капитализма. В эпоху развитого капитализма (XVIII -

XIX в.) анатомические исследования проводились с чрезвычайным успехом. Этому способствовало полученное в ряде городов право на вскрытие трупов. Интенсивно развивается анатомическая техника и искусство приготовления анатомических препаратов (Ф. Рюиш, 1638 - 1731). Изобретение микроскопа и широкое его использование для изучения строения тела человека привело к созданию нового направления - микроскопической анатомии. Основоположником этого направления был выдающийся итальянский ученый М. Мальпиги (1628 - 1694). Второй итальянский анатом Дж. Морганьи (1682 - 1771) был основателем патологической анатомии. Выдающиеся труды французского анатома Ф.К. Биша (1771 - 1802) стали основой развития теоретической анатомии. Большие достижения в изучении анатомии человека в этот период были неразрывно связаны с развитием сравнительной анатомии (Ж. Кювье), эмбриологии (К. Бэр) и особенно эволюционной теории Ч. Дарвина (1809 - 1882) и его предшественников К. Линнея (1707 - 1778), К. Вольфа (1733 - 1794) и Ж. Ламарка (1774 - 1828).

Слайд 29Современная анатомия. Современный этап развития анатомии обусловливается научно-техническим прогрессом. Стремясь глубже

понять особенности структуры человеческого тела, современные анатомы широко используют электронный микроскоп, компьютерную томографию и другие современные методы исследований. В современных условиях для анатома стало неизбежным вторжения в смежные с анатомией области науки - гистологию, патологию, физиологию. Важные задачи, которые возникают перед анатомией как медико-биологической дисциплиной, требуют эволюционного и онтогенетического подходов для верной оценки тех или иных морфологических данных. Функциональный подход с широким использованием эксперимента тоже характерно для современной анатомии

Слайд 30  Гиппократ, Hippocratus (460 - 377 до н.э.). Великий греческий врач, «отец

медицины». Родился на острове Кос, работал в Афинах. В 20 лет стал знаменитым. Собрал и систематизировал известные до него факты и наблюдения по анатомии. В течение двух тысячелетий был непререкаемым авторитетом в анатомии и медицине. В своих произведениях "Об анатомии", "О сердце", "О железах", "О переломах костей" Гиппократ описывает анатомические детали строения костей (черепа, грудины, ребер) мышц, внутренностей, сосудов. По Гиппократу, основу организма составляют 4 сока: кровь (sanguis), слизь (phlegma), желчь (chole) и черная желчь (melanchole). От правильной смеси этих жидкостей зависят здоровье и психическое состояние человека. Соки возобновляются питанием, жизнь зависит от тепла. Над всем стоит жизненная сила.


Короткие биографические данные о выдающихся анатомах


Слайд 31Аристотель, Aristoteles (384-322 г.г. до н.э.). Великий греческий философ, ученик Платона.

Разделял взгляды Гиппократа. В своих произведениях собрал и изложил ценные для медицины и анатомии факты. Его труды оказали большое влияние на науку в течение длительного времени. Герофил, Herophilus (род. около 304 г. до н. э.). Греческий врач, учился в Александрии. Первым начал изучать анатомию на трупах. Описал желудочки и оболони мозга, некоторые черепные нервы, глазное яблоко. Герофил ввел термин "двенадцатиперстная кишка", открыл предстательную железу. Известна его книга "Об анатомии", где он обобщил анатомические данные. Эразистрат, Erasistratus (300 - 250 г.г. до н. э.). Греческий врач, живший в Александрии, затем - в Антиохии. Его анатомические исследования касаются кровеносной и нервной систем. Описал правильно ряд органов, в частности печень и желчные ходы, клапаны сердца, крупные артерии и вены, доказал существование чувствительных и двигательных нервов. Предложил термин "паренхима". Из его произведений сохранились лишь некоторые, собранные Галеном.

Слайд 32Гален Клавдий, Galenos C. (131 - 200 г. г. н. э.).

Выдающийся врач и анатом античного Рима, грек по национальности. Родился в. Пергаме (Малая Азия). Жил и работал в Риме, был врачом гладиаторов и придворным врачом императора Марка Аврелия. Написал более 100 работ по медицине и анатомии. Анатомию изучал главным образом на собаках, свиньях и обезьянах. Впервые дал классификацию костей, которая имеет значение и в наше время. Гален внес много нового в анатомию мышц, суставов, нервной системы, доказал, что в артериях течет кровь, а не воздух, создал первую теорию кровообращения, согласно которой центральным органом кроветворения является печень, откуда кровь направляется к сердцу, где смешивается с "пневмой" и разносится по всему организму. Желудочки сердца, по Галеном, сочетаются между собой через мельчайшие отверстия в перегородке. Движение крови по сосудам происходит в виде приливов и отливов. Эти представления господствовали вплоть до XVII века, когда Гарвей правильно отобразил процессы кровообращения.



Слайд 33Авиценна, Абу - Али - Ибн - Сина (980 - 1037

г.г.). Выдающийся врач средневекового Востока. Родился и работал в Бухаре, которая была культурным центром Арабского Востока. Написал более 100 произведений, среди которых основная работа "Канон медицинской науки" в пяти книгах является энциклопедией медицинских знаний того времени. "Канон" содержал анатомические сведения, заимствованные у Гиппократа и Галена.



Слайд 34Леонардо да Винчи, Leonardo da Vinci (1452 – 1519 г.г.). Гениальный

итальянский художник, инженер и ученый. Работал в Милане и Риме. Известен своими работами в различных областях науки, в том числе и в анатомии. Благодаря вскрытиям и опытам на трупах Леонардо да Винчи получил богатый анатомический материал, который обобщил, сделав сотни рисунков, которые сопровождаются комментариями. На рисунках Леонардо да Винчи верно изображены многочисленные кости, суставы, мышцы, внутренние органы. Он описал и нарисовал сердце, крупные сосуды, желудочки мозга (из которых делал слепки), беременную матку, глаз и многие другие органы. Леонардо да Винчи мечтал создать полную анатомию в 120 томах, однако его труд остался незавершенным, и долгое время его анатомические работы были неизвестными. До нас дошли 799 рисунков с текстом.



Слайд 35Везалий Андрей, Vesalius A. (1514 - 1564 г.г.). Родился г. Везеле,

затем жил в Брюсселе. Изучал медицину в Парижском университете у известного анатома Сильвия. В 1537 году в возрасте 20 лет получил кафедру анатомии и хирургии в Падуанском университете. Везалий впервые применил метод детального препарирования на трупе, изобрел для этого специальные инструменты. Отпрепарировал значительное количество трупов, и на основе полученных данных в 1543 г. опубликовал знаменитый труд "Семь книг о строении тела человека", который иллюстрирован гравюрами художника Калькара. Долгое время книга была непревзойденной по полноте и систематичностьи изложения. В книге впервые полно описаны скелет, связки, мышцы, сосуды, нервы, внутренние органы, мозг и органы чувств. Он устранил более 200 ошибок Галена и тем самым подорвал его авторитет. Но и Везалий в чем ошибался. А именно, он не мог правильно понять процесс кровообращения.



Слайд 36Фаллопий Габриэль, Fallopio G. (1523 - 1562 г.г.). Ученик Везалия, выдающийся

итальянский анатом XVI века. Работал в Феррари и Падуе, отличался прилежанием своих анатомических исследований. После Везалия внес наибольший вклад в анатомию. В своей книге "Анатомические наблюдения" Фаллопий подробно описывает строение различных органов, в том числе канала лицевого нерва, маточной трубы, мышц неба и глаза. Впервые исследовал строение плода человека. Евстахий Бартоломей, Eustachio B. (1510 - 1574 г.г.). Профессор анатомии в Риме. Он дополнил и исправил описания Везалия. Подробно изучил анатомию зубов, почек, семенных пузырьков, глаза, органа слуха, открыл надпочечники. Евстафий занимался эмбриологией и сравнительно - анатомическими исследованиями. Везалий, Фаллопий и Евстафий составляют своеобразный "анатомический триумвират", благодаря трудам этих ученых новые анатомические знания стали распространяться необычайно быстро.

Слайд 37Гарвей Вильям, Harvey W. (1578 - 1657 г.г.). Великий английский врач

и ученый. Учился в Кембридже и Падуе. Получив степень доктора медицины, стал профессором анатомии и хирургии в Лондонском университете. На основе анатомических и экспериментальных исследований в 1628 году опубликовал знаменитый труд "Анатомические исследования о движении сердца и крови у животных», в которой впервые правильно осветил процессы кровообращения, доказав, что кровь движется по замкнутому кругу. Гарвей предсказал наличие невидимых невооруженным глазом соединений между артериями и венами (капилляров). Открытие Гарвея вызвало жестокие споры между учеными того времени, он испытывал многочисленных нападений и не дожил до полного признания своих взглядов. Большое значение имели эмбриологические исследования Гарвея, ему принадлежит выражение "Omne vivum ex ovo" («все живое из яйца»), он выступил против учения Аристотеля о самозарождения. Гарвей впервые широко применил эксперимент в своих исследованиях и по праву считается основоположником научной физиологии.

Слайд 38Мальпиги Марчелло, Malpighi М. (1628 - 1694 г.г.). Великий итальянский ученый,

основоположник микроскопической анатомии. Учился и работал в Болонье, был лейб-медиком папы Иннокентия ХІІ. Мальпиги применил соединение оптического стекла, которое давало увеличение в 180 раз. Выполнил многочисленные работы по изучению микроскопического строения многих органов, в том числе почки, легких и селезенки. В 1661 году открыл капилляры в легких лягушки, завершив учения Гарвея о кровообращении. Сделал весьма важные открытия во многих областях анатомии и эмбриологии. Азели Гаспаре, Aselio G. (1581 - 1626 г.г.). Итальянский анатом, в 1622 г. открыл лимфатические сосуды в брыжейке тонкой кишки у собаки. Сосуды были названы молочными, т. к. содержали богатую жир лимфу молочного цвета (собака была перед вскрытием накормлена жирной пищей). Книга Азела "Рассуждение о млечники, четвертый вновь открыт вид необходимых сосудов" вышла после смерти автора в 1828 г.

Слайд 39Рюиш Фредерик, Ruysch F. (1638 - 1731 г.г.). Знаменитый голландский анатом,

прославился мастерством изготовления ценных анатомических препаратов. Усовершенствовал технику инъекции кровеносных сосудов. В 1701 году продал коллекцию своих препаратов Петру І. Эти препараты стали основой первого в России музея "Кунсткамеры натуральных вещей" (Петербург). Часть препаратов сохранилась до наших дней. Морганьи Джованни, Morgagni D. (1682 - 1771 г.г.). Известный итальянский анатом, профессор анатомии в Падуанском университете. Описал много подробностей из нормального строения органов. Болезненные изменения в организме связывал с анатомическими изменениями органов, является основоположником патологической анатомии. Создал музей уродств, аномалий и опухолей.

Слайд 40Биша Франсуа, Bichat F. (1771 - 1802). Выдающийся французский анатом, создатель

теоретической анатомии. Сын врача, изучал медицину в Лионе и Париже. Работал в Париже, где читал лекции по анатомии, физиологии и хирургии, сопровождая их разрезами трупов. Биша так увлекался анатомическими исследованиями, жил в секционном зале, истощенный работой, умер в возрасте 31 года. Биша создал учение о тканях организма. По его мнению, ткани являются основными структурными и физиологическими единицами жизни, носителями всех жизненных процессов. Биша впервые разделил органы тела на органы растительной жизни (viscera) и органы животной жизни (soma). В соответствии с этим он разделил нервную систему на вегетативную и соматическую. Биша развил физиологическое направление в медицине, он внес огромный вклад в развитие патологической анатомии. Основные труды Биша "Физиологические исследования о жизни и смерти" (1800), "Описательная анатомия" (1801 - 1802) и "Общая анатомия" (1803) принесли ему мировую славу.

Слайд 41ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВННОЙ АНАТОМИИ Зарождение знаний. В древних русских рукописях Х -

ХІІ веков можно найти сведения по медицине и анатомии, которые заимствованы из работ Гиппократа и Галена. Это объясняется тесными связями Киевской Руси с Византией. Аптекарский приказ. В 1620 г. быв создан Аптекарский приказ - орган управления медицинскими делами. Аптекарский приказ находился на территории Кремля и, среди других видов деяльности, поручал составление медицинских сочинений и перевод иностранных книг по медицине.

Слайд 42В 1725 году в Петербурге была создана Российская Академия наук, а

в 1755 году по инициативе М. В. Ломоносова открывается Московский университет, при котором в 1764 году был организован медицинский факультет. В этот период появляется целая плеяда ученых - анатомов - А.П. Протасов, К. И. Щепин, Н. И. Шеин, Д. И. Иванов, в том числе выходцы из Украины - О.М. Шумлянский, Н. М. Максимович - Амбодик. В 1798 году на базе медицинских училищ в Петербурге учреждается Медико-хирургическая академия, ставшая потом знаменитым медицинским учебным заведением в России. Выдающимся анатомом и основателем первой русской анатомической школы был академик П.А. Загорский, который работал в академии с 1799 до 1833 год. В 1802 году П. А. Загорский выдал первый оригинальный учебник по анатомии.

Слайд 43Роль Н. И. Пирогова в развитии анатомии. С именем великого ученого Н.

И. Пирогова связана целая эпоха в развитии анатомии. Он является создателем нового направления - топографической (хирургической) анатомии. Н. И. Пирогов предложил метод распила замороженных трупов для изучения взаиморасположения органов, он является одним является основоположников изучения коллатерального кровообращения. Н.И. Пирогов был первым анатомом, который обратил внимание на значение фасций, заметил закономерности взаимоотношений артериальных стволов и фасций. Труды Н. И. Пирогова имели большое влияние на развитие отечественной анатомии.



Слайд 44Кроме Н. И. Пирогова среди выдающихся ученых того периода необходимо отметить

И. В. Буяльського, В. Л. Грубера, П. Ф. Лесгафта, Д. Н. Зернова, В. О. Беца и др.

Слайд 45Развитие анатомии в Украине Ряд выходцев из Украины сыграли важную роль

в развитии отечественной анатомии на рассвете ее становления. К ним прежде всего относится профессор Нестор Максимович Амбодик-Максимович (1744 - 1812), уроженец с. Веприк (теперь Полтавской области), который наряду с развитием акушерства создал "Анатомо - физиологический словарь" на русском, латинском и французском языках (1783 г.), ставший основой будущей анатомической номенклатуры, написал «Физиологию и естественную историю о человеке, к его зачатия, рождения, природы и т.д.»(1787 г.). Александр Михайлович Шумлянский (1748 – 1795 г. г.), уроженец с. Малая Будища (теперь Полтавской области), вместе с 10 российскими учеными был направлен в Германию, где защитил диссертацию на тему: "О строении почек», в которой впервые в мире описал строение капсулы почечного тельца.

Слайд 46Медицинский факультет в Харьковском университете был организован вместе с открытием университета,

с 1805 г. Преподавать анатомию пригласили из Фрейбурга Людвига Иосифовича Ванноти, который руководил кафедрой до 1811 г. После него заведующим кафедрой стал Иван Дмитриевич Книгин. Далее кафедру возглавляли известные анатомы А. С. Венедиктов, П. А. Наранович, И. К. Вагнер, М. А. Попов, А. К. Белоусов. Учеником А. К. Белоусова был Владимир Петрович Воробьев, один из самых талантливых ученых - анатомов, под его руководством окончательно оформилась Харьковская анатомическая школа, были развернуты обширные исследования периферической нервной системы. Вместе с Б.И. Збарским, В.П.Воробьев выполнил бальзамирования тела В. И. Ленина. В. П. Воробьев - автор учебника и уникальных атласов по анатомии. Традиции учителя продолжил его ученик Р.Д. Синельников, который удачно развивал музейное дело.



Слайд 47Кафедра анатомии медицинского факультета Киевского университета начала функционировать с сентября 1841

г. Первым заведующим кафедрой анатомии был один из учеников М.И. Пирогова профессор Николай Илларионович Козлов (1841 - 1844 г.г.). В 1844 г. заведующим кафедрой анатомии Киевского университета был избран профессор Александр Петрович Вальтер, который работал в Юрьеве вместе с М.И. Пироговым и К.М. Бером. А.П. Вальтер был настоящим реформатором преподавания анатомии в Киевском университете. По инициативе П. Вальтера была сооружена специальная здание для анатомического театра. А. П. Вальтер написал первый учебник по анатомии, который был издан в Киеве, "Курс анатомии человеческого тела для учеников" (1843).

Слайд 48После О. П. Вальтера в 1868 профессором кафедры был избран его

ученик Владимир Алексеевич Бец. Профессор В. А. Бец гордость Киевской школы анатомов, его труды стали получением мировой анатомической науки. В.А. Бец впервые в мире открыл неодинаковое строение коры в различных отделах головного мозга человека, выделил 8 полей, которые отличались микроскопической строением. В.А. Бец открыл гигантские пирамидные клетки в коре предцентральной извилины. Кроме изучения центральной нервной системы В. А. Бец провел обширные исследования костей скелета в аспекте их развития. Как итог многолетних исследований вышла монография В.А. Беца "Морфология остеогенеза" (1887 г.).



Слайд 49С 1890 г. по 1902 г. кафедру анатомии Киевского университета возглавлял

профессор Михаил Андреевич Тихомиров. Главным научным направлением М. А. Тихомирова было изучение анатомии кровеносных сосудов, им был собран и обработан огромный казуистический материал сосудистых аномалий. С 1903 г. по 1917 г. кафедрой анатомии заведовал ученик М. А. Тихомирова профессор Франц Адольфович Стефанис. Ф. А. Стефанис впервые не только в Украине, но и в России начал изучение лимфатической системы. Уже в 1902 г. он защитил докторскую диссертацию на тему "Лимфатические сосуды желудка человека", в 1902 г. вышла его работа "О лимфатических сосудах почек человека", а в 1904 г. - монография "Лимфатические сосуды печени". Эти работы следует признать классическими. С 1930 по 1971 г.г. кафедрой заведовал профессор Михаил Сергеевич Спиров. М.С. Спиров издал ряд монографий, в которых освещены его главные достижения в изучении лимфатической системы.

Слайд 50Профессор И.И. Чайковская.
Основатель кафедры анатомии человека Ворошиловградского медицинского института.
Заведовала кафедрой в

период с 1956 г. по 1984 г.

Слайд 51Лауреат государственной премии Украины,
заслуженный деятель науки и техники Украины,
профессор

В.Г. Ковешников.
Ректор университета с 1984 г. по 2003 г.
Заведовал кафедрой с 1984 г. по 2010 г.

Слайд 52Коллектив кафедры анатомии человека в довоенное время


Слайд 53АНАТОМІЧНА ТЕРМІНОЛОГІЯ Міжнародна анатомічна номенклатура. Для позначення утворів в анатомії користуються термінами,

які походять із грецької та латинської мов. Перша міжнародна стандартизація анатомічних термінів відбулася в Базелі (Швейцарія), де в 1895 році на IX Конгресі Анатомічного товариства затверджена Базельска міжнародна анатомічна номенклатура (BNA). У 1955 році в Парижі на VI Міжнародному конгресі анатомів була прийнята нова міжнародна Паризька анатомічна номенклатура 1955 р. (PNA), яка після деяких поповнень і змін діяла до 1998 року. На зміну їй в Сан-Пауло (Бразилія) була прийнята нова Міжнародна анатомічна номенклатура (S-PNA), яка поступово впроваджується в усіх країнах світу. На основі Міжнародної анатомічної номенклатури кожна країна розробляє і затверджує для широкого використання (не тільки для викладання анатомії) національну анатомічну номенклатуру.

Слайд 54Принципи анатомічної термінології. Розташування частин тіла і органів розглядається, виходячи із

вертикального положення людини з опущеними руками і долонями, оберненими вперед. В такому положенні розрізняють передню, бічні і задню поверхні тіла.



Слайд 55Анатомические различия строения органов у разных людей хорошо известны. Они обусловлены

полом, возрастом, типом телосложения и другими факторами. Статеві відмінності належать до первинних і вторинних статевих ознак і проявляються у різниці будови статевих органів, а також довжини тіла, розмірів грудної клітки, живота, кінцівок і окремих органів. Особливо ця різниця помітна в органах соми - в будові кісток, м'язової системи, а також у ступені розвитку волосяного покриву. Вікові особливості полягають в різниці пропорції тіла, яка спостерігається в різні вікові періоди, вони виявляються у всіх органах і системах організму і стосуються основних анатомічних характеристик - будови, форми, кількості і топографії органів. Індивідуальні особливості будови кожної людини настільки великі, що можна говорити про неповторність кожної людини. Ще в давнину були спроби узагальнити і класифікувати ці особливості (Гіппократ, Гален). В ІІ столітті н. е. К. Гален запровадив в медицину поняття habitus (зовнішність, зовнішній вигляд). Він пов'язував розвиток певних хвороб і схильність до них з особливостями зовнішнього вигляду людини, способом її життя.

Слайд 56Під конституцією (constitutio - упорядкування, організація) розуміється сукупність анатомічних і фізіологічних

особливостей даного індивідууму, яка обумовлена спадковими та середовищними факторами.



Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика