Двухфакторный дисперсионный анализ презентация

Содержание

Пример Компания хочет проверить эффективность своей рекламы. Выбран продукт, и созданы два типа рекламных роликов: серьезный и смешной. Реклама размещена в рабочие и выходные дни. Выбраны 16 потенциальных клиентов и наугад

Слайд 1Лекция 11. Двухфакторный дисперсионный анализ
11-1. Описание метода и пример
11-2. Анализ взаимодействия
11-3.

Решение в SPSS


Слайд 2Пример
Компания хочет проверить эффективность своей рекламы. Выбран продукт, и созданы два

типа рекламных роликов: серьезный и смешной. Реклама размещена в рабочие и выходные дни. Выбраны 16 потенциальных клиентов и наугад распределены на 4 группы. После того, как каждый покупатель просмотрел ролик, его просят оценить эффективность рекламы по двадцатибалльной шкале. Различные баллы даются за привлекательность, ясность, краткость ролика и т.д.

Слайд 3Пример
При α = 0,01 проанализируйте данные, используя двусторонний дисперсионный анализ.


Слайд 4Дисперсионный анализ (Analysis of Variance)
F-критерий, который мы использовали при сравнении дисперсий,

может применяться для сравнения трех и более средних.

Этот метод называется дисперсионным анализом или в англоязычной аббревиатуре ANOVA (Analysis of Variance).

F-критерий можно использовать при сравнении двух средних. Но в этом случае он становится идентичным t-критерию.

Слайд 5Однофакторный и двухфакторный анализ
Дисперсионный анализ, который рассматривает только одну переменную называется

однофакторным дисперсионным анализом (One-Way ANOVA). Дисперсионный анализ может также применяться в случае двух переменных - это двухфакторный дисперсионный анализ (Two-Way ANOVA).

Фактор А

Фактор B

Зависимая
переменная



Фактор

Зависимая
переменная



Слайд 611-1. Двухфакторный дисперсионный анализ
Описание метода и пример


Слайд 7Постановка проблемы
При применении двухфакторного дисперсионного анализа исследователь проверяет влияние двух независимых

переменных (факторов) на зависимую переменную. Может быть изучен также эффект взаимодействия двух переменных.

Фактор А

Фактор B

Зависимая
переменная





Слайд 8Эффект обработки и эффект взаимодействия
Исследуемые группы называют эффектами обработки (treatment groups):
Группа

1: Смешной ролик, рабочий день
Группа 2: Смешной ролик, выходной день
Группа 3: Серьезный ролик, рабочий день
Группа 4: Серьезный ролик, выходной день

Зрители распределяются по группам случайным образом. Эта схема 2×2, так как каждая переменная состоит из двух уровней, или двух разных вариантов обработки.

Слайд 9Эффект обработки и эффект взаимодействия
Двухфакторный дисперсионный анализ позволяет исследователю проверить эффекты

влияния типа ролика и типа дня одновременно, а не по отдельности.

Кроме этого, исследователь может проверить также дополнительную гипотезу об эффекте взаимодействия между двумя переменными. Наличие значимого эффекта будет означать, что тип ролика по-разному влияет на эффективность рекламы, в зависимости от типа дня.

Слайд 10Другие схемы
Двухфакторный дисперсионный анализ типа 3 х 2 и 3 х

3.

Слайд 11Гипотезы
Схема двухфакторного дисперсионного анализа имеет несколько нулевых гипотез: одна для каждой

независимой переменной и одна для взаимодействия.

Н0: Тип ролика и день не имеют эффекта взаимодействия на эффективность рекламы.
Н1: Тип ролика и день имеют эффект взаимодействия на эффективность рекламы.

Н0: Эффективность рекламы не зависит от типа ролика.
Н1: Эффективность рекламы зависит от типа ролика.

Н0: Эффективность рекламы не зависит от типа дня.
Н1: Эффективность рекламы зависит от типа дня.

Слайд 12Таблица результатов
Результаты вычислений представляют в виде следующей таблицы:


Слайд 13Обозначения
SSA – сумма квадратов для фактора А
SSB – сумма квадратов для

фактора В
SSAxB – сумма квадратов для взаимодействия факторов
SSerror – сумма квадратов для ошибки
а – количество уровней фактора А
b – количество уровней фактора В
n – количество объектов в каждой группе




Слайд 14Изменчивость в двухфакторном анализе
Общая
изменчивость
Между группами
Внутри групп
Между
столбцами
Между
строками
Взаимодействие


Слайд 15Формулы для вычислений
df.N. = a – 1
df.D. = ab(n – 1)

df.N.

= b – 1
df.D. = ab(n – 1)

df.N. = (a – 1)(b – 1)
df.D. = ab(n – 1)


Слайд 16Условия применения
Генеральные совокупности, из которых извлечены выборки, должны быть нормально распределены.
Выборки

должны быть независимыми.
Дисперсии генеральных совокупностей, из которых извлекались выборки, должны быть равными.
Группы должны иметь одинаковый объем выборки.


Слайд 17Пример
Исследователь хочет выяснить, оказывают ли тип потребляемого бензина и тип автомобиля

влияние на расход топлива. Для этого будут использованы два типа бензина – обычный и высокооктановый, и для каждой группы будут использованы два типа автомобилей – с двумя ведущими колесами и с четырьмя. Для каждой группы будут использованы по два автомобиля, всего восемь.

Расход топлива в милях на галлон


Слайд 18Последовательность действий
ШАГ 1. Сформулировать гипотезы.

ШАГ 2. Найти критическое значение для каждого

значения F-критерия при заданном α, например, α = 0,05.

ШАГ 3. Заполнить итоговую таблицу, чтобы получить значение критерия.

ШАГ 4. Принять решение.

ШАГ 5. Подвести итоги.

Слайд 19Шаг 1. Сформулировать гипотезы
Гипотезы для взаимодействия:
Н0: Тип топлива и тип автомобиля

не оказывают эффекта взаимодействия на потребление бензина.
Н1: Тип топлива и тип автомобиля оказывают эффекта взаимодействия на потребление бензина.

Гипотезы для типов топлива:
Н0: Для двух типов топлива нет разницы между средним потреблением бензина. Н1: Для двух типов топлива существует разница между средним потреблением бензина.

Гипотезы для типов автомобилей:
Н0: Для автомобилей с двумя и четырьмя ведущими колесами нет разницы в среднем потреблении бензина.
Н1: Для автомобилей с двумя и четырьмя ведущими колесами существует разница в среднем потреблении бензина.

Слайд 20Шаг 2. Критические значения для F-критерия
Каждая независимая переменная, или фактор, имеет

два уровня (принимает два значения).
Фактор А - тип топлива: обычное и высокооктановое, а = 2.
Фактор В - тип автомобиля: также имеет два значения, b = 2.

Степени свободы для каждого фактора:
Фактор А: df.N = a – 1 = 2 – 1 = 1
Фактор В: df.N = b – 1 = 2 – 1 = 1
Взаимодействие (A×B): df.N = (a – 1)(b – 1) = (2 – 1)(2 – 1) = 1
Ошибка внутри группы: df.D = ab(n – 1) = 2×2(2 – 1) = 4

n – число объектов в каждой группе. В данном случае n = 2.

Слайд 21Шаг 2. Критические значения для F-критерия
Критические значения:
FA α = 0,05 df.N

= 1 df.D = 4 FA = 7,71
FВ α = 0,05 df.N = 1 df.D = 4 FВ = 7,71
FАхВ α = 0,05 df.N = 1 df.D = 4 FАхВ =7,71

Слайд 22Замечание
Если факторы принимают различное число значений, критические значения не всегда будут

одинаковыми.

Например, если фактор А имеет три значения, а фактор В – четыре, и при этом в каждой группе по два объекта, то степени свободы будут следующие:

df.N. = a – 1 = 3 – 1 = 2 для фактора А
df.N. = b – 1 = 4 – 1 = 3 для фактора В
df.N. = (a – 1)(b – 1) = (3 – 1)(4 – 1) = 6 для фактора A×B
df.D. = ab(n – 1) = 3×4(2 – 1) = 12 ошибка внутри группы


Слайд 23Шаг 3. Заполняем таблицу
Таблица результатов вычислений


Слайд 24Шаг 3. Заполняем таблицу









Слайд 25Шаг 3. Заполняем таблицу











Слайд 26Шаг 3. Заполняем таблицу


Слайд 27Шаг 3. Можем использовать SPSS


Слайд 28Шаг 4-5. Принять решение и подвести итог
Поскольку FB = 11,733 и

FА×В = 65,522, что превышает критический уровень 7,71, нулевые гипотезы об эффекте взаимодействия и о типе автомобиля отвергаются.

Итог. Поскольку нулевая гипотеза об эффекте взаимодействия была отвергнута, можно сделать вывод о том, что сочетание типа топлива и типа автомобиля оказывает существенное влияние на потребление топлива.

Слайд 29Итоги
Подводя итоги, можно сказать, что двумерный дисперсионный анализ является продолжением одномерного.

Двумерный анализ может использоваться для проверки воздействия двух независимых переменных и возможного эффекта взаимодействия на зависимую переменную.

Слайд 3011-2. Анализ взаимодействия
Метод
Пример


Слайд 31Интерпретация результатов анализа
В предыдущем примере влияние типа бензина и типа автомобиля

называются основными или главными эффектами. Если нет значимого эффекта взаимодействия, основные эффекты можно интерпретировать независимо друг от друга.

Однако, если существует значимый эффект взаимодействия, надо более внимательно интерпретировать основные эффекты. Чтобы интерпретировать результаты двумерного дисперсионного анализа, исследователи предлагают нарисовать график, на который наносятся средние значения каждой группы. Затем проанализировать график и интерпретировать результаты.

Слайд 32Вычислим средние по группам





Слайд 33Беспорядочное взаимодействие


На этом графике прямые пересекаются. В случае такого пересечения и

при значительном эффекте взаимодействия, это взаимодействие называется беспорядочным.
В случае беспорядочного взаимодействия не следует интерпретировать основные эффекты без учета эффекта взаимодействия.

Слайд 34Порядковое взаимодействие


Другой возможный тип взаимодействия – порядковое взаимодействие.
Если значение F-критерия

для взаимодействия оказывается значимым и прямые не пересекаются, тогда взаимодействие называется порядковым, и основные эффекты можно интерпретировать отдельно друг от друга.



Слайд 35Отсутствие взаимодействия


Наконец, когда нет значительного эффекта взаимодействия, прямые на графике будут

параллельными или почти параллельными. В подобной ситуации основные эффекты можно интерпретировать независимо друг от друга, поскольку не существует значимого взаимодействия. На рисунке приведен график двух переменных, когда эффект взаимодействия незначителен, прямые параллельны.




Слайд 36Пример


Какой вывод можно сделать из этого графика?


Слайд 37Отсутствие взаимодействия


Поскольку прямые почти параллельны, не существует значимого взаимодействия между факторами.

Основные эффекты можно интерпретировать независимо друг от друга.

Слайд 38Порядковое взаимодействие


Слайд 39Беспорядочное взаимодействие


Слайд 4011-2. Решение задачи в SPSS
Ввод данных
Анализ
Отчет


Слайд 41Ввод данных


Слайд 42Выбираем переменные
Grade является зависимой

Trailer и Day независимые


Слайд 43Отчет


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика