Слайд 1СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ
АВТОР: КОСТЫЛЕВА НАТАЛЬЯ ВЛАДИСЛАВОВНА (KOSTYLEVA@YA.RU)
Слайд 2
Лекция 1
История развития стратегического менеджмента
Понятие и роль стратегического менеджмента
Слайд 3
Менеджер – руководитель, который способен организовать какую-либо работу,
опираясь на современные методы
Слайд 4
Внешняя среда
Потребители
Сотрудники
Слайд 5
Отделы фин.планирования
Скользящее, долгосрочное, стратегическое планирование
Формирование новых принципов и методов планирования
1940-1950
1950-1960
1970…
Слайд 6
Этапы
в развитии стратегического менеджмента:
Бюджетирование
Долгосрочное планирование
Стратегическое планирование
Стратегический менеджмент
Слайд 7Новые принципы и методы менеджмента
Для стратегических целей организации должны
быть выделены отдельные ресурсы
Должны быть созданы центры руководства, которые систематизированы по целям
Должна быть оценена деятельность каждого подразделения
Слайд 8 Ключевые факторы
высокоэффективного бизнеса
Слайд 9 Заинтересованные группы
(корпоративная аудитория)
Слайд 10
Экономически эффективная деятельность, направленная на достижение перспективных целей организации с учетом
возможности более длительного сохранения конкурентных преимуществ, а также адекватного реагирования на изменения внешней среды
Стратегический менеджмент
Слайд 11Стратегический менеджмент — функция управления (менеджмента), распространяется на долгосрочные цели и
действия компании. Формулировка стратегии (образа действий) и её чёткий инструментарий являются ядром управления и важным признаком хорошего менеджмента компании.
Стратегический менеджмент — разработка и реализация действий, ведущих к долгосрочному превышению уровня результативности деятельности фирмы над уровнем конкурентов.
Стратегический менеджмент – это концепция выживания в конкретных условиях. Оно даёт более или менее конкретное представление о том, какой должна быть организация в будущем: в каком окружении ей предстоит работать, какую позицию занимать на рынке, какие иметь конкурентные преимущества, какие изменения в организации предстоит осуществить.
Стратегический менеджмент – это сфера управленческой деятельности, состоящая в реализации перспективных целей компании через осуществление изменений в организации. Стратегическое управление выступает как процесс, посредством которого осуществляется взаимодействие организации с её окружением. В то же время стратегический менеджмент – это область научных знаний, изучающая приёмы, инструменты, методологию принятия стратегических решений и способы их практической реализации. Деятельность по стратегическому управлению связана с постановкой целей и задач организации и с поддержанием взаимоотношений между организацией и окружением, которые позволяют добиваться ей своих целей, соответствует её внутренним возможностям и позволяет оставаться восприимчивой к требованиям внешней среды.
Стратегический менеджмент – это управление в социально-экономических системах, где выделяются функциональная, процессная и элементная стороны.
Слайд 12
Этапы стратегического управления
Выбор сферы бизнеса
Выбор предназначения фирмы
Преобразование предназначения в стратегические долгосрочные
планы, затем в краткосрочные
Выбор корректной стратегии
Проработка стратегии
Последовательная реализация стратегии, корректировки
Оценка происходящего в организации
Корректировка происходящего с учетом экономических изменений внешней среды
Слайд 13Постановка главных целей организации, кроме получения прибыли
Анализ внешней среды организации
Анализ внутренней
среды организации
Выбор допустимой стратегии на всех уровнях
Приспособление существующей системы к стратегическим изменениям
Слайд 14
Эффективность системы стратегического менеджмента
обеспечивает комплексный, системный взгляд на предприятие
и его внешнее окружение;
облегчает принятие стратегических решений на основе использования специальных понятий, методов и подходов к сбору и обработке информации;
обеспечивает координацию и коммуникации, как по горизонтали, так и по вертикали:
помогает справиться с изменениями и провести изменения;
даёт возможность предвидеть тенденции развития бизнеса;
помогает делать стратегический выбор и реализовывать стратегию.
Слайд 15В каком положении предприятие находится в настоящее время?
В каком положении
оно хотело бы находиться через три, пять, десять лет?
Каким способом достигнуть желаемого положения ?
Слайд 165 задач стратегического менеджмента
Определение вида коммерческой деятельности и формирование стратегических
направлений ее развития, т.е. необходимость обозначения цели и долгосрочной перспективы;
Превращение общих целей в конкретное направление работы;
Умелая реализация выбранного плана для достижения желаемых показателей;
эффективная реализация выбранной стратегии;
Оценка проделанной работы, анализ ситуации на рынке, внесение коррективов в долгосрочные основные направления деятельности в цели, стратегию или в ее осуществление в свете приобретенного опыта изменившихся условий новых идей или новых возможностей
Слайд 17Стратегия как способ достижения целей приятия.
Лекция 2.
Уровни разработки стратегии: корпоративная,
конкурентная, функциональная.
Процесс стратегического планирования.
Слайд 18Стратегия – это
средство достижения основной цели предприятия – достижение коммерческого успеха
на рынке;
генеральное стратегическое направление деятельности предприятия, с которым должны увязываться все аспекты стратегического плана;
совокупность решений организации относительно выбора целевого рынка и продукта для рынка;
оптимальное управление продуктом и оптимальное распределение ресурсов;
сочетание ресурсов и навыков организации, с одной стороны, и возможностей риска, исходящих из окружающей среды, с другой стороны, при котором достигаются основные цели
Слайд 19
УРОВНИ СТРАТЕГИИ:
КОРПОРАТИВНЫЙ
ОТДЕЛЬНОГО ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИЛИ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ БИЗНЕС ЕДИНИЦЫ,СБЕ SBU(STRATEGIC BUSINESS UNIT)
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ
(ОБЫЧНО ОТНОСЯЩИЙСЯ К ОТДЕЛЬНЫМ ФУНКЦИЯМ КОМПАНИИ – МАРКЕТИНГУ, ФИНАНСАМ, ОПЕРАТИВНОМУ УПРАВЛЕНИЮ
ПЕРСОНАЛОМ)
ОПЕРАТИВНЫЙ
Mintzberg, Quinn, 1991: «Суть стратегии зависит от того, где и когда вы сидите»
Rumelt, 1974: «То, что является стратегией для одного человека, для другого – только тактика».
Слайд 21
Цикличность разработки стратегий
Слайд 22Успеха добиваются те компании, которым удается достичь стратегического соответствия своему рыночному
окружению, разработать структуры и системы управления, необходимые для осуществления стратегических замыслов.
Для успеха не так важна правильная стратегия, как важно достичь нужного соответствия.
Майлс Сноу
Слайд 23Модель стратегического соответствия
Слайд 24 Миссия (Дж.Коллинс, Дж.Поррас):
У нее должна быть финишная
линия, обозначающая, что поставленная цель достигнута
Она должна быть амбициозной, но реально достижимой
Она помогает установить ограничение во времени, которое должно быть достаточно коротким, что бы ее могли осуществить действующие на данный момент сотрудники
Слайд 25Критерии официального изложения:
Приобщение к системе корпоративных ценностей всех сотрудников
Определение границ
бизнеса
Формулировка объединяющей темы для всех основных групп
Определение отличающих от других организации характеристик
Слайд 26Стратегический план
Задаёт направление для деятельности предприятия
Слайд 27Стратегический план
Позволяет лучше понимать структуру маркетинговых исследований, процессы изучения потребителей, планирования
продукции, ее продвижения на рынок и планирование ценообразования
Слайд 28Стратегический план
Обеспечивает каждому структурному подразделению на предприятии четкие цели, которые увязываются
с общими задачами предприятия.
Слайд 29Стратегический план
Стимулирует координацию усилий подразделений в различных направлениях.
Слайд 30Стратегический план
Заставляет предприятие оценивать свои сильные и слабые стороны с
точки зрения конкурентов, возможностей и угроз в окружающей среде.
Слайд 31Стратегический план
Создает основу для распределения ресурсов.
Слайд 32Стратегический план
Определяет альтернативные действия или их комбинацию, которые должна предпринять организация.
Слайд 33 Последовательность проведения анализа деятельности предприятия:
Показатели (результаты) деятельности:
доля рынка,
объем производства/продаж, прибыль, рентабельность, коэффициенты и т.д.
Анализ продаж (таблицы и графики)
SWOT-анализ
Анализ затрат
Анализ покупателей (АВС-анализ)
Анализ поставщиков (XYZ-анализ)
Анализ ассортимента – портфельный анализ (BCG)
Матрица жизненного цикла отрасли
Оценка конкурентоспособности
Анализ целей и стратегий и проч.
Слайд 34Требования,
предъявляемые к стратегиям:
четко сформулированы, конкретны, непротиворечивы;
избирательны в связи с ограниченностью
ресурсов;
проранжированы и разделены на долгосрочные и краткосрочные;
формируются на основе знаний о требованиях рынка;
должно быть 4 – 6 корпоративных стратегий.
Слайд 35Процесс стратегического планирования
Определение задач предприятия
Определение стратегических хозяйственных единиц (СБЕ)
Установление целей
маркетинга
Комплексный анализ ситуации для каждого СБЕ (анализ окружающей среды /анализ деятельности предприятия)
Разработка стратегического плана
Реализация тактики.
Слайд 36Упрощенный алгоритм разработки стратегии (функциональной)
Корпоративная стратегия:
Позиционирование бизнеса
Определение стратегической цели
Формирование основных
компетенций
Постановка задачи
Формируем генеральную цель:
определяем суть,
учитываем возможности и ограничения
1
Слайд 37Упрощенный алгоритм разработки стратегии
Стратегия СБЕ:
Использование основных компетенций
Развитие конкурентных преимуществ
Знание рынка
На основании
«торга вокруг плана» прикидываем первоначальный вид проекта: «цель- идея- целевая аудитория-средства- результат»
2
Слайд 38Упрощенный алгоритм разработки стратегии (на примере маркетинговой стратегии)
Маркетинговая стратегия (функциональная):
Разработка
товаров, услуг
Приобретение и удержание целевой потребительской аудитории
Прорабатываем основные элементы:
Клиенты
Позиция
Территория
Дополнительные ресурсы
Новые технологии, методы
Коммуникационные каналы
3
Слайд 39
Приступаем к детальной разработке плана,
формулируем ключевые задачи
4
Слайд 40
В рамках каждой задачи намечаем несколько мероприятий
5
Слайд 41
Укрупненною оцениваем сроки осуществления каждой задачи, приближенно оцениваем финансовые ресурсы,
Слайд 43 Методы стратегического планирования
Лекция 3.
Разработка стратегий на уровне СБЕ.
Аналитическое обоснование стратегического планирования.
Методы стратегического планирования
Слайд 44Стратегическая бизнес единица (СБЕ) - это самостоятельное подразделение предприятия, отвечающее за
определенную ассортиментную группу продукции, с концентрацией на конкретном рынке и управляющим, наделенным полной ответственностью за объединение всех функций в стратегию.
Слайд 45Характеристики СБЕ
Конкретный целевой рынок.
Определенная ассортиментная группа продукции.
Контроль над своими ресурсами.
Собственная
стратегия.
Четко обозначенные конкуренты на рынке.
Явное отличительное преимущество продукции относительно основных конкурентов.
Слайд 46Каждая СБЕ должна устанавливать собственные цели маркетинговой деятельности, которые определяются
как
в количественных показателях (объём продаж, темпы роста прибыли, занимаемая доля рынка, объем капиталовложений, величина издержек),
так и в качественных показателях: степень инновационности, внедрение новых технологий, политика ценообразования, организация товародвижения (развитие дилерской сети).
Слайд 47Отличительное преимущество предприятия относительно конкурентов может быть достигнуто при помощи:
новизны продукции;
выделяющегося
образа продукции или имиджа предприятия;
качества продукции;
доступности её приобретения;
организации сервисного обслуживания;
низких цен и других характеристик.
Слайд 48Уровень успеха или неудачи Вашей деятельности будет зависеть от того, насколько
хорошо Вы управляете микросредой и учитываете воздействие макросреды на стратегический план.
Слайд 49Анализ внутренней среды на предприятии принято называть ситуационным анализом:
формулирование целей
анализ
планов производства и поставок продукции
анализ ассортиментной политики предприятия и его основных конкурентов, выявление их сильных и слабых сторон
анализ ценовой, сбытовой, рекламной стратегий и мероприятий по стимулированию сбыта
анализ качества выпускаемой продукции
анализ организации сервисного обслуживания
анализ издержек
анализ возможных изменений и тенденций принципиального характера на рынке.
Слайд 50Анализ внешней среды включает:
анализ потребителей;
анализ конкурентов;
анализ конъюнктуры рынка и тенденций на
нём;
анализ общих условий сбыта и организации продвижения продукции на рынок.
Слайд 52
SWOT – анализ количественный характер
S – strength – сила
W – weakness
– слабость
O – opportunity – возможность
T – threat - угроза
Внешние
Внутренние
оценка привлекательности рынка
оценка внутренних факторов
Слайд 53
SWOT – анализ
Выявляем 10-15 факторов проводим
численную оценку.
Оценка привлекательности рынка:
2. Оценка внутренних факторов:
Слайд 54
TOWS – анализ анализ качественный
Слайд 55
Стадия стратегического анализа и выбора
Слайд 56Классификации маркетинговых стратегий
Слайд 57
Классификации маркетинговых стратегий
Слайд 58Четыре основных подхода к
планированию стратегии:
матрица возможностей по продукции/рынкам.
матрица роста рыночной
доли.
воздействие рыночной стратегии на прибыль (PIMS).
общая стратегическая модель Портера.
Слайд 59Матрица возможностей по продукции/рынкам
Предусматривает использование 4-х альтернативных стратегий для сохранения
и увеличения сбыта:
проникновение на рынок
стратегия развития рынка
стратегия разработки продукции
стратегия диверсификации
Продукт
старый новый
старый 1.Стратегия 2. Стратегия
проникновения создания
Рынок на рынок продукта
3. Стратегия 4. Стратегия
новый развития диверсификации
рынка
Матрица И.Ансоффа «Продукт – Рынок»
Слайд 61Матрица роста рыночной доли
(матрица Бостонской группы)
Данная матрицаслужит для сопоставления различных
стратегических хозяйственных единиц (СХЕ) предприятия.
Этот подход позволяет предприятию классифицировать каждую СХЕ по её доле на рынке относительно основных конкурентов и темпам годового роста.
Позволяет определить:
Ведущее подразделение фирмы.
Динамику ее рынков (развитие, стабилизацию, сокращение)
Слайд 63Общая стратегическая модель Портера.
Эта модель рассматривает две основные концепции маркетинга:
выбор целевого
рынка;
стратегическое преимущество на основе уникальности характеристик продукции или её цены.
Слайд 64
Согласно модели Портера
зависимость между долей на рынке и прибыльностью имеет