Слайд 2д.э.н., профессор Омаров М. М.
Слайд 3д.э.н., профессор Омаров М. М.
Слайд 4д.э.н., профессор Омаров М. М.
Слайд 5д.э.н., профессор Омаров М. М.
Слайд 6д.э.н., профессор Омаров М. М.
Слайд 7д.э.н., профессор Омаров М. М.
Слайд 8д.э.н., профессор Омаров М. М.
Слайд 9д.э.н., профессор Омаров М. М.
Слайд 10д.э.н., профессор Омаров М. М.
Роль и особенности маркетинга в деятельности фирмы
Сущность
и характеристика современного маркетинга
Основные задачи маркетинга
Основные принципы маркетинга
Основные концепции маркетинга
Слайд 11д.э.н., профессор Омаров М. М.
1. Сущность и характеристика современного маркетинга
Понятие маркетинга
появилось в середине XIX века, когда С. Маккормик предложил основные инструменты современного маркетинга:
исследование и анализ рынка;
виды ценовой политики;
основные принципы сервисной политики.
Слайд 12д.э.н., профессор Омаров М. М.
Как академическая дисциплина маркетинг возник в США.
В 1902 г. в Мичиганском, Калифорнийском и Иллинойском университетах начали читать лекции по проблемам маркетинга.
В период с 1910 по 1925 гг. маркетинг стал проникать в бизнес, для чего на фирмах организовывались отделы по изучению рынка.
В 1926 г. В США была организована Национальная ассоциация маркетинга и рекламы. На ее базе позже было создано Американское общество маркетинга, которое в 1973 г. было переименовано в Американскую ассоциацию маркетинга.
Слайд 13д.э.н., профессор Омаров М. М.
Вторая мировая война выступила катализатором развития тяжелой
промышленности, что потребовало новых принципов и подходов к управлению производством. Развивается массовое производство, которое в условиях превышения платежеспособного спроса над имеющимся предложением на рынке способствовало реализации сбытовой политики и накоплению опыта в области маркетинга.
Начиная с 1948 г. маркетинг стал рассматриваться как осуществление различных видов хозяйственной деятельности, направляющих поток товаров и услуг от производителя к конечному или промежуточному потребителю.
Слайд 14д.э.н., профессор Омаров М. М.
В 60-70 годы происходило активное формирование исследовательских
коллективов в США, Японии, Западно - европейских странах.
В 70 годах появился маркетинг в СССР, Болгарии, Венгрии и других странах Восточной Европы.
Слайд 15д.э.н., профессор Омаров М. М.
Самые популярные профессии в области маркетинга
Слайд 17д.э.н., профессор Омаров М. М.
Маркетинг в узком смысле - предпринимательская деятельность
товаропроизводителя, связанная с управлением процессом сбыта продукции.
Концепция сбыта
производство--?реализация--?потребление
Слайд 18д.э.н., профессор Омаров М. М.
Маркетинг в широком смысле – это комплексная
программа, охватывающая все стороны: проектирование, производство, продвижение товара, реклама, сбыт и послереализационный контроль и направленная на удовлетворение нужд и потребностей потребителей.
Слайд 19д.э.н., профессор Омаров М. М.
Концепция маркетинга
Оценка требова-ний потреби-телей
Интегриро-ванные маркетин-говые условия
Удов-летво-рение потре-бителя
Дости-жение
целей органи-зации
Слайд 20д.э.н., профессор Омаров М. М.
Маркетинг – это деятельность людей по обеспечению
наличия нужных товаров для нужных потребителей в нужном месте, в нужное время по подходящей цене, при осуществлении необходимой коммуникации и мер стимулирования.
Слайд 21д.э.н., профессор Омаров М. М.
Исходными идеями маркетинга являются: нужда, потребность и
запрос.
Под нуждой человека принято понимать чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо (физиологической, личной, социальной и т. д.). В том случае если та или иная человеческая нужда не удовлетворена или удовлетворена не полностью, то человек чувствует себя обездоленным и несчастным.
Слайд 22д.э.н., профессор Омаров М. М.
Нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с
личностными характеристиками человека становится его потребностью.
Запрос – потребность человека, подкрепленная его покупательной способностью.
Слайд 23д.э.н., профессор Омаров М. М.
Цели маркетинга:
максимизация предприятием прибыли за счет роста
потребления;
максимизация степени удовлетворения потребностей (качество);
максимизация выбора потребителей;
максимизация качества жизни за счет обеспечения разнообразия товаров по доступным ценам.
Слайд 24д.э.н., профессор Омаров М. М.
2. Основные задачи маркетинга:
исследование и оценка нужд
реальных и потенциальных потребителей;
маркетинговое обеспечение разработки новых товаров и услуг;
прогнозирование состояния и развития рынков, включая исследование деятельности конкурентов;
Слайд 25д.э.н., профессор Омаров М. М.
формирование ассортиментной политики фирмы;
формирование стратегии и тактики
рыночного поведения фирмы;
разработка ценовой политики фирмы;
сбыт продукции и услуг фирмы;
коммуникации маркетинга;
сервисное обслуживание.
Слайд 26д.э.н., профессор Омаров М. М.
Субъекты маркетинга:
товаропроизводители и организации обслуживания;
оптовые торговые
организации;
розничные торговые организации;
специалисты по маркетингу и организации, специализирующиеся на конкретных маркетинговых функциях;
потребители.
Слайд 27д.э.н., профессор Омаров М. М.
Маркетинг позволяет:
составлять более реальные программы производства и
реализации продукции;
быстрее реагировать на изменения, происходящие на рынке;
создавать значительные преимущества в конкурентной борьбе;
создавать условия для устойчивого развития и накопления капитала.
Слайд 28д.э.н., профессор Омаров М. М.
Предмет маркетинга
рыночные исследования;
изучение потребителей;
организация сбыта товаров
и услуг;
ценообразование;
создание торговой марки;
управление кредитом;
складирование товаров;
транспортировка;
упаковка;
управление торговым персоналом;
изучение оптовой и розничной торговли;
организация рекламной деятельности;
связи с общественностью;
предоставление гарантий по товарам.
Слайд 29д.э.н., профессор Омаров М. М.
3. Основные принципы маркетинга
производить то, что нужно
потребителю;
выходить на рынок не с предложением товаров и услуг, а выносить на рынок средства решения проблем покупателей, и только потом организовать производство;
эффективная реализация товара на внутреннем и внешнем рынках, овладение определенной долей рынка;
использование программно-целевого метода и комплексного подхода к достижению поставленных задач;
Слайд 30д.э.н., профессор Омаров М. М.
активное приспособление к рынку, его требованиям с
одновременным целенаправленным воздействием на него;
охват управлением всех звеньев цепи товародвижения к потребителю;
ориентация деятельности предприятия на долгосрочную перспективу (прогнозные исследования и создание на их основе маркетинговой концепции);
учет социального фактора на всех стадиях жизненного цикла товара.
Слайд 31д.э.н., профессор Омаров М. М.
4. Основные концепции маркетинга
Концепция маркетинга – это
интегрированная, ориентированная на потребителя философия бизнеса, философия ведения дел фирмы или человека.
Слайд 32д.э.н., профессор Омаров М. М.
В настоящее время выделяют шесть основных концепций
маркетинга:
производственную;
товарную;
сбытовую;
традиционного маркетинга;
социально-этического маркетинга;
маркетинг взаимодействия.
Слайд 33д.э.н., профессор Омаров М. М.
1. Производственная концепция
При использовании этой концепции основной
акцент падает на производство. Главное произвести, а сбыт товара в условиях отсутствия аналогичных товаров на рынке дело не сложное. В связи с этим эффективность деятельности предприятия в основном определяется экономикой производства (увеличить серийность, снизить себестоимость, больше продать). О потребителях не думают вообще, рынок не исследуется, главное произвести дешевый товар с удовлетворительными потребительскими свойствами.
Слайд 34д.э.н., профессор Омаров М. М.
Применение этой концепции имеет место, например, в
следующих случаях:
когда основная часть реальных и потенциальных потребителей на рынке имеет ограниченный, небольшой доход.
когда спрос на данный товар превышает предложение и часть потребителей, которым хотя и не нравится предложенный товар покупает его, удовлетворяя тем самым не надолго свои потребности.
когда себестоимость продукции (особенно новой) слишком велика и требуется найти способ ее быстрого снижения с целью достижения необходимой доли на рынке.
Слайд 35д.э.н., профессор Омаров М. М.
2. Товарная концепция
В этом случае руководство предприятия
концентрирует внимание на том, что потребитель всегда благоприятно отнесется к товару, если он хорошего качества и имеет умеренную цену. Потребитель заинтересован в таких товарах, знает о наличии изделий, аналогов и осуществляет свой выбор путем сравнения качества и цен на аналогичные товары других фирм. Достижение желаемого объема продаж и прибыли требует небольших затрат на маркетинговую деятельность.
Слайд 36д.э.н., профессор Омаров М. М.
Однако товарная концепция не всегда имеет успех.
Это имеет место, когда игнорируется необходимость изучения покупательной способности покупателей, о совместимости комплектующих изделий с агрегатами, производство которых имеет массовый характер.
Слайд 37д.э.н., профессор Омаров М. М.
3. Сбытовая концепция.
Деятельность, основанная на этой
концепции, начинается с имеющегося в распоряжении фирмы товара. При этом главной задачей является достижение объема продажи, необходимого для получения прибыли за счет различных мероприятий по стимулированию сбыта.
Слайд 38д.э.н., профессор Омаров М. М.
Предполагается, что потребители будут покупать предложенные товары
в достаточном объеме лишь в том случае, если компанией будут предложены определенные условия по продвижению товаров и увеличению их продажи. Предполагается, что покупателей можно заставить купить товар с помощью различных методов продажи.
Слайд 39д.э.н., профессор Омаров М. М.
Считается, что покупатели будут делать повторные покупки
или имеется достаточное количество потенциальных покупателей. В организациях со сбытовой концепцией имеются отделы маркетинга и рекламы, подчиненные коммерческому директору.
В этом случае почти всегда преследуются краткосрочные цели:
Продать продукцию;
Выполнить план поставок;
Найти заказы.
Слайд 40д.э.н., профессор Омаров М. М.
Эффективность концепции сбыта в течение длительного времени
Ф. Котлер объясняет следующим:
Многие покупатели считают, что они в состоянии защитить свои интересы;
Покупатели, неудовлетворенные покупкой вскоре забывают о своем чувстве неудовлетворенности;
Покупатели неудовлетворенные (недовольные) покупкой не очень часто делятся своими впечатлениями покупателям;
Покупатели неудовлетворенные покупкой, едва ли будут обращаться с жалобой в общество, защищающее их интересы;
Всегда имеется достаточно большое количество покупателей.
Слайд 41д.э.н., профессор Омаров М. М.
4. Традиционная маркетинговая концепция
Она начинается с выявления
реальных и потенциальных покупателей и их потребностей. Согласно этой концепции цели предприятия, особенно долгосрочные, могут быть достигнуты только благодаря использованию потребностей и желаний таких групп потребителей, которым предприятие направляет и предлагает изделия и услуги, удовлетворяющие потребителя по качеству и эффективности.
Слайд 42д.э.н., профессор Омаров М. М.
:
Производить то, что можно продать;
Любить потребителя, а
не свой товар;
Не продавать товары, а удовлетворять потребности;
Изучать не производственные мощности, а потребности рынка и разрабатывать план их удовлетворения;
Увязывать цели, требования потребителей и ресурсные возможности;
Адаптироваться к изменениям в структуре и характеристиках потребителей;
Оценивать воздействие конкуренции, государственного регулирования и другие внешние воздействия по отношению к фирме;
Ориентироваться на долгосрочную перспективу и рассматривать потребности потребителей в широком смысле;
Маркетинговая концепция обязывает
Слайд 43д.э.н., профессор Омаров М. М.
5. Концепция социально-этического маркетинга
Обязательными условиями концепции социально-этического
маркетинга являются:
основная цель фирмы состоит в удовлетворении различных потребностей покупателей в соответствии с интересами общества;
фирма постоянно занята поиском новых товаров, полнее удовлетворяющих спрос и обеспечивающих интересы потребителей и общества.
общество поддерживает те фирмы, которые проявляют заботу об удовлетворении их потребностей.
Слайд 44д.э.н., профессор Омаров М. М.
6. Маркетинг взаимодействия
Основная идея маркетинга взаимодействия состоит
в том, что объектом управления маркетингом не комплекс маркетинговой деятельности, а отношения (коммуникации) с покупателями и другими участниками купли-продажи.
Маркетинг взаимодействия повышает значимость личности, личных контактов.
Слайд 45д.э.н., профессор Омаров М. М.
Прогрессивность концепции маркетинга взаимодействия подтверждается тем,
что
продукты все более становятся стандартизированными, а услуги унифицированными, что приводит к формированию повторяющихся маркетинговых решений. Поэтому единственный способ удержать потребителя – это индивидуализация отношений с ним. А это возможно только на основе развития долгосрочного взаимодействия партнеров.
Слайд 46д.э.н., профессор Омаров М. М.
Ф. Котлер предложил концепцию социально-этического маркетинга, которая
предполагает достижение целей фирмы с учетом удовлетворения потребностей как отдельного потребителя, так и общества в целом.
Обязательным условием концепции социально-этического маркетинга являются:
основная цель фирмы состоит в удовлетворении различных потребностей покупателей в соответствии с интересами общества;
фирма постоянно занята поиском новых товаров, полнее удовлетворяющих спрос и обеспечивающих интересы потребителей и общества.
общество поддерживает те фирмы, которые проявляют заботу об удовлетворении их потребностей.
Слайд 48д.э.н., профессор Омаров М. М.
Конец 1 лекции