Слайд 1Маркетинговые исследования
Тема 9 Процедура обработки и методы анализа данных
Слайд 2Вопросы лекции
Цели преобразования данных. Табулирование данных. Простая и перекрестная табуляция.
Графическое
представление данных
Классы процедур анализа данных.
Инструменты дескриптивного анализа. Использование мер центральной тенденции (моды, медианы, средней). Использование мер вариации (распределения частот, размаха вариации, среднего квадратического отклонения).
Выводной статистический анализ.
Анализ различий
Анализ связей. Определение и интерпретация связей между переменными
Предсказательный анализ.
Выбор методов обработки и анализа данных.
Слайд 3Преобразование данных
Преобразование данных - перевод «сырых данных» в сжатую, осмысленную информацию,
удобную для анализа.
Оно включает:
полевое редактирование
введение данных в компьютер,
проверку на предмет ошибок (централизованное редактирование)
кодирование,
представление в табличной форме (табулирование).
Далее проводится статистический анализ, т.е. определяются средние величины, частоты, корреляционные и регрессионные соотношения, осуществляется анализ трендов.
Слайд 4Полевое редактирование
Предварительная проверка данных, проводимая с целью обнаружения пропусков и неточностей
сбора данных
Слайд 5Функции преобразования данных:
Выделяют четыре функции (цели) преобразования данных:
обобщение
определение концепции
(концептуализация),
перевод результатов статистического анализа на понятный для менеджера язык (коммуникация),
определение степени соответствия полученных результатов всей совокупности (экстраполяция).
Слайд 6Обобщение данных
Из-за неспособности человека анализировать большие массивы информации, необходимо исходные собранные
данные представить в удобном для осмысления виде, т.е. их необходимо обобщить, выразить через ограниченное число понятных параметров.
Слайд 7Определение концепции (концептуализация)
Большинство статистических мер основано на определенных предположениях, которые определяют
базу анализа собранных данных.
Концептуализация направлена на оценку результатов обобщения. Например, слабый разброс оценок определенной марки продукта вырабатывает у исследователя одно суждение (концепцию), сильный — другое.
Слайд 8Перевод результатов статистического анализа на понятный для менеджера язык (коммуникация)
Коммуникация предполагает
при интерпретации полученных результатов использование понятных для заказчика категорий.
Например, если для него понятна такая статистическая мера как "мода", то она используется при представлении полученных результатов, если — нет, то результаты описываются на общепринятом языке.
Слайд 9Определение степени соответствия полученных результатов всей совокупности
Экстраполяция в данном случае предполагает
определение, в какой степени данные выборки можно обобщить на всю совокупность
Слайд 11Табулирование данных
Исследователь, осуществляя преобразование, старается найти зависимости среди собранных данных
и в то же время достигнуть высокого уровня обобщения.
Табулирование помогает исследователю понять, что означают собранные данные.
Табулирование – подсчет количества событий, которые попадают в различные категории.
Слайд 12Группировка данных
В ходе табулирования осуществляется группировка данных - разделение обследуемой совокупности
на однородные группы, отдельные единицы которых обладают общим для всех них признаком
Слайд 13Таблица
Все группировки значений различных переменных, которые были предусмотрены программой исследования, ложатся
в основу статистических таблиц, которые обобщают обработанную информацию.
Таблица – это перечень различных сведений, (часто числовых данных), приведенных в определенную систему и разнесенных по графам – строкам и столбцам.
Слайд 14Значение табулирования
Таблицы и графики в аналитическом отчете служат не просто иллюстративными
материалами, а содержат в себе саму суть, ядро полученной в ходе исследования информации.
Без них просто невозможно выразить в словесной форме выводы исследования, и текстовой материал превращается в простую словесную шелуху.
Слайд 15Построение таблицы
Хорошо сконструированная таблица позволяет как самому исследователю, так и заказчику
более четко представить, описать и объяснить смысл и сущность изучаемого явления
Построение таблицы производится по определенным правилам. Любая статистическая таблица описывается с помощью определенных параметров
Слайд 16Параметры таблицы
Заголовок – название таблицы, которое раскрывает структуру группировки описываемых переменных,
либо характер связи (зависимости) между двумя и более переменными. Наряду с этим в названии (или чаще в подзаголовке) иногда указываются общие для всех переменных единицы измерения (число ответов, проценты, средний балл и т.д.).
Подлежащее – то, что подлежит описанию, то есть та конкретная переменная, которая подвергается анализу.
Сказуемое – само описание, то есть числовые значения, разнесенные по графам – ячейкам или клеткам таблицы.
Слайд 17Степень значимости для потребителей фирмы “Евростиль” различных факторов маркетинга
Слайд 18Пример неправильного заголовка:
Влияние географического расположения поставщика на цены
Слайд 19Простая табуляция
Простая табуляция (линейная) – подсчет количества событий, которые попадают в
каждую категорию, когда категории базируются на одной переменной.
Простые таблицы представляют собою простой перечень (список) отдельных значений той или иной переменной с количественной или качественной характеристикой каждой из них в отдельности. Поэтому иногда их называют также перечневыми.
Слайд 20Распределение респондентов по полу
Слайд 21Статистическое использование простых таблиц
Простая табуляция служит исходной базой для построения гистограмм,
полигона частот, расчета таких показателей, как:
мода,
медиана,
арифметическое среднее,
показатели вариации.
Слайд 23Перекрестная табуляция
Перекрестная табуляция – подсчет количества событий, когда категории базируются на
двух или более переменных, рассматриваемых одновременно (перекрестный анализ).
Это наиболее широко используемый прием анализа связей между переменными в маркетинговых исследованиях.
Большинство комбинационных таблиц при расчетах в программе SPSS формируется в ходе операции, именуемой кросстабуляция
Последовательный ряд перекрестных табуляций носит название – кросс-таб
Слайд 25Перекрестные таблицы
Такие таблицы являют собою нечто большее, нежели простой перечень данных.
Это одновременно и способ, и вместе с тем результат определенной систематизации данных.
В комбинационных таблицах, чтобы избежать излишнего нагромождения данных, затрудняющего их восприятие, иногда опускают абсолютные величины (частоты) тех или иных значений переменных, оставляя лишь пропорции или проценты
Слайд 26Важно понимать!
Хорошо сконструированная таблица позволяет исследователю более четко представить и описать
смысл и сущность изучаемого им явления
Слайд 27Графическое представление данных
Графическое представление данных – это наиболее наглядное изображение полученного
распределения результатов исследования.
Оно дает возможность с одного взгляда определить структуру и состав изучаемой совокупности, структурные сдвиги, тенденции изменений при переходе от одних значений переменных к другим и т.д.
При анализе маркетинговой информации наиболее часто используют такие виды графического представления данных как гистограмма, полигон частот и кумулята распределения, а также различные виды диаграмм.
Слайд 28Гистограмма
Гистограмма – это графическое изображение распределения, построенного чаще всего по интервальной
шкале
Гистограмма представляет собою ряд смежных прямоугольников, построенных на одной прямой: площадь каждого из них пропорциональна частоте нахождения данной величины в интервале, на котором построен данный прямоугольник.
При равных интервалах плотности распределения пропорциональны частотам, которые и откладываются по оси ординат.
Слайд 29Пример гистограммы:
распределение опрошенных по возрасту.
Слайд 30Комментарии
На этой гистограмме, удельный вес каждой возрастной категории в общем объеме
выборочной совокупности выражается площадью прямоугольника, а общая площадь равна 1 (100%).
Если бы мы строили гистограмму на основе абсолютных значений частот, общая форма ее не изменилась бы, но в этом случае площадь каждого прямоугольника означала бы число лиц данной категории, а общая площадь была бы равна численности опрашиваемой совокупности
Слайд 31Важно понимать!
Обратим внимание на одну важную особенность гистограммы: протяженность по оси
абсцисс должна соответствовать размеру отображаемого интервала.
Этим гистограмма отличается, к примеру, от столбчатой (или столбиковой) диаграммы, где ширина столбца значения не имеет и просто фиксирует определенную позицию.
Слайд 32Полигон распределения
Полигон распределения используется преимущественно для графического отображения распределений дискретных рядов
(в то время как гистограмма – непрерывных).
Эти графики строятся также в прямоугольной системе координат, в которой:
на горизонтальной оси х указываются значения (или ранг) переменной
на вертикальной оси у отмечается общая численность или доля респондентов (в процентах), обладающая тем или иным значением.
Слайд 33
Социально-профессиональный статус респондентов
Слайд 34
Полигон распределений социально-профессионального статуса
Слайд 35Кумулята (от лат. cumulatio - накопление)
При построении кумуляты, как и гистограммы,
на оси абсцисс откладываются значения дискретных признаков (либо границы интервалов), а на оси ординат – накопленные частоты, соответствующие верхним границам частотных интервалов.
Таким образом, отличие кумуляты от гистограммы состоит в том, что на графике кумуляты ординаты, пропорциональные частотам последовательно накладываются один на другой, так что высота последней ординаты соответствует сумме высот всех столбцов гистограммы.
Кумулята округляет индивидуальные значения признака и выглядит возрастающей ломаной линией.
Слайд 36Кумулята распределений среднедушевого дохода
Слайд 37Что позволяет определить кумулята?
Кумулята позволяет быстро определить удельный вес той доли
совокупности, которая находится выше или ниже некоторой заданной величины значения переменной.
Так, по данным, показанным на рисунке, доля семейств, в которых месячный доход на одного члена семьи не превышает 2 тысяч рублей, составляет несколько более 70 процентов (72,1%).
Слайд 38Диаграммы
Диаграмма – это обобщенное название самых разнообразных графических изображений, наглядно
показывающих соотношение каких-либо величин
Диаграммы по одним и тем же распределениям и вариационным рядам могут принимать множество различных видов и форм
Слайд 40Диаграммы
Если вы откроете Мастер диаграмм в программе Microsoft Excel, вы
убедитесь, что там предлагается достаточно большой набор их: гистограммы, линейчатые, графики, круговые, точечные, кольцевые лепестковые, пузырьковые и т.п.
Выбор того или иного варианта – дело одного лишь вкуса и чувства меры, поскольку, в конечном счете, каждая из них лишь по-разному – более или менее убедительно и, главное, наглядно – отображают выраженные в числовой форме ряды одних и тех же вариационных рядов.
Слайд 41Классы процедур анализа данных
Выделяют пять основных видов статистического анализа, используемых при
проведении маркетинговых исследований:
дескриптивный анализ
выводной анализ
анализ различий
анализ связей
предсказательный анализ.
Иногда эти виды анализа используются по отдельности, иногда — совместно.
Слайд 44Дескриптивный анализа
В основе дескриптивного анализа лежит использование таких статистических мер, как
средняя величина (средняя), мода, среднее квадратическое отклонение, размах или амплитуда вариации.
Слайд 45Инструменты дескриптивного анализа
Для описания информации, полученной на основе выборочных измерений, широко
используется две группы мер.
Первая включает меры "центральной тенденции" или меры, которые описывают типичного респондента или типичный ответ
Вторая включает меры вариации или меры, описывающие степень схожести или несхожести респондентов или ответов от "типичных" респондентов или ответов.
Слайд 46Меры центральной тенденции
Мода характеризует величину признака, появляющуюся наиболее часто по сравнению
с другими величинами данного признака.
Мода носит относительный характер и не обязательно, чтобы большинство респондентов указало именно эту величину признака.
Слайд 47Меры центральной тенденции
Медиана характеризует значение признака, занимающее срединное место в упорядоченном
ряду значений данного признака.
Средняя величина, которая чаще всего рассчитывается как средняя арифметическая величина. При ее вычислении общий объем признака поровну распределяется между всеми единицами совокупности.
Очевидно, что степень информативности средней величины больше, чем медианы, а медианы — чем моды
Слайд 48Итак,
мода (Мо) – величина признака, который появляется наиболее часто;
Медиана (Me)
– это величина изучаемого признака, которая находится в середине упорядоченной совокупности. Половина чисел этой совокупности имеют значения большие, чем медиана, а половина чисел имеют значения меньшие, чем медиана.
средняя (как правило, средняя арифметическая) – значение признака, которое равномерно распределено между всеми единицами совокупности.
Слайд 49Пример расчета моды
В приведенном ниже распределении Мо является значение = 3,
которому соответствует максимальная частота = 40%.
Для непрерывной переменной Мо может быть определена только приблизительно и только после того, как значения переменной сгруппированы в интервалы.
Слайд 50Формула для расчета порядкового номера медианы
Положение медианы, т.е. порядковый номер
медианы, определяется по следующей формуле (при нечетном числе вариантов):
где n – число единиц совокупности
Слайд 51Пример расчета медианы
Например, стаж пяти рабочих составил 2, 4, 7,
8, 10 лет. В таком упорядоченном ряду медиана - 7 лет. (при нечетном числе вариантов). По обе стороны от нее находится одинаковое число рабочих.
Если упорядоченный ряд состоит из четного числа членов, то медианой будет средняя арифметическая из двух вариант, расположенных в середине ряда.
Пусть теперь будет не пять человек в бригаде, а шесть, имеющих стаж работы 2, 4, 6, 7, 8 и 10 лет. В этом ряду имеются две варианты, стоящие в центре ряда. Это варианты 6 и 7.
Средняя арифметическая из этих значений и будет медианой ряда:
Ме = (6 + 7) / 2 = 6,5 лет
Слайд 52Формула для расчета средней
Определить среднюю во многих случаях можно через исходное
соотношение средней (ИСС). Это соотношение называется также логической формулой средней:
Слайд 53Формами реализации ИСС являются:
1) средняя арифметическая;
2) средняя гармоническая;
3) средняя геометрическая;
4) средняя
степенная (квадратическая, кубическая и пр.)
Слайд 54Простая средняя арифметическая
Простая средняя арифметическая используется в том случае, когда расчет
осуществляется по несгруппированным данным:
Слайд 55
Без учета численности персонала в подразделениях средняя заработная плата составит 1400
рублей на человека. С учетом же численности персонала средняя заработная плата составит 1160 рублей на человека
Пример расчета средней арифметической
Слайд 56Вопрос аудитории?
Вспомните: как влияет шкала измерений по которой построен вопрос в
анкете, на виды статистического анализа, которые можно использовать при обработке полученных данных
Слайд 58Пример
Один из вопросов демографического исследования, при проведении которого использовалась шкала наименований,
касался национальности.
Русским был присвоен код 1, украинцам — 2, татарам — 3 и т.д.
В данном случае, конечно, можно вычислить среднее значение. Но как интерпретировать среднюю национальность, равную, скажем, 5,67?
Для вычисления средних надо использовать интервальную шкалу или шкалу отношений.
Однако в нашем примере можно использовать моду.
Слайд 59Меры вариации
Распределение частот представляет в табличной или графической форме число случаев
появления каждого значения измеренной характеристики (признака) в каждом выбранном диапазоне ее значений.
Распределение частот позволяет быстро сделать выводы о степени подобности результатов измерений.
Слайд 60Распределение частот:
Распределение зрительской аудитории различных каналов по полу
Слайд 62Меры вариации
Размах вариации определяет абсолютную разность между максимальным и минимальным значениями
измеренного признака.
Говоря другими словами, это разница между конечными точками в распределении упорядоченных величин измеренного признака.
Данная мера определяет интервал распределения значений признака.
Слайд 63Размах вариации внутри возрастных групп
Слайд 64Размах вариации внутри возрастных групп
Слайд 65Меры вариации
Среднее квадратическое отклонение является обобщающей статистической характеристикой вариации значений признака.
Если эта мера мала, то кривая распределения имеет узкую, сжатую форму (результаты измерений обладают высокой степенью схожести); если мера велика, то кривая распределения имеет широкий, растянутый вид (велика степень различия оценок
Слайд 66Расчет среднего квадратического отклонения
.
Показатель s, равный ,
называется средним
квадратическим отклонением
Слайд 67Итак,
распределение частот – показывает число случаев появления каждого значения признака, который
измеряется;
размах вариации – это разница между конечными точками упорядоченного ряда значений;
средне квадратичное отклонение – обобщающая характеристика вариации. Означает процент схожести или различий оценок.
среднее квадратическое отклонение характеризует среднее расстояние от средней оценки ответов каждого респондента на определенный вопрос.
Слайд 68Взаимосвязь шкал измерения и мер вариации
Что касается мер вариации, то при
использовании номинальной шкалы применяется распределение частот,
при использовании шкалы порядков — кумулятивное распределение частот,
при использовании интервальной шкалы и шкалы отношений — среднее квадратическое отклонение.
Слайд 69Выводной анализ. Понятие вывода
Вывод является видом логического анализа, направленного на получение
общих заключений о всей совокупности на основе наблюдений за малой группой единиц данной совокупности.
Выводы делаются на основе анализа малого числа фактов. Например, если два ваших товарища, имеющих одну и ту же марку автомобиля, жалуются на его качество, то вы можете сделать вывод о низком качестве данной марки автомобиля в целом.
Слайд 70Выводной анализ
Статистический вывод основан на статистическом анализе результатов выборочных исследований и
направлен на оценку параметров совокупности в целом.
Анализ, в основе которого лежит использование статистических процедур (например, проверка гипотез) с целью обобщения полученных результатов на всю совокупность, называется выводным анализом.
Слайд 71Пример
Автомобилестроительная компания провела два независимых исследования с целью определения степени удовлетворенности
потребителей своими автомобилями.
Первая выборка включала 100 потребителей, купивших данную модель в течение последних шести месяцев.
Вторая выборка включала 1000 потребителей.
В ходе телефонного интервьюирования респонденты отвечали на вопрос: «Удовлетворены вы или не удовлетворены купленной вами моделью автомобиля?»
Первый опрос выявил 30%неудовлетворенных, второй — 35%
Слайд 72Какой же общий вывод можно сделать в данном случае?
Существуют ошибки выборки
и в первом и во втором случаях,? Как избавиться от термина «около»? Для этого введем показатель ошибки: 30% ± х% и 35% ± у% и сравним х и у.
Используя логический анализ, можно сделать вывод, что большая выборка содержит меньшую ошибку и что на ее основе можно сделать более правильные выводы о мнении всей совокупности потребителей. Видно, что решающим фактором для получения правильных выводов является размер выборки.
Данный показатель присутствует во всех формулах, определяющих содержание различных методов статистического вывода.
Слайд 73Методы выводного анализа
При проведении маркетинговых исследований чаще всего используются
следующие методы статистического
вывода:
оценка параметров
проверка гипотез
(подробнее см. учебник Голубкова Е.П. «Маркетинговые исследования», стр. 191-194)
Слайд 74Анализ различий
Анализ различий используется для сравнения результатов исследования двух групп (двух
рыночных сегментов) для определения степени реального отличия в их поведении
Кроме того, в ряде случаев представляет интерес сравнение ответов на два или более независимых вопросов для одной и той же выборки.
Слайд 75Пример анализа различий
Примером первого случая может служить изучение вопроса: что предпочитают
пить по утрам жители определенного региона: кофе или чай.
Первоначально было опрошено на основе формирования случайной выборки 100 респондентов, 60% которых отдают предпочтение кофе; через год исследование было повторено, и только 40% из 300 опрошенных человек высказалось за кофе.
Как можно сопоставить результаты этих двух исследований?
Прямым арифметическим путем сравнивать 40% и 60% нельзя из-за разных ошибок выборок.
Хотя в случае больших различий в цифрах, скажем, 20 и 80%, легче сделать вывод об изменении вкусов в пользу кофе.
Слайд 76Как можно сопоставить результаты этих двух исследований?
При проведении подобного сравнения в
расчет необходимо принять два критических фактора: степень существенности различий между величинами параметра для двух выборок и средние квадратические ошибки двух выборок, определяемые их объемами.
Для проверки, является ли существенной разница измеренных средних, используется нулевая гипотеза.
Нулевая гипотеза предполагает, что две совокупности, сравниваемые по одному или нескольким признакам, не отличаются друг от друга.
При этом предполагается, что действительное различие сравниваемых величин равно нулю, а выявленное по данным отличие от нуля носит случайный характер
Слайд 77Как можно сопоставить результаты этих двух исследований?
Для проверки существенности разницы между
двумя измеренными средними (процентами) вначале проводится их сравнение, а затем полученная разница переводится в значение среднеквадратических ошибок, и определяется, насколько далеко они отклоняются от гипотетического нулевого значения.
Как только определены среднеквадратические ошибки, становится известной площадь под нормальной кривой распределения и появляется возможность сделать заключение о вероятности выполнения нулевой гипотезы.
Подробнее см. учебник Голубкова Е.П. «Маркетинговые исследования», стр. 194-196)
Слайд 78Анализ связей
Анализ связей направлен на определение систематических связей (их направленности и
силы) переменных.
Очень часто маркетолог ищет ответы на вопросы типа:
- «Увеличится ли показатель рыночной доли при увеличении числа дилеров?»,
- «Есть ли связь между объемом сбыта и рекламой?»
В поставленных вопросах можно определенно говорить о влиянии одного фактора на другой
Слайд 79Типы связей
Связь между двумя переменными может быть сильной, умеренной, слабой или
отсутствовать.
Сильная зависимость характеризуется высокой вероятностью существования связи между двумя переменными, слабая — малой вероятностью.
Существуют специальные процедуры для определения указанных выше характеристик связей.
Подробнее см. учебник Голубкова Е.П. «Маркетинговые исследования», стр. 195-201
Слайд 80Корреляционный анализ
Теснота связи и ее направление определяются путем расчета коэффициента корреляции,
который изменяется от -1 до +1.
Абсолютная величина коэффициента
корреляции характеризует тесноту связи, а знак указывает на ее направление
Слайд 81Сила связи в зависимости от величины коэффициента корреляции
Слайд 82Итог анализа: корреляция между числом сбытовиков и объемами продаж
Слайд 83Предсказательный анализ
Предсказательный анализ используется в целях прогнозирования развития событий в будущем,
например, путем анализа временных рядов.
Здесь используются статистические методы прогнозирования
Слайд 84Вопрос аудитории
В чем разница между методами проведения исследований и методами обработки
и анализа данных?
Слайд 85Выбор методов обработки и анализа данных
Методология маркетингового анализа проистекает из его
целей. Она определяется предметом анализа и в известной мере обусловлена характером имеющейся информации.
Наиболее широко в перечне методов маркетингового анализа представлена статистика.
Слайд 86Классификация методов обработки и анализа данных
Статистические методы обработки информации:
абсолютные, средние и
относительные величины;
динамические ряды и ряды распределения;
группировки;
индексный анализ;
вариационный и дисперсионный анализ;
корреляционно-регрессионный анализ;
графический метод, трендовые модели, методы экспертных оценок.
Слайд 87Классификация методов обработки и анализа данных
Многомерные методы (в первую очередь факторный
и кластерный анализы). Они используются для обоснования маркетинговых решений, в основе которых лежат многочисленные взаимосвязанные переменные.
Например, определение объема продаж нового продукта в зависимости от его технического уровня, цены, конкурентоспособности, затрат на рекламу и др.
Слайд 88Классификация методов обработки и анализа данных
Регрессионные и корреляционные методы. Они используются
для установления взаимосвязей между группами переменных, описывающих маркетинговую деятельность.
Имитационные методы. Они применяются тогда, когда переменные, влияющие на маркетинговую ситуацию (например, описывающие конкуренцию), не поддаются определению с помощью аналитических методов.
Методы статистической теории принятия решений (теория игр, теория массового обслуживания, стохастическое программирование) используются для стохастического описания реакции потребителей на изменение рыночной ситуации
Слайд 89Классификация методов обработки и анализа данных
Детерминированные методы исследования операций (в первую
очередь линейное и нелинейное программирование). Эти методы применяют тогда, когда имеется много взаимосвязанных переменных и надо найти оптимальное решение — например, вариант доставки продукта потребителю, обеспечивающий максимальную прибыль, по одному из возможных каналов товародвижения.
Гибридные методы, объединяющие детерминированные и вероятностные (стохастические) характеристики (например, динамическое и эвристическое программирование), применяются прежде всего для исследования проблем товародвижения
Слайд 90Классификация методов обработки и анализа данных
В маркетинговом анализе широко применяются матричные
модели, в частности стратегически матрицы . Их часто используют для целей разработки оптимальной стратегии.
Известная роль принадлежит также неформальному описательному и качественному анализу, сценариям развития и т.п.
Слайд 91Выбор конкретных методов анализа диктуется рядом факторов:
сущностью изучаемых процессов и явлений;
степенью
срочности получения выводов;
структурой сведений;
доступностью или ограниченностью информации;
возможностями применения компьютерной технологии.
Слайд 92Итак,
Эти группы количественных методов, безусловно, не исчерпывают всего их разнообразия.
Широта
применения тех или иных методов при проведении маркетинговых исследований определяется возможностями компании. Очевидно, что у крупных организаций таких возможностей существенно больше, чем у организаций малого бизнеса.
Уровень глубины анализа определяется целью исследования и показывает степень освоения различных статистических и эконометрических методов сводки, группировки и анализа информации, которые позволяют получить оценку исследуемых проблем и выявить причинно-следственные связи для формулировки выводов и рекомендаций.
Слайд 94\
Моосмюллер Г., Ребик Н.Н., Инфра-М | 2007 г.
В
пособии подробно описаны основные методы статистического анализа, применяемые при обработке маркетинговой информации с использованием программного комплекса SPSS.
Приводятся детальные инструкции пользования программой, показано, как проводить поэтапную интерпретацию результатов анализа.
Слайд 96Домашнее задание
Изучите материалы презентации
Подготовитесь к практическому занятию: ответьте на вопросы для
самопроверки знаний и подготовки к тестированию (тема 9)
Изучите рекомендованную литературу
Проанализируйте содержание реального маркетингового исследования и ответьте на поставленные вопросы