Слайд 1МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ КОРПОРАТИВНЫХ БИЗНЕС- ТРЕНИНГОВ
Курс для программы
«Тренинг
для бизнес-тренеров»
Исангуловой Ирины Маратовны,
Психолога, методолога, бизнес-консультанта
Слайд 2О ВЕДУЩЕЙ:
ИСАНГУЛОВА ИРИНА МАРАТОВНА
Образование
– Санкт Петербургский Государственный Университет, факультет психологии, специализация «Психологическая коррекция и социальная адаптация», Курс «Стратегическое управление процессами» (СГЭУ-Австрийская палата экономики), курс «Продюсирование обучающих и коучинговых проектов в инфобизнесе».
Преподавательская деятельность: курсы «Организационная психология», «Психология труда», «Профессиональное самоопределение», «Общая психология», «Профессиональное консультирование», «Управление персоналом», «Организационное поведение», «Конфликтология», «Теория организации и системный анализ», «Поведение потребителей», «Антикризисный PR», «Эффективный маркетинг на предприятии», «Стратегический менеджмент», «Оперативный менеджмент», «Стратегический маркетинг», «Маркетинг в управлении проектами», «PR в системе маркетинговых коммуникаций».
Опыт работы: психологические тренинги (Центр «Семья» Куйбышевского района), тренинг «Эффективная коммуникация» для журналистов ТРК «Терра», для кандидатов в депутаты, помощников кандидатов в депутаты (кампания выборов в городскую думу Самары (2004, 2010), кампания по выборам в думу г.о. (2010) , разработка программы обучения менеджеров по рекламе (ТРК «Терра»), разработка программы обучения тележурналистов (ТРК «Терра»), разработка программы обучения инженеров, менеджеров по продажам, механиков ГК «Лидер», организация и проведения четырех Всероссийских инженерно-технических семинаров на базе ГК «Лидер», проведение стратегических сессий (на данный момент 24), тренинг «Управление процессами» (3 организации), консалтинговое сопровождение телепроекта «Ваше утро» (имидж ведущих) …
Электронная почта: iipost@mЭлектронная почта: iipost@mаЭлектронная почта: iipost@mаil.ru тел +7 917 110 66 64
Слайд 3ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И ЗАПРОСЫ
Представьтесь, пожалуйста.
Кратко расскажите о себе, своей деятельности
Что бы вы
хотели узнать из курса «Методология корпоративного тренинга»?
Слайд 4ПРОГРАММА КУРСА
Что такое бизнес-тренинг?
Тренинг как активная форма обучения. Виды форм
обучения. Дифференциация бизнес-тренинга и других форм тренинга Основные методы бизнес-тренинга. Жанры тренинга и роли, функции тренера
2. Проектирование бизнес-тренинга
Окружающие условия создания бизнес-тренинга. Тренер- Заказчик (Организация).
Организация системы обучения в компании. Диагностика заказа, умение увидеть проблему в общей организационно-управленческой системе.
Компоненты программы тренинга.
3. Создаем свою программу тренинга
Слайд 5РЕСУРСЫ ПО РАЗВИТИЮ
Группа на фейсбук «Тренер-тренеру»
https://www.facebook.com/groups/trenertreneru/
Сайт
сообщество бизнес-тренеров (НП) Сайт сообщество бизнес-тренеров (НП) http://biznes-trainer.ru/
Официальный сайт исследования «Лучшие бизнес-тренеры России» http://best-trainers.ru/
Российская ассоциация бизнес-образования http://www.rabe.ru/
Конференция российских фасилитаторов http://facilitators.ru
Ассоциация фасилитаторов http:фасилитация.рф
Слайд 9ПОД РЕД. ЖАННЫ ЗАВЬЯЛОВОЙ
МЕТАФОРИЧЕСКАЯ ДЕЛОВАЯ ИГРА.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ БИЗНЕС-ТРЕНЕРА
РЕЧЬ -
2004 Г.
Это сборник наиболее часто встречающихся конкретных проблем в сферах маркетинга, менеджмента, закупок, продаж и
телефонных переговоров.
На каждую проблему подобрана деловая
игра, которая помогает участникам найти
решение, а тренеру - успешно и с огоньком
провести свой тренинг.
Сборник состоит из 70 деловых игр.
Также в книге вы найдете информацию по методологии метафорической деловой игры.
Авторы надеются, что для своего тренинга вы сможете выбрать сценарий деловой игры в данном сборнике, либо сочинить сами новую игру, пользуясь методикой, подробно описанной в разделе "Методология".
Слайд 111. ЧТО ТАКОЕ БИЗНЕС-ТРЕНИНГ?
Тренинг как активная форма обучения.
Виды форм обучения.
Дифференциация бизнес-тренинга и других форм тренинга.
Методы БТ
Слайд 12ТРЕНИНГ
(от англ. training — обучение, тренировка) — метод активного обучения, направленный на
развитие знаний, умений и навыков и социальных установок.
Слайд 13КОМПЕТЕНЦИЯ
(от лат. competere — соответствовать, подходить) — это личностная способность специалиста, применять
ЗУН, успешно действовать на основе практического опыта при решении определённого класса задач (профессиональных или общих).
Слайд 14ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ И СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ
Знания – отражение в сознании человека
закономерностей внешнего мира в виде представлений, понятий, суждений, теорий
Уме́ния — освоенный субъектом способ выполнения действия
Навыки - деятельность, сформированная путём повторения и доведения до автоматизма.
Слайд 15СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ (АТТИТЮД)
определенное состояние сознания, основанное на предыдущем опыте, регулирующее
отношение и поведение человека.
состояние психологической готовности личности вести себя определенным образом в отношении ситуации, людей, основано на ее прошлом опыте или опыте авторитетных для нее лиц
Слайд 16Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я
запомню. Позволь
Мне мне сделать – и это станет моим навсегда» (Эдгар Дейл)
Что остается в памяти спустя две недели?
Слайд 19ВИДЫ ТРЕНИНГОВ
Навыковый тренинг направлен на формирование и выработку определенного навыка (навыков).
Большинство бизнес-тренингов включают в себя навыковые тренинги, например, тренинг переговоров, самопрезентации, техники продаж и др.
Психотерапевтический тренинг (более корректное название — психотерапевтическая группа) направлен на изменение в сознании. Изменения способа, которым человек создает поле реальности, изменение стереотипного способа поведения: как в эту яму больше не попадать; в сторону поддержки. Эти группы соотносятся с существующими направлениями психотерапии (более корректное название — психотерапевтическая группа) направлен на изменение в сознании. Изменения способа, которым человек создает поле реальности, изменение стереотипного способа поведения: как в эту яму больше не попадать; в сторону поддержки. Эти группы соотносятся с существующими направлениями психотерапии — психодраматические (более корректное название — психотерапевтическая группа) направлен на изменение в сознании. Изменения способа, которым человек создает поле реальности, изменение стереотипного способа поведения: как в эту яму больше не попадать; в сторону поддержки. Эти группы соотносятся с существующими направлениями психотерапии — психодраматические, гештальт-группы (более корректное название — психотерапевтическая группа) направлен на изменение в сознании. Изменения способа, которым человек создает поле реальности, изменение стереотипного способа поведения: как в эту яму больше не попадать; в сторону поддержки. Эти группы соотносятся с существующими направлениями психотерапии — психодраматические, гештальт-группы, группы телесноориентированной, танце-двигательной терапии и др.
Социально-психологический тренинг (СПТ)] занимает промежуточное положение, он направлен на изменения и в сознании, и в формировании навыков. СПТ зачастую направлен на смену социальных установок и развитие умений и опыта в области межличностного общения.
Слайд 20БИЗНЕС-ТРЕНИНГ
(и его наиболее характерная разновидность, — корпоративный тренинг) — развитие навыков персонала для:
успешного
выполнения бизнес-задач,
повышения эффективности производственной деятельности,
управленческих взаимодействий.
Слайд 21БИЗНЕС-ТРЕНИНГ
В структуру бизнес-тренинга могут входить тренинги:
по продажам и обслуживанию клиентов,
по
формированию управленческих навыков,
наставничества на рабочем месте,
командообразования,
тайм-менеджмента,
по внедрению корпоративной культуры.
Но, не один из перечисленных тренингов не является бизнес-тренингом в частности.
Бизнес тренинг — сложный процесс, с системным подходом, позволяющий развивать одновременно знания умения и навыки, необходимые для продуктивного существования бизнеса (деятельности компании, организации) в целом, а не отдельного процесса.
Слайд 22ВЫБОР МЕТОДОВ ТРЕНИНГА ЗАВИСИТ:
Структуры участников (пол, возраст, статус),
Размера аудитории,
Ожиданий аудитории,
Продолжительности,
Времени
дня,
Технические возможности,
Административные возможности.
Слайд 24ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ТРЕНИНГА
Кейс — реальная проблемная ситуация, требующая ответа и нахождения решения.
Основная задача кейса научиться анализировать информацию, выявлять основные проблемы и пути решения, формировать программу действий.
Деловая игра — имитация различных аспектов профессиональной деятельности, социального взаимодействия.
Ролевая игра — это исполнение участниками определенных ролей с целью решения или проработки определенной ситуации.
Групповая дискуссия — совместное обсуждение и анализ проблемной ситуации, вопроса или задачи. Групповая дискуссия может быть структурированной (то есть управляемой тренером с помощью поставленных вопросов или тем для обсуждения) или неструктурированной (ее течение зависит от участников группового обсуждения).
Слайд 25ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ТРЕНИНГА
Мозговой штурм — один из наиболее эффективных методов стимулирования
творческой активности. Позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил — сначала участникам предлагается высказывать как можно больше вариантов и идей, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Игры-разминки - инструмент, используемый для управления групповой динамикой. Игры-разминки представляют собой расслабляющие и позволяющие снять напряжение, групповые задания.
Слайд 26ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ТРЕНИНГА
Фасилитация - инструмент, позволяющий стимулировать обмен
информацией внутри группы для успешного обсуждения, совещания, конференции.
Фасилитация позволяет ускорить процессы осознания, стимулировать групповую динамику. Тренер в ходе фасилитации помогает процессу группового обсуждения, направляет этот процесс в нужное русло.
Фасилитатор – нейтральный к содержанию и решениям ведущий, который не вносит своих предложений и оценок, а создает условия, эффективный процесс групповой работы, который позволяет группе достичь желаемого результата в отведенное время и с максимальным вкладом и участием каждого.
Этими результатами могут быть: решение, план действий, стратегия, выявление проблем, разработка предложений и инноваций. (со страницы Ассоциации фасилитаторов)
Слайд 27ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ТРЕНИНГА
Видеоанализ — инструмент, представляющий собой демонстрацию видеороликов, подготовленных тренером,
или видеозаписей, на которых участники тренинга демонстрируют разные типы поведения.
Видеоанализ позволяет наглядно рассмотреть достоинства и недостатки разных типов поведения.
Слайд 28Окружающие условия для Бизнес-тренинга
Заказчик-Тренер-Участники тренинга: взаимоотношения.
Слайд 29ДЕЛОВАЯ ИГРА «ВЗАИМООТНОШЕНИЯ»
Разбейтесь на 3 команды: организация-заказчик, тренеры-фрилансеры, консалтинговая компания.
Получите задание
для каждой команды
Проведите переговоры
Кого и почему выбирает Заказчик?
Кого и почему выбирает консалтинговая компания, фрилансеры?
Слайд 30СТРУКТУРА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
Заказчик
Тренер
Участники
Слайд 31ДЕЛОВАЯ ИГРА 2
Разбейтесь на пары
Изучите классификацию тренингов Г.Сартан
Выслушайте опыт друг друга
в отношении проведения тренингов и какой бы тренинг он хотел разработать?
Представьте своего партнера и его опыт проведения тренингов, к какому виду тренинга вы бы отнесли его и почему?
Какой тренинг хотел бы провести и к какому виду он относится?
Слайд 35ТЕМА 2.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТРЕНИНГА
Как написать программу своего тренинга?
Слайд 363 ШАГА К ЭФФЕКТИВНОЙ ПРОГРАММЕ ТРЕНИНГА
Шаг 1 Определяем окружающие условия и
границы
Шаг 2 Соблюдаем структуру программы
Шаг 3 Проверяем совпадение граничных условий
Слайд 37ШАГ 1
Определяем внешние условия для составления эффективной программы
Слайд 38КЛЮЧЕВЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ВЫСТРАИВАНИЯ ГРАНИЦ ПРОГРАММЫ
1. Для чего нужна программа –
РЕЗУЛЬТАТ ее действия,
2. Что хочет заказчик, что он будет дальше делать с этими РЕЗУЛЬТАТами?
3. Кто целевые клиенты тренинга?
4. Как мы проверим, замерим, что мы получили РЕЗУЛЬТАТ? (эффективность)
5. Логистика тренинга: кол-во человек, кол-во часов, бюджет.
Слайд 39ШАГ 2 СОБЛЮДАЕМ СТРУКТУРУ ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГА
Обзор основных компонент программы тренинга
Слайд 40ОПИСАНИЕ ТРЕНИНГА
Название (тема)
Целевая аудитория (для кого)
Цель
Задачи
Результат
Критерии эффективности
Логистика (кол-во часов, кол-во
человек, разбивка по темам)
Слайд 41-Введение
Цель
Задачи
Первое действие. Ледокол
Теоретическая часть
Практическая часть
Обратная связь
Обзор ключевых пунктов обучения,
Итоги тренинга
и фиксация результатов.
Основные компоненты программы тренинга:
Слайд 42РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ В СТРУКТУРЕ НАВЫКОВОГО БИЗНЕС-ТРЕНИНГА
(ФОРМУЛА ЭФФЕКТИВНОСТИ)
2 % Введение, цели
и задачи тренинга,
25% теоретический материал (в том числе обзор ключевых пунктов обучения, в том числе обратная связь по теоретическому материалу),
65 % практический материал (50% деловые игры, упражнения, кейс-стадии , 20% работа участников: мозговые штурмы, обсуждения, разбор конкретных примеров, в том числе обратная связь по практическому материалу, в том числе «Ледокол»)
5 % консультации по вопросам слушателей на тему тренинга,
3 % Итоги тренинга и фиксация результатов.
Слайд 43ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГА: ВВЕДЕНИЕ
Введение
Во введении определяется направленность разрабатываемой программы.
Оптимально,
если перед тренингом внутри организации вступительное слово скажет топ-менеджер этой компании.
Вступительное слово должно пояснить участникам программы связь тренинга с бизнес целями организации и продемонстрировать поддержку компании на проведение тренинга.
Необходимо определить конкретного человека, который произнесет вступительную речь, и разработать для него тезисы, позволяющие высказывать как его собственные идеи, так и некоторые ваши идеи по поводу проводимого тренинга.
Слайд 44ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОГРАММЫ: ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
В первую очередь, цель должна описывать
общий результат программы.
Задачи — это то, что участники должны выполнить в конце программы. Задачи должны быть:
узко направленными;
измеримыми;
достижимыми;
реалистичными;
рассчитанными по времени.
Слайд 45ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОГРАММЫ: ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Формулирование задач лучше начинать с глагола,
желательно избегать слова «понять», так как оно звучит слишком расплывчато и не поддается измерению. Используйте следующие формулировки и слова.
После завершения программы ее участники будут способны...
...описывать,
...определять,
...измерять,
...применять,
...разрабатывать.
Слайд 46ЗАДАНИЕ 2. ТАКИЕ РАЗНЫЕ ПРОДАЖИ
Разделитесь на три группы,
Ознакомтесь с описанием тренингов
(каждый со своим вариантом),
Ответьте на поставленные вопросы, обоснуйте ответы.
Презентуйте группе Ваш тренинг (кратко), отвечая на поставленные вопросы.
Слайд 47ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОГРАММЫ: ОТКРЫТИЕ ЗАНЯТИЯ
Планируя первое действие в тренинге, важно сознавать,
чего вы хотите достичь.
Даже если тренеры были знакомы с участниками тренинга еще до его начала, надо быть готовым к проявлениям различных эмоций группой.
Поэтому в процессе разработки программы необходимо тщательно продумать первое действие тренинга. Чего вы хотите достичь?
Слайд 48ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОГРАММЫ: ОТКРЫТИЕ ЗАНЯТИЯ
1. Действие: вы хотите заинтересовать группу и
вовлечь ее в работу и не хотите видеть наблюдателей, или «пассажиров».
2. Включение: вы хотите, чтобы люди, пришедшие к вам, стали Участниками, включились в деятельность, независимо от их первоначального настроения, в идеале — к первому перерыву на кофе.
3. Любопытство и интрига: вы хотите, чтобы они открыли для себя новое, приняли участие в этом мероприятии.
4. Энергия и взаимопонимание: вы хотите активного участия и готовности работать с вами.
Учитывайте эту схему при разработке первого действия. Оно должно быть коротким и динамичным, после него можно сделать небольшой перерыв.
Во время этого действия необходимо дать людям возможность представиться. Часто это упражнение называют «ледоколом»
Слайд 49ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОГРАММЫ: ПЕРЕХОД К СОДЕРЖАНИЮ
После завершения первого действия работу нужно
направить на достижение целей программы.
При этом должна соблюдаться соразмерность между активным участием членов группы и лекциями тренера. Последовательность может быть следующей:
- Теоретическая часть.
- Практическая деятельность.
- Обратная связь.
- Обзор ключевых пунктов обучения.
Слайд 50ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
слово специально приглашенным лицам,
слайды, видео-презентации или представлять информацию самостоятельно.
Важно помнить об активных периодах внимания аудитории и поощряйть включение в обсуждение и задавание вопросов.
Слайд 51
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Может быть упражнением, разбором случая из практики, игрой-симулятором или ролевой
игрой.
Она должна побуждать участников тренинга к активному включению в работу.
Важно, чтобы упражнения были связаны с темой тренинга, не были «оторванными» от реальности, правило «Ружье в первом акте»
Слайд 52
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
При подготовке важно исследовать группу, чтобы определить ее установки, стиль,
энергичность и т. д.
При разработке программы необходимо запастись адекватными примерами, конкретными случаями из своей практики, материалом для ролевых игр, который найдет отклик у участников.
Поиск «работающих упражнений». Хорошо структурированная ролевая игра, тщательно организованная, с обратной связью, может дать участникам тренинга реальную возможность овладеть новыми навыками. Точно так же, бизнес-игры могут пробудить творчество, настроить на разрешение проблем и на командную работу. Создание этих примеров требует времени, поэтому создав их один раз, используйте как модель и в дальнейшем, экспериментируйте, пока не найдете то, что работает наилучшим образом.
Слайд 53ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ («Я ВАС СЛЫШУ»)
Прежде, чем предпринимать какие-то действия, стоит потратить
время на объяснения группе механизма обратной связи. (КАК ЭТО БУДЕТ?)
Участникам дается четкое руководство относительно лимита времени, отводимого на обратную связь и ее графического изображения. Например: «На обратную связь вам отводится приблизительно десять минут и два флип-чарта». (ЧЕТКОСТЬ)
Слайд 54
ОБЗОР КЛЮЧЕВЫХ ПУНКТОВ ОБУЧЕНИЯ
«ПОВТОРЕНЬЕ – МАТЬ УЧЕНЬЯ»
К сожалению, иногда про него
забывают, или отводят на него слишком мало времени.
Участники ценят, когда тренер освещает ключевые моменты после проведенного элемента тренинга.
Это не должно занимать слишком много времени и не должно повторяться, а длиться ровно столько, сколько нужно для подкрепления обучения.
Слайд 55УЧАСТИЕ ДРУГОГО ТРЕНЕРА (КО-ТРЕНЕРСТВО)
РАЗДЕЛИТЬ ЗОНЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ. Какую бы технику вы ни
использовали, необходимо осознавать силы и возможности друг друга, и распределить работу в соответствии с ними.
ЦЕЛОСТНОСТЬ, работа на общий результат. Целостная программа должна основываться на сильных сторонах разных стилей и подходов, но при этом не иметь структуру лоскутного одеяла.
Слайд 56РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ В СТРУКТУРЕ БИЗНЕС-ТРЕНИНГА (ФОРМУЛА ЭФФЕКТИВНОСТИ)
2 % Введение, цели и
задачи тренинга,
25% теоретический материал (в том числе обзор ключевых пунктов обучения, в том числе обратная связь по теоретическому материалу),
65 % практический материал (50% деловые игры, упражнения, кейс-стадии , 20% работа участников: мозговые штурмы, обсуждения, разбор конкретных примеров, в том числе обратная связь по практическому материалу, в том числе «Ледокол»)
5 % консультации по вопросам слушателей на тему тренинга,
3 % Итоги тренинга и фиксация результатов.
Слайд 57СТРУКТУРА ПРОДАЮЩЕГО ОПИСАНИЯ ТРЕНИНГА
1. Крючок
2. Что вы узнаете
3. Чему
вы научитесь
4. Какие проблемы сможете решить
5. Кому надо
6. Кому не надо
7. Краткая программа
8. Отзывы
9. Цена
10. Возражения
11. Постскриптум
Слайд 58КАК БЫТЬ ЭФФЕКТИВНЫМ?
-корректная диагностика потребности,
-организационные уровни и диагностика потребности в
обучении,
- критерии эффективности (модель Килпатрика)
Слайд 59ЦЕЛИ ДИАГНОСТИКИ ПОТРЕБНОСТИ В ОБУЧЕНИИ:
- прояснения целей развития компании – прояснения
стратегии (т.е. ЗАЧЕМ учить);
- определения, каким компетенциям необходимо учить
(т.е. ЧЕМУ учить);
- выявления категорий сотрудников, не обладающих необходимыми компетенциями для достижения целей
(т.е. КОГО учить);
Слайд 60ЦЕЛИ ДИАГНОСТИКИ ПОТРЕБНОСТИ В ОБУЧЕНИИ:
- выявления проблемных зон компании (экспресс-диагностика качества
управления);
- выявления существующих проблем и сложностей в работе сотрудников, намеченных к обучению;
- выявления степени соответствия заявленной темы обучения реально существующей потребности в обучении;
- определения приоритетности в обучении различных целевых групп сотрудников по результатам экспресс-диагностики;
- предоставления максимально точно разработанных программ обучения.
Слайд 61МЕТОДЫ СБОРА ИНФОРМАЦИИ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ ПОТРЕБНОСТИ В ОБУЧЕНИИ:
- интервью или индивидуальные
консультационные сессии с заказчиком (обычно менеджером по персоналу);
интервью с обучающимися;
- предтренинговая анкета или опросник;
- анализ структуры, в частности, анализ текста должностных инструкций обучающихся;
«полевые исследования».
Слайд 62КОРПОРАТИВНАЯ МОДЕЛЬ КОМПЕТЕНЦИЙ
В корпоративной модели компетенций профилирование должностей строго привязывается
к стратегии развития компании.
То есть сначала разрабатывается стратегия, создается образ желаемого будущего и лишь затем выявляются компетенции, необходимые для достижения этого будущего.
Корпоративная модель компетенций изменяется вместе с изменением стратегии.
Слайд 63РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ ПОТРЕБНОСТИ В ОБУЧЕНИИ:
- максимально точная разработка программ обучения;
- изменение
темы обучения в соответствии с выявленной потребностью;
- перемещение приоритетности в обучении с одной целевой группы на другую.
В процессе предоставления услуги по диагностике потребности в обучении тренеры-консультанты вольно или невольно, но всегда проводят экспресс-диагностику качества управления.
Само мероприятие по проведению тренинга или семинара превращается в этап диагностики.
Слайд 64ЭФЕКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ
Под эффективным обучением понимают степень соответствия тренинга
поставленным задачам.
Эффективность обучения подразумевает, что тренинг и последующие закрепляющие мероприятия помогают работникам выполнять конкретные задачи, способствующие достижению целей компании.
На практике это означает смещение фокуса с тренингов и отдельных мероприятий в рамках формального обучения к более холистическому процессу обучения и обеспечения результативности работы.
В рамках такого подхода осуществляется интеграция обучения и закрепления в рабочий процесс в такое время и в таких обстоятельствах, когда и где это необходимо для достижения организационных целей высокого уровня.
Слайд 66ДИАГНОСТИКА ПОТРЕБНОСТИ В ОБУЧЕНИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБУСЛАВЛИВАЕТ ДИАГНОСТИКУ ВСЕХ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ КОМПОНЕНТ,
КОТОРЫЕ ВЛИЯЮТ НА КОМПЕТЕНЦИЮ.
Личностный уровень
Уровень взаимоотношений
Уровень групп / команд
Системный / организационный уровень
Слайд 67ЛИЧНОСТНЫЙ УРОВЕНЬ
Знания человека,
Умения и навыки,
Его отношения, установки, ценности,
Личные цели и мотивация.
Уровень
осознанности.
Слайд 68УРОВЕНЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
Стиль управления / нормы взаимоотношений руководитель – подчинённый,
Стиль принятия решений,
методы решение проблем в организации,
Нормы взаимоотношений сотрудник – сотрудник,
Отношение к конфликтам и способы их разрешения.
Слайд 69УРОВЕНЬ КОМАНД / ГРУПП
Стиль командного взаимодействия,
Нормы и правила взаимодействия и коммуникации
между отделами.
Атмосфера в компании,
Слайд 70
СИСТЕМНЫЙ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ УРОВЕНЬ
Цели организации,
Стратегия организации,
Структура организации,
Регламентирующие документы, распоряжения, указы и
т.д.
Слайд 71ПРИМЕР
«ТРЕНИНГ ПО УПРАВЛЕНИЮ ВРЕМЕНЕМ»
Цель тренинга - увеличение эффективности использования рабочего
времени и качества планирования.
Слайд 72ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРЕНИНГА
УПРАВЛЕНИЯ ВРЕМЕНЕМ
Слайд 73ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРЕНИНГА НЕОБХОДИМО:
1. Относиться к каждому корпоративному тренингу как
к проекту по организационному развитию, который включает в себя:
A. Определение основной задачи / проблемы
B. Определение требуемых изменений в поведении
C. Исследование корпоративной культуры на всех уровнях, выявление факторов, способствующих и препятствующих изменению
D. Разработку программы тренинга и пост тренинговых мероприятий, которые учитывают особенности корпоративной культуры конкретной компании и направлены на её развитие.
E. Проведение тренинга и поддерживающих мероприятий
Слайд 74УВЕЛИЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРЕНИНГА:
2. При подготовке и проведении корпоративного тренинга фокусироваться
на следующих элементах:
- Знания участников
- Умения и навыки участников
- Отношения и установки участников
- Корпоративная культура организации: нормы, ценности, правила и их влияние на предполагаемые изменения.
Слайд 75УВЕЛИЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРЕНИНГА:
3. Формировать критическую массу новых знаний и навыков
в компании, через вовлечение в обучение:
- Большего количества сотрудников;
- Руководителей различного уровня;
- Сотрудников различных отделов и подразделений.
Слайд 76ЧЕТЫРЕХУРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ КИРКПАТРИКА (ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРЕНИНГА)
Уровень 1. Реакция Глубина положительной реакции
участников тренинга на обучающее мероприятие.
Уровень 2. Усвоение Степень усвоения знаний, навыков и установок в ходе обучающего мероприятия.
Уровень 3. Изменения в поведении Применение участниками приобретенных навыков в рабочих условиях.
Уровень 4. Результаты Выявление связи запланированных результатов с проведением тренинга и посттренинговым закреплением.
Слайд 77УРОВНИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ НА ПРАКТИКЕ ПО ДАННЫМ АМЕРИКАНСКОГО ОБЩЕСТВА ОБУЧЕНИЯ И
РАЗВИТИЯ ASTD, 2009 Г
Слайд 78ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ ТРЕНЕРА
Дополнительные материалы
Слайд 79РОЛИ ТРЕНЕРА
Инструктор,
Наставник,
Фасилитатор,
Индивидуальный консультант,
Бизнес-консультант или тренер-консультант.
Слайд 80ТРЕНЕР КАК ИНСТРУКТОР
Суть инструктажа заключается в развитии знаний, навыков, моделей поведения
и необходимых установок с использованием индивидуального подхода к инструктируемому или к каждому из членов группы, проходящей инструктаж.
То, что было выучено, должно быть применено на рабочем месте. Это закрепление обучения — одна из важнейших задач инструктора.
Ежедневном наблюдении за реализацией профессиональной деятельности членами его команды и в поиске возможностей для их развития. Считается, что ответственность за инструктирование лежит на линейном менеджере этой команды, и инструктаж рассматривается как одна из важнейших его обязанностей.
Слайд 81ПРИНЦИПЫ «ХОРОШЕГО» ИНСТРУКТОРА
Индивидуальный подход. Найдите место и время, чтобы уделить учащемуся
внимание.
ХВАЛИТЬ! Хвалите ученика каждый раз, когда это уместно.
Будьте искренни.
Используйте навыки активного слушания и задавания вопросов, чтобы определить «болевые точки» учащегося и сферы его потребностей в знаниях, навыках и моделях поведения.
Отслеживайте невербальные и любые другие сигналы, которые свидетельствуют о возникновении у участника трудностей во время инструктажа; будьте готовы к использованию альтернативного метода обучения.
Поясняйте обсуждаемые вопросы и, когда это нужно, намечайте и согласовывайте планы действий.
Гарантируйте согласование назначаемых дат и времени следующих сессий инструктажа. Инструктаж должен быть постоянным.
Отмечайте, когда для дополнения к инструктированию необходим тренинг.
Слайд 82ТРЕНЕР КАК НАСТАВНИК
Наставник обычно присутствует в организации для предоставления советов и
помощи другим, как правило, молодым людям, недавно пришедшим в организацию.
Роль наставника предполагает гораздо меньшую активность, чем роль инструктора. Наставник, как правило, задействован в ситуации прояснения чего-либо непонятного.
Наставниками чаще всего являются опытные люди, с высоким уровнем знаний о структуре организации, методах и особенностях ее работы.
Чаще всего они имеют прямой доступ к руководителям компании. Они хорошо понимают, когда людям плохо, и могут помочь своим ученикам справиться с трудными временами.
Наставник может назначаться для помощи в адаптации новому сотруднику и оставаться его учителем на всем протяжении его карьеры. Эти отношения продолжаются, даже когда новый сотрудник переходит из отдела в отдел и от одного руководителя к другому.
Слайд 83ТРЕНЕР КАК НАСТАВНИК
Как тренер, вы идеально подходите для выполнения роли наставника,
особенно если работаете в организации несколько лет. Обычно, благодаря своей роли тренера, вы приобретаете глубокие знания об организации, ее целях, применяемых ею методах и того, «Кто есть кто?» в организации.
Тренинг зачастую предназначен для новых людей, и тренер приобретает чуткость к их проблемам и потребностям.
Наставникам необходимо предоставить новому сотруднику информацию в приемлемом виде, чтобы ввести его в курс дела. Они также должны быть открытыми, вызывающими доверие, внимательными слушателями и придерживаться позитивной ролевой модели. Все это относится к типичным способам работы опытного тренера.
Слайд 84ВОПРОСЫ ПО ИСПОЛНЕНИЮ РОЛИ НАСТАВНИКА
Какие в детальном описании ожидания от наставника
существуют в данной организации?
Согласовали ли наставник и ученик глобальные цели программы?
Слайд 85ТРЕНЕР - ФАСИЛИТАТОР
Все чаще организаторы используют фасилитаторов для проведения встреч и
иных подобных мероприятий.
Фасилитатор — это человек, контролирующий ход встречи и обеспечивающий соблюдение ее правил и процедуры.
Это позволяет участникам собрания сконцентрироваться на целях и содержании встречи.
Слайд 86ТРЕНЕР - ФАСИЛИТАТОР
- Гарантирует, что собрание развивается в соответствии с намеченным
планом.
- Гарантирует, что участники используют «правила, процессы и инструменты», которые были согласованы для применения на этом собрании.
- Поддерживает «правильные» модели поведения на собрании, в том числе — активное участие, отсутствие мелких кружков «по интересам» и запись обязательств, сделанных участниками.
Проводит и регулярную работу в группах, длящуюся в течение долгого времени.
Слайд 87ЧТО ДЕЛАЕТ ФАСИЛИТАТОР?
Задает открытые вопросы.
Позитивно реагирует на любой сигнал группы.
Поощряет
индивидуальные высказывания участников.
Обеспечивает ясность в конфликтных и запутанных беседах между членами группы.
Слайд 88ТРЕНЕР КАК ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ КОНСУЛЬТАНТ
В целом индивидуальное консультирование — это руководство, предоставляемое
людям в ситуации, когда на выполнение ими профессиональных обязанностей неблагоприятно воздействуют условия, напрямую не связанные с условиями рабочего места.
Это руководство должно осуществляться опытными консультантами. Они способны полностью оценивать опыт и набор навыков, необходимых для действий в таких ситуациях.
Вас могут попросить заняться индивидуальным консультированием, даже если вы не прошли необходимого обучения. В таких случаях вы можете выслушивать людей, но никогда не должны ничего советовать.
Слайд 89ВОПРОСЫ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ФУНКЦИЙ ИНДИВИДУАЛЬНОГО КОНСУЛЬТАНТА.
Как относятся к индивидуальному консультированию в
данной компании? Что именно я должен делать, если возникает ситуация, требующая консультирования?
Могу ли я поговорить с более опытными тренерами о способах, при помощи которых они справляются с такими ситуациями?
Слайд 90ТРЕНЕР КАК БИЗНЕС-КОНСУЛЬТАНТ ИЛИ ТРЕНЕР-КОНСУЛЬТАНТ
«Бизнес-консультант» работает в рамках бизнес-стратегий, ценностей, целей,
бизнес-программ организаций.
Когда проект подразумевает перевод потребностей бизнеса в сферу мероприятий по обучению и развитию персонала, работа выполняется тренером-консультантом.
В жизни эти задачи могут совпадать. Функции «бизнес-консультанта» и «тренера-консультанта» может взять на себя один человек или одна команда.
Слайд 91УПРАЖНЕНИЕ
«КАКОВА ВАША РОЛЬ КАК ТРЕНЕРА?»
Разбейтесь на пары,
Проведите диагностику роли
вашего партнера как тренера в том опыте ведения тренинга, который у него есть.
Если опыта нет, тогда выявите, какая роль наиболее приемлема, желаема для него.
Слайд 92Модели компетенций бизнес-тренера
Слайд 93ТРИ КОМПЕТЕНЦИИ БИЗНЕС-ТРЕНЕРА
(УРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ)
Личностная.
Методическая.
Содержательная.
Методическая
подготовка
Содержательная
подготовка
Слайд 94МОДЕЛЬ ПОТОКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
SmartFlow – «поток взаимодействия» – потоковое состояние способности быстро
и легко решать различные задачи с другими людьми, повышенная сообразительность, ответы приходят быстро и «в точку».
Для тренера необходимо уметь входить именно в состояние SmartFlow и удерживаться в нем в течение всего тренинга.
А лучше всего – вводить в него и всех участников. Тогда эффективность тренинга повышается в разы, участники чувствуют себя буквально «окрыленными» и получают мощный начальный импульс к действиям, претворению материала тренинга в свою жизнь.
Слайд 95Три базовых ресурса потока: время, информация, энергия
Слайд 97УПРАЖНЕНИЕ «МОДЕЛЬ КОМПЕТЕНЦИЙ БИЗНЕС-ТРЕНЕРА»
1. Разбейтесь на 3 группы
2. Проведите обсуждение какие
компетенции (Знания, умения, навыки, установки важны для бизнес-тренера),
3. Проведите презентацию своей модели
Слайд 98УПРАЖНЕНИЕ «МОДЕЛЬ КОМПЕТЕНЦИЙ БИЗНЕС-ТРЕНЕРА»
4. Проведите сравнение своей модели и модели Американской
и модели РИБО
Слайд 99МОДЕЛЬ КОМПЕТЕНЦИЙ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ТРЕНЕРОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ ПО РАЗВИТИЮ
ASTD (AMERICAN SOCIATY
FOR TRAINING AND DEVELOPMENT
Слайд 100КОМПЕТЕНЦИИ БИЗНЕС-ТРЕНЕРА (РИБО)
Изучение потребностей в обучении, особенностей целевой аудитории.
Бизнес-тренер определяет цели
и задачи обучения, расставляет приоритеты, проводит исследования, систематизирует и анализирует информацию. Владеет навыками проектного менеджмента. Тренер определяет существенные характеристики и особенности участников процесса обучения, управляет их ожиданиями.
Планирование методов и материалов бизнес-тренинга.
Бизнес-тренер знает и планирует методы обучения, подбирает и адаптирует их с учётом особенностей участников тренинга, условий среды и формата обучения. Умеет определять ключевые моменты тренинга, подбирает контекстные примеры, разрабатывает рабочие материалы обучения в соответствии с целями и задачами обучения.
Подготовка к тренингу.
Бизнес-тренер предвидит, и готовиться к трудностям, которые могут возникнуть в процессе проведения тренинга, умеет управлять конфликтами в группе и «сложными» участниками. Планирует и готовит все необходимые вспомогательные материалы, технические средства тренинга и помещение, где будет проходить обучение.
Бизнес-тренер управляет своими эмоциями и соблюдает бизнес-этикет.
Слайд 101КОМПЕТЕНЦИИ БИЗНЕС-ТРЕНЕРА
Управление процессом обучения.
Бизнес- тренер регулярно оценивает и анализирует выполнение задач
на каждом из этапов процесса обучения, своевременно реагирует на изменения, корректирует ранее разработанный план действий и согласовывает изменения с целями обучения. Поощряет и поддерживает инициативы по обучению и развитию, доводит их до завершения.
Развивает сотрудничество со всеми участниками процесса обучения. Воспринимает и обдумывает идеи, предложенные другими.
Методы и стратегии тренинга.
Бизнес- тренер поощряет устремления участников тренинга к саморазвитию, создаёт располагающие к обучению условия и мотивационный климат. Разрабатывает содержание и определяет параметры программы обучения, использует разнообразие средств и методов в процессе проведения тренинга. Обеспечивает участников тренинга условиями и возможностями для достижения успеха в их профессиональной деятельности, поощряет и стимулирует применение новых знаний и навыков на практике.
Слайд 102КОМПЕТЕНЦИИ БИЗНЕС-ТРЕНЕРА
Проведение тренинга.
Во время тренинга бизнес- тренер устанавливает правила тренинга, определяет
основные ожидания участников тренинга, устанавливает ясные цели, применяет принципы управления временем. Он открыт и внимателен.
Тренер умеет задавать вопросы, управлять дискуссией, объяснять и обобщать, делать выводы; предоставляет чёткую, своевременную и конкретную обратную связь. Своевременно и в соответствии с ситуацией препятствует нежелательному поведению участников тренинга, доводит учебные мероприятия до завершения.
Применение предметных знаний экспертной области для разработки лучших решений.
Бизнес-тренер собирает ресурсы для достижения целей обучения, выступает экспертом по тематике тренинга.
Изучает и анализирует проблемы заказчика, определяет причинно-следственную связь и предлагает проверенные практикой решения.
Демонстрирует глубокие знания области специализации, систематизирует свой прошлый опыт и источники информации. Консультирует и обеспечивает, чтобы обучение вносило полезный вклад в развитие бизнеса заказчика.
Слайд 103КОМПЕТЕНЦИИ БИЗНЕС-ТРЕНЕРА
Оценка эффективности и результатов обучения.
Бизнес- тренер берёт на себя ответственность
за результаты обучения, устанавливает критерии успеха и оценки обучения.
Отслеживает и анализирует реакцию участников тренинга, определяет и оценивает результаты обучения и ценность для бизнеса. Оценивает эффективность применения методов, учебных материалов, условий обучения. Проводит самооценку, открыт к критике, делает выводы и совершенствует своё мастерство. Составляет отчётную документацию, умеет разрабатывать рекомендации.
Разработка стратегии внедрения результатов обучения.
Бизнес- тренер обеспечивает условия для синтеза и интеграции новых знаний и навыков, исследует и определяет условия, которые могут способствовать или осложнять применение приобретенных во время тренинга навыков и знаний на практике. Обеспечивает возможности для практики приобретенных навыков. Поощряет участников тренинга разрабатывать собственные концепции и идеи, способствует постоянному использованию навыков и знаний в ежедневной деятельности. Определяет и разрабатывает план внедрения изменений по результатам обучения. Обеспечивает возможности для непрерывного процесса совершенствования приобретенных знаний и навыков.
Слайд 104УПРАЖНЕНИЕ. ПРОВЕДИТЕ САМООЦЕНКУ УКАЗАННЫХ НИЖЕ КОМПЕТЕНЦИЙ БИЗНЕС-ТРЕНЕРА ПО 10 БАЛЛЬНОЙ ШКАЛЕ.
Слайд 105Исангулова Ирина Маратовна
Электронная почта: iipost@mЭлектронная почта: iipost@mаЭлектронная почта: iipost@mаil.ru
тел +7
917 110 66 64