Слайд 1МАРКЕТИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
План.
Сущность основных понятий.
Цель маркетинговой деятельности.
Принципы маркетинга.
Функции маркетинга.
Этапы маркетинговой деятельности.
Слайд 2Сущность основных понятий
Маркетинг - управленческий процесс, заключающийся в создании продуктов (товаров
и услуг), определении их цены и средств продвижения на рынке с целью удовлетворения потребностей покупателей, организации и общества в целом.
Слайд 3Сущность основных понятий
Потребность - состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в
объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности.
Потребности человека обусловлены процессом воспитания, социокультурной средой, в которой происходит его развитие.
Слайд 4Сущность основных понятий
Классификация человеческих потребностей (В.П. Симонов):
Витальные (биологические) потребности — в
пище, воде, сне, температурном комфорте, безопасности и защищенности, которые призваны обеспечить существование человека. Они порождают множество материальных квазипотребностей в одежде, жилище, технике, необходимой для производства материальных благ, и т.д.
Социальные потребности включают необходимость принадлежать к социальной группе и занимать в ней определенное место, пользоваться привязанностью и вниманием окружающих.
Слайд 5Сущность основных понятий
Идеальные потребности — потребности в познании окружающего мира и
своего места в нем, в познании смысла и назначения своего существования как путем присвоения уже имеющихся культурных ценностей, так и путем открытия совершенно нового, неизвестного.
Слайд 6Сущность основных понятий
По мере развития общества растут и потребности его членов.
Люди сталкиваются со все большим количеством объектов, пробуждающих их любопытство, интерес и желания, т.е. конкретизированные потребности.
Поэтому производители целенаправленно предпринимают действия для стимулирования желания потребителей обладать тем или иным продуктом. Они пытаются сформировать связь между желаниями, предпочтениями покупателей и тем, что они выпускают.
Слайд 7Сущность основных понятий
Следующее понятие вытекает из того, что желания людей практически
безграничны, а вот ресурсы для их удовлетворения ограничены.
Покупатели приобретают те продукты, которые доставят им наибольшее удовлетворение в рамках их финансовых возможностей, т.е. желание, подкрепленное покупательской способностью, называется спросом.
Слайд 8Сущность основных понятий
Определение человеческих потребностей, желаний и запросов позволяет прийти к
понятию «продукт».
Продукт — все, что может удовлетворять определенные потребности и предлагаться на рынке с целью приобретения, использования или потребления.
Слайд 9Сущность основных понятий
Маркетинг необходим, прежде всего, в тех случаях, когда люди
решают удовлетворить свои запросы с помощью обмена.
Обмен — акт получения от кого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо взамен.
Слайд 10Сущность основных понятий
Выполнение обозначенных условий делает обмен возможным, а состоится он
или нет зависит от того, пришли ли стороны к соглашению и готовы ли они заключить сделку.
Основной единицей измерения в сфере маркетинга является сделка — коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами.
Слайд 11Сущность основных понятий
Рынок — совокупность существующих или потенциальных продавцов и покупателей
продуктов.
На рынке определяется ценность предложенного продукта, его значимость для покупателей, его способность удовлетворить их потребности.
Помимо рынка товаров существуют рынки услуг, идей, природных ресурсов и иных объектов, имеющих ценностную значимость. Для нас наибольший интерес представляют характеристики рынка образовательных услуг.
Слайд 12Сущность основных понятий
Услуга — это любое мероприятие или выгода, которую одна
сторона может предложить другой и которая в основном не осязаема и не приводит к овладению чем-либо.
Слайд 13Основные характеристики услуг
Неосязаемость.
В отличие от товаров, услуги нельзя увидеть,
попробовать, ощутить до тех пор, пока они не будут приобретены.
Учитывая данную характеристику, маркетинг направлен на повышение осязаемости услуги, создание материальных доказательств
ее полезности и необходимости для потребителя.
Слайд 14Основные характеристики услуг
Неотделимость от источника.
Услуги в отличие от материальных товаров, которые
производятся, хранятся на складе, распространяются через посредников, обычно предоставляются и потребляются одновременно.
Слайд 15Основные характеристики услуг
Непостоянство качества
У однотипных услуг колеблется в весьма широких
пределах, в зависимости от того, кто их предоставляет, когда и где. Поэтому, осуществляя маркетинг услуг, следует обратить особое внимание на то, как организовано взаимодействие между продавцом и покупателем, на компетентность, доброжелательность того, кто оказывает услугу.
Слайд 16Основные характеристики услуг
Несохраняемость
Услугу в отличие от товара невозможно сохранить, «законсервировать».
Слайд 17Цель маркетинговой деятельности
Цель маркетинговой деятельности ДОУ — оказание населению качественных образовательных
услуг, направленных на удовлетворение потребностей как клиентов, так и сотрудников ДОУ.
Слайд 18Принципы маркетинговой деятельности
оказание услуг, соответствующих потребительскому спросу;
удовлетворение потребностей сотрудников ДОУ;
ориентация на
достижение качественного результата работы ДОУ;
обеспечение конкурентоспособности ДОУ на рынке образовательных услуг на основе гибкой стратегии управления;
создание и поддержание благоприятного имиджа ДОУ, информирование реальных и потенциальных потребителей об образовательных услугах, стимулирование спроса на них.
Слайд 19Функции маркетинга
Исследовательская функция заключается в изучении макро- и микросреды ДОУ, рынка
образовательных услуг, выявлении существующего и потенциального спроса потребителей на образовательные услуги, определении целевого рынка.
Организационная функция предполагает разработку политики предложения услуг и ценовой политики, т.е. определение реестра услуг ДОУ, установление цены, управление качеством и конкурентоспособностью услуг.
Коммуникативная функция осуществляется посредством организации продвижения услуг ДОУ на рынке образовательных услуг, установления взаимоотношений с окружением ДОУ.
Инновационная функция реализуется в рамках организации научно-исследовательской деятельности по созданию и оказанию услуг-новинок, модификации имеющихся услуг.
Слайд 20Этапы маркетинговой деятельности
Этап 1 — анализ рыночных возможностей ДОУ:
создание системы маркетинговой
информации,
проведение маркетинговых исследований, направленных на изучение маркетинговой среды ДОУ.
Слайд 21Этапы маркетинговой деятельности
Этап 2 — отбор целевых рынков ДОУ:
сегментирование рынка образовательных
услуг,
выбор целевых сегментов, на которые ДОУ будут ориентироваться,
позиционирование услуг на рынке.
Слайд 22Этапы маркетинговой деятельности
Этап 3 — создание комплекса маркетинга ДОУ:
формирование портфеля услуг
ДОУ (политики предложенных услуг, ассортиментная политики),
определение цен на услуги ДОУ (ценовая политика),
организация продвижения образовательных услуг на рынке(сбытовая, коммуникативная политика).
Слайд 23Этапы маркетинговой деятельности
Этап 4 — управление маркетинговой деятельностью в ДОУ:
планирование маркетинга,
организация деятельности маркетинговой службы ДОУ,
контроль.