Слайд 2Планирование можно рассматривать в двух аспектах. В широком смысле - это
деятельность по выработке политики и стратегии организации и способов их реализации; в узком - по составлению официальных документов - планов.
Слайд 3Планирование персонала является в большинстве случаев вторичным, производным по отношению к
общей системе внутрифирменного планирования, и планы по персоналу дополняют и конкретизируют иные виды планов и программ.
Слайд 4С помощью кадрового планирования можно определить:
сколько работников, какой квалификации, когда и
где будут необходимы;
какие требования предъявляются к тем или иным категориям работников;
каким образом привлечь нужный и сократить ненужный персонал;
как использовать персонал в соответствии с его потенциалом;
как обеспечить развитие этого потенциала, повысить квалификацию персонала;
каких затрат потребуют проводимые мероприятия.
Слайд 5Определение потребности в персонале
Слайд 7Мероприятия по достижению необходимого количества и качества персонала
Слайд 8Следует различать качественную и количественную потребность в персонале.
Качественная потребность -
это потребность в персонале по категориям профессиям, специальностям, уровням квалификационных требований
Слайд 9Качественная потребность в персонале определяется исходя из:
профессионально – квалификационного деления
работ, зафиксированных в производственно – технологической документации на рабочий процесс;
требований к должностям и рабочим местам, закрепленным в должностных инструкциях или описаниях рабочих мест;
штатного расписания организации и ее подразделений;
документации, регламентирующей различные организационные, управленческие процессы с выделением требований к профессионально - квалификационному составу исполнителей.
Слайд 10Расчет качественной потребности по профессиям и специальностям сопровождается одновременным расчетом количества
персонала по каждому критерию качественной потребности.
Общая потребность в персонале находится суммированием количественной потребности по отдельным качественным критериям.
Слайд 11Качественная потребность в специалистах и руководителях может быть определена путем последовательной
разработки следующих документов:
системы целей как основы организационной структуры управления;
общей организационной структуры, а также организационных структур подразделений;
штатного расписания;
должностных инструкций специалистов и руководителей (может использоваться как основа расчета трудоемкости выполнения должностных функций).
Слайд 12Определение количественной потребности в персонале
Слайд 131. Метод, основанный на использовании данных о времени процесса
Слайд 14Численность рабочих = (Тн / Тпол) * К пересчета явочной численности
в списочную
Слайд 15К пересчета = номинальный фонд рабочего времени, дни / число фактических
рабочих дней
Слайд 16Применяемый в расчетах коэффициент пересчета явочной численности в списочную позволяет учесть
вероятное отсутствие персонала на рабочих местах в течение планового промежутка времени из-за:
болезни;
очередного или дополнительного отпуска;
отпуска по учебе;
прочих причин.
Слайд 17Время, необходимое для выполнения производственной программы (Тн) определяется по формуле
Слайд 18n – количество номенклатурных позиций изделий в производственной программе;
Ni – количество
изделий i-той номенклатурной позиции;
Ti – время необходимое на изготовление единицы изделия i-той номенклатурной позиции;
Тн.пр.i – время, необходимое для изменения величины незавершенного производства в соответствии с производственным циклом изделий i-той позиции;
Кв – коэффициент выполнения норм времени.
Слайд 19Кв = нормативное время изготовления единицы продукции / фактическое время изготовления
единицы продукции
Слайд 20Полезный фонд времени одного работника (Тпол) определяется из баланса рабочего времени
одного работника
Слайд 21Баланс рабочего времени:
календарный фонд времени, дней
количество выходных и праздничных дней +
отпуск
количество календарных рабочих дней (номинальный фонд времени работы) (п.1-п.2)
количество дней невыходов на работу
количество фактических рабочих дней (п.3-п.4)
внутрисменные потери рабочего времени, час
средняя продолжительность рабочего дня, час (нормальная продолжительность рабочего дня – п.6)
полезный фонд времени, час (п.7*п.5)
Слайд 22Для определения численности административно – управленческого персонала можно использовать упрощенную формулу
Розенкранца.
Слайд 23n – количество видов организационно – управленческих работ, определяющих загрузку данной
категории специалистов;
mi – среднее количество определенных действий (расчетов, переговоров, и т.д.) в рамках i-того организационно – управленческого вида работ за установленный промежуток времени (год)
ti- время, необходимое для выполнения единицы m в рамках i-того вида работ, час
Т – рабочее время специалиста согласно трудовому договору за соответствующий промежуток календарного времени, час
Слайд 24Кнрв – коэффициент необходимого распределения времени.
Кнрв = Кдр*Ко*Кп
Кдр – коэффициент, учитывающий
затраты на дополнительные работы (обычно от 1,2 до 1, 4)
Ко – коэффициент, учитывающий затраты времени на отдых сотрудников в течении рабочего дня ( 1,12)
Кп– коэффициент пересчета явочной численности в списочную.
Слайд 252. Метод планирования численности по нормам обслуживания
Слайд 26Количество рабочих-повременщиков или служащих по нормам обслуживания рассчитывается по следующей формуле:
Ч = (Число агрегатов * Коэффициент загрузки / Норма обслуживания ) * Коэффициент пересчета явочной численности в списочную
Слайд 27Норма обслуживания — это установленный объем работы по обслуживанию определенного количества
объектов в течение того или иного времени в данных организационно-технических условиях, в том числе и при многостаночной работе.
Слайд 28Нормы обслуживания определяются по формуле:
Слайд 29где n — количество видов работ по обслуживанию объекта;
t едi
— время, необходимое для выполнения единицы объема i-го вида работ;
n pi — число единиц объема i-го вида работ на единицу оборудования или иного объекта расчета (например, единицу производственной площади);
Т пол — полезный фонд времени работника за день (смену);
T д — время, необходимое для выполнения работником дополнительных функций, не включаемых в t ед.
Слайд 303. Метод расчета по рабочим местам и нормативам численности
Слайд 31Численность работников по рабочим местам определяется по формуле:
Ч = Необходимое число
работников (число рабочих мест) * Загрузка * Коэффициент пересчета явочной численности в списочную
Слайд 32Норма численности работников — это их число соответствующего профессионально-квалификационного состава, необходимое
для выполнения определенных производственных и управленческих функций или объемов работ. С помощью таких норм определяются число работников, требующихся для обслуживания оборудования, число рабочих мест, затраты труда по профессиям, специальностям, группам работ.
Слайд 33Нормативы численности определяются следующим образом:
Н ч = Объем работы / Норма
обслуживания
В качестве специфического случая применения метода норм обслуживания следует рассматривать определение численности руководителей через нормы управляемости.
Слайд 344. Математико-статистические методы
Слайд 35Математико-статистические методы предполагают использование различного рода моделей. К простейшим моделям относятся
статистические, например, корреляционная модель, отражающая взаимосвязь двух переменных величин.
Слайд 36Методы линейного программирования позволяют путем решения системы уравнений и неравенств, связывающих
ряд переменных показателей, определять их оптимальные величины во взаимном сочетании. Это помогает по заданному критерию выбрать наиболее подходящий вариант функционирования или развития объекта управления, например вариант распределения работников, позволяющий, с одной стороны, наиболее полно обслужить всех клиентов, а с другой стороны, сделать это при минимальных затратах и проч.