Слайд 1Лекция 6
Анализ состояния компании
План лекции
1.Оценка действующей стратегии
2. Принципы и схема управленческого
анализа
3. Определение потенциала организации
Оценка маркетингового потенциала
Оценка финансового потенциала
Оценка производственного потенциала
Оценка управленческого потенциала
Слайд 2 Оценка действующей стратегии
Показатели оценки действующей стратегии
Рыночная доля и ее позиции
в отрасли
Динамика прибыли ее сравнение с конкурентами
Тенденции изменения чистой прибыли на инвестиции
Динамика продаж компании по сравнению с рынком в целом
Размер кредитов
Репутация фирмы
Лидерство компании в технологии, инновациях, качестве и обслуживании потребителей
Слайд 3Вопрос 1(продолжение)
. Неустойчивое положение – обычно признак слабой стратегии или ее
плохой реализации, или того и другого вместе. Поэтому необходимо идентифицировать те внутренние переменные, которые рассматриваются как сильные и слабые стороны предприятия, оценить их важность и установить, какие из них могут быть основой конкурентных преимуществ. Для этого проводится управленческий анализ деятельности предприятия
Слайд 4Вопрос 1(продолжение)
Принципы управленческого анализа (вопрос 2).
Управленческий анализ – это процесс
комплексного анализа внутренних ресурсов и возможностей предприятия, направленный на оценку текущего состояния бизнеса, его сильных и
Слайд 5Вопрос 2(продолжение)
и слабых сторон, выявление стратегических проблем. Целью управленческого анализа является
предоставление информации менеджерам и другим заинтересованным лицам, для принятия адекватных стратегических решений, выбора стратегии, которая в наибольшей степени будет соответствовать будущему предпри-
Слайд 6Вопрос 2 (продолжение)
ятия. В основе управленческого анализа деятельности организации лежат следующие
общеметодологические принципы:
Принципы анализа
Системный подход
Комплексный анализ
Динамический принцип и принцип сравнительного анализа
Принцип учета специфики
Слайд 7Вопрос 2(продолжение)
В соответствии с системным подходом предприятие рассматривается как сложная открытая
система, действующая в среде открытых систем и состоящая, в свою очередь из ряда подсистем.
В принципе комплексного анализа учитываются все составляющие предприятия.
При учете динамического принципа и принципа сравнительного анализа рассматриваются все показатели предприятия в динамике и в сравнении с аналогичными показателями
Слайд 8Вопрос2(продолжение
конкурирующих фирм.
Последний принцип учета специфики выделяет и анализирует специфические особенности
предприятия.
Управленческий анализ проводится по двум направлениям.
Направления анализа
Определение потенциала организации
Оценка конкурентоспособности предприятия
Слайд 9Вопрос 2 (продолжение)
При оценки потенциала организации анализируются ее сильные и слабые
стороны, которые основываются на стратегически важных сферах деятельности организации и которые всегда являются относительными (относительно основных конкурентов или заданных нормативов)
При оценке конкурентоспособности предприятия определяются ее конкурентные преимущества. В основе конкурентных преимуществ лежат ресурсы предприятия
Слайд 10Вопрос2 (продолжение)
Схема управленческого анализа
Этап 1.Определить уровень проведения анализа
Этап2 Определить характеристики важнейших
ресурсов
Этап3 Сравнить этот профиль с требованиями рынка
Этап 4 Сравнить сильные и слабые стороны предприятия с аналогичными характеристиками конкурентов
Этап5 Использовать сильные стороны предприятия и укреплять слабые
Слайд 11Определение потенциала организации
Определение потенциала предприятия проводится по следующим направлениям:
Потенциал предприятия
Маркетинг
Производство
Финансы
Управление кадрами
Организация
и общее управление
Слайд 12Элементы маркетинг- микса
Товары
Разнообразие и качество ассортимента;рабочие характерисики;конструкция;упаковка;размеры;торговая марка
Цена
Прейскурантная;скидки;кмпенсация;региональные цены;условия оплаты;условия выдачи
кредита
Продвижение
Торговый персонал;Реклама;связи с общественностью;Потребительское продвижение;торговое продвижение;прямой маркетинг
Распределение
Каналы распределения;охват рынка;направленность распределения;плотность распределения дилерская поддержка
Сервис
Предпродажное обслуживание;обслуживание в торговых точках;послепродажное обслуживание
Слайд 13Вопрос 3(продолжение)
1. Маркетинговый потенциал. Анализируются функции маркетинга – рассматривается совокупность маркетинговых
воздействий, влияющих на реализацию стратегии: товар, цена, размещение, продвижение и еще две составляющие услуги и персонал. Каждый из этих элементов является категорией, включающей множество компонентов
Слайд 14Вопрос3(продолжение)
При анализе финансового потенциала следует учитывать значимость отдельных его элементов.
Финансовый
потенциал
Анализ финансового состояния
Анализ финансовых результатов
Слайд 15Вопрос3(продолжение)
Анализ финансового состояния
Состав и структура имущества
Источники финансирования
Состояние запасов и затрат
Финансовые коэффициенты
Слайд 16Вопрос3(продолжение)
По первому направлению устанавливается размер абсолютного и относительного прироста или уменьшения
всего имущества.
По второму направлению определяется соотношение собственных и заемных средств.
По третьему направлению устанавливается обеспеченность фирмы нормальными переходящими
Слайд 17Вопрос3(продолжение)
запасами сырья и материалов и выявляются ненужные запасы материальных ресурсов.
По четвертому
направлению рассчитываются коэффициенты автономии, маневренности, ликвидности, кредиторской задолженности, прогноза банкротства. Финансовые коэффициенты
Слайд 18Вопрос3(продолжение)
характеризуют относительные показатели устойчивости финансового состояния фирмы.
Анализ финансовых результатов
Оценка динамики показателя
прибыли
Анализ факторов, влияющих на изменение прибыли
Оценка резервов роста прибыли
Слайд 19 вопрос3 (продолжение)
Конечный финансовый результат деятельности организации – это прибыль или
убыток. При анализе факторов, влияющих на прибыль рассматриваются: объем реализации, структура реализации, цены на сырье, материалы, уровень затрат материальных и трудовых ресурсов, внепроизводственные расходы. По результатам анализа определяются причины изменений по каждому фактору прибыли.
Слайд 20Вопрос3(продолжение)
Производственный потенциал
Перерабатывающая подсистема
Подсистема обеспечения
Управляющая подсистема
Слайд 21Вопрос3(продолжение)
Производство-это функция, имеющаяся у всех организаций, которая включает в себя действия
по преобразованию ресурсов в товары и услуги, предоставляемые во внешнюю среду. Рассматривая данную функцию как систему, можно выделить три подсистемы – перерабатывающую, обеспечения и управления.
Слайд 22Вопрос3(продолжение)
При анализе перерабатывающей функции должны оцениваться:
- эффективность отдельных
операций, которая определяется отношением рыночной стоимости производственных «выходов» к общей величине затрат на входе;
- Гибкость производственной системы, которая должна обеспечивать быстроту реакции на изменения потребностей рынка и максимально индивидулизи-
Слайд 23 вопрос3(продолжение)
ровать продукцию при удовлетворении различных требований потребителей;
- Конкурентоспособность посредством отдельных
операционных функций;
Производственные мощности, технологичность и степень вертикальной интеграции процесса производства;
Техническая политика, связанная с обновлением производства, включающая обновление продукции и оборудования
Слайд 24Вопрос3(продолжение)
технологий, зданий и сооружений;
Современный уровень развития производственных систем.
Подсистема обеспечения выполняет необходимые
функции обеспечения перерабатывающей подсистемы. При анализе подсистемы обеспечения должны рассматриваться обслуживание оборудования, логистика, материально-
Слайд 25Вопрос3(продолжение)
техническое обеспечение.
Управляющая подсистема связана с обработкой большого объема достаточно сложной
информации, необходимой для эффективного воздействия на перерабатывающую и обеспечивающую подсистемы. Анализ управляющей подсистемы дает возможность оценить уровень планиро-
Слайд 26Вопрос3(продолжение)
вания производственных мощностей, диспетчеризации, управления материально-производственными запасами, контроля качества.
Кадровый потенциал.
Человеческие ресурс являются источником большинства проблем в организации. Упрощенная модель успеха это квалифицированные работники, мотиви вированные на эффективное
Слайд 27Вопрос3(продолжение)
достижение организационных целей. При анализе кадрового потенциала рассматриваются процессы:
Анализ кадрового потенциала
Планирование
трудовых ресурсов
Наем, обучение, ротация, повышение квалификации
Вознаграждение персонала
Оценка результатов трудовой деятельности
Подготовка управленческого персонала
Привлечение работников к участию в управлению
Текучесть кадров
Слайд 28Вопрос3(продолжение)
Потенциал общефирменного управления. Общее руководство-это организацион-
ная функция, отвечающая за эффективность деятельности
организации в целом и ее развитие. Основная роль данной функции заключается в интеграции и координации функциональных областей деятельности организации
Слайд 29Вопрос3(продолжение)
для достижения общих оперативных и стратегических целей. Организационная функция определяется как
желание, способность и возможность действовать таким образом, чтобы оптимизировать достижение целей фирмы в настоящем и будущем. Каждый из этих параметров зависит непосредственно от самих руководителей и от организационных
Слайд 30Вопрос3(продолжение)
форм, на основе которых они строят свою работу.
Желание- стремление руководства
реагировать определенным образом на перемены. Здесь важнейшими факторами являются: климат (настрой, культура), структура должностной иерархии и самой фирмы;
Способность – компетенция руководителей, способность предусмотреть изменения, а также
Слайд 31 вопрос3(продолжение)
опыт фирмы в целом.
Возможности организации можно определить умножая индивидуальные возможности
каждого руководителя на их численность.
Потенциал общего руководства рассматривается как взаимосвязь между климатом, компетенцией и диапазоном возможностей.
Слайд 32Вопрос3(продолжение)
Общий потенциал прямо пропорционален этим составляющим. Для эффективности общефирменного управления необходимы
культура в организации, благоприятствующая изменениям и компетентные руководители, способные предвидеть, анализировать и использовать привлекательные возможности.
Слайд 33Пример анализа достоинств и недостатков деятельности компании
Слайд 34Контрольные вопросы по лекции
В чем заключается основная цель анализа организационной среды?
Что
во-вашему мнению понимается под «критическими точками» организационной среды и как они выделяются?
Дайте краткую характеристику этапов процесса анализа организационной среды.
Слайд 35Вопросы теста
Конкурентные преимущества, связанные с наличием дешевой рабочей силы, доступностью источников
сырья, относятся к конкурентным преимуществам:
А) высокого ранга;
Б) низкого ранга.
Какие из перечисленных факторов определяют конкурентную силу поставщика организации?
А) уровень специализации поставщика;
Б) концентрированность поставщика на работе с конкретными клиентами;
В) темпы инфляции и нормы налогообложения;
Г) все перечисленные факторы