Слайд 2Жанр – это…
А.А. Тертычный :
«Под журналистскими жанрами подразумеваются устойчивые типы
публикаций, объединенных сходными содержательно-формальными признаками (жанрообразующими факторами)».
Слайд 3Жанр – это…
Б.Н. Лозовский :
«Жанр – тип художественной формы литературного
произведения. Жанр характеризуется общностью структурно-композиционных и стилистических признаков, специфичных именно для него».
Слайд 4Основные жанровые группы
информационные жанры
аналитические жанры
художественно-публицистические жанры
Слайд 5Прежде, чем выбирать конкретную тему и писать мат-л в любом жанре
Задумайтесь:
что вы хотите рассказать читателям? С какой целью??? Зачем им это знать? Нужно ли им это? (может, нужно что-то другое?)
А также: Кто эти люди, для которых вы собрались писать, какова целевая аудитория СМИ? Вы имеете о ней четкое представление?
Каков формат издания? Требования к текстам? (в том числе и к заметкам –разные!)
Слайд 6Информационные жанры
Их основная общая цель - оперативное донесение информации о наиболее
важных и интересных событиях, явлениях окружающей действительности
Слайд 7Информационные жанры
Заметка
Отчет
Интервью
Репортаж
Зарисовка
Слайд 8ЗАМЕТКА
Заметить, т. е. поставить метку, - значит выделить что-то из
окружающего, из встреченного и обратить на это внимание.
простейший из информационных жанров. Назначение - оперативно сообщать значимые для аудитории, заслуживающие внимания факты.
Ее характеризуют, прежде всего, новизна и краткость.
Слайд 9ЗАМЕТКА – это…
Жанр прессы, краткое сообщение, в котором излагается какая-либо новость
или ставится конкретный вопрос
Значение слова по Ожегову: «Заметка - краткое сообщение в печати»
Александр Назайкин: «В заметке оперативно, кратко, точно и ясно излагается новость. …Не излагается авторская позиция, его эмоции, ход сбора информации – только голые факты: события, герои, даты и т.д.»
Слайд 10НОВОСТЬ, что это такое?:
А.Тертычный определяет новость как «потенциальную информацию, превышающую то,
что уже известно читателям. Чем больше будет это превышение (естественно, в рамках доступного сознанию), тем значимее будет новость».
Б. Лозовский: «НОВОСТЬ – информация, вызывающая изменения в представлениях, взглядах, знаниях, информированности, поведении значительного количества аудитории данного СМИ. СОБЫТИЕ, как правило – основное содержание новости, если оно означает перемену, то факт изменения делает произошедшее новостью»
Слайд 11НОВОСТЬ:
В журн. понимании - это информация, которой широкая публика не знала
до ее публикации. Новость важна для многих людей, она сообщает о неизвестном доныне, часто необычном событии.
Альфред Хармсворс (или Чарльз Дана): «Если собака кусает человека, это не новость. Новость - если человек кусает собаку»
Уильям Херст (или Альфред Хармсворс): «Новость – это всё то, что кто-то, где-то скрывает. Всё остальное – реклама».
Слайд 12Заметка – это, по сути, новость Новости - главное в журналистике!
Ради новостей тысячи людей ежедневно читают газеты и смотрят телевизор. Журналисты ищут новости по всему свету, едут на край света, рискуют жизнью... И все это для того, чтобы люди могли, устроившись поудобнее, смотреть вечерние новости или за утренней чашкой чая открывать газету.
Слайд 13Д.В. Туманов об ожиданиях людей, которые как раз и удовлетворяет ЗАМЕТКА
«Чего
же мы ждем от журналиста? Во-первых, - новость. Далеко не всякое сообщение можно назвать новостью, а только общественно значимое или необычное. Во-вторых, - раскрытия логики факта. … журналист должен приоткрыть связи этой новости с другими событиями... В-третьих, - предельной краткости. Мы стремимся услышать как можно больше новостей за как можно меньшее время. В-четвертых, - оперативности… Зачем нам слушать о том, что уже стало давней историей».
Слайд 14Итак, НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ создания ЗАМЕТКИ
НЕ ОПИСЫВАЕМ, КАК ИСКАЛИ ИНФОРМАЦИЮ ДЛЯ МАТЕРИАЛА
(творческая «кухня» остается за кадром)
Обычно избегаем выражений эмоций, чувств, собственных оценок
Авторское «я», отношение к событию если и есть, то, как правило – в подтексте
ЯЗЫК, СТИЛЬ ПОДАЧИ инф.: в традиц. «стандартной» заметке – всё кратко, четко, деловито
Слайд 15Тексты в жанре ЗАМЕТКИ –
самые КОРОТКИЕ журн. материалы
Слайд 16Мат-лы инф жанров – наиболее многочисленные (осн. массив журн. текстов) А
ЗАМЕТКА – САМЫЙ распространённый и популярный жанр.
Слайд 17ЗАМЕТКА – основа,
«ХЛЕБ» журналистики
Некоторые считают заметку «исходным» информационным жанром, то
есть типом материала, из которого «вырастают» другие информационные жанры.
Слайд 18Другие тексты инф. жанров
Они, по сути, развитие заметки в
ту или иную сторону
Масло, мясо, огурцы, икра и т.д. – это хорошо и вкусно, но это – дополнения (к хлебу), «изыски»
Слайд 19
Часто заметка становится предтечей другого, более развернутого материала
Слайд 20ЗАМЕТКА – самый древний жанр. Журналистика и пресса (даже их предшественники!)
начинались с информаций-заметок
Слайд 21Пражурналистика в Древнем Риме
«Acta Senatus» (Сенатские ведомости)
«Acta Diurna Populi Romani»
(Ежедневные ведомости римского народа) ПРИМЕРЫ:
Консул Савиний вступил сегодня в отправление своих служебных обязанностей.
Вчера над городом разразилась сильная гроза. Недалеко от Велии молнией зажгло дуб
В вином погребе произошла драка. Хозяин лавки опасно ранен…
Слайд 22В первых рукописных и печатных газетах - небольшие инф. сообщения -
заметки
Слайд 23Музыкант сначала играет гаммы, потом симфонии Бетховена, Чайковского и т.д.
И журналист
сначала пишет заметки…
Слайд 24Марк Фабий Квинтилиан (35-96 гг.)
Оратор и теоретик ораторского искусства, педагог,
крупный представитель педагогич. мысли.
Он в 1 в. сформулировал
главные вопросы, которые должны быть раскрыты в заметке (инф. сообщении): что именно произошло, где, когда, по какой причине.
Слайд 25
В ЗАМЕТКАХ (и др. мат-лах инф жанров) - ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ:
ЧТО?
КТО?
(если есть люди, животные и т.д.)
ГДЕ?
КОГДА?
Как? (каким образом?)
Почему? (по какой причине?)
Слайд 26ВИДЫ ЗАМЕТОК (выделяет
Александр Алексеевич Тертычный)
Событийная заметка
Анонс
Аннотация (в специализир. изданиях («Книжный
мир» и т.п.)
Мини-рецензия (впечатление, краткая оценка – фильма, пьесы, концерта и т.д. Почти без доказательств, аргументов)
Блиц-портрет. Содержит краткие сведения о человеке с целью дать аудитории первичное представление о его личности (схож с ЗАРИСОВКОЙ по сути)
Мини-обозрение ( «5 трагедий в воздухе за один день» и т.п.)
Мини-история (обычно в глянц. изданиях, для семейного чтения, сопровождает фото). семейная, любовная, профессиональная или иная жизненная интрига
Мини-совет.
Слайд 27ВИДЫ ЗАМЕТОК (выделяет
Александр Николаевич Назайкин)
Событийная заметка
Заметка-аннотация дает краткую информацию о
каком-либо большом тексте (статье, научном труде, книге).
Заметка-комментарий дает краткую оценку какому-либо событию.
Заметка-некролог –сообщение о смерти кого-то, содержащее обычно краткую биографию, информацию о заслугах и достижениях почившего. В таких мат-лах может присутствовать информация о причине смерти, месте и времени прощания с умершим, а также месте и времени похорон, выражения скорби.
Слайд 28ВИДЫ ЗАМЕТОК (согласно Уральской школе журн-ки и профессору Борису Васильевичу Стрельцову
)
Классификация по степени развёрнутости информации:
Хроникальная заметка
Короткая («стандартная»)
Расширенная заметка
Особой разновидностью жанра заметки можно считать большинство текстовок, сопровождающих фотоснимки, рисунки, карикатуры
Слайд 29Подобные подписи – разновидности ЗАМЕТКИ
Слайд 30ХРОНИКАЛЬНАЯ ЗАМЕТКА
Очень короткое сообщение о каком-либо событии,
состоит обычно всего из
одного-трех предложений,
зачастую не имеет заголовка и подписи автора.
Но в любом случае (как и любой журн мат-л) - четкие ответы на ключевые вопросы: КТО? ЧТО? ГДЕ? КОГДА? Человек, прочитав хроникальную заметку, должен получить ясное представление, что именно и с кем произошло, где и когда.
Слайд 32ХРОНИКАЛЬНАЯ ЗАМЕТКА. ПРИМЕР
«Строительный кран упал во время грозы и шквалистого ветра
в четверг, 19 августа, на строящееся здание по улице Родионова в Нижнем Новгороде. В результате инцидента погиб крановщик, сообщила пресс-служба ГУ МЧС России по Нижегородской области».
Слайд 33КОРОТКАЯ (СТАНДАРТНАЯ) ЗАМЕТКА
Уже почти всегда имеет заголовок, нередко - подпись автора,
Состоит,
в среднем, из четырех-восьми предложений.
То есть, информация предоставляется здесь более подробно.
В частности, автор короткой заметки обычно еще отвечает на вопрос: КАК? (как это произошло?).
Слайд 34КОРОТКАЯ ЗАМЕТКА. ПРОДОЛЖЕНИЕ ТОЙ
«Строительный кран упал во время грозы и шквалистого
ветра в четверг, 19 августа, на строящееся здание по улице Родионова в Нижнем Новгороде. В результате инцидента погиб крановщик, сообщила пресс-служба ГУ МЧС России по Нижегородской области».
Скорость ветра во время грозы достигала 28 метров в секунду. В нарушение всех правил техники безопасности в момент прохождения шквалистого ветра по территории Нижегородской области крановщик находился в кабине. Материальный ущерб и причина падения крана устанавливаются. Угрозы дальнейшего обрушения здания, на которое упал кран, нет».
Слайд 36РАСШИРЕННАЯ ЗАМЕТКА
Отличается от короткой большим объемом, степенью подробности и глубины освещения
события (или явления).
Ответы на ключевые здесь должны быть даны более развернуто. В частности, подробнее – на вопрос «КАК произошло?»
Иногда расширенная заметка не просто информирует, но и содержит элементы анализа, помогает разобраться в причинах и возможных последствиях произошедшего («ПОЧЕМУ?»).
Слайд 37РАСШИРЕННАЯ ЗАМЕТКА
За счет чего еще может быть это расширение:
высказывания очевидцев события
или мнения экспертов (если конфликтная ситуация – слово обеим сторонам)
Нередко авторы упоминают об аналогичных событиях, случившихся ранее в этом же городе или др. месте.
Слайд 39КАК ДОВЕСТИ ДО РАСШИРЕННОЙ? К КОМУ МОЖНО ЕЩЕ ОБРАТИТЬСЯ, ЧТО ДОБАВИТЬ?
«Строительный
кран упал во время грозы и шквалистого ветра в четверг, 19 августа, на строящееся здание по улице Родионова в Нижнем Новгороде. В результате инцидента погиб крановщик, сообщила пресс-служба ГУ МЧС России по Нижегородской области».
Скорость ветра во время грозы достигала 28 метров в секунду. В нарушение всех правил техники безопасности в момент прохождения шквалистого ветра по территории Нижегородской области крановщик находился в кабине. Материальный ущерб и причина падения крана устанавливаются. Угрозы дальнейшего обрушения здания, на которое упал кран, нет».
Слайд 40Сравнение в подаче на газетной полосе
Если короткие и особенно хроникальные
заметки обычно подаются в составе информационных подборок, блоков (несколько подряд, под общей рубрикой), то расширенные, как правило, публикуются на газетной полосе самостоятельно.
Слайд 41Сравнение. Где есть иллюстрации?
Хроникальные заметки публикуются обычно без иллюстраций,
короткие –
иногда с иллюстрациями,
расширенные часто сопровождаются фотографиями или другими иллюстрациями.
Слайд 43Осн. элементы расшир. заметки
Заголовок
Подзаголовок (если есть)
ЛИД (от lead - «лидер»,
«лидировать»).
Основная часть body (корпус) Заключение (постановка социальной проблемы). Здесь можно выразить свое отношение к факту. Но оно (отношение) не должно содержать оценочных слов.
Подпись автора
Слайд 44Варианты структуры. ЖЕСТКАЯ
«перевернутая пирамида». Актуальность, оперативность!
Главное сообщается вначале, а
затем всё менее существенные подробности (чтобы читатель мог сразу узнать все основное и чтобы легко было сокращать материал с конца при макетировании и вёрстке)
Журн-ст показывает умение выделять главное
Самая распространён. структура. Еще с XIX в.
Особенно в деловой, качественной прессе
Слайд 45Варианты структуры. МЯГКАЯ
Акцент не на оперативности, а на интриге
В
западной журн разв. С 60-х гг XX в («Новый журнализм»)
В ЛИДЕ внимание – на занимательные ПОДРОБНОСТИ, нечто необычное.
«Вначале - интригующая (даже если второстепенная) деталь, подробность события,
а затем уже указание на сам основной факт (примерно в середине текста)
своеобразная игра с новостью, особый тон повествования.
Слайд 46Варианты структуры. МЯГКАЯ
Форма мягкой новости позволяет «подбираться к факту», делать
постепенным знакомство с ним («СМАКОВАТЬ» инф, а не «ЗАГЛАТЫВАТЬ», как при жесткой подаче)
Лид не сообщает, а оттягивает сообщение самого интересного во второй (даже третий) абзац. Идет нарастание до кульминации, а далее – по принципу убывающего интереса.
Такой вариант характерен для массовой, «желтой» прессы, для глянцевых журналов
Слайд 48ЗАДАНИЕ
Любую новость можно изложить в ЖЕСТКОЙ или МЯГКОЙ форме
За 3-5
минут – короткую заметку о сегодняшнем мероприятии
Слайд 49«Хлеб журналистики»
бывает разного качества
Слайд 50Основные ОШИБКИ юных журналистов при написании заметок
Искажение фактов (ФИО, названия, даты
и т.д.)
Присутствие «воды», общих банальных фраз
Собственные размышления, оценки, эмоции, выпячивание авторского «Я»
Слайд 51Основные ОШИБКИ юных журналистов при написании заметок
Длинное вступление
Описание того, как автор
добирался до места, как собирал информацию
Нет четкого ответа на один из вопросов «КТО? ЧТО? ГДЕ? КОГДА? КАК?» (напр., «КОГДА?» или вообще не указывается или «недавно». Или «ГДЕ?» - «в одном из посёлков района»)
Слайд 52Основные ОШИБКИ юных журналистов при написании заметок
«кондовый» официозный язык, «канцелярский» стиль
изложения
Обилие аббревиатур (зачастую без расшифровки). Да, некот. общеизвестны (МГУ, МИД…) но другие, например, РГИСИ…
Слишком длинные и запутанные, «тяжеловесные»предложения (с причастными, деепричастными оборотами и т.д.)
Слайд 53ОШИБКИ: ГАЗЕТНЫЕ ШТАМПЫ
См, например: Гулим Амирханова
«70 журн штампов, кот. Раздражают»
труженики
села (полей)
стражи порядка
огнеборцы
Усталые, но довольные…
…бьют тревогу
Горят глаза
Как снег на голову
Кузница чемпионов
Имеет место быть…
На совещании присутствовали……
На вес золота
Средь бела дня
Яблоку негде упасть
По праву считается
Люди уже не верят…
Оставляет желать лучшего
Остается надеяться…
И т.д. и т.п.
Слайд 54Основные ОШИБКИ юных журналистов при написании заметок
Стремление «поумничать», написать изящно и
витиевато, блеснуть своими творческими способностями и эрудицией
Неяснось, двусмысленность. Непонятно, что хотел сказать автор
Смешение в одном тексте разных стилей (делового, публицистического, разговорного и т.д.)
Слайд 55Основные ОШИБКИ юных журналистов при написании заметок
Опечатки, орфографические, пунктуац. и другие
ошибки
Повторы слов в одном и том же или соседних предложениях
Присылают в редакцию без подписи
НЕ ВЫЧИТЫВАЮТ ПЕРЕД СДАЧЕЙ
Скучный, «кондовый» заголовок. Или его отсутствие (лень подумать над ним)
Слайд 56ЗАГОЛОВОК
Пожалуй, самая важная часть заметки (и др. материала). Время на выдумывание
иногда больше уходит… И это оправданно!
Заголовок – 70 процентов успеха текста.
Исследование в США: как люди читают газеты…
Заголовок – проводник в мир публикации, его главная задача: привлечь внимание читателя к конкретному материалу. И зачастую – дать представление о том, о чём говорится в тексте
Слайд 57ЗАГОЛОВОК
В редакциях крупнейших федеральных изданий («АиФ», «Известия», «Комсом. правда») работают люди,
в обязанности кот. входит только придумывание заголовков.
Но в остальных печатных СМИ автор заголовков - сам журналист. Полезно знать виды заголовков и владеть приемами привлечения внимания аудитории
Лучше несколько вариантов заголовка предлагать!!! (не менее шести)
Слайд 58ВИДЫ ЗАГОЛОВКОВ
1. Заголовок-идея («Выйдем из кризиса окрепшими»; «Любишь науку – работай
с молодежью»).
2. Заголовок-тема(«Главный герой «Обитаемого острова»; «Будни и праздники Свердловского суворовского училища»).
3. Заголовок-вопрос («Понять? Простить? Принять?»; Знакомые лица: была – не была?»; «Вор у вора украл?»).
Слайд 59ВИДЫ ЗАГОЛОВКОВ
4. Заголовок-цитата. В нем могут быть приведены слова, содержащиеся в
тексте, (предложение из речи кого-нибудь из героев мат-ла или источников инф.).
5. Заголовок-перечисление («Антонина, Тоня, Тонечка…»; «В одном рейтинге первые, в другом – тридцать первые»)
6. Заголовок-фразеологизм( «Учиться, право, не грешно», «Кто старое помянет…»)
Слайд 60ВИДЫ ЗАГОЛОВКОВ
7. Заголовок-двусмысленность(«Осенний забой»; «Стакан наполовину полон»).
8. Заголовок-противопоставление («Дадут рубль, а
спросят на миллион»).
9. Заголовок-парадокс( «Чем быстрее едем, тем сильнеё отстаём», «Верхом на игрушках»; «Кадровый голод – on-line»).
10. Заголовок-каламбур(«Под прессом пресс-служб»; «Пиар власти или власть пиара?»
Слайд 61В любом случае заголовок
ДОЛЖЕН ОТВЕЧАТЬ РЯДУ ТРЕБОВАНИЙ.
КАКИХ ИМЕННО???
Слайд 62Хороший заголовок должен:
«ЦЕПЛЯТЬ», привлекать внимание, заставлять начать читать текст
Соответствовать сути текста
(либо четко ее обозначать или интриговать, но НЕ вводить в заблуждение!)
быть кратким
Быть выразительным, удобопроизносимым
Быть динамичным (глаголы действия: «промчалась», «обрушилась», «взлетел»…)
Слайд 63ЗАДАНИЕ
МИНИ-КОНКУРС НА ЛУЧШИЙ ЗАГОЛОВОК ДЛЯ ИНФОРМАЦИИ О НАУЧНОМ ОТКРЫТИИ
Слайд 64Вид заметки? Жёстк. или мягкая подача? Недостатки?
ДВУХНЕДЕЛЬНЫЕ КУРСЫ.
В 2017
году на факультете журналистики УрФУ, помимо традиционных воскресных курсов, начнут работать двухнедельные интенсивные курсы подготовки к вступительному экзамену «Творческий конкурс».
Занятия пройдут в первой половине июля, непосредственно перед экзаменом, к которому будут готовить на этих курсах преподаватели факультета и опытные журналисты. Эти курсы рассчитаны на иногородних абитуриентов, которым на время учебы и сдачи экзамена будет предоставляться общежитие.
Абитуриенты, особо отличившиеся во время обучения, получат рекомендации для поступления на журфак.
Слайд 65Название темы презентации Фамилия И. О.
Спасибо за внимание!
Контактная информация:
Сайт: http://www.journ.igni.urfu.ru
Тел. факультета: (343)
389-94-01
Подготовительные курсы ф-та журналистики:
Тел.: 8-904-98-92-699
chemyakin1977@yandex.ru
Группа Вконтакте:
«Подготовительные курсы журфака УрФУ»