Слайд 1 Языковая игра
в практике журналиста
Муль Ирина Леонидовна,
кандидат филологических наук, зам. директора департамента инновационных лингвистических проектов МКР-Медиа
Слайд 2 Детская речь
Мама, я насокался
и нагазировался (Рома, 4 г.)
Мама, давай ты будешь вырезалкой, а я – наклеечкой (Полина, 4 г. – с мамой занимаются аппликацией)
Отец сыну:
- Ты не спеши, когда пример решаешь, думай над каждым действием. Тише едешь – дальше будешь.
-Ага, тише едешь – кол получишь (Дима, 10 л.)
Тетя Женя всех поженит, переженит, выженит. Тётя Валя всех повалит, перевалит, вывалит и т.д. (дразнилка-шутка)
Слайд 3 Скороговорки
Невзначай зачали чадо до бракосочетания
Обладаешь
ли ты налогооблагаемой благодатью?
На ура у гуру инаугурация прошла
Сшит колпак не по-ив-сен-лорановски и не по-ку-клус-клановски
Переписчики переписывали, переписывали, да так и не выпереписали
Нужен риэлтору электорат, как импичмент спичрайтеру
Рамазотти заработал на «Мазерати», а Глызин гречкой грезит и т.д.
Слайд 4 Частушки
Говорила я милому,
говорила два
раза:
«Не нахмуривай ты кепочку
на серые глаза».
Моя милка как-то сдуру
Накупила мыла «Дуру».
Буду в баню с ней ходить,
Буду дуру «Дурой» мыть.
Слайд 5 Анекдоты
Вы своими вопросами загоняете
меня в Google !
А ты на меня шрифт не повышай!
- Почему блондинки не ездят на KIA?
- Потому что у них на телефоне написано: NOKIA.
Дети лучшей клюшки мира и лучшей ракетки мира станут лучшими лопатами мира.
К визиту президента в больницу завезли здоровых больных.
Я своей девушке кольцо подарил. Баскетбольное. Пусть прыгает от радости.
Слайд 6Художественная словесность
Я утомлён, я очарован,
Короче – я огончарован
(А.С. Пушкин)
Детство – это село Краснощёково,
Несмышлёново, Всеизлазово,
Скок- Поскоково, чуть Жестоково,
Но Беззлобино, но Чистоглазово…
(Е. Евтушенко «Метаморфозы»)
Мы играли в паповоз,
ехал я, а папа вёз (А. Усачёв)
Слайд 7Названия произведений
А. Проханов «Убийство городов» (роман о событиях на юго-востоке Украины)
С.
Минаев « Duxless. Повесть о ненастоящем человеке»
В. Токарева «Свинячья победа» (рассказ, главной героиней которого является Виктория Поросёнкова)
Слайд 8 Рекламный дискурс
Жизнь стала ТОШИБИСЬ!!!! (телевизор Toshiba)
Всё будет охрустенно! (сухарики «ХрусTeam»)
Бережёного
банк бережёт (Европа Банк)
Банк Вам в помощь! (Банк Москвы).
Пришел. Увидел. BMW (автомобиль BMW)
В здоровом теле – здоровый сок! (сок «Чемпион»)
Слайд 14 Язык масс-медиа
Наши «сушки» не разгрызть,
«Тополь» не срубить,
А «Белый лебедь» не на пруду.
Это наше
Русское оружие !
(Россия 24, май-июнь 2015, межпрограммная заставка)
Слайд 15 Я Ольга Белова. И пришло время разобраться в оттенках (НТВ,
анонс субботнего информационного шоу «50 оттенков. Белова»)
Если санкции зажигают, значит это кому-то нужно (Россия 24, зачин программы «Факты» об экономической ситуации в России в период «санкционного обмена»)
У нас будет премьера! (НТВ, анонс нового шоу о родах)
Слайд 16Современная. Вежливая. Твоя (фоновая заставка концерта, посвященного Дню ВДВ, 02.08. 2015,
Россия)
Хороший кот и в декабре мартовский! (Русское радио)
300 лет метро точка нет
300 лет дорог точка нет (Радио Сибирь, сентябрь 2015, разговор о том, как следует назвать сайт подготовки к юбилею города Омска)
Слайд 21 Две древние стихии комического: балагурство и острословие
Слайд 26 Игроизация - одна из мощнейших социокультурных тенденций нашего
Слайд 27«Языковой вкус эпохи»
(В.Г. Костомаров)
Мотивы динамики языка
демократизация
«разгерметизация»
поликодовость текстовых
посланий
«карнавализация»
Слайд 28ЯИ – одно из ярчайших проявлений карнавализации языка, которая связана с
вовлечением адресата в активное взаимодействие с текстом, содержащим нестандартный языковой код передачи информации.
Слайд 29ЯИ - неканоническое употребление языка, обнаруживающее скрытые потенции системы и уровень
лингвистической компетенции коммуникантов, реализующих творческую установку общения.
( Гридина Т. А. 2008)
Слайд 30ЯИ как атрибут текстов СМИ
SOSтав нового правительства Украины эПАТирует публику (КоммерсантЪ
– Власть 2010, № 10)
Мой ласковый и нежный враг (Московский комсомолец 04.11.09)
Господствующий квас - о популярности напитка в нашей стране (Коммерсантъ – Деньги 2010, № 20)
Всепродажность и вседозволенность? (Новая газета 2010, №42)
Слайд 31Форменное разнообразие.
С 1 сентября многие школы вводят форму для средних
и старших классов (Российская газета. Неделя 13.08.2015)
В отличной форме.
В Севастополе три школы выбрали форму эпохи Николая I (Там же)
Задело за жилое. Минстрой предлагает льготное кредитование владельцев специальных счетов на капремонт (Там же)
Слайд 47Главная прагматическая задача – стремление адресанта ЯИ (профессионального журналиста) воздействовать собственным
ценностным отношением на адресата (широкую аудиторию) за счет преподнесения ему в той или иной форме предмета речи – значимого для социума события.
Слайд 48Одно из необходимых условий достижения прагматического эффекта ЯИ в СМИ -
«коммуникативное равенство адресанта и адресата»
(М.Ю. Федосюк)
Слайд 49 Сотворчество – ключевая позиция для налаживания диалога «автор – читатель/ слушатель».
Слайд 51Ну вы задрали!
Постой, паровоз?
Чьи вы, хлопцы, будете, кто вас в бой
ведет?
Застрявшие в норе
Либо лекарства подорожают, либо их просто не будет – так ставят вопрос поставщики фармацевтических препаратов. Но как бы ни пытались они нас “лечить”, у них это плохо получается.
“Единый фармфронт” грозит прекращением поставок импортных лекарств или, как минимум, их дефицитом. Однако, кажется, наш народ с удовольствием перейдет на травы, настойки и “копеечные” таблетки от кашля. И быстро забудет про дорогие лекарства, эффективность которых довольно часто сомнительна…
В последнее время все чаще в мире обсуждают фармагеддон – угрозу человечеству не от болезней, а от лекарств, которыми оно пытается с этими болезнями бороться. У нас же в Казахстане пытаются устроить небольшой фармагеддон местного масштаба, со своей спецификой.
И все потому, что, как говорил Кролик Винни-Пуху, кто-то слишком много ест! И этот “кто-то”, добавим, никак не хочет умерить аппетиты (Ермек Касымов, 16 октября 2015).
Слайд 52
Ироническая оценка - ведущая черта проявления ЯИ в дискурсе современных СМИ.
ЯИ в современных масс-медиа демонстрирует общую тенденцию к аксиологизации сознания и речи.