Слайд 1
Минобрнауки России Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Вятский
государственный университет»
Факультет филологии и медиакоммуникаций
«Вечные» вопросы, волнующие Н.М. Карамзина
(на примере повести «Бедная Лиза»)
ВЫПОЛНИЛ:
СТУДЕНТ 2 КУРСА ФФМ
ГРУППЫ ПОДБ-2201-64-00
МЕДВЕДЕВ НИКИТА ДМИТРИЕВИЧ
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:
ДОКТОР ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ НАУК, ДОЦЕНТ
ПРОФЕССОР КАФЕДРЫ РУССКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ
МАСЛОВА АННА ГЕННАДЬЕВНА
Слайд 2Введение
Истоки интереса Н. М. Карамзина к общечеловеческим проблемам
«Вечные» вопросы и
их отражение в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»
Заключение
Список использованной литературы
Слайд 3Введение
Цель исследования: выявить и обозначить отношение Н.М.Карамзина к «вечным» вопросам.
Нами выделены
такие «вечные» вопросы, волнующие Н.М. Карамзина, как любовь, сочувствие человеческим страданиям, людское неравенство, гуманизм.
Материалом исследования послужила повесть «Бедная Лиза».
Теоретическим фундаментом исследования являются труды литературоведов, критиков и историков литературы А. В. Гулыги, В. Г. Белинского, В. Б. Муравьёва и др.
Слайд 4Истоки интереса Н. М. Карамзина
к общечеловеческим проблемам
Краткая биография
Родился
12 декабря 1766 года в Симбирском уезде
Получал домашнее образование, учился в симбирском пансионе
Поступил на службу в петербургский гвардейский полк в 1781 году
1789-1890 - поездка по Европе
Октябрь 1803 года - назначен официальным историографом
3 июня 1826 г. Карамзин умер, находясь в Санкт-Петербурге
Слайд 5Карамзин являлся членом масонского ордена и вступал в переписку со многими
известными деятелями этого движения (например, переписка с Иоганном Каспаром Лафатером, швейцарским писателем, богословом и поэтом в 1786 году ).
Карамзин задает Лафатеру вопросы: «Что такое человек?» и «Каким образом душа наша соединена с телом, тогда как они из совершенно различных стихий? Не служило ли связующим между ними звеном еще третье, отдельное вещество, ни душа, ни тело, а совершенно особенная сущность? Или же душа и тело соединяются посредством постепенного перехода одного вещества в другое. Вопросу этому можно дать еще такую формулу: „Каким способом душа действует на тело, посредственно или непосредственно?“»
Современные исследователи всё чаще и чаще приходят к выводу, что, учитывая возрастающий интерес к прошлому нашего отечества, «Карамзин возвращается к нам... как замечательный мыслитель, очертивший круг интересов будущей русской философии»
Слайд 6«Вечные» вопросы, выделяемые исследователями творчества Н.М.Карамзина:
Гуманизм
Сочувствие к людям
Их социальное неравенство
Любовь
Противопоставление цивилизации
и природы
«Вечный» конфликт между созданным человеком миром материальных ценностей и естественными чувствами и душевными движениями человека.
Слайд 7В различных произведениях Николая Михайлович Карамзина можно отметить большой интерес к
более “приземлённому” и “общечеловеческому” вопросу о любви платонической и плотской. Наиболее ярким примером служит сентиментальная повесть «Бедная Лиза», написанная в 1792 году.
Слайд 8«Вечные» вопросы и их отражение
в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»
«Бедная Лиза»
- одно из первых сентиментальных произведений в русской литературе. Сюжет её не нов, поскольку не раз встречается у других романистов, но определяющую роль в повести играют эмоции и переживания героев.
Слайд 9«Вечные» вопросы и их отражение в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»
Новаторство Карамзина
в повести
внедрение рассказчика в качестве одного из героев произведения. Позиция повествователя отличалась безмерной грустью и сочувствием судьбе Лизы.
Необычное развитие сюжета: идейным центром становится не происходящее с героями, а психологическая характеристика их образов, сосредоточенность на их переживаниях.
Слайд 10Именно в этой повести зарождается признанный во всем мире утонченный психологизм
русской художественной прозы. Тут Карамзин, открывая галерею «лишних людей», стоит у истока еще одной мощной традиции — изображения умных бездельников, которым праздность помогает сохранить дистанцию между собой и государством. Благодаря благословенной лени лишние люди, такие как Эраст, всегда в оппозиции.
Слайд 11Основная тема произведения – любовная – является вечной. Карамзин в «Бедной
Лизе» показывает, что любовь - это самое сильное чувство на земле, которому могут быть подвержены не только верхние слои общества, но и простые люди, что отсылает нас к другой общечеловеческой идее о человеческом равенстве в правах на чувства, желания и переживания.
Карамзин в своей повести показывает своё отношение к «вечному» вопросу любви на примере отношений главных героев. Они относятся к разным социальным сословиям и имеют разные жизненные приоритеты, но, тем не менее, это не играет роли для их чувств, они влюбляются друг в друга, несмотря на разницу в происхождении и социальном статусе.
Слайд 12Заключение
На основании проведённого анализа теоретической литературы и повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»,
можно сделать вывод о том, что писатель действительно задавался многими «вечными» вопросами, что нашло своё отражение как в ходе личной переписки, так и в его произведениях.
В «Бедной Лизе» Николай Михайлович Карамзин использовал ставшие впоследствии каноничными для сентименталистских произведений приёмы, обратив писательский взор на внутренний мир героев. Он ставит вопросы о любви и социальном неравенстве, о гуманистическом отношении к человеку, о вечной борьбе природы и цивилизации, раскрывая их сущность на примере истории двух простых людей и их сложных взаимоотношений.
Слайд 13Список использованной литературы:
1. Бартенев П. «Н.М. Карамзин» // Русский архив. 1911.
№. 8. С. 549-558.
2. Белинский В.Г. Рецензия на «Очерки русской литературы» Н. Полевого // Белинский В.Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. / АН СССР. – М.; Изд-во АН СССР. Т. III. - 1955. - С. 513.
3. Гулыга А.В. Великий памятник культуры // Карамзин Н.М. История государства Российского: В 12 т. Т. 1. М., 1989. C. 475-481.
4. Карамзин Н.М. Бедная Лиза // Н.М. Карамзин. М.: Детская литература. Школьная библиотека. 2015. 176 с.
5. Карамзин Н.М. Письма к А.И. Тургеневу // Москвитянин. 1855. № 23–24. С. 183–184.
6. Лотман Ю.М. Сотворение Карамзина. М.: 1987. С. 316-121.
7. Муравьёв В.Б. Карамзин. М.: Молодая Гвардия, 2014. 180 c.
8. Сербинович К.С. Н.М. Карамзин. Воспоминания // Русская старина. 1897. № 10. 474 c.
9. Шѐнле А. Между «древней» и «новой» Россией: руины у раннего Карамзина как место «modernity» // НЛО. 2003. № 59. С. 125–141.