Творчество Франсуа Рабле презентация

Содержание

Франсуа Рабле 1494? - 1553

Слайд 1Творчество Франсуа Рабле
Лекция


Слайд 2Франсуа Рабле
1494? - 1553


Слайд 3Франсуа Рабле
Род. ок. 1494 в г. Шиноне – умер в 1553

(Париж)
Монастырское воспитание
1520 – принял постриг
Переписка с гуманистами (Гильом Бюде, Эразм Роттердамский), греческие стихи
Конфликт с монастырскими властями, переходит из францисканского ордена в бенедиктинский
1530 – обучение на медицинском факультете в Монпелье. После – врач в городской больнице в Лионе. 1 и 2 книги «Гаргантюа и Пантагрюэля»


Слайд 4Биография
1534 и 1535 – путешествия в Италию в свите кардинала дю

Белле (индульгенция у папы, разрешение заниматься медициной)
1537 – докторская степень
Близость ко двору в последние годы, неослабевающие нападки богословов Сорбонны (Парижский университет)
1553 умирает, не успев закончить последнюю - 5-ю книгу романа

Слайд 5Рабле - гуманист
Знаток древних языков, обладал глубокими познаниями в самых разных

областях: от медицины до фортификации
Сторонник гуманистических методов воспитания
В романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» осуществил синтез традиций ученой гуманистической и народной «смеховой» культуры. В народном смехе ищет выход из духовного кризиса (и отчасти из кризиса самого гуманизма)

Слайд 6«Гаргантюа и Пантагрюэль»
Главная книга Рабле
Источник: народная (лубочная) книга «Великие и неоценимые

хроники о великом и огромном великане Гаргантюа» (вышла в Лионе в 1532)
Книга дала имена героев, фантастику, гротеск, некоторые сюжетные мотивы (герой увозит колокола собора Парижской богоматери, чтобы сделать из них бубенчики для своей любимой кобылы, пастух прячется во рту спящего великана и т.п.)

Слайд 7Другие источники
Итальянская рыцарская поэма эпохи Возрождения (особенно комическая поэма Пульчи «Моргант»,

макароническая поэма Теофило Фоленго «Бальдус»)
Гуманистические трактаты, книги по разным специальностям
Культура народного карнавала

Слайд 8Карнавальные мотивы в романе
Уникальный стиль романа во многом связан с традициями

площадной народной культуры, в том числе – культуры карнавала

Слайд 9Карнавал
Исследователь «карнавальной» культуры в нашей стране – Михаил Михайлович Бахтин, автор

книги «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса» (написана в 1940-е гг., опубликована в конце 1960-х)
Карнавал – часть культуры средневекового города. Породил особые «смеховые» формы поведения

Слайд 10Бахтин Михаил Михайлович
(1895 – 1975)


Слайд 11Карнавальные формы поведения
Переворачивание верха и низа, перемена социальных верхов и низов

местами
Сюжет карнавала: «веселая» смерть и воскресение (увенчание – развенчание)
Обильная еда, питье, совокупление (символы плодородия)
Ритуальное сквернословие, в том числе богохульство


Слайд 12Карнавальный смех
Карнавальный смех, по Бахтину, это смех:
Универсальный (направлен на всех и

вся, нет ни одного авторитета, который не может быть осмеян)
Всенародный
Амбивалентный («увенчивающий» и «развенчивающий» одновременно)
Среди карнавальных образов и масок важную роль играет образ гротескного народного тела, составленного из множества тел

Слайд 131-я и 2-я книги романа
Близки по времени создания, поэтике, стилю, сюжетам
1532

– опубликована первая часть романа, посвященная приключениям Пантагрюэля – сына героя народной книги (Гаргантюа). Впоследствии она займет место второй
В 1533 или 1534 выпускает новую книгу, в сюжетном отношении «возвращаясь назад» - к отцу Пантагрюэля – Гаргантюа. В дальнейших изданиях эта часть романа заняла первое место, книга о Пантагрюэле стала второй.

Слайд 14Сюжетная схема
У первых двух книг общая сюжетная схема: это юмористическое переворачивание

(пародирование) эпического повествования:
родословная и необыкновенное рождение героя – его воспитание, учеба – военные подвиги и победа – пир и раздача наград


Слайд 15Сюжет книги I (в новом порядке)
Гаргантюа рождается у короля Утопии великана

Грангузье и его жены великанши Гаргамеллы после того, как та объелась потрохами
Необыкновенное рождение (младенец выходит на свет через ухо матери, та умирает – пародирование чудес Библии, пародийное псевдонаучное описание процесса)




Слайд 16Воспитание Гаргантюа
Гаргантюа учится у богословов-схоластов, которые заставляют его учить наизусть алфавит

и календарь в прямом и обратном порядке, отчего он тупеет и становится вялым. Отец дает ему нового учителя Понократа («власть труда»), который развивает его духовно и физически, соединяя учебу с трудом и игрой
Гаргантюа едет в Париж и забирает колокола собора Парижской богоматери, привешивая их вместо бубенцов своей кобыле


Слайд 17Военные подвиги
На Утопию нападает войско соседнего короля Пикрохола (Пикрошоля), чьи подданные

поссорились с утопийцами из-за лепешек
В войне отличается бравый монах Жан, который, защищая монастырские виноградники, крушит врагов направо и налево (пародия на эпические битвы). Гаргантюа также приходит на помощь отцу

Слайд 18Финал
Награды победителям:
брату Жану (Жану-зубодробителю) позволяют организовать новый монастырь с уставом

по его вкусу. Он создает монастырь, непохожий на все остальные, где живут мужчины и женщины, где могут жениться, есть, пить, развлекаться и т.п. – Телемское аббатство
Конец книги – «пир на весь мир»

Слайд 19Пародия на рыцарский эпос
«Необыкновенное» рождение
Имя Тристана – имя Гаргантюа (от слов,

произнесенных матерью или отцом):
Здесь: «Ну и здоровенная же она у тебя» (глотка)
Война с королем Пикрохолом – ссора жителей соседних местностей из-за лепешек (несоответствие причины и следствия, завоевательные планы советников Пикрохола)
Сходный противник будет у Пантагрюэля во 2-й части – король дипсодов Анарх
Главный «эпический» герой – монах из Сейи Жан-Зубодробитель: сражается, как Роланд или Оливье, защищая монастырские виноградники (любитель выпить!)

Слайд 20Сюжет второй книги (о Пантагрюэле)
Пародийная родословная героя (ср. с Евангелием от

Матфея) и необыкновенные природные явления, предшествовавшие его рождению
Обучение в Париже, комическое состязание в учености с магистрами Сорбонны, которых он всех «посадил в лужу». Отец (Гаргантюа) пишет ему письмо в Париж, в котором рассуждает о прогрессе наук и дает советы

Слайд 21Военные подвиги Пантагрюэля
Пантагрюэль и его друзья присоединяются к войску утопийцев, защищая

Утопию от нападения дипсодов – подданных короля Анарха
Пантагрюэль побеждает сражающееся на стороне Анарха великанье войско и его предводителя великана Вурдалака
Анарх попадает в плен. Друг Пантагрюэля Панург женит его и делает продавцом зеленого соуса

Слайд 22Гуманистические мотивы
Тема воспитания трактуется в гуманистическом духе.
Рабле противопоставляет гуманистические методы

воспитания методам средневековых схоластов (1 книга). Вместо зубрежки – понимание, гармоничное развитие. Правда, и в описании методов Понократа есть юмористическое преувеличение.
Схоласты высмеиваются на протяжении всего романа. Эпизод со студентом-лимузинцем: тот коверкает французские слова «под латынь». После основательной взбучки начинает говорить на нормальном французском языке. Пантагрюэль «отделывает» своих противников –схоластов на диспуте


Слайд 23Письмо Гаргантюа
С темой гуманистического образования связано также письмо Гаргантюа сыну

(Пантагрюэлю) в Париж (2 книга)
Тема – прогресс наук, освобождение от средневекового варварства
Гаргантюа считался одним из образованнейших людей своего времени, но, по сравнению с молодежью, «едва ли годился бы в первый класс» (по его собственному признанию)



Слайд 24Телемское аббатство (1 кн.)
Образ Телемского аббатства, основанного братом Жаном – также

часть гуманистических мотивов. Противоположность обычного монастыря – гуманистическая утопия
Устав: «Делай, что хочешь»
В основе - гуманистическая идея: освобождение от принуждения воспитывает здоровых и свободных людей
Рабле слегка посмеивается над «легкостью» торжества гуманистической доктрины в Телемском аббатстве. Это самоирония гуманизма


Слайд 25Карнавальные мотивы в романе
Перемена мест: падение Пикрохола и Анарха (один становится

поденщиком, другой – продавцом зеленого соуса)
Один из друзей Пантагрюэля (Эпистемон) погибает в сражении, но его воскрешают, и он рассказывает, что видел в аду: нищие и философы на том свете ходят в порфире, а цари и полководцы чинят им штаны
Смерть в романе вообще не страшна, а смешна

Слайд 26Карнавальные мотивы в романе (2)
Еда, питье, «разбухание» плоти
Огромные количества (обыгрываются невероятные

числа, неровные цифры и т.п.)
Нет запретных тем: родословная великанов во 2-й части пародирует родословную Иисуса в Евангелии от Матфея (Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова и т.п.)
Площадное остроумие, ругательства
Герои-великаны – воплощения гротескного тела (автор во рту Пантагрюэля обнаруживает целый город)


Слайд 273-я книга - переломная
Написана в 1546 году – после 14-летнего перерыва
1-2

книги – под псевдонимом Алькофрибас Назье (анаграмма имени Рабле)
3-я – под собственным именем автора
На первый план выдвигается один из друзей Пантагрюэля – Панург (появился во второй книге)

Слайд 28Панург
Тип вечного школяра, неунывающего мошенника, «разностороннего» в своем озорстве, неспособного к

честной жизни (за неделю проматывает доходы с подаренного ему Пантагрюэлем поместья на несколько лет вперед)
Умеет на всех языках мира просить о подаянии
Труслив, мстителен (эпизод с купцом Индюшонком – «Панургово стадо»)
Но по-человечески дорог идеальному королю-гуманисту Пантагрюэлю

Слайд 29Панург в 3-й книге
Панург в ситуации выбора: жениться или не жениться

(боится остаться холостым, но боится также быть рогатым и битым женой)
Пародия на философско-богословские споры о «свободе воли» и «предопределени»
Панург обращается к судье, гадалке, к друзьям и наконец получает совет совершить паломничество к оракулу Божественной Бутылки на краю света (сам разрешить свои сомнения не может)

Слайд 304-5 книги романа
4-5 книги – описание путешествия друзей к упомянутому оракулу
Гротескная

картина разных сторон современной действительности в фантастических образах
Настроение менее оптимистическое, чем в первых книгах, иногда достигает мрачного сарказма


Слайд 31Острова
Посещают разные острова, например:
Остров Квинтэссенции (пародия на схоластическую науку, Квинтэссенция –

ее олицетворение)
Остров эрцгерцога Пушистых Котов Цап-царапа – пародия на судебные вымогательства
Острова Папоманов и папефигов (католики и гугеноты). То же – острова Постника и жирных Колбас
Остров Гастера – поклонники желудка
Остров Звонкий. Пародия на церковные чины (клирцы, инокцы, епископцы, кардинцы и папец)


Слайд 32Цель путешествия
Жрица оракула Бадбук встречает их
Получают изречение оракула – «Тринк!» («пей»)
Смысл

многозначен: истинное познание неотделимо от жизни, от погружения в нее

Слайд 33Гротеск
Гротеск – ведущий художественный прием в романе
Фантастика и реальность, великаны и

обычные люди, французская провинция и сказочная утопия – соединяются неразличимо
Гротескные пропорции: рост великанов – иногда кажется астрономическим (город во рту Пантагрюэля), иногда – просто очень большим (когда Пантагрюэль путешествует с приятелями на одном корабле, беседует и пирует с ними)
Иначе будет у Свифта в его «Путешествиях Гулливера» (соотношение роста Гулливера с ростом лилипутов и великанов будет строго выверено): эпоха Просвещения

Слайд 34Стиль Рабле
Богатство словаря (больше слов, чем у Шекспира)
Ряды юмористических синонимов, неологизмы

(«мухоморительная» речь), говорящие имена, площадная брань. Язык автора имитирует язык ярмарочного зазывалы
Последняя книга отличается по стилю: возможно, написана по наброскам Рабле кем-то другим
К стилю Рабле иногда применяют выражение «гротескный реализм», иногда сближают его с маньеризмом (стиль позднего Ренессанса)

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика