Слайд 1
Трагедийная концепция любви
в рассказе И. А. Бунина
" Чистый понедельник"
Слайд 2
Кто не знает, что такое любовь?
И. А. Бунин
Слайд 3 Важнейшая мысль, на которую мы можем опираться в беседе
о героях – тема духовности в любви, тема самоотдачи и творчества в отношениях с любимым человеком.
Цели и задачи:
Будет ли человек одинок и несчастен, если он не стремится отдавать и жертвовать? Всегда ли можно назвать любовью любовь? Может ли человек чувствовать и ощущать полноту жизни, счастье, радость при единстве с другим человеком?
Размышления над этими вопросами и попытка на них ответить станут основной задачей изучения рассказа «Чистый понедельник» в моем реферате.
Слайд 4 Как наводящий ответ на этот вопрос вспомним
высказывание Эриха Фромма : « … современный человек – это реалист, придумавший отдельное слово для каждого типа автомобиля, но лишь одно слово «любовь», чтобы выразить самые разнообразные душевные переживания».
Слайд 5
Бунин пишет о любви, как
о незабвенном, что проложило глубокий след в человеческой душе.
Слайд 6 Герой
« Красив почему-то южной,
горячей красотой… «даже неприлично красив». Он более открытый, добрый, но откровенно легкомысленный, подверженный власти случая, стихии. Не ему было понять свою подругу, прямую противоположность себе. Утонченное мастерство писателя сказалось здесь в том, что языком такого человека он сумел донести всю сложную, серьёзную натуру героини.
Слайд 7 Героиня
« Смугловато-янтарное лицо, великолепное и
несколько зловещие в свое густой черноте волосы, мягко блестящие, как черный соболиный мех, брови, черные, как бархатный уголь, глаза; пленительный бархатисто-пунцовыми губами рот оттенен был темным пушком; выезжая, она чаще всего надевала гранатовое бархатное платье и такие же туфли с золотистыми застежками»;
Слайд 8 Любовь как высшее проявление человеческой сущности предельно
обостряет чувства человека. Поэтому в рассказах Бунина она всегда – «счастье и мука». Миг высшей мистической гармонии противоречивых начал несовместим со стоянием земного блаженства, поэтому любовь в бунинских рассказах оборачивается катастрофой.
Слайд 9 Автор расширяет свои впечатления от этой внутренне
противоречивой натуры героини ссылкой на не меньшее разноличие столицы. Москва начала века, в годы, предшествовавшие первой мировой войне, действительно, являла сочетание седой древности, и соборов с новейшими достижениями культуры. Писательская память с удивительной пластической убедительностью и полнотой воспроизводит мельчайшие приметы этой эпохи
Слайд 12Была ли их любовь любовью? Наверное, нет. Оба героя искали чего-то
большего. Она искала что-то высокое, не приземленное, яркое, таинственное, он же простое, искреннее, страстное. Наверное, их любовь не сложилась из-за противоречий, противоречий во всём. Может быть, автор не видел «счастливых концов» в своей реальной жизни.
Героиня, не получив от ночи с героем удовлетворения, уходит в монастырь, искать дальше своё счастье.
Слайд 13Вывод:
Но конфликт в душах героев остается неразрешенным.
Будущее героев все так же неясно. Неопределенность ощущается уже в том, что, изображая приход героя в церковь, писатель нигде прямо не указывает, что встреченная им монахиня и есть его бывшая возлюбленная. Лишь одна деталь – тёмные глаза – напоминает облик героини. Но в этих глазах се та же загадка, может быть, та же непотухшая страсть. Примечательно и то, что героиня уходит именно В Марфо-Мариинскую обитель. Эта обитель не монастырь, а церковь Покрова Богоматери на Ордынке, при которой была община светских дам, заботившихся о живших при церкви сиротах и о раненных в первую мировую войну.
Слайд 14Об авторе
Работа ученицы 11в класса
Ольги Крюковой, ею же
сделаны иллюстрации к повести «Чистый понедельник».