Слайд 1ТИПОЛОГИЯ ОШИБОК
От нашей профессиональной компетентности зависит судьба ребёнка!
Слайд 3Грамматические ошибки -
это нарушение структуры слова
словообразовательные: нарушена структура слова;
морфологические (формообразовательные):
нарушена форма слова;
синтаксические: нарушена структура
а) словосочетания или б) предложения.
Слайд 4Речевые ошибки
Речевые ошибки можно разделить на ошибки в словоупотреблении и в
строении текста.
Слайд 5Речевые ошибки говорят о неточности и неясности речи
Речевую ошибку можно увидеть
только в контексте, так как слово существует, но либо
неточно передаёт мысль,
употреблено в несвойственном значении,
имеет другую стилевую окраску,
дублирует смысловое содержание (плеоназм),
неудачно подобранны выразительно-изобразительные средства.
Слайд 7Работа над ошибками ДК ЕГЭ
Грамматические ошибки – это нарушение структуры слова.
№1.
Несостоятельность нигилизмов Базарова пред правдой жизни.
(Гр. Ошибка в управлении)
(Нужно: нигилизма).
№2 Сны являются отображением нашего внутреннего мира. (Р. употребление слова в несвойственном значении).
Нужно: отражением.
Слайд 8Работа над ошибками ДК ЕГЭ
Речевые ошибки
№3 В стихотворении Фета «Вечер» короткое
мгновение переходит в длительно состояние, чтобы сосредоточить внимание на пейзаже. (Р. употребление слов, неточно передающих мысль).
Нужно: В стихотворении «Вечер» описано лишь мгновение, но в нём столько динамики, словно это описание целого дня. Фет показывает, как меняется знакомый пейзаж в течение дня.
Слайд 9Работа над ошибками ДК ЕГЭ
Грамматические ошибки
№ 4 Посредством использования автором олицетворений
природа оживает… (Гр. Ошибка в образовании формы существительного).
Нужно: Олицетворения помогают автору…, или при помощи олицетворений….
Слайд 10Работа над ошибками ДК ЕГЭ
Речевые ошибки
№ 5 Мать воспитывала в Штольце
культурное начало.(Р. бессвязность предложения).
Нужно: Мать Штольца много времени и сил уделяла эстетическому воспитанию сына, чтобы тот вырос утонченным дворянином. (культурным человеком).
Мать с детства прививала Андрюше хорошие манеры, чтобы он стал культурным человеком.
Слайд 11
Работа над ошибками ДК ЕГЭ
Грамматические ошибки
№6 Добро побеждает над злом.
(Гр.
Ошибка в управлении). Нужно: зло.
№7. На героя повлиял общественный устрой. (Гр. Ошибочное словообразование) (Нужно: строй).
Слайд 12Логические и фактические ошибки
№8 Княжна Марья Болконская очень суеверна: она постоянно
учится, очень много читает и молится. (Л. нарушение логики примера в рассуждении). Нужно: Княжна Марья набожна…; нарушена логика: суеверна – учится, читает, молится)
(Ф. Княжна Марья не была суеверна).
Нужно: Княжна Марья кротка и религиозна , она много времени проводит в молитве. Кроме того, Марья умна, много читает и даже занимается с отцом геометрией.
Слайд 13Фактические, речевые, грамматические ошибки
№9 Так, например, сон снится Обломову в
одноимённом романе Тургенева.(Ф.)
№10 Сразу выделяем тягу Катерины к свободе, (Р. нарушение лексической сочетаемости). Нужно: стремление…
№11 Когда Онегин опомнился. Было уже поздно. (Гр. Нарушение границ предложения).
Нужно: Когда Онегин опомнился, было уже поздно.
Слайд 14Работа над ошибками ДК ЕГЭ
Речевые ошибки
№12 Раскрывается страх Софии, 2. возможность
обличия её отношений. 1.(Р. употребление слова, неточно передающего мысль). (Можно так: Софья опасается, что отец узнает о её отношениях с…
…возможность обличия (Гр. Ошибочное словообразование). Нужно: разоблачения.
Слайд 15Работа над ошибками ДК ЕГЭ
Грамматические ошибки
№13 В комедии «Горе от ума»
главным героям приходится столкнуться с непониманием и несогласием с их взглядами. (что делает? что сделать?) (Гр. Нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм). Нужно: В комедии «Горе от ума» главный герой, Чацкий, сталкивается с непониманием и несогласием с его взглядами окружающих).
Слайд 16К заданию №13
О фактической неточности
В комедии есть герои второго плана, внесценические
герои. А ученик называет их главными. Это двоюродный брат Скалозуба, который «службу вдруг оставил», хотя «чин следовал ему, «набрался каких-то новых правил», «в деревне книги стал читать».
Это и князь Федор, племянник княгини Тугоуховской, который обучался в вольнодумном Петербургском педагогическом институте и поэтому «чинов не хочет знать».
Слайд 17Работа над ошибками ДК ЕГЭ
Речевые и логические ошибки
№14 Мы становимся свидетелями
поединка идеалов между Павлом Петровичем и Базаровым. (Р. употребление слова в несвойственном ему значении). Нужно: Мы становимся свидетелями спора (или идейных разногласий) между…
№15 Жизнь Базарова закончилась, не начавшись. (Л.)
Слайд 18Фактические и грамматические ошибки
№16 Кирсанов демонстративно искажает слова, обращаясь к Базарову:
«Милостивый государь». (Ф. В данном примере нет фактического искажения, оно есть в оригинале романа (эфтим).
№17 Базаров хочет донести до собеседника , что аристократы не понимают простых людей. (Гр. Пропуск необходимого слова). Базаров хочет донести до собеседника мысль о том, ….
Слайд 19Грамматические и логические ошибки
№18 Петруша Гринёв тоже сначала был недорослью.
(Гр. Ошибка в образовании существительного). Нужно: недорослем.
№19 В стихотворении «Шёпот, робкое дыханье» А. Фет использует черты романтизма и тему любви. (Л. Нарушение логики объединения слов в однородный ряд).
Слайд 20Работа над ошибками ДК ЕГЭ
Речевые ошибки
№20 Обломов равнодушен
ко всему движущемуся. (Р. употребление слова, неточно передающего мысль).
Нужно: В душе Обломова постепенно было умерщвлено все живое, и жизненная энергия в итоге уступила место всепоглощающей лени, сну и покою. Илья Ильич не стремится к каким-либо изменениям в своей жизни, его влечет уединение и отдых.
Слайд 21Грамматические и логические ошибки
№21 Базаров часто употребляет просторечивые слова. (Гр.
. Ошибочное словообразование).
Нужно: просторечные слова
№22 Герой говорит неграмотным литературным языком. (Л.)
Слайд 22
Грамматические и фактические ошибки
№23 Герою показалось то, что это сон.
(Гр. Ошибка в построении сложного предложения). (Лишний союз «то»).
№24 Николай Петрович обнимает Аркадия и начинает цитировать Евгения Онегина.
(Ф. Несоответствие по времени: так как Николай Петрович обнимает Аркадия при встрече, а цитирует Евгения Онегина уже по дороге в Марьино).
(П: название произведения должно быть заключено в кавычки»)
Слайд 23Логические ошибки
№25 Аркадий смотрел на бедные крестьянские поля, и в его
сердце просыпались нежные чувства к родному краю. (Л. Нарушение причинно-следственных связей в предложении).
№26 Красота природы берёт своё, и Аркадий быстро забывает о своих размышлениях: «Его сердце понемногу сжималось». (Л. Нарушение логики примера в рассуждении).
Слайд 24Работа над ошибками ДК ЕГЭ
Фактические ошибки
№27 Катерина не согласна с устоями
жизни, которые ей навязывают, и пытается бороться с ними. (Ф.: Катерина не борется с устоями жизни).
№28 Чацкий вынужден уехать с позором из Москвы. (Ф.) (С тяжёлым чувством….или разочарованный, …
Слайд 25Работа над ошибками ДК ЕГЭ
Грамматические и речевые ошибки
№29 Я искренне удивляюсь
и восхищаюсь талантом писателя. (Гр. Ошибка в построении предложения с однородными членами; удивляюсь чему? восхищаюсь чем? Нельзя сказать «я удивляюсь талантом…).
№ 30« Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы?» - задаёт риторический вопрос Катерина. (Р. неместное употребление слова).
Слайд 26
Грамматические и речевые ошибки
№31 Любовная лирика поэта, наполненная ощущением наслаждения
красотой природы. (Гр.
Ошибка в построении предложения с причастным оборотом, нет сказуемого).
№32 Изменения в природе проходят через душу и перо Фета. (Р. Употребление слов в несвойственном им значении).
Нужно: Фет тонко чувствует изменения в природе, и это находит отражение в его лирике.
Слайд 27
Работа над ошибками ДК ЕГЭ
Грамматические и речевые ошибки
№33 Замирает на мгновение
сердце, и вдруг застучит оно вновь. (Гр. Нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм). Нужно: замрёт…и застучит.
№34 Решение проблемы Червякова, героя рассказа А.П. Чехова «Смерть чиновника», в прекращении исполнения роли добровольного лакея. (Р. Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов).
Нужно: Червяков смешон и жалок одновременно: смешон своей нелепой настойчивостью, жалок потому, что унижает себя, став добровольным лакеем.
Слайд 28Фактические и речевые ошибки
№35 Лопахин рубит вишнёвый сад из мести за
тяжёлую жизнь своих предков. (Ф.)
№36 . Обывательская среда, основанная на низких материальных ценностях, оказала наибольшее влияние на Обломова. (Ф. и Р. Нарушение лексической сочетаемости).
Слайд 29Работа над ошибками ДК ЕГЭ
Грамматические и логические ошибки
№37 Толстой написал книгу,
которая эпопея. (Гр. Ошибка в построении сложного предложения). Нужно: Толстой написал роман-эпопею.
№38 Позиция Тургенева не ясна, и поэтому я с ней полностью согласна. (Л.)
Слайд 30Работа над ошибками ДК ЕГЭ
Фактические и речевые ошибки
№39 Чиновники у Гоголя
исправно ходят на работу и получают зарплату. (Ф. и Р. смешение лексики разных исторических эпох). (Нужно: Чиновники у Гоголя исправно ходят на службу и получают жалование).
Слайд 31Работа над ошибками ДК ЕГЭ
Речевые ошибки
№40 Женщина – важная деталь в
любом произведении о любви. (Р. Употребление слова в несвойственном ему значении). (Нужно: женщина - главная героиня…) (Нужно: главными героями многих произведений о любви являются женщины).