Тема Родины и народа в творчестве Н.А. Некрасова презентация

Содержание

Я лиру посвятил народу своему… Быть может, я умру, неведомый ему, Но я ему служил –

Слайд 1Тема Родины и народа в творчестве Н.А. Некрасова.


Слайд 2

Я лиру посвятил
народу своему…
Быть

может, я умру,
неведомый ему,
Но я ему служил –
и сердцем я спокоен…




Слайд 3Тема родины и народа в лирике Некрасова
«Как много зависит от поэта,

от
того духовного «вклада», который
он вносит в жизненный материал,
положенный в основу произведе-
ния (М.Исаковский)

Сегодня мы прочитаем стихотворения
«В дороге», «Тройка», «Родине»,
«Огородник», «В полном разгаре…»,
«Колыбельная песня».
В чём их своеобразие? Новаторство поэта? Определим главную тему.
Дадим определение: народность лирики-это…

Слайд 4«Некрасов поставил поэзию на службу народу»»
В лирике Некрасова очень силь-
ны

гражданские мотивы.

Задание классу:
прочитайте стихотворения
«Вчерашний день часу в шестом»
«Элегия» «Замолкни, муза мести и
печали».
С кем соотносит свою музу поэт?
Как можно охарактеризовать музу
Некрасова?
Сформулируйте поэтическое и гражданское кредо поэта.


Слайд 5
ЭЛЕГИЯ
А. Н. Е⟨рако⟩ву
Пускай нам говорит изменчивая мода, Что тема старая «страдания народа» И

что поэзия забыть ее должна, Не верьте, юноши! не стареет она. О, если бы ее могли состарить годы! Процвел бы божий мир!.. Увы! пока народы Влачатся в нищете, покорствуя бичам, Как тощие стада по скошенным лугам, Оплакивать их рок, служить им будет Муза, И в мире нет прочней, прекраснее союза!.. Толпе напоминать, что бедствует народ, В то время как она ликует и поет, К народу возбуждать вниманье сильных мира Чему достойнее служить могла бы лира?.. Я лиру посвятил народу своему. Быть может, я умру неведомый ему, Но я ему служил — и сердцем я спокоен... Пускай наносит вред врагу не каждый воин, Но каждый в бой иди! А бой решит судьба... Я видел красный день: в России нет раба! И слезы сладкие я пролил в умиленье...

«Довольно ликовать в наивном увлеченье, — Шепнула Муза мне. — Пора идти вперед: Народ освобожден, но счастлив ли народ?..» Внимаю ль песни жниц над жатвой золотою, Старик ли медленный шагает за сохою, Бежит ли по лугу, играя и свистя, С отцовским завтраком довольное дитя, Сверкают ли серпы, звенят ли дружно косы — Ответа я ищу на тайные вопросы, Кипящие в уме: «В последние года Сносней ли стала ты, крестьянская страда? И рабству долгому пришедшая на смену Свобода наконец внесла ли перемену В народные судьбы? в напевы сельских дев? Иль так же горестен нестройный их напев?..» Уж вечер настает. Волнуемый мечтами, По нивам, по лугам, уставленным стогами, Задумчиво брожу в прохладной полутьме, И песнь сама собой слагается в уме, Недавних, тайных дум живое воплощенье: На сельские труды зову благословенье, Народному врагу проклятия сулю, А другу у небес могущества молю, И песнь моя громка!.. Ей вторят долы, нивы, И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы, И лес откликнулся... Природа внемлет мне, Но тот, о ком пою в вечерней тишине, Кому посвящены мечтания поэта, — Увы! не внемлет он — и не дает ответа...


Слайд 6
Какова взаимосвязь между духовным пространством

лирического героя и физическим пространством окружающего
мира в стихотворении Некрасова "Надрывается сердце от
муки…"?
 
1) Чтение стихотворения.
2) Аналитическая беседа.
- Какое настроение вызвало у вас стихотворение?
- Меняется ли оно у лирического героя на протяжении всего
стихотворения? Как?
- Отчего это зависит?
- Композиционно стихотворение делится на сколько частей?
(На три)
Почему?
- На каком приёме построено это стихотворение?
(На антитезе)
- Какова же главная тема этого стихотворения?
(Противопоставление социальной жизни людей красоте природы).
3)Работа по заполнению таблицы.

1 часть
- Какие ассоциации вызывают у вас слова: звуки барабанов, цепей,
топора?
- Какое устаревшее слово вносит скорбную интонацию в 1 части
стихотворения?
Внемля
Вывод: лирический герой страдает от всего происходящего в стране.
2 часть
1 ряд – выписывает эпитеты.
2 ряд – метафоры, сравнения.
3 ряд – синтаксические средства выражения
(инверсия, умолчание, малосоюзие, перифраз)
- Какое слово обобщает всё сказанное выше? (Гармония).
Вывод: Мир природы вносит гармонию в душу героя.
3 часть
- Чем является эта часть по отношению к 2-м предыдущим?
(Обобщающей)
Вывод: В этой части выражена главная идея стихотворения, главное чувство
поэта: преодолеть злобу в душе, обрести покой, ощутить гармонию с
миром, благодаря красоте природы, общению с ней.
 


Слайд 9Выводы по проблемному вопросу.
Чувства, зарождающиеся в душе лирического героя, зависят,

конечно, от мира физического пространства. Если это мир, где страдает народ от социальной несправедливости, тогда и душа героя страдает, болит, даже ненавидит. А если это естественный мир природы, то душа героя ликует от радости, наслаждения при виде божественной красоты природы.
Таков и сам Некрасов, для которого чувства любви и ненависти к Родине настолько неотделимы друг от друга, что образуют единое парадоксальное понятие "любовь-ненависть". Диалектика этого чувства - ненависть к безобразному во имя торжества любви к прекрасному.

Слайд 10Утро


Ты грустна, ты страдаешь душою:
Верю - здесь не страдать мудрено.
С окружающей

нас нищетою
Здесь природа сама заодно.

Бесконечно унылы и жалки
Эти пастбища, нивы, луга,
Эти мокрые, сонные галки,
Что сидят на вершине стога;

Эта кляча с крестьянином пьяным,
Через силу бегущая вскачь
В даль, сокрытую синим туманом,
Это мутное небо... Хоть плачь!

Но не краше и город богатый:
Те же тучи по небу бегут;
Жутко нервам - железной лопатой
Там теперь мостовую скребут.

Начинается всюду работа;
Возвестили пожар с каланчи;
На позорную площадь кого-то
Повезли - там уж ждут палачи.

Проститутка домой на рассвете
Поспешает, покинув постель;
Офицеры в наемной карете
Скачут за город: будет дуэль.

Торгаши просыпаются дружно
И спешат за прилавки засесть:
Целый день им обмеривать нужно,
Чтобы вечером сытно поесть.

Чу! из крепости грянули пушки!
Наводненье столице грозит...
Кто-то умер: на красной подушке
Первой степени Анна лежит.

Дворник вора колотит - попался!
Гонят стадо гусей на убой;
Где-то в верхнем этаже раздался
Выстрел - кто-то покончил собой...

( 1872 или 1873 )





Слайд 11Чтение и анализ стихотворения
«Замолкни, Муза мести и печали!»
Выписать из стихотворения образы,
эпитеты,

метафоры;
определить форму, жанр, особеннос-
ти лексики и синтаксиса, эмоциональный настрой;
пояснить финальные строки:
«То сердце не научиться любить, которое устало ненавидеть»


Слайд 12
Замолкни, Муза мести и печали!
Я сон чужой тревожить не хочу,


Довольно мы с тобою проклинали.
Один я умираю – и молчу.

К чему хандрить, оплакивать потери?
Когда б хоть легче было от того!
Мне самому, как скрип тюремной двери,
Противны стоны сердца моего.

Всему конец. Ненастьем и грозою
Мой темный путь недаром омрача,
Не просветлеет небо надо мною,
Не бросит в душу теплого луча...


Волшебный луч любви и возрожденья!
Я звал тебя – во сне и наяву,
В труде, в борьбе, на рубеже паденья
Я звал тебя, – теперь уж не зову!

Той бездны сам я не хотел бы видеть,
Которую ты можешь осветить...
То сердце не научится любить,
Которое устало ненавидеть.

3 декабря 1855



Слайд 13
Музу Некрасова критики зачастую объявляли
грубой, вульгарной, лишённой всяческих поэ-
тических красот.
Чем

вызваны были подобные высказывания и
согласны ли вы с подобной оценкой?

Слайд 14

«Родина» (1846г.)
«Родина» — новаторское произведение. В нем впервые в русской поэзии раскрыт образ нового лирического героя: разночинца. В страстном лирическом монологе видны черты его социально-психологического облика, раскрыт деспотизм помещика, показана тяжелая доля крестьянина и трудная судьба женщины.


Слайд 15 Навсегда главной целью некрасовской музы, богини поэтического искусства, станет судьба

русской женщины. Причем разных социальных слоев. В частности – женщины-крестьянки.

Слайд 16
Тройка



Что ты жадно глядишь на дорогу
В стороне от веселых подруг?
Знать, забило

сердечко тревогу —
Всё лицо твое вспыхнуло вдруг.

И зачем ты бежишь торопливо
За промчавшейся тройкой вослед?..
На тебя, подбоченясь красиво,
Загляделся проезжий корнет.

На тебя заглядеться не диво,
Полюбить тебя всякий не прочь:
Бьется алая лента игриво
В волосах твоих, черных как ночь;

Сквозь румянец щеки твоей смуглой
Пробивается легкий пушок,
Из-под брови твоей полукруглой
Смотрит бойко лукавый глазок.

Взгляд один чернобровой дикарки,
Полный чар, зажигающих кровь,
Старика разорит на подарки,
В сердце юноши кинет любовь.

Поживешь и попразднуешь вволю,
Будет жизнь и полна и легка...
Да не то тебе пало на долю:
За неряху пойдешь мужика.

Завязавши под мышки передник,
Перетянешь уродливо грудь,
Будет бить тебя муж-привередник
И свекровь в три погибели гнуть,

От работы и черной и трудной
Отцветешь, не успевши расцвесть,
Погрузишься ты в сон непробудный,
Будешь нянчить, работать и есть.

И в лице твоем, полном движенья,
Полном жизни, — появится вдруг
Выраженье тупого терпенья
И бессмысленный, вечный испуг.

И схоронят в сырую могилу,
Как пройдешь ты тяжелый свой путь,
Бесполезно угасшую силу
И ничем не согретую грудь.

Не гляди же с тоской на дорогу
И за тройкой вослед не спеши,
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда заглуши!

Не нагнать тебе бешеной тройки:
Кони крепки, и сыты, и бойки, —
И ямщик под хмельком, и к другой
Мчится вихрем корнет молодой...

1846


Слайд 17Анализ стихотворения «Тройка»
Какой изображается молодая крестьянка? Найдите слова

и выражения, которые помогают автору нарисовать яркий образ девушки.
Эпитеты:
бьется игриво;
из-под брови полукруглой;
смотрит бойко;
лукавый глазок;
взгляд полный чар(полный обаяния, пленительности)
 
 




Слайд 18олицетворение:

бьется лента
метафора:
лицо вспыхнуло;
зажигающих кровь
сравнение:
черных как ночь
метонимия :
лукавый глазок(вместо взгляд)


Слайд 19На сколько частей можно разделить стихотворение?
Можно разделить на две части.


Как оно построено?
Вторая часть противопоставляется первой части. Стихотворение построено на антитезе.
 



Слайд 20Какие слова и выражения помогают поэту создать безрадостную картину будущего крестьянки?

Эпитеты:


перетянешь уродливо;
выражение тупого терпения;
бессмысленный, вечный испуг;
сон непробудный (длительный, непрерывный);
муж привередник(слишком разборчивый, с капризами)

Метафора:
отцветешь, не успев расцвести


 


Слайд 21Какие строфы второй части стихотворения перекликаются с первыми двумя строфами?
Первая строфа:

Что ты жадно глядишь на дорогу…
 
Предпоследняя строфа: не гляди же с тоской на дорогу…
Какую роль играет этот прием повтора?

Образует кольцевую композицию.




Слайд 22Каким размером написано стихотворение?
Не гляди же с тоской на дорогу --!/--!/--!/-
 
И

за тройкой во след не спеши,--!/--!/--!/
 
И тоскливую в сердце тревогу --!/--!/--!/-
 
Поскорей навсегда заглуши! --!/--!/--!/

Четырехстопный анапест(--!/--!/--!/-)




Слайд 23Как они рифмованы?

Женская рифма чередуется с мужской.
 
…огу
 

…ши Перекрестная рифма
 
…огу
 
…ши
 


Слайд 24Какова тема стихотворения?
Тема тяжелой судьбы русской крестьянки
В чем заключается
его основная

мысль?
Вызывает сочувствие
к несчастью других

Слайд 25Какие композиционные особенности стихотворения «Размышления у парадного подъезда» вы можете выделить?

Композиция

этого стихотворения, как любого произведения, представляет особый интерес





Слайд 26
Я лиру посвятил
народу своему…
Быть может, я умру,
неведомый ему,
Но

я ему служил –
и сердцем я спокоен…


Слайд 27Домашнее задание

Сделать письменный анализ любого стихотворения на народную тему Н.А. Некрасова.
Подготовить

сообщение на тему : «Любовная лирика Некрасова»

Слайд 28Спасибо за урок!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика