Слайд 1
«Технология моделирования как средство повышения качества знаний учеников
на уроках литературного
чтения в рамках ФГОС»
Учитель начальных классов
МКОУ«Середейская средняя школа»
Королева Екатерина Юрьевна
2017год.
Слайд 2Актуальность
Снижение интереса
к чтению
Требования ФГОС
НОО
Проблемы содержания российского образования
Слайд 3Цели и задачи работы
ЦЕЛЬ: организовать работу по решению проблемы с точностью
восприятия информации при чтении художественной и научно-популярных текстов; трудности в работе с информацией, представленной в виде графиков, диаграмм, схем.
Задачи:
1.Организовать построение рассуждения и сравнения.
2.Способствовать осознанию композиции литературного произведения.
3.Организовать осмысление, образную конкретизацию и образное обобщение для понимания прочитанного.
Слайд 4Моделирование как универсальное учебное действие может использоваться в обучении для реализации
следующих целей:
- построения модели ориентировочной основы умственного действия;
- как средство обобщения и систематизации наблюдаемых фактов и явлений;
- для решения познавательных задач по исследованию изучаемого понятия;
- для лучшего запоминания учебного материала.
Использование метода моделирования на уроках литературного чтения позволяет научить школьников
- правильно строить рассуждения и сравнения;
- проводить композиционный анализ литературного произведения,
- помогает осмыслить содержание прочитанного за счёт его образной конкретизации и обобщения.
Слайд 5Моделирование
-это метод познания интересующих нас объектов через модели.
-Моделирование в литературном
чтении – это введение системы «заместителей» (условных обозначений) жанров, тем, героев, а также составление схем, планов , моделей обложек книг и моделей самих книг
Слайд 6 Моделирование обложки
Цель: Формировать умение обучающихся правильно называть
произведения, определять его тему, жанр, а также знание детьми фамилий авторов произведений.
Слайд 7Условные обозначения в моделировании по рекомендациям Л.А. Ефросининой
?
?
Слайд 8
Можно использовать упражнения
соотнеси иллюстрации
с моделями
прочти сказку и нарисуй к каждой
части соответствующую модель
Слайд 9
Модельный план. Последовательность событий записывается с помощью «заменителе» имён персонажей. В
модельном плане можно использовать блок-схемы. В ходе рассматривания блок-схемы ученики приходят к выводу, что последовательность частей сказки нарушена. Предлагаю восстановить композицию.
Составление плана с использованием «заместителей» героев.
Например: Заяц - З , Волк - В , Медведь - М , т.е. «заместителем» является печатная буква, обведенная кружочком.
Модельный схематический план к русской народной сказке «Колобок»:
Д
Б
К
В
М
Л
Слайд 10
Эскизно - модельный план позволяет показать последовательность событий и взаимодействие
героев.
В
С
Л. Н. Толстого «Солнце и ветер»
Слайд 11Модель-сравнение- позволяет сравнить персонажей произведения, дать характеристику противоположным героем.
.
Ленивица
злая,
злопамятная,,
упрямая, вредная, жадная, отзывчивая,
самолюбивая,
неряшливая, завистливая.
ленивая
Рукодельница
ЛЕНИВИЦА
Слайд 12 Модель описания- позволяет составлять словесную модель героя, формирует умения обучающихся
работать над образом героя. Выстраивая модель, дети учатся внимательно относиться к словам автора, к тексту произведения. Такая работа позволяет ученикам грамотно и доказательно составлять собственные высказывания.
заяц
важный
гордый
грубый
глупый
невежливый
ёж
заботливый
вежливый
приветливый
хитрый
умный
Слайд 13Почему непохвально?
Одинаковое, съедобное
Модель – рассуждение позволяет формировать умения обучающихся анализировать,
доказывать и отбирать необходимую информацию. Дети рассуждают какой бывает персонаж: выбирают, обосновывая и доказывая каким из качеств обладает герой сказки.
Слайд 14 Кластер (гроздья)
Цель: Систематизировать знания обучающихся по определенной теме
фольклор
сказки
загадки
былины
скороговорки
потешки
прибаутки
песни
пословицы
поговорки
Слайд 15Блок-схема – позволяет наглядно произвести композиционный анализ произведения. Блок-схема позволяет зрительно
представить себе композицию произведения.
Рассказ Евгения Пермяка «Пичугин мост»
Слайд 16Результат педагогического опыта.
В результате использования выше описанных подходов в изучении удалось:
включить
каждого ребенка в процесс познания;
дать возможность ученику работать в соответствии со своими возможностями;
создать игровую ситуацию при овладении читательскими умениями.
Повысить интерес к чтению.
Слайд 17Выводы
Целенаправленное и систематическое применения различных способов моделирования на уроках литературного чтения
позволило сформировать у младших школьников навыки предварительного анализа, построения моделей, переноса информации с модели на объект и навыки работы с моделью, тем самым изменив отношение учащихся к учебному процессу, сделав учебную деятельность осмысленной и продуктивной. Опыт обобщен на школьном методическом объединении. Были даны открытые уроки на семинарах - практикумах с использованием данных методов.
Слайд 18«Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай
мне действовать самому, и я научусь».
Слайд 19Список литературы:
1.Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М.: Знание, 1979.
2.Богданова О.Ю.,
Леонов С.А, Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы: Учебник для студ. пед. вузов / Под ред. О.Ю. Богдановой. – М.: Издательский центр «Акакдемия», 1999.
3.Бондаренко А.А., Калинчук М.Л. Формирование навыков литературного произношения у младших школьников. – М.: Просвещение, 1989.
4.Обучение чтению младших школьников: Из опыта работы. Пособие для учителей /Сост. И.Л. Гаркунова. – М.: Просвещение, 1981.
5. Л. А. Ефросининой «Литературное чтение. 1класс» .- М.: Вентана-Граф, 2012.
6.Асмолов, А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / А.Г. Асмолов // Педагогика.-2009.-№4.-С.18-22.
7. Дусавицкий, А.К., Кондратюк, Е.М., Толмачева, И.Н., Шилкунова, З.И. Урок в развивающем обучении /Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И./ Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.
8.Матвеева, Е.И., Патрикеева, И.Е./ Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е/ Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.