Структурные и содержательные особенности итогового сочинения (в формате 2016 г.) презентация

Содержание

Сочинение на свободную тему, в соответствии с форматом «итоговое сочинение 2016», является особой формой творческой работы ученика на литературно-публицистическую тему и может быть выполнено в жанре литературно-критическая статья, эссе,

Слайд 1Структурные и содержательные особенности итогового сочинения (в формате 2016 г.)
Трунцева Т.Н.,

доцент кафедры АСОУ, к.п.н.
tanya.truntseva@mail.ru


Слайд 2 Сочинение на свободную тему, в соответствии с форматом «итоговое сочинение 2016»,

является особой формой творческой работы ученика на литературно-публицистическую тему и может быть выполнено в жанре литературно-критическая статья, эссе, аннотация, реклама…

Основным типом речи сочинения на литературную тему (литературно-критическая статья, эссе, аннотация, реклама и т.д.) является рассуждение
При этом рассуждение может выполняться как на основе художественного произведения,
так и на основе текста художественного произведения.

Художественное произведение – это то, что написал автор.



Художественный текст – это объект восприятия и предмет чтения.


Слайд 3Структура сочинения на литературно-публицистическую тему
Опираясь на определение интертекстуальности как фактора понимания

и интерпретации текста, мы можем установить, что в ходе написания сочинения на литературную тему может происходить:
понимание и интерпретация* учеником художественного произведения;

понимание, интерпретация текста художественного произведения.

(*Интерпретация (лат. interpretatio) - 1. В широком смысле - истолкование, объяснение, перевод на более понятный язык... 2. Метод литературоведения: истолкование смысла произведений в определенной культурно-исторической ситуации его прочтения.)


Слайд 4Структура сочинения на литературную тему
1.Рассуждая на тему «Каковы особенности композиции романа

М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени?», ученик как литературовед и критик производит и объясняет выполнение (решение) конкретной литературоведческой задачи на основе художественного произведения.
И в этом случае его интерпретация тождественна позиции автора художественного произведения. Следовательно, выбранный учеником жанр творческой работы – литературно-критическая статья.
2.Рассуждая на тему «Почему Раскольников – фигура трагическая?», ученик как читатель, литературовед и критик производит интерпретацию художественного текста на основе. Т.е производит смысловой анализ, который включает и отображение позиции автора художественного произведения, и отображение позиции ученика.
Другими словами, в зависимости от объекта рассуждения (произведения или текста произведения) ученику предстоит выбрать соответствующий вид рассуждения на литературную тему.

Слайд 5При этом следует отметить, что не существует текста без произведения и

произведения без текста !!!!

Можно отметить возможную вариативность интерпретаций учениками художественного произведения и текстов художественных произведений, обусловленную разными мотивами и целями творческой работы на литературную тему, а значит, и возможность выбора учеником разных жанров рассуждения на литературную тему – литературно-критическая статья, рассуждение (эссе, обзор, путешествие, очерк, реклама, анонс…)
При этом статья, рассуждение (рецензия, очерк и эссе) являются жанрами литературной критики, призванной оценивать и истолковывать и художественные произведения, и отраженные в них явления жизни.

Например:
- в соответствии с выбранным объектом – художественное произведение ученику может выполнить анализ, исследование в жанре литературно-критической статьи;
- в соответствии с объектом – текст художественного произведения ученику предстоит использовать возможности написания творческой работы в жанре рассуждения (в т.ч. эссе, аннотации, очерка, рецензии, путешествия и др. нетрадиционных, оригинальных жанров).


Слайд 6Критическая статья – один из основных жанров литературной критики. В ней

даются разбор и оценка книги, ее темы, идейного содержания, языка и стиля, указывается значение в ряду других работ писателя.
Часто литературно-критические статьи носят публицистический характер, т. е. наряду с разбором и оценкой произведения в них рассматриваются общественные проблемы, поднятые писателем.
Школьные сочинения в жанре литературно-критической статьи могут быть посвящены:
персонажу или группе персонажей одного произведения (Штольц в романе И.А.Гончарова «Обломов», «Век нынешний и век минувший» в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»);
сравнению персонажей одного или двух произведений (Онегин и Ленский в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин», Онегин и Печорин в романах А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова);
эпизодному или целостному истолкованию произведения или поставленной в нем проблемы или теоретико-литературному вопросу («Идейно-художественное своеобразие поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри», «Л.Н.Толстой о роли личности в истории» (по роману «Война и мир»), «Пейзаж и его роль в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»).

Слайд 7Художественное произведение моноцентрично и монологично по своей структуре,
участники процесса понимания и

интерпретации художественного произведения в рамках сочинения на литературную тему в жанре литературно-критическая статья: автор художественного произведения и читатель художественного произведения.
Ведущая роль в процессе понимания и интерпретации художественного произведения принадлежит автору, создавшему произведение.
Автор создает произведение, по-своему интерпретируя то, что рассматривает в качестве объекта своего интереса, т.е. свой опыт понимания истории, жизни людей, поиска нравственного идеала и т.д. (схема 1)


Слайд 9Ученик-читатель-интерпретатор, т.е. критик-литературовед является участником рассуждения, воспроизводящим замысел автора-создателя, т.е.
как читатель

понимает замысел автора художественного произведения;
как интерпретатор воспроизводит замысел автора и доносит его другим читателям.
В написании сочинения в жанре литературно-критическая статья это выражается в том, что ученик как бы повторяет процесс создания произведения, которое (условно) является «собственностью» автора (А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Л.Н.Толстого и т.д.).
Но процесс чтения-исследования учеником идет условно в обратном направлении - от текста к замыслу (схема 2).

Слайд 11В рассуждении (эссе, рецензии, очерке, аннотации) на литературно-публицистическую тему объектом рассуждения

является не только художественное произведение, но и способы познания человеком объективного мира, себя как части мира, отраженного в художественном тексте (схема 3)
Как это проявляется?
Ученик-читатель-критик выступает в сотворчестве с автором художественного произведения, при этом он предлагает его новое понимание, т.е. текст.
Ученик - литературовед предстает в качестве беспристрастного судьи, предлагая анализ произведения, основанный не только на интерпретации, вызванной субъективным мнением, но и подтвержденный объективным объяснением. Интерпретация художественного произведения основывается на формулировании и реализации учеником вопросов «Что и как сказано автором художественного произведения?»


Слайд 12Интерпретация художественного текста производится через его объяснение учеником и основывается на

вопросах по типу:
Почему это так сказано автором художественного произведения?
Почему я думаю так?
Как я понял замысел автора?
К каким выводам я пришел, основываясь на выявленных в тексте идее автора, проблематике текста, поступках героя, названия произведения, реплик героев, описания, повествования, рассуждения, данных автором? и т.д.»

Слайд 14Совокупность некоторых принципов и методов интерпретации художественного текста позволит ученику-исследователю в

ходе работы над сочинением осуществить наиболее полное и глубокое его понимание. Выделим возможные варианты анализа, который может лежать в основе сочинения на литературную тему:
1. Историко-культурный анализ, базирующийся на знании исторической ситуации, ее отражение на судьбе автора, цели и намерения автора при написании книги,
2. Контекстуальный анализ, осуществляющийся изолированно от общего контекста.
3. Лексико-синтаксический анализ, выявляющий значения отдельных слов (лексикология) и способов их комбинации (синтаксис) для более точного выявления намерений автора.

Слайд 15В зависимости от целей и задач автор сочинения в жанре эссе

(рецензии, очерка) может выбрать свой путь интерпретации художественного текста:
«интерпретация перевода» - истолкование «темных», т.е. непонятных мест литературного произведения (интерпретатор-исследователь как бы переводит с непонятного языка на знакомый язык; комментарии);
«аппликация» - интерпретатор предлагает свое прочтение, т.е. на основе данного художественного текста он может создавать свое произведение, что расширяет смысловой диапазон произведения-источника (т.е. производит свое произведение «по мотивам» произведения-источника).
«Интерпретация перевода» и «аппликация» представляют собой профессиональный уровень истолкования художественного текста, поскольку основываются на его анализе.

Слайд 16Тип речи текста на литературно-публицистическую тему, как и в сочинении на

литературную тему, - рассуждение. Но объект рассуждения (то, О ЧЕМ рассуждает автор сочинения) находится как в области субъективного (например, МОЕ личное время, МОЙ дом, МОЯ семья, книга, которую Я читаю), так и в области общезначимого, общечеловеческого, вневременного, например, мое и наше ВРЕМЯ, мой и наш ДОМ, ЛЮБОВЬ как вечная ценность, ПУТЬ мой и человечества, мой и наш ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ и др.
При этом автор сочинения как субъект рассуждения должен проявить свои способности самостоятельно думать, чувствовать, желать, т.е. представить свое, а не только автора художественного текста!!!! субъективное отражение объективного мира поступков, явлений, событий и т.д.

Слайд 17В сочинении на свободную (публицистическую) тему происходит формирование и представление опыта

субъекта, который стремится стать личностью.
В этой связи данный вид творческой работы – это:
рассуждение о самом себе,
способ (путь) познания самого себя, своего внутреннего мира, своего поведения;
путь познания других;
путь познания социальной жизни и социальных отношений;
один из эффективных способов самовоспитания пишущего.

Слайд 18Это значит, что ученику предстоит составить текст, в котором он должен

ОБЯЗАТЕЛЬНО проявить не только свою жизненную, но и личностную ПОЗИЦИЮ через осмысление проблемы рассуждения, которая связана с текстом художественного произведения.
 Жизненная позиция - это совокупность основных представлений о себе и окружающих, которые призваны оправдать решения и поведение человека.
 Жизненная позиция - это базовая установка, из которой человек проявляет себя и взаимодействует с миром. 
Личностная позиция - это выражение права сделать выбор как результат решения человека о себе и своей жизни. И этот выбор должен соотноситься с нравственной нормой.

Слайд 19В этом смысле личностная позиция автора сочинения - это представление

и осмысление СВОЕГО видения объекта рассуждения (ДОМ, ПУТЬ, ВРЕМЯ, ЛЮБОВЬ…), осмысление себя и своей жизненной позиции в связи с выявленной проблемой для рассуждения (предмет рассуждения) и предложение СВОЕГО решения общезначимой проблемной задачи.
При этом важно помнить, что выражение личностной позиции является процессом, направленным действием поиска смыслов на основе САМОСТОЯТЕЛЬНО выбранных доказательств и не является ФОРМАЛЬНЫМ актом использования конструкций по типу «я думаю», «мне кажется», «я рыдаю над…»

Слайд 20Проиллюстрируем этот момент:
Выражение личностной позиции ученика в творческой работе формата итоговое

сочинение, например, на тему «Времена не выбирают…» происходит через поэтапное решение учащимся сформулированных им самим проблемных вопросов:
В чем я вижу особенность времени, в котором мы «живем и умираем»?
Наше время надежд или разочарований?
Дает ли наше время человеку шанс проявить себя?
Можно ли наше время назвать «временем для человека»?
Стоит ли наше время осуждать?
Можно ли наше время оправдать?
Можно ли наше время оценить?

Слайд 21Сформулированные вопросы направляют ученика к необходимости в ходе рассуждения сначала установить

(заявить) свою позицию в виде тезиса, т.е. выразить свое Я: «молчаливого свидетеля» // «включенного наблюдателя»// «человека активного действия». В этой связи содержание вопросов соответствует формуле:
Что я принимаю// не принимаю…?
Что мне понятно// не понятно…?
С чем согласен// не согласен…?
А содержание тезисов, соответственно, представляет ответы на эти вопросы.
В любом случае ученик имеет право на выражение своей позиции, какой бы внезапно откровенной она ни была!

Слайд 22Через выбор иллюстраций к аргументу по проблеме рассуждения (эпизоды художественных текстов

большого объема, художественные, публицистические произведения малой формы, например очерки С. Алексеевич, сказки Л.Петрушевской, «Письма о добром и прекрасном» Д.С.Лихачева и т.д.) (культура личности, зрелость личности)
В любом случае ученик имеет право на выбор иллюстрации к аргументу, какой бы внезапно откровенной и спорной она ни была!

Слайд 23В кульминационной части своего рассуждения (выводе) сделать выбор своей позиции (установить

позицию Я-личность): «включенного наблюдателя» // «человека активного действия».
Содержание вопросов соответствует формуле:
Какая позиция мне ближе: включенного наблюдателя или человека активного действия?
На мой взгляд, мудрость жизни заключается в словах Л.Н.Толстого «Успокоение есть духовная подлость»
Я делаю вывод о необходимости следовать нравственным нормам жизни. Соответствует ли мой выбор этим нормам? («Не убий!» «Не укради!» «Возлюби ближнего, как самого себя!»...)


Слайд 24Как и зачем формулировать проблемные вопросы?
Составляя рассуждение, связанное с решением проблемной

задачи, учащийся может:
решить проблему, заданную в формулировке темы для сочинения при помощи проблемного вопроса, например: «Сколько человеку земли нужно?»; «Отчего люди не летают?»; «Путь к себе – это путь к миру?», «Можно ли наш мир сделать добрее?» и др.

Слайд 25Другой вариант: можно сформулировать проблемный вопрос (вопросы) и адаптировать (приспособить) к

рассуждению предложенный в задании тезис.
Предложенный тезис «Если все люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать то же самое. Ведь это так просто…» (Л.Н.Толстой) в адаптированном виде может звучать так: Честным людям нужно объединить усилия (навалиться «всем миром»), чтобы противостоять силе порочных людей.

Слайд 26Возможные проблемные вопросы, составляющие предмет рассуждения, могут быть такими:
Что нужно сделать

честным людям, чтобы суметь противостоять силе порочной? = тезису «Честным людям нужно сделать многое, чтобы противостоять силе порочной, например, объединиться…»
Можно ли противостоять порочной силе всем миром? = тезису «Порочной силе можно противостоять всем миром».
Стоит ли противостоять порочной силе силой? = тезису «Порочной силе можно и нужно противостоять силой добра» и т.д.

Слайд 27Проблемные вопросы и тезисы, построенные на их основе, могут стать основой

плана работы и помогут автору сочинения выстроить логику рассуждения. Парадигма проблемных вопросов (5-7) обеспечит его содержательность и глубину.
Личностная позиция пишущего в этом случае может быть выражена в выдвижении им «смелого» тезиса, который должен вызвать у виртуального оппонента интерес, а затем и желание задуматься над общезначимым волпросом и поразмышлять в свою очередь.
При этом ведущим мотивом рассуждения должно быть желание пишущего не только рассказать о чем-то важном и интересном, но убедить возможного оппонента в том, что предмет его рассуждения ДЕЙСТВИТЕЛЬНО важен и интересен.
О наличии в сочинении личностной позиции мы сможем говорить в том случае, если в работе будет содержаться отклик («ОТЗЫВ СЕРДЦА») автора рассуждения на поставленную//выявленную проблему, будет выражена потребность завязать диалог с современниками. (Например, о времени, которое должен попытаться осмыслить КАЖДЫЙ, чтобы не быть потерянным в этом времени. А ведь все хотят найти свое место в жизни. О Доме, в котором все будут счастливы. Многим хочется иметь счастливую семью, дом, в котором царит любовь и взаимопонимание. О Любви, которая может сделать человека крылатым. Кто из нас не желал бы этого? и др.)

Слайд 28Сделаем вывод: если итоговое сочинение 2016 - вид творческой работы ученика

на публицистическую тему, то может включать:
личностное восприятие, оценку события, явления, предмета (т.е. объекта рассуждения),
осмысление проблемной задачи (в виде вопроса, тезиса, вывода)
формулирование своего предложения для разрешения общезначимой проблемной задачи на основе убедительной аргументации (иллюстрированных доказательств, привлеченных из разного рода источников (худож., публиц., историко-документальной литературы, а также других авторитетных, экспертированных текстов) (схема 4,5).

Слайд 31Какой может быть структура рассуждения

1.«Собственно рассуждение»
собственно рассуждение, для него характерно

установление субъектом рассуждения (автором сочинения) причинно-следственных связей между предметом рассуждения (проблемной задачей) и объектом рассуждения (ВРЕМЯ, ПУТЬ, ЛЮБОВЬ, ДОМ, ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ).
Оно происходит через формулирование вопросов по схеме: «почему? (причина) - для чего? (цель)». Рассуждение проявляется в умении автора сочинения формулировать выводы по схеме «почему? - поэтому (следствие)» (схема 6).

Слайд 33Для вывода характерна однозначность, т.е. отсутствие открытого финала композиции рассуждения (схема

6). В отличие от размышления, оно решает конкретные задачи, где уже понятна цель и определены данные.
Обратим внимание на формулировку темы для рассуждения «Большое видится на расстоянье» (А.С.Есенин). Вероятнее всего, всем ходом рассуждения автором сочинения будет доказано следующее: поистине великие события, поступки, судьбы могут быть оценены, осуждены, оправданы только через большой исторический промежуток времени.

Слайд 342.Структура рассуждения - «размышление»
размышление: установление автором сочинения причинно-следственных связей через погружение

в ситуацию осмысления. Например, ВРЕМЕНИ, ПУТИ, ЛЮБВИ, ДОМА и т.д.
В процессе размышления автор сочинения углубляется мыслью в предмет своего рассуждения, т.е. представляет целый спектр вопросов и предлагает возможные варианты разрешения этих вопросов).
Формулирование вопросов происходит по той же схеме, что и в собственно рассуждении. Но размышление менее категорично, возможно несколько выводов по типу: Может быть так… А может быть иначе… (схема 7)
Размышление - развернутое мышление. Ученик выполняет исследование ситуации, связанной с выявлением своей жизненной и личностной позиций, взвешивает все ЗА и ПРОТИВ, приводит доказательства своей позиции, основываясь на смысловой анализ текстов различных источников.
Размышление - широкое мышление, где ставится под сомнение все или почти все. Свернутое и мгновенное размышление (осмысление) чаще называют интуицией, схватыванием, видением сути.

Слайд 35Размышление
Схема 7
Обратим внимание на формулировку темы для размышления «В жизни всегда

есть место подвигу?» (М.Горький. «Старуха Изергиль»). Первым ответом на этот вопрос, вероятнее всего, будет «не знаю, наверное…» Поэтому всем ходом рассуждения автор сочинения попытается найти свой ответ на вопрос, а может, быть этих ответов будет множество…


1




Слайд 363. Структура рассуждения - «восприятие»
восприятие: чувственное отражение автором сочинения, например, счастливой//несчастной

ЛЮБВИ, возможного//невозможного СЧАСТЬЯ и эмоциональное решение проблемной задачи.
Выяснение того, что любовь – это «солнечный удар», принятие и усвоение предмета восприятия (я думаю, что это действительно так) и формирование этого образа в словесной форме. Формулировка для рассуждения-восприятия может быть представлена так: «Может ли быть любовь крылатой?»
Эмоциональное восприятие «крылатой любви» может быть выражено так: «На такую тему НЕЛЬЗЯ рассуждать, не выпрямив спину, без чувства, без вдохновения, без страстного желания любить и быть любимым!»


Слайд 37Восприятие осуществляется через формулирование вопросов по типу:
Каков предмет моего восприятия (ЛЮБОВЬ

– крылатая, бездонная, как «солнечный удар», «одна на тысячу», «поединок роковой»…) в контексте проблемы рассуждения «Может ли быть любовь крылатой?»
Какие чувства пробуждаются во мне, когда я рассуждаю о крылатой ЛЮБВИ, о испепеляющей НЕНАВИСТИ?
Каким я воспринимаю автора, героя произведений, которых я использую в качестве аргументации (иллюстрации к аргументу) в связи с исследуемой проблемой («МОЖЕТ ли быть любовь крылатой?»?
Хочу // не хочу ли я ЛЮБВИ, у которой есть крылья? (схема 8)


Слайд 394.Структура рассуждения - отклик, отзыв отклик, отзыв: в основе - выражение

отношения автора сочинения к тому, о чем рассуждает (ВРЕМЯ, ДОМ, ПУТЬ, ЛЮБОВЬ, КНИГА), в соответствии с поставленным вопросом.
Установление причинно-следственных связей происходит по схеме:
Почему я хочу поделиться своим мнением с другими о том, что меня потрясло?
Чего я жду от себя?
На что надеюсь в связи с тем, что открыл для себя? (схема 9)


Слайд 40Отклик

и

Отзыв схема 9

Обратим внимание на формулировку темы для рассуждения «В жизни всегда есть место подвигу!» (М.Горький. «Старуха Изергиль»). Вероятнее всего, всем ходом рассуждения автором сочинения не только будет доказано, что в нашей жизни, как и во все времена, есть место подвигу. При этом кульминацией рассуждения, возможно, станет вывод о том, что такие подвиги ДОЛЖНЫ БЫТЬ в судьбе каждого из нас. Откликом автора станет призыв к жизни активной, честной, деятельной – жизни человека с неравнодушным сердцем.


Слайд 41 Соответствие модели тематического направления концепта «Время» и проблемы рассуждения

схема 10

Слайд 42Тематическое направление «ПУТЬ» схема 11



Слайд 43

Проблемная задача рассуждения в соответствии с тематическим

направлением «Путь» схема 12

Слайд 44

Модель тематического направления «Дом» схема 13


Слайд 45

Проблемная задача рассуждения в соответствии с тематическим направлением «Дом»

схема 14

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика