Социальные и философские истоки бунта Раскольникова в романе Ф.М.Достоевского Преступление и наказание презентация

Содержание

МОЗГОВОЙ ШТУРМ Проанализируйте сцену исповеди Мармеладова. Каким человеком вам представляется Мармеладов и какие чувства он у вас вызывает? Согласны ли вы с его словами: «Бедность не порок. Но нищета, милостивый государь,

Слайд 1Социальные и философские истоки бунта Раскольникова в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»


Слайд 2МОЗГОВОЙ ШТУРМ
Проанализируйте сцену исповеди Мармеладова. Каким человеком вам представляется Мармеладов и

какие чувства он у вас вызывает?
Согласны ли вы с его словами: «Бедность не порок. Но нищета, милостивый государь, нищета – порок-с»?
Как этот эпизод связан с решимостью Раскольникова пойти на преступление?

Слайд 3Прошлое Родиона Раскольникова
родился и вырос в крохотном городишке;
отец и

младший брат умерли;
есть мать и сестра;
в Петербурге — три года, учился на юридическом факультете университета;
хотел жениться на дочери хозяйки из сострадания к увечной девушке, но не успел, девушка умерла;
нуждаясь сам, поддерживал товарища-студента, больного чахоткой;
после его смерти содержал его отца и похоронил его на свои деньги;
спас детей на пожаре.

Слайд 4Как созревала в Раскольникове идея преступления?
Ваши гипотезы?
Услышал от других.
Просто пришла в

голову.
Прочитал в книге какой-то.


Слайд 5Время, отведенное событиям романа
Полгода до убийства - статья Раскольникова

о праве «сильного» преступать закон.
За три месяца до убийства - Раскольников слышит разговор студента с офицером о старухе-ростовщице и о «праве» на убийство.
Через две недели у Раскольникова созревает решение: убить старуху.
Действие романа протекает в течение 2 недель.
Через полтора года после преступления Раскольников оказывается на каторге.

Слайд 6блуждания по городу
поиск аргументов pro и contra
духовные блуждания

лучшее убежище одиночки –


многотысячная анонимность толпы

Р
Р
Р


Слайд 9Эпизод 1. Первое посещение старухи-процентщицы (гл. 6)

Месяца полтора назад он вспомнил про адрес; у него были две вещи, годные к закладу: старые отцовские серебряные часы и маленькое золотое колечко с тремя какими-то красными камешками, подаренное ему при прощании сестрой, на память. Он решил отнести колечко; разыскав старуху, с первого же взгляда, ещё ничего не зная о ней особенного, почувствовал к ней непреодолимое отвращение, взял у неё два «билетика» и по дороге зашёл в один плохонький трактиришко. Он спросил чаю, сел и крепко задумался. Странная мысль наклёвывалась в его голове, как из яйца цыплёнок, и очень, очень занимала его.

Слайд 10Эпизод 1. Первое посещение старухи-процентщицы (гл. 6)

Месяца полтора назад он вспомнил про адрес; у него были две вещи, годные к закладу: старые отцовские серебряные часы и маленькое золотое колечко с тремя какими-то красными камешками, подаренное ему при прощании сестрой, на память. Он решил отнести колечко; разыскав старуху, с первого же взгляда, ещё ничего не зная о ней особенного, почувствовал к ней непреодолимое отвращение, взял у неё два «билетика» и по дороге зашёл в один плохонький трактиришко. Он спросил чаю, сел и крепко задумался. Странная мысль наклёвывалась в его голове, как из яйца цыплёнок, и очень, очень занимала его.

Слайд 12Эпизод 2. Подслушанный разговор (гл. 6)
Вдруг он

услышал, что студент говорит офицеру про процентщицу… Раскольников был в чрезвычайном волнении. Конечно, всё это были самые обыкновенные и самые частые, не раз уже слышанные им, в других формах и на другие темы, молодые разговоры и мысли. Но почему именно теперь пришлось ему выслушать именно такой разговор и такие мысли, когда в собственной голове его зародились … такие же точно мысли? И почему именно сейчас, как только он вынес зародыш своей мысли от старухи, как раз и попадает он на разговор о старухе?.. Странным всегда ему казалось это совпадение. Этот ничтожный трактирный разговор имел чрезвычайное на него влияние при дальнейшем развитии дела: как будто действительно было тут какое-то предопределение, указание…

Слайд 13Эпизод 2. Подслушанный разговор (гл. 6)
Вдруг он

услышал, что студент говорит офицеру про процентщицу… Раскольников был в чрезвычайном волнении. Конечно, всё это были самые обыкновенные и самые частые, не раз уже слышанные им, в других формах и на другие темы, молодые разговоры и мысли. Но почему именно теперь пришлось ему выслушать именно такой разговор и такие мысли, когда в собственной голове его зародились … такие же точно мысли? И почему именно сейчас, как только он вынес зародыш своей мысли от старухи, как раз и попадает он на разговор о старухе?.. Странным всегда ему казалось это совпадение. Этот ничтожный трактирный разговор имел чрезвычайное на него влияние при дальнейшем развитии дела: как будто действительно было тут какое-то предопределение, указание…

Слайд 17Родион Раскольников
САМ
Мать
Другие
Соня
Дуня
Город
Мармеладов
ПОРФИРИЙ

ПЕТРОВИЧ





«Я себя убил, а не старушонку!..»

САМ

Старуха

Мать

Маляр

Лизавета

Нерожд. жизнь















Слайд 18
РАСКОЛЬНИКОВ

И ЕГО ИДЕЯ


Слайд 22ТЕОРИЯ РАСКОЛЬНИКОВА
1. Деление людей на “высших” и “низших”, “обыкновенных” и “необыкновенных”

.
2. Все великие – преступники.
3. Необыкновенные имеют право на “кровь по совести” ради “нового слова”
4. 1 меньше 100


Слайд 23 КТО ГОВОРИТ?
“Необыкновенный” человек имеет право разрешить своей

совести перешагнуть через иные препятствия…, если исполнение его идеи (иногда спасительной, может быть, для всего человечества) того потребует!”
“...люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низших (обыкновенных), то есть, так сказать на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово!»
« Но если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по -моему, дать себе разрешение переступить через кровь!”
“Да ведь тут арифметика!” (Одна смерть и сто жизней взамен).

Слайд 24РОДИОН РАСКОЛЬНИКОВ


Слайд 25«Да ведь тут арифметика!» (За одну жизнь

– тысяча жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен).

Сколько жизней унесла эта теория?


Слайд 26
КТО СКАЗАЛ?

«Что такое закон?

Выражение воли господствующих классов.

Пусть погибнут еще

тысячи,

но страна будет спасена».



Слайд 27ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ ЛЕНИН


Слайд 28«Отсталые массы не проймешь теорией, им нужен опыт».
«Что такое закон? Выражение

воли господствующих классов».

Сколько жизней унесла эта теория?

21-25 миллионов человек


Слайд 29КТО СКАЗАЛ?
«...произвести массовые обыски и аресты белогвардейцев … согласиться с тем,

чтобы ОГПУ предоставило право вынесения внесудебных приговоров вплоть до расстрела соответствующим полномочным представителям …»
“Государство есть машина в руках господствующего класса для подавления сопротивления своих классовых противников.  И мы будем уничтожать каждого такого врага, мы будем уничтожать весь его род, его семью”. . .


Слайд 30ИОСИФ ВИССАРИОНОВИЧ СТАЛИН


Слайд 31«Поэтому каждый, кто пытается разрушить это единство…, кто стремится к отделению

от него отдельной части…, он враг, заклятый враг государства… И мы будем уничтожать каждого такого врага…, мы будем уничтожать весь его род, его семью».

Сколько жизней унесла эта теория?

32 миллиона человек


Слайд 32КТО СКАЗАЛ?
“Завоевать душу народа можно
только, если одновременно с борьбой
за

собственные положительные цели
повести борьбу за уничтожение тех,
кто является противниками наших целей.

...война с Россией будет «войной идеологий», целью которой явится уничтожение «низших рас».

Слайд 33АДОЛЬФ ГИТЛЕР


Слайд 34«Завоевать душу народа можно только, если одновременно с борьбой за собственные

положительные цели повести борьбу за уничтожение тех, кто является противниками наших целей».

Сколько жизней унесла эта теория?

30-46 миллионов человек


Слайд 35Рефлексия
Каковы социальные и философские истоки преступления Раскольникова?
В чём сомневается Раскольников,

идя на преступление? Для чего ему нужна проба?
Когда у Раскольникова возникли сомнения в верности его теории?
С какой целью писатель вводит в роман сон Раскольникова перед преступлением?
Если преступление – это попытка доказать что-то себе, тот каков смысл преступления Раскольникова?
Как сразу же в момент убийства развенчивается гуманная сущность теории Раскольникова?

Слайд 36Домашнее задание
Сочинение-миниатюра: «Можно ли иногда нарушать нравственные правила для достижения общего

счастья?».
Двойники Раскольникова:
Образ Лужина (Ч.2,гл.5, ч.4,гл.2, Ч.5 гл.1, гл.3)
Образ Свидригайлова (Ч.4 гл.1, ч.6,гл.1,3,4,5,6,)
Образ Лебезятникова (Ч.5 гл.1)


Слайд 37Благодарю за работу на уроке!
"На улице жара стояла страшная, К тому же

духота и толкотня", Леса, кирпич, дома, извёсткой крашенные, В трактирах - вонь и пьяная возня... Жестокий город - призрак, наваждение, Преследуя людей, как адский бред, Рождает в них кошмарные видения; В нём жалости к несчастным людям нет. Каморка-гроб оклеена "обоями, Имеющими самый жалкий вид", Три старых стула, пыль, окно-пробоина, И столик с книгами в углу стоит. Часами на софе, в лохмотьях ситцевых, Укрывшись ветхим стареньким пальто, В плену иллюзий, снов, идей неистовых, Раскольников в бреду решает: Кто? Кто он? Ничтожество и "тварь дрожащая", Убийца-гений, как Наполеон? Безумец не поймёт, где настоящее, А где болезненный ужасный сон. Оправдывая силу, преступление Во имя высшей цели, он не знал, Что совесть - наказание, мучение, Любить, прощать - вот высший идеал. Поборник гуманизма, справедливости, Великий Достоевский утверждал: Страдание без Божьей милости - Любого преступления финал. Идеи Ницше преданы фашистами, Теория убийства не нова, Писатель прав: пути к познанью истины Всегда приводят к торжеству Добра.

Эльмира Алиева


Слайд 38

Овсянникова Г.П., лицей № 410 г. Пушкин


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика