Слайд 2Цель данной работы: проанализировать народные сказки о
животных; выявить основные черты характера
героев сказок о животных; составить их классификацию.
Слайд 3Один из древнейших видов сказок – сказки о животных. Мир животных
в сказках воспринимается как иносказательное изображение человеческого. Животные олицетворяют реальных носителей человеческих пороков в быту (жадность, глупость, трусость, хвастовство, плутовство, жестокость, лесть, лицемерие и т. п.).
Слайд 4В сказках о животных сохранились следы того периода примитивного ведения хозяйства,
когда человек мог только присваивать продукты природы, но еще не научился их воспроизводить. Основным источником жизни людей в то время была охота, а хитрость, умение обмануть зверя играло важную роль в борьбе за выживание.
Слайд 5
Поэтому заметным приемом животного эпоса является обман в его разных видах:
коварный совет, неожиданный испуг, изменение голоса и другие притворства. С опытом древних охотников связана постоянно упоминаемая загонная яма. Умеющий перехитрить, обмануть — побеждает и получает выгоду для себя. Русская сказка закрепила это качество за одним из своих центральных персонажей—лисой.
Слайд 6В сказках часто фигурируют представители дикой фауны. Это обитатели лесов, полей,
степей: лиса, медведь, волк, дикий кабан, заяц, еж, лягушка, мышь. Разнообразно представлены птицы: ворон, воробей, цапля, журавль, дятел, тетерев, сова. Встречаются насекомые: муха, комар,пчела, муравей, паук; реже — рыбы: щука, окунь.
Слайд 8
Лиса – хитрая обманщица, рыжая краса, бессовестная. Обманывает мужика, прикинувшись мёртвой
("Лиса крадёт рыбу из саней"); обманывает волка ("Лиса и волк"); обманывает петуха ("Кот, петух и лиса"); выгоняет зайца из лубяной избы ("Лиса и заяц"); меняет гусочку на овечку, овечку на бычка, крадёт мёд ("Медведь и лиса"). Во всех сказках она льстивая, мстительная, хитрая, расчётливая.
Слайд 9
Волк – хищник, волк-волчище, серый хвостище; нет такой беды, куда бы
он не угодил, его легко обмануть. Он глуп, что и выражается в отношении народа к нему, пожирает козлят ("Волк и коза"), собирается разорвать овцу ("Овца, лиса и волк"), откармливает голодную собаку, чтобы её съесть, остаётся без хвоста ("Лиса и волк").
Слайд 10
Медведь – дедушка, косолапый. Он олицетворяет грубую силу, обладает властью над
другими животными. В сказках его нередко называют "всем пригнётыш". Медведь также глуп. Уговариваясь с крестьянином собрать урожай, он каждый раз остаётся ни с чем ("Мужик и медведь").
Слайд 11Заяц, лягушка, мышь, дрозд выступают в сказках в роли слабых. Они
выполняют подсобную роль, нередко находятся в услужении у "крупных" животных. Только кот и петух выступают в роли положительных героев. Они помогают обиженным, верны дружбе.
Слайд 12Сказки соединяют в образах животных человеческое и звериное с помощью юмора,
веселья. Как бы играя словом, забавляясь, сказочники наблюдательно и метко воссоздавали черты реальных обитателей родной фауны.
Слайд 13Анализируя русские народные сказки о животных, можно сделать следующие выводы:
за свою
многовековую историю народом было создано большое количество сказок о животных;
каждое животное, как герой сказки, наделено своими отличительными чертами характера, переходящими из сказки в сказку;
эти черты так укрепились за животными, что стали постоянными эпитетами, характеризующими животных, вошли в состав постоянных сравнений, выступают именами нарицательными в образной речи человека;
воплощенные в животных признаки характеризуют человека, то есть, читая русские народные сказки о животных, мы под каждым из них подразумеваем людей с определенным складом натуры, то есть это сказки – иносказания.
сказки о животных любят не только дети, но и взрослые.
Слайд 14Как лиса шила волку шубу
Идет волк по лесу. Видит, дятел долбит
дерево; он ему и говорит: "Вот ты, дятел, все долбишь и долбишь, работаешь, работаешь, а хатки за свой век построить не можешь!" А дятел волку и говорит: "А ты, волк, все режешь и режешь скот, а кожуха за свой век не сошьешь!" Подумал волк, что дятел правильно ему говорит. Приходит волк к лисе и говорит ей: "Лиса, сшей мне шубу. А я тебе принесу овечек!"
Согласилась лиса.
Слайд 15Вот волк приносит лисе овец: одну, другую, третью, а шубы все
нет. А лиса мясо съест, а шерсть на базаре продаст. Вот, наконец, волк и спрашивает: "Когда же, лиса, шуба готова будет?" А лиса говорит: "Сегодня к вечеру шуба готова будет, надо только на обводы шерсти. Пойди к людскому огороду, там лошадь стоит. Ты зарежь ее и принеси хвост и гриву на обводы!"
Пошел волк и видит лошадь . Подкрался к ней сзади и только хотел вцепиться в нее зубами, как она ударила волка копытами - и убила насмерть...
И сейчас по снегу волка косточки блестят.
Слайд 17ВОПРОСЫ ДЛЯ АНАЛИЗА СКАЗКИ.
1. Назовите героев сказки.
2. Какое отношение вызывает Лиса?
3.
Опишите Лису. Как она себя ведёт? Как называется такое описание? (Антропоморфизм –очеловечивание)
4. Определите конфликт этой сказки.
5. Каким выступает в сказке Волк? Опишите его.
6. Какова композиция сказки? Из скольких эпизодов она состоит? На каком приёме построена композиция?
7. Встречаются ли в сказке сказочные формулы, утроения, песенки, диалоги? Какие малые фольклорные формы встречаются? Приведите примеры.
Слайд 18ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
С помощью иллюстраций составьте композиционный план сказки.