Слайд 1«Цвет – это пламя, струящееся от каждого
отдельного тела и состоящее из
частиц,
соразмерных способности нашего зрения ощущать»
Платон
Слайд 2Символика цвета (жёлтый и серый) в произведении Ф.М. Достоевского «Преступление и
наказание» с точки зрения психологического аспекта
Слайд 3Цель: выявление роли жёлтого и серого цветов в произведении (авторская интерпретация)
и их обоснование с точки зрения психологии (психологический аспект).
Задачи:
1. На основе анализа дополнительной литературы рассмотреть историю создания романа «Преступление и наказание», проанализировать его жанровую принадлежность.
2. Выполнить текстовый анализ произведения, выявить в нём цветовые символы (жёлтый, серый) и раскрыть их роль с точки зрения авторской интерпретации.
3. Рассмотреть данные цветовые значения в психологии (теоретический аспект). Выявить восприятие жёлтого и серого цветов учащимися и педагогами МБОУ «Лицей № 136» (практический аспект).
4. Сопоставить цветообозначения: авторская интерпретация, трактовка в психологии, понимание конкретными людьми. Обосновать использование данных цветов Ф.М. Достоевским в романе «Преступление и наказание» с точки зрения психологического аспекта (теория/практика).
Слайд 4Актуальность темы:
исследование особенностей восприятия цвета авторами художественных произведений;
интерес к изучению творчества
Ф.М. Достоевского;
- отсутствие научных работ, посвящённых сопоставительной интерпретации авторского восприятия цвета с психологическим.
Слайд 5Авторская трактовка цвета
Психологическая трактовка цвета
Слайд 6М. Бахтин: «Преступление и наказание» - философско-психологический роман.
Слайд 7Цветовые символы в романе
Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Красный:
Порфирий – по-гречески
«багряный», Родион – по-гречески «розовый»
В именах героев:
Сцена убийства Раскольниковым старухи
«Кровь хлынула, как из опрокинутого стакана…»
«Крови между тем натекла уже целая лужа…»
«…стояла значительная укладка, побольше аршина в длину, с выпуклою крышей, обитая красным сафьяном…»
«Сверху, под белою простыней, лежала заячья шубка, крытая красным гарнитуром…»
«Прежде всего он принялся было вытирать об красный гарнитур свои запачканные в крови руки. «Красное, ну а на красном кровь неприметнее», – рассудилось было ему…»
Слайд 8Первый сон Раскольникова
«…из кабака выходят с криками, с песнями, с балалайками
пьяные-препьяные большие такие мужики в красных и синих рубашках…»
«Садись, все садись! – кричит один, еще молодой, с толстою такою шеей и с мясистым, красным, как морковь, лицом, – всех довезу, садись!»
«Несколько парней, тоже красных и пьяных, схватывают что попало…»
«…с ломом в руках и с налитыми кровью глазами…»
«С криком пробивается он сквозь толпу к савраске, обхватывает ее мертвую, окровавленную морду и целует ее, целует ее в глаза, в губы…»
Слайд 9Зелёный:
«Среди кладбища каменная церковь, с зеленым куполом, в которую он раза
два в год ходил с отцом и с матерью к обедне…»
«Он посмотрел: пожилая купчиха, в головке и козловых башмаках, и с нею девушка, в шляпке и с зеленым зонтиком, вероятно дочь…»
«Ни словечка при этом не вымолвила, хоть бы взглянула, а взяла только наш большой драдедамовый зеленый платок (общий такой у нас платок есть, драдедамовый), накрыла им совсем голову и лицо и легла на кровать лицом к стенке, только плечики да тело все вздрагивают…»
Слайд 10Голубой и синий:
«…простой тесовый стол, покрытый синенькой скатертью…»
«Это было худенькое, совсем худенькое
и бледное личико, довольно неправильное, какое-то востренькое, с востреньким маленьким носом и подбородком. Ее даже нельзя было назвать и хорошенькою, но зато голубые глаза ее были такие ясные, и, когда оживлялись они, выражение лица ее становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней»
«Лет пятидесяти…Волосы его, очень еще густые, были совсем белокурые и чуть-чуть разве с проседью, а широкая, густая борода, спускавшаяся лопатой, была еще светлее головных волос. Глаза его были голубые и смотрели холодно, пристально и вдумчиво; губы алые»
Слайд 11Символика жёлтого и серого цветов в романе
«Преступление и наказание»
Жёлтый цвет:
жёлтая
мебель
картинки в жёлтых рамочках в комнате у старухи-процентщицы
жёлтое от пьянства лицо Мармеладова
каморка Раскольникова с жёлтенькими пыльными обоями
Слайд 12Жёлтый цвет в описании интерьеров
Описание комнаты старухи-процентщицы: «Небольшая комната, в которую
прошёл молодой человек, с жёлтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах, была в эту минуту ярко освещена заходящим солнцем… Мебель, вся очень старая и из жёлтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянной спинкой, круглого стола овальной формы перед диваном, туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенкам да двух-трёх грошовых картинок в жёлтых рамках…».
Описание каморки Раскольникова: «…Это была крошечная клетушка … имевшая самый жалкий вид со своими жёлтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями…».
Описание комнаты Сони Мармеладовой: «Это была большая комната, но чрезвычайно низкая… Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам».
Слайд 13
Жёлтый цвет в описании героев
Образ Мармеладова: «Это был человек лет уже
за пятьдесят, среднего роста и полного сложения, с проседью и большой лысиной, с отёкшими от постоянного пьянства жёлтым ….лицом».
Образ старухи: «Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая… на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрёпанная и пожелтевшая меховая кацавейка».
Слайд 14«…ярко-жёлтые унылые домики на окраине Петербурга», «…жёлтое лицо самоубийцы-мещаночки», «…жёлтый билет
Сони», «…перстень Лужина с жёлтым камнем», «…два жёлтых кусочка сахара», «…огненное перо на шляпках уличной певицы и Сони», «…золотая медаль Катерины Ивановны», «…рыжая шляпа Раскольникова».
Слайд 15«Жёлтый – желчный»:
«Тяжёлая желчная улыбка змеилась по его губам. Наконец
ему стало душно в этой жёлтой каморке…»
«Проснулся он желчный…. и с ненавистью посмотрел на свою каморку. Это была крошечная клетушка, имевшая самый жалкий вид со своими жёлтенькими обоями».
Слайд 16Соловьёв С.М.: «…жёлтый цвет создает впечатление, что Петербург болен, и больны,
кто нравственно, кто физически, его жители…».
Символика жёлтого цвета в романе «Преступление и наказание»
Убогость, безысходность, нищета, болезненность героев и помещений – всего Петербурга.
Слайд 17серебряные вещи в квартире убитой старухи
серебряная папиросочница
серая одежда, купленная
Разумихиным
первый сон героя («…время серенькое…»)
сумрачный Петербург
Символика жёлтого и серого цветов в романе «Преступление и наказание»
Серый цвет:
Слайд 18- нищета, убогость, беспросветность рутинной жизни, болезнь, безысходность
Цветовые символы в
романе – жёлтый/серый:
- угнетённость, подавленность, болезненность
Слайд 19Символика жёлтого и серого цветов в психологии
Жёлтый цвет с точки зрения
психологического аспекта
Слайд 20Жёлтый цвет с точки зрения психологического аспекта
Г. Фрилинг: «Цвет создаёт веселость,
способствует общительности, освобождает от проблем».
Обухов Л.Я.: «Жёлтый цвет активен, но при этом способен вносить беспокойство, возбуждая человека, действуя нагло и назойливо».
Лоброзо Ц. (итальянский психолог, психиатр): «Жёлтый цвет предпочитают больные шизофренией».
Эдд Клессман (немецкий психотерапевт): «Жёлтый цвет олицетворяет увядание, грусть, отчаяние, болезнь и даже смерть».
М. Люшер: «Жёлтый цвет – символ активности».
Слайд 21Серый цвет с точки зрения психологического аспекта
Слайд 22Обухов Л.Я.: «Серый цвет состоит с одной стороны из бездвижного сопротивления,
с другой – из неподвижности».
Лоброзо Ц.: «Серый цвет – цвет замкнутости и нежелания активно проявлять себя».
Эдд Клессман: «Серый цвет – цвет нейтральности».
М. Люшер: «Промежуточный серый не является ни цветным, ни светлым, ни тёмным. Он спокоен, временами - скучен».
Г. Фрилинг: «Серый цвет бесстрастен, формален и полон достоинства».
Серый цвет с точки зрения психологического аспекта
Слайд 23Цветовые образно-ассоциативные ряды с положительной и отрицательной окраской (теоретический аспект психологии):
«+»
жёлтый: солнце – свет – тепло – жизнь – движение
«-» жёлтый: болезнь – увядание – грусть – отчаяние – безумие – смерть
«+» серый: скорость – прогресс – мудрость – благородство – зрелость
«-» серый: рутина – бедность – скука – печаль – уныние – безысходность – депрессия
Слайд 24Общие отрицательные ассоциации:
Грусть – печаль (слова-синонимы по словарю Абрамовой Н.)
– состояния переживания, душевной горечи;
Отчаяние – уныние (неточные синонимы, по словарю Абрамовой Н.) –состояния безнадёжности, ощущения безвыходности.
Слайд 25Жёлтый цвет в восприятии людей разного возраста
(учителя/учащиеся)
Слайд 26Серый цвет в восприятии людей разного возраста
(учителя/учащиеся)
Слайд 27Цветовые образно-ассоциативные ряды с положительной и отрицательной окраской (практический аспект психологии):
«+»
жёлтый: солнце – свет – радость – оптимизм – бодрость
«-» жёлтый: болезнь – скука – уныние – подавленность – безумие – смерть
«+» серый: власть – чин – свободолюбие – спокойствие – мудрость
«-» серый: нищета – тоска – безразличие – тусклость – безжизненность – безысходность
Слайд 28Общие ассоциации жёлтого и серого цветов (теоретический/практический аспекты)
жёлтый цвет «+»: солнце,
свет, жизненная активность
жёлтый цвет «-»: болезнь, безумие, смерть
серый цвет «+»: мудрость
- серый цвет «-»: бедность, нищета, рутинность, безысходность
Слайд 29Отрицательная символика жёлтого цвета
Авторская интерпретация: «жёлтый»/ «желчный» - убогость, безысходность, нищета;
болезненность, унылость, подавленность, угнетённость, психическая неустойчивость; духота, грязь, вонь.
Психологическая трактовка (теория): болезнь, увядание, грусть, отчаяние, безумие, смерть.
Психологическая трактовка (практика): болезнь – скука – уныние – подавленность – безумие – смерть.
Слайд 30Отрицательная символика серого цвета
Авторская интерпретация: безысходность, нищета, убогость, обыденность, скука, повседневная
рутина жизни.
Психологическая трактовка (теория): рутина – бедность – скука – печаль – уныние – безысходность - депрессия.
Психологическая трактовка (практика): нищета – тоска - безразличие – тусклость – безжизненность – безысходность.
Слайд 31Ф.М. Достоевский: «Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь
её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».