Серебряный век русской поэзии (Вячеслав Иванов) презентация

Содержание

Иванов Вячеслав Иванович Нищ и светел, прохожу я и пою, — Отдаю вам светлость щедрую мою.

Слайд 1Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10

г. Калининграда

Презентация «Серебряный век»
русской поэзии
(Вячеслав Иванов)
урок литературы, 11 класс

Автор: Медведев Алексей, 11 «А» класс
Руководитель: Соколова Н.Ю.,
учитель русского языка и литературы


Слайд 2Иванов Вячеслав Иванович
Нищ и светел, прохожу я и пою, — Отдаю вам

светлость щедрую мою. В. Иванов ...Учитель мудрый, светлый вождь... Г. Чулков


Слайд 3 Иванов Вячеслав Иванович 16 (28) февраля 1866 года – 16 июля 1949

года


Брызнул первый пурпур дикий, Словно в зелени живой Бог кивнул мне, смуглоликий, Змеекудрой головой. Взор обжег и разум вынул, Ночью света ослепил И с души-рабыни скинул Все, чем мир ее купил. И, в обличьи безусловном Обнажая бытие, Слил с отторгнутым и кровным Сердце смертное мое.


Слайд 4Биография
Дата рождения: 16(28) февраля 1866
Место рождения: Москва
Дата смерти: 1 января 1970
Место

смерти: Рим
Род деятельности: поэт, философ
Направление: Русский символизм
Язык произведений: русский

Слайд 5Родился в семье геодезиста. Окончив Первую Московскую гимназию, продолжил обучение сперва

на историко-филологическом факультете Московского университетаРодился в семье геодезиста. Окончив Первую Московскую гимназию, продолжил обучение сперва на историко-филологическом факультете Московского университета (1884-1886, два курса), затем в Берлинском университетеРодился в семье геодезиста. Окончив Первую Московскую гимназию, продолжил обучение сперва на историко-филологическом факультете Московского университета (1884-1886, два курса), затем в Берлинском университете (1886-1890), где, помимо филологии, много занимался историей, а также философией. На мировоззрение Иванова наибольшее влияние оказали НицшеРодился в семье геодезиста. Окончив Первую Московскую гимназию, продолжил обучение сперва на историко-филологическом факультете Московского университета (1884-1886, два курса), затем в Берлинском университете (1886-1890), где, помимо филологии, много занимался историей, а также философией. На мировоззрение Иванова наибольшее влияние оказали Ницше, Владимир СоловьёвРодился в семье геодезиста. Окончив Первую Московскую гимназию, продолжил обучение сперва на историко-филологическом факультете Московского университета (1884-1886, два курса), затем в Берлинском университете (1886-1890), где, помимо филологии, много занимался историей, а также философией. На мировоззрение Иванова наибольшее влияние оказали Ницше, Владимир Соловьёв, славянофилыРодился в семье геодезиста. Окончив Первую Московскую гимназию, продолжил обучение сперва на историко-филологическом факультете Московского университета (1884-1886, два курса), затем в Берлинском университете (1886-1890), где, помимо филологии, много занимался историей, а также философией. На мировоззрение Иванова наибольшее влияние оказали Ницше, Владимир Соловьёв, славянофилы, немецкие романтики (НовалисРодился в семье геодезиста. Окончив Первую Московскую гимназию, продолжил обучение сперва на историко-филологическом факультете Московского университета (1884-1886, два курса), затем в Берлинском университете (1886-1890), где, помимо филологии, много занимался историей, а также философией. На мировоззрение Иванова наибольшее влияние оказали Ницше, Владимир Соловьёв, славянофилы, немецкие романтики (Новалис, Фридрих Гёльдерлин).
Много путешествовал — начиная с 1891Много путешествовал — начиная с 1891 объехал значительную часть Европы, посетил ПалестинуМного путешествовал — начиная с 1891 объехал значительную часть Европы, посетил Палестину, ЕгипетМного путешествовал — начиная с 1891 объехал значительную часть Европы, посетил Палестину, Египет. Жил преимущественно в ИталииМного путешествовал — начиная с 1891 объехал значительную часть Европы, посетил Палестину, Египет. Жил преимущественно в Италии и России (окончательно переселился в Италию в 1924 годуМного путешествовал — начиная с 1891 объехал значительную часть Европы, посетил Палестину, Египет. Жил преимущественно в Италии и России (окончательно переселился в Италию в 1924 году). В 1894Много путешествовал — начиная с 1891 объехал значительную часть Европы, посетил Палестину, Египет. Жил преимущественно в Италии и России (окончательно переселился в Италию в 1924 году). В 1894 познакомился с Лидией Зиновьевой-Аннибал, поэтессой и переводчицей, спустя пять лет ставшей женой Иванова.

Слайд 6Ранние сонетыРанние сонеты Иванова, описывающие горную природу ЛомбардииРанние сонеты Иванова, описывающие

горную природу Ломбардии и АльпРанние сонеты Иванова, описывающие горную природу Ломбардии и Альп, созданы под сильным влиянием поэзии католического мистицизмаРанние сонеты Иванова, описывающие горную природу Ломбардии и Альп, созданы под сильным влиянием поэзии католического мистицизма. Первое выступление в печати Иванова-поэта относится к 1898Ранние сонеты Иванова, описывающие горную природу Ломбардии и Альп, созданы под сильным влиянием поэзии католического мистицизма. Первое выступление в печати Иванова-поэта относится к 1898 (большую помощь оказал тогда молодому поэту Владимир СоловьёвРанние сонеты Иванова, описывающие горную природу Ломбардии и Альп, созданы под сильным влиянием поэзии католического мистицизма. Первое выступление в печати Иванова-поэта относится к 1898 (большую помощь оказал тогда молодому поэту Владимир Соловьёв). В 1903Ранние сонеты Иванова, описывающие горную природу Ломбардии и Альп, созданы под сильным влиянием поэзии католического мистицизма. Первое выступление в печати Иванова-поэта относится к 1898 (большую помощь оказал тогда молодому поэту Владимир Соловьёв). В 1903—1904Ранние сонеты Иванова, описывающие горную природу Ломбардии и Альп, созданы под сильным влиянием поэзии католического мистицизма. Первое выступление в печати Иванова-поэта относится к 1898 (большую помощь оказал тогда молодому поэту Владимир Соловьёв). В 1903—1904 Иванов знакомится с В. Я. БрюсовымРанние сонеты Иванова, описывающие горную природу Ломбардии и Альп, созданы под сильным влиянием поэзии католического мистицизма. Первое выступление в печати Иванова-поэта относится к 1898 (большую помощь оказал тогда молодому поэту Владимир Соловьёв). В 1903—1904 Иванов знакомится с В. Я. Брюсовым, К. Д. БальмонтомРанние сонеты Иванова, описывающие горную природу Ломбардии и Альп, созданы под сильным влиянием поэзии католического мистицизма. Первое выступление в печати Иванова-поэта относится к 1898 (большую помощь оказал тогда молодому поэту Владимир Соловьёв). В 1903—1904 Иванов знакомится с В. Я. Брюсовым, К. Д. Бальмонтом, Ю. К. БалтрушайтисомРанние сонеты Иванова, описывающие горную природу Ломбардии и Альп, созданы под сильным влиянием поэзии католического мистицизма. Первое выступление в печати Иванова-поэта относится к 1898 (большую помощь оказал тогда молодому поэту Владимир Соловьёв). В 1903—1904 Иванов знакомится с В. Я. Брюсовым, К. Д. Бальмонтом, Ю. К. Балтрушайтисом, Д. С. МережковскимРанние сонеты Иванова, описывающие горную природу Ломбардии и Альп, созданы под сильным влиянием поэзии католического мистицизма. Первое выступление в печати Иванова-поэта относится к 1898 (большую помощь оказал тогда молодому поэту Владимир Соловьёв). В 1903—1904 Иванов знакомится с В. Я. Брюсовым, К. Д. Бальмонтом, Ю. К. Балтрушайтисом, Д. С. Мережковским и З. Н. ГиппиусРанние сонеты Иванова, описывающие горную природу Ломбардии и Альп, созданы под сильным влиянием поэзии католического мистицизма. Первое выступление в печати Иванова-поэта относится к 1898 (большую помощь оказал тогда молодому поэту Владимир Соловьёв). В 1903—1904 Иванов знакомится с В. Я. Брюсовым, К. Д. Бальмонтом, Ю. К. Балтрушайтисом, Д. С. Мережковским и З. Н. Гиппиус, А. А. Блоком.

Вячеслав Иванов, портрет около 1900 г.


Слайд 7В 1905В 1905 поэт поселился в ПетербургеВ 1905 поэт поселился в

Петербурге; его квартира в доме на углу ТаврическойВ 1905 поэт поселился в Петербурге; его квартира в доме на углу Таврической и ТверскойВ 1905 поэт поселился в Петербурге; его квартира в доме на углу Таврической и Тверской улиц, в которой по средам собирался кружок младосимволистовВ 1905 поэт поселился в Петербурге; его квартира в доме на углу Таврической и Тверской улиц, в которой по средам собирался кружок младосимволистов, была одним из идейных центров русского символизма, «творческой лабораторией» поэтов; в литературных «средах» Иванов видел прообраз «соборных» общин. Иванов сотрудничал в журналах «Весы»В 1905 поэт поселился в Петербурге; его квартира в доме на углу Таврической и Тверской улиц, в которой по средам собирался кружок младосимволистов, была одним из идейных центров русского символизма, «творческой лабораторией» поэтов; в литературных «средах» Иванов видел прообраз «соборных» общин. Иванов сотрудничал в журналах «Весы», «Золотое руноВ 1905 поэт поселился в Петербурге; его квартира в доме на углу Таврической и Тверской улиц, в которой по средам собирался кружок младосимволистов, была одним из идейных центров русского символизма, «творческой лабораторией» поэтов; в литературных «средах» Иванов видел прообраз «соборных» общин. Иванов сотрудничал в журналах «Весы», «Золотое руно», «Аполлон», «Новый Путь», руководил издательством «Оры»; участвовал в деятельности Петербургского религиозно-философского общества, публиковался в Альманахе «Северные цветы».

Иванов Вячеслав Иванович и Лидия Дмитриевна, В «Башне» Вячеслава Иванова — литературном салоне, действовавшем в 1905—1909 годах в Санкт-Петербурге на Таврической улице


Слайд 8Преподавал историю древнегреческой литературы на Высших женских курсах. В 1906Преподавал историю

древнегреческой литературы на Высших женских курсах. В 1906 сблизился с С. М. ГородецкимПреподавал историю древнегреческой литературы на Высших женских курсах. В 1906 сблизился с С. М. Городецким; эта дружба дала Иванову новые темы, и в 1907 году он выпустил сборник «Эрос».
Большим ударом для поэта стала скоропостижная смерть жены в 1907 годуБольшим ударом для поэта стала скоропостижная смерть жены в 1907 году. После этого поэт глубоко ушёл в теософиюБольшим ударом для поэта стала скоропостижная смерть жены в 1907 году. После этого поэт глубоко ушёл в теософию и мистику. В 1910Большим ударом для поэта стала скоропостижная смерть жены в 1907 году. После этого поэт глубоко ушёл в теософию и мистику. В 1910 женился на своей падчерице Вере Шварсалон, дочери Зиновьевой-Аннибал; от этого брака родился сын Дмитрий (1912Большим ударом для поэта стала скоропостижная смерть жены в 1907 году. После этого поэт глубоко ушёл в теософию и мистику. В 1910 женился на своей падчерице Вере Шварсалон, дочери Зиновьевой-Аннибал; от этого брака родился сын Дмитрий (1912—2003).


Слайд 9Активную культурно-педагогическую деятельность Иванов продолжал и после Октябрьской революцииАктивную культурно-педагогическую деятельность

Иванов продолжал и после Октябрьской революции; в 1921Активную культурно-педагогическую деятельность Иванов продолжал и после Октябрьской революции; в 1921-24Активную культурно-педагогическую деятельность Иванов продолжал и после Октябрьской революции; в 1921-24 жил в Баку, где был сперва профессором, а затем и ректором университета, работал в народном комиссариате просвещения Азербайджанской ССР.
В 1921 защитил диссертацию о культе ДионисаВ 1921 защитил диссертацию о культе Диониса. Последние годы жизни провёл в Италии, где занимался в основном переводами произведений античных и средневековых поэтов (СапфоВ 1921 защитил диссертацию о культе Диониса. Последние годы жизни провёл в Италии, где занимался в основном переводами произведений античных и средневековых поэтов (Сапфо, ЭсхилаВ 1921 защитил диссертацию о культе Диониса. Последние годы жизни провёл в Италии, где занимался в основном переводами произведений античных и средневековых поэтов (Сапфо, Эсхила, Петрарки и др.), лишь изредка публикуя новые произведения (цикл «Римские сонеты», 1924; поэма «Человек»)
Иванов жил в Италии уединённо, поддерживая общение лишь с некоторыми из русских эмигрантов.
В 1926В 1926 принял католичествоВ 1926 принял католичество. В 1926—1934 преподавал русский язык и литературу в колледже в Павии, в 1934-1943 в Восточном институте Ватикана.

Слайд 10В 1948В 1948 по заказу ВатиканаВ 1948 по заказу Ватикана пишет

вступление и примечания к ПсалтириВ 1948 по заказу Ватикана пишет вступление и примечания к Псалтири. Итогом литературного творчества Иванова стал сборник стихов «Свет вечерний», опубликованный посмертно в ОксфордеВ 1948 по заказу Ватикана пишет вступление и примечания к Псалтири. Итогом литературного творчества Иванова стал сборник стихов «Свет вечерний», опубликованный посмертно в Оксфорде в 1962 годуВ 1948 по заказу Ватикана пишет вступление и примечания к Псалтири. Итогом литературного творчества Иванова стал сборник стихов «Свет вечерний», опубликованный посмертно в Оксфорде в 1962 году. Иванов похоронен на протестантском кладбищеВ 1948 по заказу Ватикана пишет вступление и примечания к Псалтири. Итогом литературного творчества Иванова стал сборник стихов «Свет вечерний», опубликованный посмертно в Оксфорде в 1962 году. Иванов похоронен на протестантском кладбище в Риме, рядом с художниками Карлом БрюлловымВ 1948 по заказу Ватикана пишет вступление и примечания к Псалтири. Итогом литературного творчества Иванова стал сборник стихов «Свет вечерний», опубликованный посмертно в Оксфорде в 1962 году. Иванов похоронен на протестантском кладбище в Риме, рядом с художниками Карлом Брюлловым и Александром Ивановым.

С. С. Аверинцев
"Скворешниц вольных гражданин..." Вячеслав Иванов Путь поэта между мирами


Слайд 11Творчество
Творческие идеалы Иванов ищет в прошлом (АнтичностьТворческие идеалы Иванов ищет в

прошлом (Античность, СредневековьеТворческие идеалы Иванов ищет в прошлом (Античность, Средневековье, в особенности Византия, к искусству которой редко обращались поэты); там он находит «подлинный» символизм, «органическую» культуру, которую он противопоставляет культуре буржуазной, получившей отражение в творчестве старших символистов.
Иванов отвергает «парнасский» принцип искусства для искусства и переходит к искусству религиозному, реалистическому (в противовес идеалистическому) символизму. В лирике метафору как основной поэтический приём должен заменить религиозный миф, который является высшей реальностью человеческого духа; в обеспечении этой замены и состоит, согласно Иванову, подлинная задача поэта-символиста.



Слайд 12 Основные темы поэзии Иванова, его религиозного «мифа» — смерть и

последующее возрождение, отчаяние и следующая за ним надежда; темы воскресения, прославления жертвенного страдания отличают творчество Иванова от творчества старших символистов, в котором важное место имела тема безысходности; в основе поэзии Иванова лежит жизнеутверждающее, оптимистическое начало.
Иванов не разделяет пессимизм старших символистов и видит в будущем образование «слепительного», «всерадостного» .
Поэзия Иванова статична, предметна, величава, не напевна, динамизм чужд её «богослужебной» застылости; в стихах почти отсутствуют глаголы.

Слайд 13Чаще встречается изложение от третьего лица или от имени некоего коллектива

(«мы»); иногда мы видим обращение одного коллектива к другому (поэтам, верующим, пророкам, всему человечеству).
Многие стихи Иванова сродни одамМногие стихи Иванова сродни одам, дифирамбамМногие стихи Иванова сродни одам, дифирамбам и словно созданы для ритуальных действ, торжественной декламации; холодная поэзия Иванова богата анахронизмами, изысканными, отточенными фразами. Последние делятся на несколько сложноподчинённых частей и богаты неординарными инверсиями.
Из стихотворных размеров Иванов предпочитает ямбИз стихотворных размеров Иванов предпочитает ямб и хорей.



Слайд 14Пейзажи Иванова обычно бездвижны, описывают неживую природу — груды камней, расплавы

металлов, грани кристаллов («жемчужный час», «алмазный дождь», «блестящих отсветов недвижные столпы», «медная грудь моря» и т. п.).
Научные работы Иванова посвящены религиозному мифу («Эллинская религия страдающего бога», «Религия Диониса»). Иванов читал в ПарижеНаучные работы Иванова посвящены религиозному мифу («Эллинская религия страдающего бога», «Религия Диониса»). Иванов читал в Париже (1903) курс лекций, посвященный религиозному культу Диониса.


Слайд 15Долина — храм

Звезда зажглась над сизой пеленой Вечерних гор. Стран утренних вершины Встают,

в снегах, убелены луной. Колокола поют на дне долины.

Отгулы полногласны. Мглой дыша, Тускнеет луг. Священный сумрак веет. И дольняя звучащая душа, И тишина высот — благоговеет.

 Вячеслав Иванов



Слайд 16Усталость
День бледнеет утомленный,
И бледнеет робкий вечер:
Длится миг смущенной встречи,


Длится миг разлуки томной...
В озаренье светлотенном
Фиолетового неба
Сходит, ясен, отблеск лунный,
И ясней мерцает Веспер,
И всё ближе даль синеет...
Гаснут краски, молкнут звуки...
Полугрустен, полусветел,
Мир почил в усталом сердце,

Слайд 17И почило безучастье...
С золотистой лунной лаской
Сходят робкие виденья
Милых

дней... с улыбкой бледной. Влажными глядят очами, Легкокрылые... и меркнут.
Меркнут краски, молкнут звуки...
Но, как дальний город шумный,
Всё звучит в усталом сердце,
Однозвучно-тихо ропщет
День прожитый, день далекий...
Усыпляют, будят звуки
И вливают в сердце горечь
Полусознанной разлуки –
И дрожит, и дремлет сердце...<1902>


Слайд 18Счастье
Солнце, сияя, теплом излучается:
Счастливо сердце, когда расточается.
Счастлив, кто так

даровит
Щедрой любовью, что светлому чается,
Будто со всем он живым обручается.
Счастлив, кто жив и живит.
Счастье не то, что годиной случается
И с мимолетной годиной кончается:
Счастья не жди, не лови.
Дух, как на царство, на счастье венчается,
В счастье, как в солнце, навек облачается:
Счастье - победа любви.
20 июня 1917

Слайд 19
Текст песни «Не О Любви Прошу»
Введите число, или войдите под своим

именем
Стихи Георгия Иванова Не о любви прошу, не о весне пою, Но только ты одна послушай песнь мою. И разве мог бы я, о, посуди сама, Взглянуть на этот снег и не сойти с ума. Обыкновенный день, обыкновенный сад, Но почему кругом колокола звонят, И соловьи поют, и на снегу цветы. О, почему, ответь, или не знаешь ты? И разве мог бы я, о посуди сама, В твои глаза взглянуть и не сойти с ума? Не говорю "поверь", не говорю "услышь", Но знаю: ты сейчас на тот же снег глядишь, И за плечом твоим глядит любовь моя


Слайд 20
Синий вечер, тихий ветер...
* * * Синий вечер, тихий ветер И (целуя руки

эти) В небе розовом до края,- Догорая, умирая... В небе, розовом до муки, Плыли птицы или звезды, И (целуя эти руки) Было рано или поздно - В небе, розовом до края, Тихо кануть в сумрак томный, Ничего, как жизнь, не зная, Ничего, как смерть, не помня



Слайд 21Мертвая царевна
Помертвела белая поляна, Мреет бледно призрачностью снежной. Высоко над пологом

тумана Алый венчик тлеет зорькой нежной. В лунных льнах, в гробу лежит царевна; Тусклый венчик над челом высоким... Месячно за облаком широким,- А в душе пустынно и напевно...<1907>

Слайд 22Любовь
Мы - два грозой зажженные ствола, Два пламени полуночного бора; Мы

- два в ночи летящих метеора, Одной судьбы двужалая стрела! Мы - два коня, чьи держит удила Одна рука,- язвит их шпора; Два ока мы единственного взора, Мечты одной два трепетных крыла. Мы - двух теней скорбящая чета Над мрамором божественного гроба, Где древняя почиет Красота. Единых тайн двугласные уста, Себе самим мы - Сфинкс единой оба. Мы - две руки единого креста.

Слайд 23
А что такое вдохновенье? — Так… Неожиданно, слегка Сияющее дуновенье Божественного ветерка.


Слайд 24Старшие символисты
Гиппиус
Зинаида
Николаевна
1869-1945
Бальмонт
Константин Дмитриевич
1867-1942

Фёдор
Сологуб
1863-1927


Кузмин
Михаил
Алексеевич
1875-1936


Слайд 25Младосимволисты
«Последняя цель искусства – пересоздание жизни.» (А.Блок)
Андрей
Белый
1880-1934
Александр
Александрович
Блок
1880-1921
Иванов
Вячеслав
Иванович
1866-1949


Слайд 26В презентации использованы материалы из следующих источников:
ru.wikipedia.org/wiki/Иванов,_Вячеслав_Иванович
http://www.biografia.ru/
http://wiki-linki.ru/Page/1205


Слайд 27
Настанут холода, Осыпятся листы - И будет льдом - вода. Любовь моя, а

ты? И белый, белый снег Покроет гладь ручья И мир лишится нег... А ты, любовь моя? Но с милою весной Снега растают вновь. Вернутся свет и зной - А ты, моя любовь?

Слайд 28
Я вернусь (В.Енченко - Г.Иванов) Распыленный мильоном мельчайших частиц, В ледяном, безвоздушном, бездушном эфире, Где

ни солнца, ни звезд, ни деревьев, ни птиц, Я вернусь - отраженьем - в потерянном мире. И опять, в романтическом Летнем Саду, В голубой белизне петербургского мая, По пустынным аллеям неслышно пройду, Драгоценные плечи твои обнимая.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика