Слайд 1Семиотика блатного мира на основе «Колымских рассказов» и «»Очерков преступного мира»
В.Шаламова
Салимова Мадина,13.3-500
Слайд 5Быт Блатарей
Свои нары блатные обкладывали 2-3 полушками, рядом с ними обязательно
висела лампочка. Обязательным было и разноцветное ватное одеяло.. Мягкие подушки, прислуга , разные одеяльца. Даже в карты они играют на кровати в позе лотоса, а-ля султан Сулейман. К тому же Блатные- большие талмудисты, время от времени устраиваются великие, повсеместные подпольные собрания- «правилки», «суды чести»- как и собрания Дивана на востоке.
Слайд 9С давних времен покрытая голова была знаком того, что над вами
могучая сила. Священнослужители постоянно носят головные уборы, этим они показывают , что все их поступки направлены на служение той могучей силе, которая над ними. У Блатных свои законы и ношение шапки- дань традиции.
Внешние особенности
Слайд 11 Первыми ногти на мизинце стали отращивать аристократы еще в
XVII веке для того, чтобы открывать письма. Еще один признак, который связывает блатных с высшим обществом. Всеми возможными способами они отделяют себя от обычных «фраеров» и показывают, что лучше их. Они сливки преступного мира.
Внешние особенности
Слайд 13Образ "вора-джентльмена" - это и свидетельство прослушанных "романов", и официальный символ
веры блатарей. Есть в этом образе "вора-джентльмена" и некая тоска души блатаря по недостижимому идеалу. Поэтому-то "изящество", "светскость" манер в большой цене среди воровского подполья. Именно оттуда в блатарский лексикон попали и закрепились там слова: "преступный мир", "вращался", "он с ним кушает" - всё это звучит и не высокопарно, не иронически.
Слайд 17Значение тюремных татуировок на руках.
Так, первая из них – эполет, который
размещают на плечах. Носили их люди, которые по воровским законам хорошо отличились, это знак за определенные заслуги перед общиной.
Важное значение также имели подключичные звезды, которые расшифровывали двузначно: они могли обозначать как вора в законе, так и «отрицалу», человека, который противостоит тюремным порядкам.
Ну и еще одним символом вора был Ленин, точнее его профиль, который могли рисовать на плече или же на груди. Все исходит из расшифровки слова: «ВОР» - Вождь Октябрьской Революции.
Слайд 19Речь блатных «Ботать по фене»
Начнем с обозначения сословий в иерархии:
«Блатные» ,
"люди", "жульё", "преступный мир", "урки", "уркаганы", "блатари", "жуки-куки
«Шестерки»
«Мужики», «фраера», "штымпы", "мужики", "олени", "асмодеи", "черти". Есть "порченые штымпы", близкие к блатарям, и "битые фраера" .
«Козлы» ( «суки»)
«Мусора»
«Заполосканные»
«Петухи», «опущенные»
Слайд 20Имена-клички
Сенька Пуп
Васечка
Король
Чибис
Мишка-одессит
Полтора Ивана Болабанов
Иван Чайка
Слайд 21Примеры жаргонизмов:
Фраер – любой человек
Черт - арестант, не следящий за своей
гигиеной, внешним видом, такой человек порождает презрительное отношение к себе
шнырь - слуга, прислужник
Бич - то же, что черт или чушкан, - человек слабовольный, всегда попадающий в зависимость от других и быстро опускающийся. Он не может вести какой-то своей линии и обычно прислуживает другим.
Мама - один из неформальных (опущенных) лидеров в касте опущенных (бегает и готовит тебе чай кофе чифер ну ид.. )
Пахан - самый авторитетный блатной в данном сообществе (камере, тюрьме, колонии)
Слайд 22Заключение
Описывая блатных, Шаламов показывает нам подпольный преступный мир, со своим населением,
отличительными чертами, своим языком и произношением. Но этот мир гнилой, страшный, он расчеловечивает все, к чему прикасается. Человек не должен знать, не должен даже слышать о лагере, о блатном мире.
«Карфаген должен быть разрушен! Блатной мир должен быть уничтожен»!