Слайд 1Русские пословицы и поговорки .
Литература 5 класс.
Слайд 2Вступительное слово учителя:
В древности жило устное словесное искусство и передавал нам
его дружинный певец, калика перехожий, скоморох, просто деревенская бабушка, окружённая детворой. Часто вместо слова фольклор мы употребляем и другое: устное народное творчество. В фольклор входят такие жанры, как: пословицы, поговорки, скороговорки, загадки, сказы, легенды, былины, песни, анекдоты, частушки.
Слайд 3Продолжение.
В этом году мы встретимся с фольклорными жанрами, которые вам знакомы,
но присмотримся к ним повнимательней. Никто не знает, когда возникли пословицы. Они идут от далёких времён и сопутствуют народу на всём протяжении его истории. Русская пословица- крылатая мудрость народа.
Слайд 4Продолжение.
Едва ли найдётся человек, который не пользуется мудрыми изречениями. Недаром говорится:
Без угла дом не строится, без пословицы речь не молвится .Пословицы для нас –своеобразный учебник жизни. Они учат, каким должен быть человек в труде, любви, дружбе, в отношениях с другими людьми. Русские пословицы охватывают все стороны жизни народа . Сам народ понимал значение пословиц в жизни людей. Это и послужило причиной возникновения пословиц.
Слайд 5Писатели и поэты о пословицах и поговорках.
« Что за роскошь, что
за смысл в каждой поговорке нашей. Что за золото.» А.С.Пушкин.
« Пословицы – это цвет народного ума, самобытной стати, это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый». В.Даль.
«Вот как просто сочиняют наши мужики. Всё просто: слов мало, а чувства много.»Л.Н.Толстой.
« В простоте слова- самая великая мудрость .Пословицы всегда кратки, а ума и чувства в них- целые книги» А.М.Горький.
Слайд 6Запись в тетрадь.
ПОСЛОВИЦА- это краткое изречение, приноравливаемое к разным случаям жизни.
Пословица-краткость,
простота.
-большая содержательность.
законченные по форме предложения.
устойчивость.
участие в живой разговорной речи.
Слайд 7Запись в тетрадь.
ПОГОВОРКА- не выражает законченного суждения, а лишь намекает на
него.
Поговорка- изменчивость.
более кратки, чем пословица.
конкретное содержание.
участие в живой разговорной речи.
Слайд 8Игровые моменты:
1. Закончи пословицу:
Труд человека
кормит
Кто много говорит
Повторенье
Не спеши языком
Сделал дело
Ученье-свет
Куй железо
С кем поведёшься
Лучше горькая правда
Не всё то золото
Слайд 9Игра « Назови пословицу»
Восстановить пословицу по этим словам.
ДЕЛО-БЕЗДЕЛЬЕ.
ДРУЖБА-СЛУЖБА.
ЛАЕТ-КУСАЕТ.
РУКИ-СКУКИ.
ТРУД-ЛЕНЬ.
ДЕЛО-ПОТЕХА.
ЯЗЫК-ДЕЛО.
ШИЛО-МЕШОК.
Слайд 10Отгадай загадки-пословицы
О каких людях идёт речь, какие недостатки человеческого характера подвергаются
критике в этих пословицах-загадках
ЕЛ, ДА УСТАЛ, СПАЛ, ДА НАМАЯЛСЯ.
ЯЗЫК БЕЗ КОСТЕЙ: ЧТО ХОЧЕТ, ТО И БОРМОЧЕТ.
ПОДАЛ РУКУ, ДА ПОДСТАВИЛ НОГУ.
МОЁ ГОРЕ-СТРЕЛА ВО МНЕ, ЧУЖОЕ ГОРЕ-СТРЕЛА ВО ПНЕ.
Слайд 11ЗАГАДКИ
-В КАКОЙ ПОГОВОРКЕ НАСЕКОМОЕ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В МЛЕКОПИТАЮЩЕЕ?
-СОГЛАСНО
КАКОЙ ПОГОВОРКЕ СЛОВО НАХОДИТСЯ В КАРМАНЕ?
Слайд 12Закончи предложения пословицей:
« Когда я была больна, мне помогали друзья из
моего класса: приносили задания на дом, объясняли трудные задания. Недаром утверждает пословица…..
«Я несколько лет дружила со Светой. Но однажды мы поссорились. И тогда я стала дружить с Галей. Узнав о ссоре мама мне сказала:
Слайд 13Домашнее задание
Сделать книжки-малышки с пословицами
1 ряд- о книге
2 ряд- о
человеке
3 ряд -о погоде.