Русская литературно-критическая и философская мысль второй половины 19 века (10 класс) презентация

Содержание

Общественно – политическая ситуация в России Император Николай I Николай был третьим сыном императора Павла I и императрицы Марии Фёдоровны. Он родился 25 июня 1796 года —

Слайд 1Русская литературно-критическая и философская мысль второй половины 19 века
Урок литературы в

10 классе

Слайд 2Общественно – политическая ситуация в России

Император Николай

I
Николай был третьим сыном императора Павла I и императрицы Марии Фёдоровны. Он родился 25 июня 1796 года — за несколько месяцев до вступления Великого князя Павла Петровича на престол. Таким образом он был последним из внуков Екатерины II, родившихся при её жизни

Слайд 3 Императоры Александр I И Александр II
Алекса́ндр II Никола́евич Освободитель император

всероссийский, царь польский и великий князь финляндский (1855—1881) из династии Романовых.
Вошёл в русскую историю как проводник широкомасштабных реформ. Удостоен особого эпитета в русской дореволюционной историографии — Освободи́тель (в связи с отменой крепостного права по манифесту 19 февраля 1861 года). Погиб в результате террористического акта, организованного партией «Народная воля».
Алекса́ндр III Алекса́ндрович Император Всероссийский, Царь Польский и Великий Князь Финляндский с 1 (13) марта 1881 года. Из императорского дома Романовых. В официальной дореволюционной историографии именовался «Миротворцем

Слайд 4Общественно-политическую жизнь второй половины 19 века можно разделить на этапы


Слайд 5Р е а к ц и я
П о д ъ ё

м







40

50

60

70

80

90



Слайд 6Партии
Консерваторы
Либералы
Революционеры
Западники
Славянофилы
Демократы
Почвенники
Петрашевцы
Народники


Слайд 7Словарная работа
Консерватор (реакционер) – человек, отстаивающий застойные политические взгляды, чуждающийся всего

нового и передового
Либерал – человек, придерживающийся в своих политических взглядах средних позиции. Он говорит о необходимости перемен, но путём реформ
Революционер – человек, активно призывающий к переменам, идущий к ним не мирным путём, отстаивающий коренную ломку строя

Слайд 8В ходе беседы заполнить таблицу


Слайд 91836 год «Телескоп» П. Я. Чаадаев «Философические письма»


Слайд 10Петр Яковлевич Чаадаев
появление в московском журнале «Телескоп» «Философического письма»


(осень 1836г)

«Это был выстрел, раздавшийся в тёмную ночь; тонуло ли что-то и возвещало свою гибель, был ли это сигнал, зов на помощь, весть об утре или о том, что его не будет, - всё равно надо было проснуться».
А.И. Герцен


Слайд 11Западники
«Замкнутая личность
западного человека
удивляет односторонностью.
Он всегда доволен собой.
Он никогда

не забывает
личных видов»
Тем не менее, западники
полагали, что именно
западноевропейский путь
– наиболее естественный
и разумный для России

Представители:
А.И. Герцен, И.С, Тургенев, В.Г. Белинский Н.Огарёв, В.П.Боткин, П.В.Анненков…


Слайд 12Анненский
Герцен
Грановский
Тургенев
Боткин
Белинский


Слайд 13Органы печати западников


Слайд 14Как отразились их взгляды в литературе?
Западники 40-х годов усиленно развивали жанр

путевого очерка, записок, посвященных путешествиям в западноевропейские страны. Эти произведения знакомили русского читателя с новейшими политическими течениями и научной мыслью Европы.
Журналы «Отечественные записки», «Современник».



Слайд 15Положительное
Обратили пристальное внимание на специфику литературы
Боролись за язык художественной литературы и

стремились отличать его от языка науки, публицистики, критики

Отрицательное

Стремились отвлечь писателя от житейских волнений, приглушить авторскую субъективность


Слайд 16Славянофилы

Надо освободить здоровую народную природу от вредных случайных наслоений, и тогда

«мы будем продвигаться вперёд смело и безошибочно».
Отдавая должное европейской культуре, они утверждали право России на особый самобытный путь развития, в корне отличающийся от западного.

Представители:
В.И. Даль, А.С. Хомяков,
И.В. Киреевский…


Слайд 17Славянофилы
А. С. Хомяков
Иван Киреевский
Пётр Киреевский
К. С. Аксаков


Слайд 18Органы печати славянофилов


Слайд 19Критики
Аполлон Григорьев
А. Н. Островский
Погодин


Слайд 20Как отразились их взгляды в литературе?
Славянофилы придавали большое значение изучению произведений

народного творчества (собирали песни, сказки, пословицы и поговорки).
Журналы «Москвитянин», «Русская беседа»



Слайд 21По ч в е н н и к и
«Почвенники» выступали против крепостного дворянства и бюрократии, призывали к слиянию образованности

и её представителей с началом народным и в этом видели залог прогресса России. Они высказывались за развитие промышленности, торговли, за свободу личности и печати.
Принимая «европейскую культуру», они одновременно обличали «гнилой Запад»
– его буржуазность и бездуховность,
отвергали революционные,
социалистические идеи и
материализм, противопоставляя им христианские идеалы.

Представители:
братья Достоевские, А.Григорьев, И.Страхов
Журналы: «Время», «Эпоха»



Слайд 22«Натуральная школа»
«нужно сокрушить романтизм бичом юмора»
Романтизм – это «духовная золотуха»
«Литература должна

следовать по пути, проложенному Гоголем»

Слайд 23Самарин
Битые
Бьющие
Кто виноват?
обстоятельства
человек
Среда заела
Ругаемые
Ругающие


Слайд 24Революционеры-демократы


Слайд 25Отношение к крепостному праву

революционно-
демократическое
направление:
путь
крестьянской
революции

либерально-
просветительское
направление:
критика
самодержавия,
путь реформ
Либерализм?
Социализм?
Нигилизм?


Слайд 26Свое-
образие
литера-
туры
жанров,
развитие
жанра
романа
тем
в прозе
типов,
характеров
личности
самого
писателя,
его идей
критики,
журналистики,
публицистики
разнообразие
особая роль


Слайд 27Спор о роли искусства и писателя
«гоголевское»
направление
«пушкинское»
направление
Литература
должна
быть

социально
ориентирована

Главное в
творчестве –
само
творчество

«социально-
критическое
искусство»

«чистое
искусство»


Слайд 28Роман – ведущий жанр литературы этого периода
Идеологический, социально-психологический роман

(Ф.М. Достоевский);
Социально-политический роман, «утопия»(Н.Г. Чернышевский);
Социально-философский роман (И. С.Тургенев);
Сатирический роман, «антиутопия» (М.Е. Салтыков-Щедрин);
Роман-эпопея (Л.Н. Толстой)




Слайд 29Реализм.
(от лат.«вещественный») – художественный метод в литературе и искусстве.
Определение Ф.

Энгельса: «реализм предполагает, помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах»

Слайд 30Черты реализма
Изображение типов
Предмет изображения – типичные лица в типичных обстоятельствах
Прозаические жанры:

романы, повести
Герой – маленький человек

Слайд 31Этапы развития реализма:
Просветительский

(Д.И. Фонвизин, А.Н. Радищев, И.А. Крылов);
«Синкретический», т.е. сочетающий реалистические и романтические мотивы (А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов);
Критический, отличающийся обличительной направленностью (И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, А.Н. Островский и другие писатели 2-ой половины 19в.)

Слайд 32Несколько течений реализма


Слайд 33Подъём общественно-политической жизни


Слайд 34В 60-е годы осуждается «лишний человек»
«Такие, как он, по земле рыщут,

дело себе исполинское ищут»

Слайд 35Реакция после 1861 года
Арестованы Чернышевский и Писарев
На 8 месяцев приостановлен выпуск

журнала «Современник»
Раскол внутри революционно-демократического движения


Слайд 3670-е годы характеризуются деятельностью народников
Бакунин
Лавров
Ткачёв
«Земля и воля»
«Народная воля»


Слайд 37Религиозно-философская мысль
Россия содержит задатки будущего объединения, так как в России:
Община
Государство «служивое»

(самоотречение людей, которое ему служат)
Земледельческая страна

Николай Фёдорович Фёдоров


Слайд 38 Реализм в живописи «Передвижники»
Тематика
Тяжелая судьба крестьянина
Горькая жизнь детей
Страдания городской

бедноты
Русская история
баталистика
Современная тематика под воздействием литературы
«вечные « темы
Портреты современников



Слайд 39В. Перов « Приезд гувернантки в купеческий дом» «Тройка»


Слайд 40В.Перов « На могиле сына», « Проводы покойника» И.Репин « Отказ

от исповеди»

Слайд 41И.Е.Репин « Бурлаки на Волге»,»Не ждали», Крестный ход», « Запорожцы пишут

письмо турецкому султану»

Слайд 42 Н. Ге « Петр допрашивает царевича Алексея»


Слайд 43В. Суриков « Утро стрелецкой казни»


Слайд 44В.Верещагин « Апофеоз войны»


Слайд 45И.Крамской, портреты Л.Толстого, М.Салтыкова –Щедрина, Н.Некрасова, П.Третьякова, И.Шишкина, И.Репин портрет М.Мусорского



Слайд 46 А.Саврасов « Грачи прилетели» И.Левитан « Золотая осень» , «Март»


Слайд 47И.Шишкин « Сосновый бор», «Рожь»


Слайд 48Реализм в театре
Малый театр - М.Щепкин, П.Садовский, М.Ермолова
Московский художественный театр 1898

г, К.Станиславский, В.Немирович - Данченко

Слайд 49 Реализм в музыке
« Могучая кучка»- 1862г,
М.Балакирев, Ц.Кюи,


М.Мусоргский « Борис Годунов»,»Хованщина»,
А.Бородин « Князь Игорь»,
Н.Римский – Корсаков « Снегурочка»,
« Золотой петушок», «Псковитянка»
П.И.Чайковский - « Евгений Онегин», « Пиковая дама» «Иоланта»- оперы. Балеты « Лебединое озеро»,»Спящая красавица»» Щелкунчик»
А.Глазунов
А.Скрябин

Слайд 50Домашнее задание:
Выучить лекцию, подготовиться к проверочной работе
Прочитать драму А. Н. Островского

«Гроза»

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика