Романтизм в мировой истории презентация

Содержание

Список художественных текстов (Романтизм) Эрнст Теодор Амадей Гофман . Золотой Горшок. Крошка Цахес. Дон Жуан. Житейские воззрения кота Мурра. Гримм. 2-3 сказки. Белоснежка и семь гномов. Стоптанные туфельки. Двенадцать братьев

Слайд 1Романтизм в литературе


Слайд 2Список художественных текстов (Романтизм)
Эрнст Теодор Амадей Гофман . Золотой Горшок. Крошка

Цахес. Дон Жуан. Житейские воззрения кота Мурра.
Гримм. 2-3 сказки. Белоснежка и семь гномов. Стоптанные туфельки. Двенадцать братьев и т.д.
Уильям Блейк. Песни невинности. Песни опыта.
Джордж Гордон Байрон. Лирика. Тьма. Прометей. Она идет во всей красе. Душа моя мрачна. Хочу я быть ребенком вольным. Стансы Августе. Паломничество Чайльд-Гарольда (песнь I). Манфред. Каин. Дон Жуан. Корсар.

Слайд 3Список художественных текстов (Романтизм)
Уильям Вордсворт. Лирика. Нарциссы. Не хмурься критик. Люси.

На Вестминстерском мосту.
Сэмюэл Тейлор Кольридж. Поэма о Старом моряке. Кубла Хан. Лирика.
Джон Китс. Сонеты. Ода греческой вазе. Ода соловью.
Перси Биши Шелли. К луне. Ода западному ветру. Освобожденный Прометей.
Вальтер Скотт. Айвенго.


Слайд 4Список художественных текстов (Романтизм)
Виктор Гюго. Собор Парижской богоматери. Отверженные. Человек, который

смеется.
Александр Дюма. Три мушкетера.
Джеймс Фенимор Купер. Один из романов о Кожаном Чулке («Последний из могикан», «Прерия», «Следопыт», «Зверобой»).
Эдгар По. Дом Эшеров. Золотой жук. Маска красной смерти. Убийство на улице Морг. Поэзия. Ворон.

Слайд 5Список художественных текстов (Реализм)
Фредерик Стендаль. Ванина Ванини. Красное и черное.
Оноре

де Бальзак. Гобсек. Отец Горио.
Проспер Мериме. Маттео Фальконе. Кармен. Этрусская ваза. Двойная ошибка. Венера Илльская.
Гюстав Флобер. Госпожа Бовари.
Шарлотта Бронте. Джейн Эйр.
Чарльз Диккенс. Домби и сын.
Уильям Теккерей. Ярмарка тщеславия.

Слайд 6Хронологические рамки периода
Две французские революции
Великая французская революция 1789-1793
Парижская коммуна 1871


Слайд 7XIX век в истории мировой литературы
XIX век начинается с борьбы

и смены литературных направлений.
Коренные изменения затрагивают не только эстетическую систему, они распространяются на сам процесс написания литературного произведения, на образ жизни автора, они меняют картину жизни в целом.
Самобытность, оригинальность, новизна становятся визитной карточкой литературы, главной художественной ценностью


Слайд 8Литературу изучаемого периода в целом можно назвать переходным явлением.
В своем

зарождении она отражала переход от идеалов и эстетики Просвещения и классицизма к новым, романтическим идейным и художественным ценностям.
Не успев окончательно освободиться от просветительского влияния, обрести самостоятельность и достигнуть высшей точки своего расцвета, романтическая литература была потеснена литературой реализма.
Однако реалисты, протестовавшие против многих романтических условностей, во многом были не свободны от них и создавали сюжеты и образы, навеянные романтическими мотивами

Слайд 9Этимология слова «романтизм»
Этимологически французское слово «romantisme» восходит к испанскому «romance» (в

средние века так называли испанские романсы, а затем и рыцарский роман).
В XVIII веке романтическим именовалось всё фантастическое, необычное, странное, встречающееся лишь в книгах, а не в действительности.
На рубеже XVIII-XIX веков слово «романтизм» становится термином для обозначения нового художественного направления в литературе и искусстве, противоречащего классицизму.

Слайд 10Толкование понятия романтизм
В частной и общественной жизни.
В бытовом контексте.
В нравственно-этическом смысле.


Как тип творчества.
Как художественно-эстетическая система.
Как литературное направление.
Романтический характер.
Романтический поступок.
Романтика и романтизм.
Романтическое мироощущение.

Слайд 11Этапы романтического движения
Этапы романтического движения в каждой национальной культуре определяются ходом

исторического развития, поэтому общая периодизация весьма условна. Однако можно выделить закономерности, общие для всего хода развития романтизма.
1 этап. 90-е годы XVIII века. В это время романтизм зарождается в Германии и в Англии. Во Франции с меньшей интенсивностью, но также наблюдается становление романтических идей.
2 этап. 1805-1815 годы. В странах, завоеванных Наполеоном (Германия, Италия, Бельгия и др.), это годы начавшегося национально-освободительного движения. В Англии и во Франции активно развиваются идеи, сформировавшиеся ранее.

Слайд 12Этапы романтического движения
3 этап. 1815 год – эта дата носит общеевропейский

характер в развитии романтизма. С падением Наполеона и установлением Священного союза в Европе начинается новый этап романтического движения.
4 этап. 30-40-е годы XIX века – время кризиса романтических идей и утраты романтических иллюзий.

Слайд 13Философская основа романтизма
философский идеализм, в первую очередь, немецкий, как субъективный,

так и объективный, разрабатывавшийся в трудах И. Канта, И.Г. Фихте, Ф.В. Шеллинга и Г.В.Ф. Гегеля.

Слайд 14Возникновение романтизма в Европе






Эжен Делакруа
«Свобода на баррикадах»
Великая французская революция всколыхнула

всю Европу: казнь короля, ниспровержение монархии, провозглашение республики – вспышка надежд, уверенность в скором приходе «свободы, равенства и братства».
Но революция вскоре обернулась якобинской диктатурой, террором и закончилась переворотом, совершённым крупной буржуазией, установлением империи Наполеона.
Надежда – и разочарование!

Слайд 15Романтизм - идейное и художественное направление, возникшее в европейской и американской

культуре конца XVIII века - первой половины XIX века

Новыми критериями в искусстве стали свобода самовыражения, повышенное внимание к индивидуальным, неповторимым чертам человека, естественность, искренность и раскованность, пришедшие на смену подражанию классическим образцам XVIII века. Считается, что романтизм стал откликом на Французскую революцию



Слайд 16Нечто подобное произошло и в России. Всколыхнувшая страну Отечественная война 1812

года, обещания реформ императора Александра I, убежденность лучших умов и сердец России в том, что «придёт желанная пора» свободы. Но обещанные царём преобразования всё не осуществлялись, крестьяне – недавние победители в войне – опять оказались в крепостном ярме. В России крепнет движение декабристов как отклик на страстное желание свободы. Но в 1825 году эти мечты разрушились на Сенатской площади.
Надежда – и разочарование.

Слайд 17Литературная основа романтизма
Разочарование в идеалах Просвещения вело к полному отрицанию

эстетики классицизма. Идеалом личности в классицизме был человек общественный, гражданин.
Отсюда – герой не столько личность, сколько общественный тип.
Романтики утверждают, что человек обладает ценностью как личность, независимо от его политических взглядов и общественной позиции.

Слайд 18Литературная основа романтизма
Для классицистов разум являлся образцом вкуса. В литературном произведении

все должно проверяться разумом. Правдоподобие провозглашалось более ценным, чем правдивость, если она нарушала принцип правдоподобия.
Романтики утверждают, что в человеке более ценна страсть и отдают ей приоритет перед разумом. Они отдают предпочтение правде перед правдоподобием, так как в действительности существуют запредельные для разума явления, которые не подвластны рациональному толкованию, но для них должно быть место в литературе.

Слайд 19Литературная основа романтизма
В качестве основной коллизии классицисты рассматривали борьбу разума и

чувства.
Романтикам интересна личность, в которой в непримиримой борьбе столкнулись сильные, взаимоисключающие страсти.
Отрицают романтики и саму ориентированность классицистов на поиски эстетического образца в античности или других исторических эпохах. Высшие достижения искусства всегда оригинальны, они не должны быть подражательны, даже если речь идет о великих достижениях прошлого.
Романтики отождествляют достоинство художественного произведения с новизной, с "лица необщим выраженьем".

Слайд 20Литературная основа романтизма
Романтики разрушают знаменитое требование "трех единств", предъявляемое к драматургическим

произведениям и классицистическую иерархию жанров.
Нет жанров "высоких" и "низких", не может быть смешное отделено от грустного, трагическое от комического. В жизни все смешено, значит, смешение позволительно и в литературе, ее (жизнь) отражающей. Происходят изменения и в самой системе жанров.
На первый план выдвигаются лирика и роман, оттесняя драму.

Слайд 21Литературная основа романтизма
Но преемственность с классицизмом и Просвещением сохраняется.
Ниспровергая классицизм

в теоретических декларациях, романтики, в то же время, во многом исходят из опыта просветителей. В первую очередь из опыта сентиментализма (Руссо, Ричардсон, Стерн).
Идеи Руссо, его теория "естественного человека", взгляд на природу как на великое благое начало, его открытия в изображении природы, стремление к всеобщей справедливости, неприятие тирании и насилия – все это находит отклик у романтиков.

Слайд 22Литературная основа романтизма
На всем протяжении XVIII столетия возникали явления, предвещавшие и

подготавливавшие рождение романтической идеологии и эстетики.
Широкий круг самых разнообразных явлений, в которых можно обнаружить зачатки романтических идей подпадают под понятие предромантизм. Сюда входят творчество Ж.-Ж. Руссо, романы Д. Дидро, поздние произведения Гете, английский сентиментальный роман (С. Ричардсон, Л. Стерн и др.), готическая литература и др.

Слайд 23Основные категории в художественной системе романтизма
Личность.
В центре художественной системы

романтического искусства находится индивидуальная личность. Пафос единственности и оригинальности проистекает из идеи индивидуальной свободы. Она подразумевает свободу мысли, чувства и мнения относительно всех возможных предметов; свобода выбора и преследования той или иной цели; свобода устраивать свою жизнь по личному усмотрению.
Романтическая личность не из тех, кто выделяется из общего ряда, не исключение из правил, оттеняющее норму. Романтическая личность это тот, кто никогда не стоит ни в каком ряду и не существует в рамках каких-либо нормативов. Такая личность уникальна.

Слайд 24Основные категории в художественной системе романтизма
Романтическая личность всегда находится в разладе

с миром. Она оторвана от корней, лишена любой детерминации, живет в мире мечты или страсти.
Герой романтизма и хотел бы включиться в целое, обрести единство с природой, миром, людьми, но не может в силу своей внутренней противоречивости.

Слайд 25Основные категории в художественной системе романтизма
Романтический герой – сильная личность. Все

его проявления – крайности: страдание или восторг, бунт или смирение, ненависть или любовь.
Это всегда личность героическая. Положительная или отрицательная, верх добродетели или злодейства, но это всегда герой, а не просто персонаж или действующее лицо литературного произведения.

Слайд 26Основные категории в художественной системе романтизма
 Романтический герой – личность сложная, страстная,

внутренний мир которой необычайно глубок, бесконечен; это целая вселенная, полная противоречий. Романтиков интересовали все страсти, и высокие и низкие, которые противопоставлялись друг другу.
Высокая страсть – любовь во всех ее проявлениях, низкая – жадность, честолюбие, зависть. Низменной материальной практике романтики противопоставляли жизнь духа, в особенности религию, искусство, философию. Интерес к сильным и ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к тайным движениям души – характерные черты романтизма. 

Слайд 27Основные категории в художественной системе романтизма
Время и история.
М.М.Бахтин определял время

у романтиков как "нечто призрачное, жуткое и безотчетное". Романтикам свойственно ощущение разрыва во времени, которое можно выразить словами шекспировского Гамлета "прервалась времени связующая нить". Это трагическое ощущение разрыва передается через внутреннее состояние героев и через внешние детали: развалины, заброшенные замки, суровые пейзажи.

Слайд 28Основные категории в художественной системе романтизма
Романтики ощущали непредсказуемость хода времен. Движение

истории представлялось романтикам как внеразумное, неуловимое для рационального сознания.
Художественное воображение позволяет проникнуть в ход истории, "увидеть" картины прошлого и сделать их доступными для других людей.


Слайд 29Основные категории в художественной системе романтизма
Романтиков привлекало историческое прошлое. Некоторые эпохи

особенно будоражили их воображение размахом и напряженностью конфликтов, как, например, Средневековье и Возрождение. Но какое бы историческое время они не изображали, в произведении всегда ставились проблемы, современные автору.
Герои исторических произведений романтиков чаще всего были переодетыми современниками.

Слайд 30Основные категории в художественной системе романтизма
Прошлое они видели в свете дня

нынешнего, а современность связывали с ходом истории. Открытиями в этой области романтики обязаны В.Скотту, создавшему идеальную структуру исторического романа, в которой смысл исторического события определяется современной реальностью.
Для романтиков было важно не только то, чем день минувший откликнулся сегодня, но и чем день сегодняшний может отозваться завтра.

Слайд 31Основные категории в художественной системе романтизма
Историзм романтиков обусловил их интерес к

национальным историям, быту, нравам, укладу жизни далеких эпох, к народному творчеству.
Они оживили национальные легенды, песни, сказки, во многом обновили литературный язык своих народов.

Слайд 32Основные категории в художественной системе романтизма
Природа. Природа у романтиков перестает быть

статичным пейзажем. Она приобретает свойства живого существа, становится активным действующим лицом романтических произведений. Она становится проекцией человеческих чувств и переживаний и, наоборот, может влиять на душевное состояние человека. Для романтиков характерно противопоставление природы и цивилизации. Ими впервые была высказана мысль о разрушении гармонии природы промышленностью.

Слайд 33Основные категории в художественной системе романтизма
Романтики разделяли "юношеское" и "зрелое" чувство

природы.
Юношеское чувство природы – это восхищение ее красотой, вера в ее бессмертие. Это возвышенная непосредственная любовь без анализа. Способность испытывать наслаждение от общения с ней, осознание ее мощи.
Зрелое чувство природы проникается мыслью о связи бытия человека и жизни природы. Природа несет благое, положительное начало в жизнь человека. Она отзывчива к движениям человеческой души. Единение человека с природой является условием счастливого и гармоничного существования человека.

Слайд 34Основные категории в художественной системе романтизма
Фантазия и воображение.
Цель искусства романтики

видели в проникновении в душевный мир человека с помощью творческого воображения. Они разграничивают понятия фантазия и воображение. Фантазия – подсобное свойство воображения. Она декоративна и развлекательна, в ней нет духовного начала.
Воображение – способность духа, пророческий дар. Оно проникает в суть вещей. Воображение способствует достижению художественной целостности произведения, оно связано с художественным видением и пробуждает ассоциации.

Слайд 35Основные категории в художественной системе романтизма
Романтики выделяли три функции воображения:
1) соединяющая

или ассоциативная. Она способствует отбору фактов и деталей, соотнесению сходного и различного;
2) аналитическая или проникающая. Она способствует постижению сути явлений с помощью интуиции;
3) осмысливающая. С ее помощью таинственные, непонятные предметы предстают в отчетливых формах.


Слайд 36Основные категории в художественной системе романтизма
Для воображения важны такие средства, как

метафора и гротеск. Метафора раскрывает сложный поэтический смысл в одном ярком образе.
Гротеск охватывает разные, порой противоречивые стороны бытия. Для романтиков воображение – путь к истине.

Слайд 37Основные категории в художественной системе романтизма
Мифологизм. В своем творчестве романтики часто

обращались к мифологическим сюжетам и образам. Они творчески перерабатывали мифы, романтически их интерпретировали (античные – сюжет о Прометее у Байрона и Шелли; библейские – Каин у Байрона, национальные – Дон Жуан у Байрона и Гофмана и др.).
Помимо этого они стремились создавать обобщенные символические образы, по значению приближающиеся к мифологическим. Многим из них это удалось (Квазимодо у Гюго, мушкетеры Дюма, Айвенго у Скотта, Моби Дик у Мелвилла).

Слайд 38Основные категории в художественной системе романтизма
Двоемирие.
Общественное развитие двигалось по пути

укрепления буржуазных отношений. В связи с этим увеличивался разрыв между идеалом и действительностью, между личностью и обществом. Это рождало романтическое двоемирие, в котором параллельно существовали мир реальный и идеальный мир романтической мечты, созданный воображением.

Слайд 39романтическое двоемирие
Мир в восприятии романтиков противоречив и дисгармоничен:
с одной стороны

– реальность, гнетущая, серая, обрекающая на скуку и унылое существование, лишённое свободы, одухотворённости и радости,
с другой – мечта, прекрасная, притягательная, но чаще всего недостижимая.
Несоответствие идеала и реальности называется романтическим двоемирием: реальный мир словно «проверяется» идеальным, гармоничным миром, созданным в воображении. Между этими двумя мирами – непроходимая пропасть.

Слайд 40Основные категории в художественной системе романтизма
Романтический утопизм
Романтический утопизм явился прямым

следствием романтического двоемирия. Создавая мир романтической мечты, который противопоставлялся повседневности, романтики создавали то, чего нет, то есть утопию. Два мира – реальный и идеальный – не обязательно существовали параллельно в произведениях романтиков (хотя и такие примеры есть: например, в творчестве Гофмана). Идеальный мир мог существовать и сам по себе как противопоставление реальности, которая лишь подразумевалась.


Слайд 41Основные категории в художественной системе романтизма
Экзотика.
Экзотичность тоже являлась средством ухода от

скучной и серой действительности и в то же время служила средством переключения изображения в утопический план. Всевозможные пираты, разбойники, авантюристы являлись утопическим воплощением идеальной личностной активности. Экзотические страны и острова создавали романтические утопические обстоятельства, в которых реализовывалась активность героя.

Слайд 42Фантастическое
Смешение сна и реальности, тема ночи, устремленность в бесконечное, тоска по

дальним экзотическим землям – характерные особенности романтизма.
Как это ощутимо на картине английского художника Иоганна Генриха Фюссли «Ночной кошмар»?

Слайд 43Каспар Давид Фридрих «Двое, созерцающие луну»


Слайд 44Каспар Давид Фридрих «Мечтатель»


Слайд 45Романтики отвергали рационализм и практицизм Просвещения как безличностный и искусственный.
Во

главу угла они ставили эмоциональность выражения, вдохновение.
Они стремились высказать свои новые взгляды, открытые ими истины.
Они нашли своего читателя среди растущего среднего класса, готового эмоционально поддержать и даже преклоняться перед художником - гением и пророком.
На смену сдержанности и смирению пришли сильные эмоции, часто доходящие до крайностей

Слайд 46 Романтики открыто провозгласили торжество индивидуального вкуса, полную свободу творчества.
Придавая

самому творческому акту решающее значение, разрушая препоны, сдерживавшие свободу художника, они смело уравнивали высокое и низменное, трагичное и комичное, обыденное и необычное

Слайд 47Платье в стиле «романтизм»
В первой половине XIX века складывается

новое художественное направление - романтизм. Происходит разрыв с классическим наследием античности и поворот к народным традициям европейского средневековья. Вкусы средних веков воскресли в украшениях и одежде

Слайд 48В становлении новых идеалов моды немалую роль сыграли романы Вальтера Скотта,

поэмы Байрона, картины Делакруа, музыка Бетховена и Шопена.
В моде книжный герой, поэтому романтически настроенные женщины не расстаются с томиком любимого романа, носят его с собой в специальном кармане. Направление, господствовавшее в прикладном искусстве и костюме 30-40-х годов, носит название - бидермейер, по имени героя-буржуа поэмы Л. Эйхродта «Biedermeier Liederlust». Этот стиль стал синонимом бюргерского благополучия и уюта.

Слайд 49 Характерной чертой женского платья становится узкая талия и объемные

рукава. Изящество талии композиционно подчеркивается таким деталями,
как воротник,
косынка, кружево.

Слайд 52Изобразительное искусство романтизма
Герой эпохи: портретная живопись
В борьбе со стихией: пейзажная живопись
Культ

прошлого: интерес к фольклору, идеализация Античности и Средневековья
Современная жизнь глазами романтиков
Экзотика Востока

Слайд 53Романтизм в живописи
О.Кипренский. Портрет В.А.Жуковского


Слайд 54В изобразительном искусстве романтизм наиболее ярко
проявился в живописи и графике, меньше

– в архитектуре.
В XVIII веке излюбленными мотивами художников были горныепейзажи и живописные руины.
Его основные черты – динамичность
композиции, объёмная пространственность, насыщенный колорит, светотень
Портрет В. А. Жуковского во многом выражает собой стилистику эпохи романтизма. Мотивы меланхолического мечтания вблизи руин, слияния с бурными стихиями природы близки темам творчества самого Жуковского. Теплые, красноватые тона лица даны через энергичное сопоставление света и тени.
Мечтательное лицо молодого поэта многозначительно
оттеняется грозовыми сине серыми тучами, закрывающими небо, и сумрачным пейзажем, где вдали темнеют развалины замка.

Слайд 55Романтизм в живописи
Каспар Давид Фридрих. Странник над морем тумана


Слайд 56О картине К.Д.Фридриха
«Странник над морем тумана» (нем. Der Wanderer über dem

Nebelmeer) — картина немецкого художника-романтика Каспара Давида Фридриха, одна из знаковых картин романтизма.
На картине изображён странник (сам художник), стоящий на тёмной, крутой скале. Он повёрнут спиной к зрителю, волосы развеваются на ветру. Странник смотрит на клочья тумана, глубины горных расщелин. Острые пики кое-где возвышаются над туманом, а вдалеке видны горные гряды. Над ними — небо в линиях облаков.
Эта картина — больше, чем просто пейзаж. Здесь природа представляет собой внешнее выражение внутреннего состояния, настроения героя, изображённого на переднем плане. Горы и облака являются частью души героя, также как и он сам является частью их.

Слайд 57Сравните живописные полотна Д.Левицкого, В.Боровиковского и К.Брюллова – что прежде всего

подчеркивают в человеке классицист, сентименталист и романтик?

Слайд 58Выпускник петербургской академии художеств, живший с 1822 года в Италии, Карл

Брюллов – один из наиболее ярких русских романтиков. Художника привлекали люди незаурядные, страстные, экзотически красивые.

Слайд 59Карл Брюллов. «Всадница»
Что для художника прежде всего оказалось интересно в его

героине?
Как краски, цветовое решение картины помогают ощутить мысли и чувства художника, его отношение к изображаемому?
Как внутренняя энергетика изображенного отражается в композиции полотна Брюллова?

Слайд 61«Святейшее из званий – человек» (В.А.Жуковский)
Романтизм от мира внешнего обращается к

жизни души, видя в ней высшую ценность. Желание отразить все тонкости душевного состояния, богатство внутреннего мира во всей его сложности и противоречивости – сущность концепции человека в романтизме.
Как это отражается в автопортрете Карла Брюллова?

Слайд 62Портреты, созданные художником-романтиком Орестом Адамовичем Кипренским, исполнены психологической глубины, обнаруживают в

личности человека главное, сущностное (портреты Е.С.Авдулиной, Е.Давыдова, А.С.Пушкина). Подберите наиболее точное, по вашему мнению, определение, которое обнаруживает основное в характере каждого из героев картин.

Слайд 63Мягким лиризмом светятся картины Алексея Венецианова. Художник почти безвыездно жил в

Тверской губернии, наблюдал воочию крестьянский мир и отражал его на картинах – тихий, безмятежный, посвященный заботам о земле, подчиненный размеренному ритму.

Слайд 64Алексей Венецианов «На пашне. Весна»


Слайд 67Романтический пейзаж: понаблюдайте над картинами Ивана Айвазовского и определите основные особенности

романтического пейзажа.

Слайд 68Почему романтики изображают природу в ее экстремальных состояниях (картина Ивана Айвазовского

«Девятый вал»)?

Слайд 69Каспар Давид Фридрих «Гибель во льдах»


Слайд 70Уильям Тёрнер «Кораблекрушение»


Слайд 71Теодор Жерико «Сцена крушения»


Слайд 72Человек и природа: как отражает картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи»

взаимоотношения между человеком и природой?

Слайд 73Иван Айвазовский «Спокойное море»


Слайд 74
Утверждение самоценности духовно-творческой жизни личности, изображение сильных страстей, одухотворенной

и целительной природы


Слайд 75Романтизм в архитектуре
Вместо простоты и замкнутости архитектурной формы классицизма романтизм предлагает

сложный силуэт, богатство форм, свободу планировочного решения, в котором симметрия и другие формальные композиционные принципы теряют господствующее значение. Основной для него в архитектуре стала готика, которую старались приспособить к современным задачам. Художественные мотивы готики использовались уже в барокко, но только в XIX в. они получают большое распространение.

Слайд 76Архитектура эпохи романтизма


Слайд 77Чесменская церковь в Петербурге архитектор Юрий Фельтен


Слайд 78Лютеранская церковь в Петербурге


Архитектор Александр Брюллов

Слайд 79Воронцовский дворец в Ялте


Слайд 80О Воронцовском дворце
Уникальный памятник русской архитектуры эпохи романтизма первой половины XIX

в., построенный для видного военного государственного деятеля России графа (а впоследствии Светлейшего Князя) М. С. Воронцова, генерал-губернатора Новороссии.

Слайд 81Вокзал в Петергофе архитектор Николай Бенуа


Слайд 82Готическая капелла парк Александрия Петергоф архитектор Карл Шинкель


Слайд 83Романтизм в музыке

В музыке направление романтизма сложилось в 1820-е годы, развитие

его заняло весь XIX век. Композиторы романтики старались с помощью музыкальных средств выразить глубину и богатство внутреннего мира человека. Музыка становится более рельефной, индивидуальной. Получают развитие песенные жанры, в том числе баллада.
Композиторы-романтики большое внимание уделяли душевным переживаниям человека, стремились передать их с помощью доступных музыке средств выразительности. Музыка превратилась в поток чувств и страстей, она стала динамичной, развивающейся, влекущей за собой.
В этот период начали развиваться песенные жанры, появляются новые фортепианные жанры: экспромт, этюд, ноктюрн, прелюдия.
В России в русле романтизма работали А. А. Алябьев, М. И. Глинка, А.С.Даргомыжский, М.А.Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, М.П.Мусоргский, А.П.Бородин, Ц.А.Кюи, П. И. Чайковский

Слайд 84Немецкий романтизм
Германию можно считать страной классического романтизма. Здесь события Великой французской

революции были осознаны скорее в области идей. Общественные проблемы рассматривались в рамках философии, этики, эстетики. Воззрения немецких романтиков становятся всеевропейскими, оказывают влияние на общественную мысль, искусство других стран.

Слайд 85Немецкий романтизм. Периоды развития
1 этап - ранний (Йенский) - с 1795

до 1805 гг
В этот период была разработана эстетическая теория немецкого романтизма и созданные произведения Ф. Шлегеля и Новалиса. Учредителями школы йенского романтизма были братья Шлегели (Фридрих и Август).
Их дом на рубеже 18-19 вв. стал центром молодых непризнанных талантов. В круг иезуитских романтиков входили: поэт и прозаик Новалис, драматург Людвиг Тик, философ Фихте.

Слайд 86Немецкий романтизм. Периоды развития
2 этап - гейдельбергский - с 1806 до

1815 гг.
Центром романтического движения в этот период стал университет в г. Гейдельберг, где учились К. Брентано и Л.А. Арним, которые сыграли ведущую роль в романтическом движении на втором его этапе.
Гейдельбергские романтики посвятили себя изучению и сбору немецкого фольклора. В кружок гейдельбергских романтиков входили известные собиратели немецких сказок братья Гримм.

Слайд 87Немецкий романтизм. Периоды развития
3 этап - поздний романтизм - с 1815

до 1848 г. Центром романтического движения становится столица Пруссии - Берлин.
С Берлином связан самый плодотворный период в творчестве Э.Т.А. Гофмана, тут же вышла первая поэтическая книжка Г. Гейне. Однако в дальнейшем из-за широкого распространения романтизма по всей Германии и за ее пределами Берлин теряет свою ведущую роль в романтическом движении, поскольку возникает ряд локальных школ, а главное - проявляются такие яркие индивидуальности, как Бюхнер и Гейне, которые становятся лидерами в литературном процессе всей страны .

Слайд 88Ранний немецкий романтизм. Йенская школа.
Музей раннего романтизма в Йене
Кружок единомышленников

сложился в городе Йена.
Центром его стал знаменитый в то время Йенский университет.
Этот кружок получил в истории литературы название Йенской школы.
В него входили братья Шлегели – Фридрих и Август Вильгельм –Новалис, Л.Тик и др.


Слайд 89Ранний немецкий романтизм. Йенская школа.
Йенский университет имени Фридриха Шиллера, основан в 1558 г.


Слайд 90Ранний немецкий романтизм. Йенская школа.
ФРИДРИХ ШЛЕГЕЛЬ


Слайд 91Ранний немецкий романтизм. Йенская школа.
Новалис
Людвиг Иоганн Тик


Слайд 92Ранний немецкий романтизм. Йенская школа.
ШЕЛЛИНГ Фридрих Вильгельм


Слайд 93Эстетика Ф.Шлегеля


Слайд 94Эстетика Ф.Шлегеля
понятия:
НОВАЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА,
ПРОГРЕССИВНАЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ ПОЭЗИЯ,
КЛАССИЧЕСКОЕ,
РОМАНТИЧЕСКОЕ,
ИРОНИЯ,


ДВОЕМИРИЕ.
ЛИБЕРАЛЬНОСТЬ, ОСТРОУМИЕ, ЦИНИЗМ, РЕФЛЕКСИЯ, КРИТИКА

Слайд 95НОВАЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
культура непрерывно совершенствующаяся, соединяющая науку и искусство, поэзию и

философию, она проникнута духом критики и созидательности.
Универсальность понималась как способность поэта постичь мир в его целостности, видеть одно и то же явление под разными углами зрения. Мир раскрывается человеку через природу и искусство. И именно в искусстве можно преодолеть противоречия между частным и всеобщим, конечным и бесконечным.

Слайд 96ПРОГРЕССИВНАЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ ПОЭЗИЯ
поэзия вечно развивающаяся и принципиально незавершенная.
Романтическая поэзия –

это поэзия трансцендентальная, отражающая целостность и всеобщие свойства бытия, которые познаются интуитивно, и от него получающая свои формы и законы. Она призвана поэтизировать жизнь и, одновременно, сообщать жизненность поэзии.
Она соединяет поэзию и прозу, поэзию и философию, гениальность и критику.
Это поэзия, которая включает в себя спонтанное творчество и рефлексию по его поводу. Профессиональное творчество и непроизвольную "естественную" поэзию.

Слайд 97КЛАССИЧЕСКОЕ
Шлегель развел понятия классическое и классицистическое. После появления его трудов стали

классицистическое соотносить с классицизмом, а в понятие классическое вкладывать новый, созвучный современному смысл.
Классическое произведение – то, которое имеет ценность, интересно и понятно всегда и всем, независимо от времени, национальности, политического строя и т.п.
Оно проникнуто общечеловеческим духом, вечными вневременными проблемами. Примеры классических произведений, приводимые Шлегелем: "Божественная комедия" Данте, трагедии Шекспира, "Дон Кихот" Сервантеса, "Декамерон" Боккаччо и др.

Слайд 98РОМАНТИЧЕСКОЕ
впервые именно Шлегелем было сформулировано понятие романтическое в современном смысле этого

слова. Романтическое как особая эстетическая система со своим принципом подхода к художественному изображению действительности.
До Шлегеля под словом романтический подразумевалось:
литература на романских языках;
то, чего нет в действительности;
любовные истории;
все, что относится к роману как жанру.

Слайд 99РОМАНТИЧЕСКОЕ
Определяя более четко значение термина романтический, Шлегель разводит его с романом.

РОМАН – это художественное произведение, способное охватить самые разные грани действительности. Он соединяет красоту, истинность, нравственность и общественность. Идеальный роман для Шлегеля объединяет поэзию, критику и философию, все отдельные роды и жанры литературы, и рефлексию о самом себе.

Слайд 100Ф.Шлегель роман «Люцинда» (1799)


Слайд 101Доротея Шлегель
Антон Граф.
Портрет Доротеи Шлегель


Слайд 102Культ любви – важнейший составной элемент романтизма
Женщина и романтическое движение
Женщина как

источник вдохновения
Культ женщины в йенском кружке романьтиков
Каролина, жена Августа Шлегеля
Доротея Файт, жена Фридриха Шлегеля

Слайд 103Каролина Шлегель
 Доротея Каролина Альбертина Михаэлис
(1763 – 1809)
 Муза нескольких поэтов и мыслителей

эпохи романтизма.


Слайд 104Каролина Шлегель
1763 - родилась в Гёттингене — в семье профессора Гёттингенского университета 

Иоганна Давида Михаэлиса;
1784 - вышла замуж за друга юности,  врача Иоганна Франца Вильгельма Бёмера;
1785 - родился их первый ребёнок Август Бёмер; через два года дочь Тереза;
1788  - муж Каролины умер от инфекции, попавшей в рану; в августе 1788 года у неё родился сын Вильгельм, проживший лишь несколько недель;

Слайд 105Каролина Шлегель
1792 - «кокетливая молодая вдова», как себя называла Каролина, перебралась

с дочерью в Майнц, который был занят французской революционной армией под управлением Кюстина.
1793 - была провозглашена Майнцская республика, которая спустя три дня присоединилась к революционной Франции. В это время Каролина забеременела от 19-летнего лейтенанта Жана Батиста Дюбуа-Крансе. 
1793  - Каролина вместе с матерью покинула Майнц, но на следующий день была задержана в Оппенхайме прусскими военными и затем была арестована на основании её связей с лидерами майнцских якобинцев. 


Слайд 106Каролина Шлегель
 1793 - друзья, знакомые и родственники пытались добиться её освобождения;

брат обращается напрямую  к королю Фридриху Вильгельму II, и это принесло результат;
  После освобождения Каролина подвергалась в Германии как «легкомысленная» женщина и «демократка» общественному порицанию и дискриминации со стороны властей.
В Гёттингене был издан декрет о нежелательности появления Каролины.
На планировавшийся переезд в Дрезден был получен запрет. Даже старые друзья отвернулись от Каролины или подвергались давлению.

Слайд 107Каролина Шлегель
1796 - находясь в тяжёлом экономическом и социальном положении, Каролина вышла

замуж  за Августа Вильгельма Шлегеля;
спустя неделю супруги переехали в Йену, где были приняты местными академическими кругами;
совместная работа Каролины и Шлегеля над переводом сочинений Шекспира; 


Слайд 108Каролина Шлегель
1798 - в Йену прибыл философ Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг. Как

и Новалис и Людвиг Тик, он вскоре также стал частым гостем в доме Шлегелей. Между ним и Каролиной возникла любовная связь, к которой её супруг отнёсся спокойно;
1800 - Каролина тяжело заболела «нервной горячкой» (вероятно,тифом) и в течение шести недель находилась между жизнью и смертью;
1800 – умирает дочь Августа;

Слайд 109Каролина Шлегель
1803  - супруги Шлегели договорились развестись, и развод был оформлен;
 1803

года Каролина Шлегель вышла замуж за Фридриха Шеллинга в Мурхардте;
1809 - Каролина  умерла в Маульбронне, находясь в гостях у родителей Шеллинга, как и её дочь Августа, от дизентерии.


Слайд 110Фридрих Шеллинг


Слайд 111Новалис
НОВАЛИС 
(псевдоним Фридриха фон Гарденберга)
(1772—1801) — немецкий писатель, поэт, мистик,
один

из самых крупных представителей нем. романтизма.

Слайд 112Софи Кюн
17 марта 1794 года в доме ротмистра Йоханна фон Рокентина

Новалис познакомился с его падчерицей Софи фон Кюн, и по его собственному признанию, четверть часа определили всю его жизнь.
15 марта 1795 года Новалис обручился с 13-летней девушкой. Сохранилось мало сведений о ней. Некоторые современники упоминали завораживающий взор ее темных глаз. Известно также, что в судьбе девушки, страдающей от тяжелой легочной болезни, принимал участие Гете.

Слайд 113Софи Кюн
"Вечная дева не что иное, как вечное, женственное дитя… девушка, переставшая быть

истинным ребенком, — больше не Дева", — восхищался детским в ней Новалис.
Крупнейший исследователь Новалиса Ганс-Иоахим Мэль отметил, что мифический образ ребенка выступает в его творчестве, соединяя все мысли и чаяния поэта.
Вероятно, так и следует понимать отзыв Новалиса о Софи: "Она ничем не хочет быть — Она есть нечто".

Слайд 114Софи Кюн
Софи заболела и, несмотря на хирургическое вмешательство, умерла 19 марта

1797 года — через два дня после своего пятнадцатилетия.
После похорон Софи Новалис записал в своем дневнике: "У могилы мне пришла в голову мысль, что моею смертью я явлю человечеству пример верности до смерти. Я как бы сделаю возможной такую любовь".
После смерти возлюбленной Новалис постигает, что ее имя — Премудрость Божия. А София неразлучна с воскресшим Христом. Вот только для поэта тут скрывалась тайна или колебание: Христос ли ведет к нему Софию или София ведет Христа.

Слайд 115Софи Кюн
 Поэтическим воплощением этих воззрений стали
«Гимны к ночи»

 (1800), отдающие предпочтение таинственному мистическому царству ночи любви и веры перед миром здравого смысла и просвещенного разума. 

Слайд 116Новалис «Гимны к ночи» 
«Гимны к ночи» – одно из самых мистических

произведений романтизма, создавалось под влиянием смерти возлюбленной. Лирический герой с ужасом отворачивается от света, жизни и в неожиданных энергичных образах высказывает к ним отвращение.
Основная цель сочинения – воспеть ночь, которая предстает как многозначный символ. Ночь – это не только время суток, противоположное дню, это еще мир воображения, где всесильно слово поэта и может быть осуществлена мечта о счастье мистической любви.
Лирический герой исполнен мучительного, болезненного томления по ночи, под которой иносказательно подразумевается также мрак, царство потустороннего и даже смерть. Смерть – истинная сущность жизни, как ночь – истинная сущность дня. Ночь – родительница дня. Новалис стремился приучить читателей к мысли о ночи и смерти.


Слайд 117Роман "Гейнрих фон Офтердинген"
Роман создавался с 1799 года по 1801 и

остался незаконченным.
Издал роман после смерти Новалиса Людвиг Тик.
Произведение состоит из двух частей: «Ожидания» («Чаяния») и «Свершения». Вторая часть была Новалисом лишь намечена, ее содержание дано в изложении Л. Тика.

Слайд 118Роман "Гейнрих фон Офтердинген"
Название романа – имя легендарного поэта начала XIII

века, участника Вартбургского состязания миннезингеров, которого романтики считали автором «Песни о Нибелунгах», он победил знаменитого поэта Клингсора. Сочинение Новалиса – это первая попытка создания серьезного романтического романа, в нем нашла воплощение любимая идея писателя: искусство – это внедрение человека в природу и обратное внедрение природы в него.

Слайд 119Роман "Гейнрих фон Офтердинген"
В центре внимания автора – тема становления личности,

точнее – становление личности поэта, который был центральной фигурой в эстетике йенской школы.
История Генриха – это рассказ о том, как в мир вступает совершенно новая душа и как мир проходит сквозь эту душу. Роман был своеобразной полемикой с Гете: Новалис настаивал, чтобы его произведение печаталось тем же шрифтом, что и «Годы учения Вильгельма Мейстера».


Слайд 120Роман "Гейнрих фон Офтердинген"
Поскольку это философское сочинение, то события разворачиваются в

условном времени – это сказочное средневековье, но каких-то конкретных примет эпохи в нем нет, кроме рыцарей-крестоносцев и указаний на крестовые походы.
Персонажи романа являются воплощением определенных идей, это скорее герои- символы, чем реальные люди.
В основе романтической иронии лежит суждение о бесконечности процесса познания, поэтому незавершенность сочинения как нельзя лучше отразила представление автора об идеале.

Слайд 121Роман "Гейнрих фон Офтердинген"
Новалис обращается к глубоко первичной эпохе в истории

Германии (XIII век), когда закладывались начала немецкой национальной культуры. Писатель считал, что чем глубже мы погружаемся в первичное, тем ближе мы к будущему. Поэтому роман – это и созерцание давно минувшего и угадывание того, что предстоит, причем, прошлое и настоящее связаны между собой.

Слайд 122Роман "Гейнрих фон Офтердинген"
Начало произведения – сон Генриха: герой видит, как

он движется по лесу, горной реке и оказывается на поляне, где растет множество цветов, но юношу привлекает лишь один – Голубой цветок, в лепестках которого он видит чьи-то милые черты. Но сладостный сон прерывается: родители разбудили Генриха, для которого сон был неким чудесным явлением, поэтому возвращение к реальности его разочаровывает. Далее происходит разговор с родителями, затем Генрих с матерью отправляются в Аугсбург, на родину матери, чтобы навестить деда.

Слайд 123Роман "Гейнрих фон Офтердинген"
Основное содержание романа – это путешествие героя, который

проходит по символической дороге жизни, дороге становления.
Весь роман – это искание героем Голубого цветка, который стал символом немецкой романтической поэзии.
К постижению Голубого цветка его подготавливает путешествие, встречи и беседы с разными людьми: двигаются мать с сыном вместе с купцами, встречают рыцарей-крестоносцев, рудокопа, отшельника, который раскрывает перед Генрихом вещую книгу истории, на ее страницах юноша видит и себя.


Слайд 124Роман "Гейнрих фон Офтердинген"
Новалис стремился показать, как происходит становление поэта: это

обогащение опытом других людей, вбирание их знаний в себя.
К Голубому цветку Генриха приближает знакомство с поэтом Клингсором, любовь к его дочери Матильде, являющейся земным воплощением Голубого цветка.
Смерть возлюбленной и страдания тоже обогащают личность поэта. Во второй части романа Новалис планировал изобразить служение Генриха германскому императору.

Слайд 125Роман "Гейнрих фон Офтердинген"
В соответствии с утверждением Новалиса, что интересен только

индивидуум, в центре романа – образ поэта как исключительной личности.
Новалис подчеркивает, что Генрих «был рожден поэтом, его историческая роль заранее предопределена в пророческой книге, наставляющей героя в исполнении таинственной миссии души мира».
Последняя и высшая роль Генриха – избавлять природу и мир от зла.

Слайд 126Роман "Гейнрих фон Офтердинген"


Слайд 127Немецкий романтизм. Периоды развития
2 этап - гейдельбергский - с 1806 до

1815 гг.
Центром романтического движения в этот период стал университет в г. Гейдельберг, где учились К. Брентано и Л.А. Арним, которые сыграли ведущую роль в романтическом движении на втором его этапе.
Гейдельбергские романтики посвятили себя изучению и сбору немецкого фольклора. В кружок гейдельбергских романтиков входили известные собиратели немецких сказок братья Гримм.


Слайд 129университет в г. Гейдельберг, где учились К. Брентано и Л.А. Арним,

которые сыграли ведущую роль в романтическом движении на втором его этапе.

Слайд 130Клеменс Мария Брентано
(1778—1842) –
немецкий поэт романтической школы
 Свою разгульную

молодость описал в романе «ГОДВИ»,
1817 обратился в католичество, жил в монастыре, описывая видения стигматизированной монахини, Екатерины Эмерих.
В конце жизни сошел с ума. 

Слайд 131Клеменс Мария Брентано Биографическая справка
 в 1797 он несколько семестров изучал горное дело в Галле;
с 1798  изучал медицину в Йене. Вместо того чтобы 
завершить обучение в университете, он целиком посвятил себя литературному творчеству;
В Йене он познакомился с представителями  раннего 
романтизма (Фр. Шлегелем, И. Фихте и Л.

Тиком). 
Свои первые произведения Клеменс писал под влиянием 
литературных и теоретических произведений йенского 
раннего романтизма, прежде всего свой роман «Годви», 
который содержит также некоторые самые известные 
стихотворения  Брентано («Лорелея», «Голос издалёка», 
«Сидел рыбак в лодке»).


Слайд 132Клеменс Мария Брентано Биографическая справка
В 1801 в Гёттингене, где он числился 
студентом факультета философии, Брентано 
познакомился с Людвигом Ахимом фон 
Арнимом, с которым его вскоре связали узы 
тесной дружбы и совместно с которым он
в 1802 г. совершил длительное путешествие
 по Рейну. Во время него друзья услышали
 множество народных песен и загорелись 
желанием собрать их и издать.


Слайд 133Клеменс Мария Брентано Биографическая справка
После своей свадьбы с писательницей Софи Меро 
Брентано переехал в Гейдельберг, где вместе с Арнимом
выпускал газету и издал сборник  народных песен 
«Волшебный рог мальчика». Сборник оказал огромное влияние на немецкую лирическую поэзию. Его тексты 
положил на музыку Густав Малер.
С конца 1809 г. Клеменс Брентано жил в Берлине, где 
принимал участие в литературной жизни и работал
над своим  стихотворным эпосом «Баллады о венке из роз» 
и над также изданными только после его смерти «Сказками 
Рейна».


Слайд 134Людвиг Ахим фон Арним
Людвиг Ахим фон Арним
(1781 - 1831) — немецкий писатель, основной

представитель (вместе со своим другом К. Брентано) 
гейдельбергского романтизма.
Его жена Беттина 
(сестра Брентано) тоже была писателем.


Слайд 135Братья Гримм
Братья Гримм  — немецкие лингвисты и исследователи немецкой народной культуры. Собирали фольклор и опубликовали несколько сборников

под названием «Сказки братьев Гримм», которые стали весьма популярными.
Совместно с Карлом Лахманном и Георгом Фридрихом Бенеке считаются отцами-основателями германской филологии и германистики.
В конце жизни они занялись созданием первого словаря немецкого языка.


Слайд 136Сказки братьев Гримм
Белоснежка
Бременские музыканты
Волк и семеро козлят
Красная шапочка
Король-лягушонок
Сладкая каша
Дружба кошки и

мышки
Рапунцель
Соломинка, уголёк и боб
О рыбаке и его жене
Беляночка и Розочка
Умная Эльза
Госпожа Метелица
Чёрт с тремя золотыми волосами
Двенадцать братьев
Золушка

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика