Слайд 1ИМЕЙ СЕРДЦЕ, ИМЕЙ ДУШУ,
И БУДЕШЬ РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК ВО ВСЯКОЕ ВРЕМЯ
Слайд 2Человек не хочет быть цветком,
Даже если б светлая пчела
Из него умелым
хоботком
Сладость для грядущего брала.
Паучок волшебно тянет нить,
Слышит волк все шорохи во мгле-
Человек никем не хочет быть,
Только человеком на земле.
Спрашивал цветы и пауков,
Спрашивал зверей, какие есть:
Кто из вас, живущие, готов
В человечью шкуру нашу влезть.
Все качали головой подряд:
Дескать, лучше в поле иль дупле.
Ведь чертовски трудно, говорят,
Зваться человеком на земле.
Слайд 3Н. Бердяев:
«Бездонная глубь и необъятная ширь сочетается с какой-то низостью,
неблагородством, отсутствием достоинства. Бесконечная любовь к людям сочетается с человеконенавистничеством и жестокостью. Жажда абсолютной свободы мирится с рабской покорностью»
Слайд 4М.Задорнов:
«Мы удивительные люди! Хотим жить как все, при этом быть
непохожими на всех остальных. У нас безработица при нехватке рабочих рук. Мы сочувствуем умом, а голодаем сердцем. Робкие в быту, зато всегда герои на войне. Чтим погибших, недоплачиваем выжившим.
Мы всегда считаем себя умнее других, поэтому постоянно оказываемся в дураках. Мы в любой момент готовы простить тех, кто обидел, и тех, кому должны.
Ленивые, но энергичные. Устаём на отдыхе, отдыхаем на работе. Нам легче изобрести велосипед, чем отремонтировать дороги».
Слайд 8
Анализ таблицы показывает: практически всегда выбор Ивана Флягина идёт вразрез с
моральными нормами. Его высказывания доказывают это. Более того, каждый последующий эпизод делает героя ещё большим грешником. Жизнь его, построенная по принципу: “Чести своей никому не отдам”, неизбежно ведёт к гибели души (отказ от веры, убийства, готовность к самоубийству и так далее). Но почему же при чтении произведения возникает симпатия к герою или хотя бы понимание его? Более того, почему автор приводит такого великого грешника к православному смирению?
Слайд 9
Особенность текста такова, что в нём обилие вставных новелл, основа которых –
библейские мотивы. История сосланного семинариста, “самовольно повесившегося”, становится поводом для разговора о самом страшном смертном грехе – самоубийстве. Потом она логично переходит в историю о “прегорчающем пьянице-попике”, молившемся о самоубийцах. Вопрос о том, что есть грех вообще, рассматривается уже на конкретной судьбе человека, которому от рождения суждено прийти к Богу (“моленный сын, обещанный”). Приём сна – видение засечённого монашка – помогает осознать главную мысль автора: хождение по мукам, на которое обрекает себя герой, – расплата за гордость и нежелание принять Бога. Из-за этого видения монашка сменяются картинами ада и Страшного суда, которые преследуют героя, буквально. Понимание этого к герою приходит независимо от его воли и разума, как и приход в монастырь.
Слайд 10Для Ивана Флягина это единственный путь спасения, не случайно в малом
постриге он принимает имя Измаил, что значит “спасённый”. Собственно, герой сам определяет словами Якова-апостола, что может спасти человека от греха:
“Перво-наперво стань на колени. Колени у человека – первый инструмент: как на них падёшь, душа сейчас так и порхнёт вверх, а ты тут, в сём возвышении, и бей поклонов земных елико мощно, до изнеможения, и изнуряй себя постом, чтобы заморить, и дьявол как увидит твоё протягновение на подвиг, ни за что этого не стерпит и сейчас отбежит, потому что он опасается, как бы такого человека своими кознями ко Христу не привести”.
Символичная деталь, с которой начинается “бунт” героя, – “колени”, приводит его же к “Благому молчанию”, которое в тексте не просто икона, но и символ праведной жизни – смирение. Понимание христианской сущности исповеди героя помогает принять его преображение.
Слайд 11
"... Святая загадка праведной
лестницы заключается в том, что высокие ступени одухотворения вообще не достигаются без некоторых " падений ", вечное оплакивание подлинными и удостоверенными
" праведниками " " грехов своих " - не есть только присказка и не есть уничижение , а есть плач о подлинных, настоящих грехах.
Праведники наибольшие суть те, которые согрешили. Тогда их слово исполнится огнем правды, а сердце источается в любви к слабому, "братскому" в грехе ".
В.Розанов
Слайд 12Русский национальный характер в изображении писателя
Слайд 14Противоречивость характера Ивана Северьяныча Флягина:
Слайд 15Особенности русского национального характера в повести «Очарованный странник»
выходец из народа; добрый
русский богатырь;
ищет правду, смысл жизни;
«мне за народ помереть хочется»;
пытается воздействовать на окружающий мир;
типичный образ, вобравший в себя некоторые стороны исторической действительности;
Слайд 16
«Перед нами страна удивительных людей. Где ещё найдёшь таких праведников, умельцев,
чудаков? Но вся она застыла в очаровании, застыла в невыраженной красоте и святости своей и некуда ей деть себя. В ней есть удаль, есть размах, есть великое дарование, но всё дремлет, всё сковано, всё зачаровано…» (Из очерка «Очарованная Русь» Николая Лескова).
Слайд 18Эссе:
НУЖНЫ ЛИ СЕГОДНЯШНЕЙ РОССИИ ПРАВЕДНИКИ?