Слайд 1Александру Сергеевичу Пушкину
приходилось много путешествовать.
Слайд 2Почтовая станция — место остановки путников, где они могли отдохнуть и
поменять уставших лошадей.
Слайд 3Проезжая из Петербурга в село Михайловское, Пушкин около 13 раз останавливался
на почтовой станции Выра.
Слайд 4С 9 сентября по 20 октября 1830 года в имении Болдино
Пушкин создаёт «Повести покойного Ивана Петровича Белкина».
Слайд 5Цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» состоит из 5 повестей:
–
«Выстрел»;
– «Метель»;
– «Гробовщик»;
– «Станционный смотритель»;
– «Барышня-крестьянка».
Слайд 6Иван Петрович Белкин — это мнимый автор повестей. Но для того,
чтобы убедить читателей в реальности этого человека, в предисловии Пушкин повествует о жизни Белкина.
Слайд 8Пётр Андреевич Вяземский
(1792–1878 гг.)
Досадно слышать: «Sta viator!»
Иль, изъясняяся простей:
«Извольте ждать, нет
лошадей», —
Когда губернский регистратор,
Почтовой станции диктатор
(Ему типун бы на язык!),
Сей речью ставит вас в тупик.
Пётр Вяземский,
стихотворение «Станция»
Слайд 9Коллежский регистратор,
Почтовой станции диктатор.
Слайд 10Диктатор — правитель, пользующийся неограниченной властью.
Слайд 11Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто,
в минуту гнева, не требовал от них роковой книги, дабы вписать
в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим или, по крайней мере, муромским разбойникам?
Слайд 12Покою ни днём, ни ночью. Всю досаду, накопленную во время скучной
езды, путешественник вымещает на смотрителе. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут — а виноват смотритель. Входя в бедное его жилище, проезжающий смотрит на него как на врага; хорошо, если удастся ему скоро избавиться от непрошеного гостя; но если не случится лошадей?.. Боже! Какие ругательства, какие угрозы посыплются на его голову!
Слайд 13Автору интересны эти люди, «мирные, от природы услужливые, склонные к общежитию,
скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые».
Слайд 14Рассказчик, не скрывая чувства гордости, признаётся, что у него есть «приятели
из почтенного сословия смотрителей», а память
об одном из них особенно драгоценна ему.
Слайд 15Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого,
и его длинный зелёный сюртук с тремя медалями на полинялых лентах.
Слайд 16Путешественник поражён красотой Дуни, её большими голубыми глазами, манерами, которые были
похожи на манеры девицы благородного происхождения.
Слайд 17Маленькая кокетка со второго взгляда заметила впечатление, произведённое ею
на меня;
она потупила большие голубые глаза; я стал с нею разговаривать, она отвечала мне безо всякой робости, как девушка, видевшая свет.
Слайд 18…Это был точно Самсон Вырин; но как он постарел! Покамест собирался
он переписать мою подорожную, я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину – и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика.
Слайд 20Чего же ты боишься? Ведь его высокоблагородие
не волк и тебя
не съест.
Слайд 21Старик не снёс своего несчастья; он тут же слёг в ту
самую постель, где накануне лежал молодой обманщик. Теперь смотритель, соображая все обстоятельства, догадывался, что болезнь была притворная. Бедняк занемог сильной горячкою…
Слайд 22Ямщик, который вёз его, сказывал, что всю дорогу Дуня плакала, хотя,
казалось, ехала по своей охоте.
Слайд 23…Виноват перед тобою и рад просить у тебя прощения; но не
думай,
чтоб я Дуню мог покинуть: она будет счастлива, даю тебе честное слово. Зачем тебе её? Она меня любит; она отвыкла от прежнего своего состояния. Ни ты, ни она — вы не забудете того, что случилось.
Слайд 24Чего тебе надобно? — сказал он ему, стиснув зубы, — что
ты за мною всюду крадёшься, как разбойник? Или хочешь меня зарезать? Пошёл вон!» — и сильной рукою, схватив старика за ворот, вытолкнул его на лестницу.
Слайд 25В этом описании действий Минского — портрет хама, который не пощадил
чувств несчастного отца. Минский не умеет чтить людей по возрасту, он безбожен,
его жестокость, равнодушие и цинизм от душевной и духовной неразвитости.
Слайд 26Дуня, одетая со всею роскошью моды, сидела на ручке его кресел,
как наездница на своем английском седле. Она с нежностью смотрела
на Минского… Бедный смотритель! Никогда дочь его не казалась ему столь прекрасною.
Слайд 27Не её первую, не её последнюю сманил проезжий повеса, а там
подержал, да и бросил. Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою.
Слайд 28Почитай отца твоего и мать твою.
Слайд 31В повести «Станционный смотритель» Александр Пушкин, повествуя о трагической судьбе Самсона
Вырина, впервые поднимает тему «маленького человека».
Слайд 32«Маленький человек» — это литературный герой, который относится к среднему или
низшему социальному слою, он кроткий, скромный, с нежной и любящей душой, обладающий высокими моральными ценностями, чертами настоящей личности.
Слайд 33Пушкин создал образ «маленького человека» с большим сердцем, живущего в ненормальных
условиях сословно-чиновничьей России.
Это боль о человеке, которую Пушкин «прокричал» в условиях бесчеловечной общественной системы, где ни отцу, ни дочери, ни Минскому даже не приходит в голову простая человеческая мысль о том, что всем можно встречаться и быть счастливыми, то есть «жить по закону Господнему».
Слайд 34Самсон Вырин — человек, унижаемый представителями более высоких чинов, но полностью
сохранивший чувство достоинства.
Слайд 35Писатель выступает в защиту маленького человека, бесправного, униженного и оскорблённого, доведённого до отчаяния.
Слайд 36Наряду с темой «маленького человека» Александр Сергеевич поднимает в повести и
тему «блудных детей».
Слайд 38Сергей Соловьёв
(1944 г.)
В 1972 году режиссёр Сергей Соловьёв снял фильм «Станционный
смотритель».
Слайд 39Музей литературного героя
«Домик станционного смотрителя». Открыт в 1972 году.