Слайд 1ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ПЬЕСЕ
А.Н. ОСТРОВСКОГО «БЕСПРИДАННИЦА».
1.Поразмышляйте над вопросами «Если бы
Лариса осталась жива…» Каким вам видится возможное будущее героини? В чём актуальность пьесы А.Н. Островского «Бесприданница»? Что в ней особенно созвучно нашему времени?
2. Составьте три синквейна о героях пьесы:
Лариса Дмитриевна Огудалова,
Сергей Сергеевич Паратов,
Юлий Капитонович Карандышев.
.
Слайд 2СХЕМА СОСТАВЛЕНИЯ СИНКВЕЙНА (пятистрочия)
1.Тема синквейна (Лариса Дмитриевна Огудалова, Сергей Сергеевич Паратов,
Юлий Капитонович Карандышев).
2. Три-четыре прилагательных, характеризующих тему (героев) синквейна.
3. Три-четыре глагола, характеризующих тему (героев) синквейна.
4. Высказывание (цитата из текста пьесы), характеризующее тему (героев) синквейна.
5. ОДНО СЛОВО, характеризующее тему (героев) синквейна.
ОБРАЗЕЦ
1.Евгений Онегин
2.Разочарованный-опустошенный-умный-тоскующий
3.Тосковал-страдал-чувствовал-скитался-осознал
4.«Имел он счастливый талант Без принужденья в разговоре Коснуться до всего слегка, С ученым видом знатока Хранить молчанье в важном споре И возбуждать улыбку дам Огнем нежданных эпиграмм» (Роман «Евгений Онегин». Глава 1).
5. Индивидуалист
.
Слайд 3ПЬЕСА А.Н. ОСТРОВСКОГО «БЕСПРИДАННИЦА».
Основная проблематика, действующие лица, художественное своеобразие.
Быт
и нравы города Бряхимова
Упраздняется человечность, упраздняется то,
что сообщает жизни её цену и смысл.
А.Н. Островский.
Слайд 4Пьеса А.Н. Островского «Бесприданница».
Быт и нравы города Бряхимова.
Упраздняется человечность,
упраздняется то,
что сообщает жизни её цену и смысл.
А.Н. Островский.
ПЕРВАЯ ПУБЛИКАЦИЯ В ЖУРНАЛЕ
«ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЗАПИСКИ» (1879, № 1)
Слайд 5В 70-е годы Островский занимал должность почётного мирового судьи в Кинешемском
уезде. Участие в процессах и знакомство с криминальной хроникой помогало ему находить новые темы для произведений. Исследователи предполагают, что сюжет «Бесприданницы» был подсказан самой жизнью: одним из громких дел, всколыхнувшим весь уезд, стало убийство жителем Кинешмы Иваном Коноваловым своей молодой жены.
Приступая в ноябре 1874 года к новому сочинению, драматург сделал пометку: «Опус 40». Работа шла медленно; параллельно с «Бесприданницей» Островский написал и издал ещё несколько произведений.
.
Слайд 6Осенью 1878 года пьеса была закончена. В те дни драматург сообщил
одному из знакомых актёров: «Пьесу свою я уже читал в Москве пять раз, в числе слушателей были лица и враждебно расположенные ко мне, и все единогласно признали «Бесприданницу» лучшим из всех моих произведений».
Слайд 8В ОБЛИКЕ КИНЕШМЫ УГАДЫВАЮТСЯ ЧЕРТЫ ГОРОДА БРЯХИМОВА
Слайд 10Пьеса А.Н. Островского «Бесприданница».
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Харита Игнатьевна Огудалова, вдова средних лет;
одета изящно, но смело и не по летам.
Лариса Дмитриевна, ее дочь, девица; одета богато, но скромно. Мокий Парменыч Кнуров, из крупных дельцов последнего времени, пожилой человек, с громадным состоянием.
Василий Данилыч Вожеватов, очень молодой человек, один из представителей богатой торговой фирмы; по костюму европеец. Юлий Капитоныч Карандышев, молодой человек, небогатый чиновник.
Сергей Сергеич Паратов, блестящий барин, из судохозяев, лет за 30.
Робинзон.
Гаврило, клубный буфетчик и содержатель кофейной на бульваре. Иван, слуга в кофейной. вой..
Слайд 111. Прочитайте I-II явление первого действия (диалог буфетчика Гаврилы и слуги
Ивана, а также разговор Кнурова и Вожеватова), являющиеся экспозицией пьесы. В чём значение этой экспозиции? О чём мы узнаём из разговоров Гаврилы и Ивана, Кнурова и Вожеватова?
Какими предстают в пьесе господа Кнуров и Вожеватов? Как они относятся к людям? Что для них в жизни главное?
Слайд 12
ВОЖЕВАТЫЙ (НАРОД) – ОБХОДИТЕЛЬНЫЙ, ВЕЖЛИВЫЙ, ДЕЛИКАТНЫЙ
Василий Данилыч Вожеватов, друг детства Ларисы;
молодой человек, один из представителей богатой торговой фирмы; по костюму европеец.
Слайд 13МОКИЙ ПАРМЕНЫЧ КНУРОВ, из крупных дельцов последнего времени, пожилой человек, с
громадным состоянием; происходит от диалектного слова
«КНУР» – «БОРОВ, ХРЯК, КАБАН».
Слайд 15ЮЛИЙ КАПИТОНЫЧ КАРАНДЫШЕВ, молодой человек, небогатый чиновник. ЮЛИЙ — имя знаменитого
римского императора Цезаря, Капитон — от латин. КАПИТОС — голова, Карандышев — от слова КАРАНДЫШ — недоросток, коротышка, человек с непомерными и ничем не обоснованными претензиями;амбиция — ключевое слово к объяснению личности.
Слайд 162. Как воспринимают персонажи пьесы Ларису Огудалову? Охарактеризуйте её (внешность, увлечения,
жизненные ценности, особенности поведения и отношения к окружающим). Как она относится к своему жениху - Карандышеву? Понимают ли они друг друга (4 явл. I действия, 6явл. II действия)
Слайд 172. Как Лариса относится к своему жениху - Карандышеву? Понимают ли
они друг друга (I действия 4 явл., II действия 6 явл.)
Слайд 19ОБРАЗ ПАРАТОВА
(5-7 явл. I действия).
В чём противоречивость этого человека?
Что он сам говорит о своих жизненных планах и ценностях? Как и почему воспринимает известие о замужестве Ларисы? Зачем возит с собой Робинзона и почему это вызывает зависть Кнурова и Вожеватова?
Слайд 20Что значит для Ларисы «идеал мужчины»? Какой случай с Паратовым она
приводит, чтобы раскрыть это понятие? (4 явл. II действия)?
Близок ли вам такой идеал?
Слайд 225.Образ Карандышева в пьесе. Охарактеризуйте героя: социальное положение, жизненные цели и
ценности, отношение к Ларисе и окружающим, душевные особенности. Зачем он женится на бесприданнице? почему и слышать не хочет об отъезде с Ларисой в деревню (см.6 явл. II действия)?
III действие Зачем Карандышев устраивает праздничный вечер и приглашает людей, ненавистных ему? В чём смысл тоста, произнесённого им в 13 явлении?
Слайд 23Синквейн о героях произведения.
На первой строчке записывается одно слово – тема
синквейна.
На второй строчке надо написать 3-4 прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке – 3-4 глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого студент высказывает свое отношение к теме. Это может быть 1) предложение из записей, сделанных на занятии, 2) цитата из произведения изучаемого автора, 3) составленная студентом фраза в контексте темы.
Последняя (пятая) строчка – это одно (два) слово-вывод, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.
Слайд 24 6.Зачем Паратов укоряет Ларису (см.8 явл. II действия)? Есть ли
её вина перед ним? Почему Паратов так возненавидел Карандышева (см.9-11явл. II действия) и как задумал его проучить (III действие,4-8 явл. - пересказ)? Что общего в этих людях, кажущихся противоположностями?
Слайд 258. Какая роль отводится на вечере Робинзону (10явл. III действия)?Как вы
оцениваете поведение Ларисы на вечере, её отношение к жениху и Паратову? Какой романс и почему поёт она по просьбе Паратова (11явл. III действия)? В 12 явл. III действия по ролям прочитайте диалог Паратова и Ларисы. Можете ли вы оправдать побег Ларисы с Паратовым или считаете это предательством?
Слайд 269. Прочитайте монолог Карандышева (14 явл. III действия). Какие чувства вызывает
у вас герой в этой сцене: сострадание, жалость, презрение? Можно ли говорить о его нравственном прозрении?
Слайд 2711. В 7явл. по ролям прочит. диалог Паратова и Ларисы. Что
нового она вдруг открывает в Паратове? Что задумали Кнуров и Вожеватов? (5явл.).
12. Проанализируйте поведение Ларисы в 8-9 явл. Прочитайте её монолог в 9явл. Что происходит с её душой? Какие черты характера героини с особой силой проявились здесь?
Слайд 2813. Проанализируйте 10-11явл. – финал пьесы. Как вы думаете, этот финал
светлый и очищающий или от него веет ужасом и безнадёжностью? См. в учебнике с.149
Слайд 29ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ПЬЕСЕ
А.Н. ОСТРОВСКОГО «БЕСПРИДАННИЦА».
1.Поразмышляйте над вопросами «Если бы
Лариса осталась жива…» Каким вам видится возможное будущее героини? В чём актуальность пьесы А.Н. Островского «Бесприданница»? Что в ней особенно созвучно нашему времени?
2. Составьте три синквейна о героях пьесы:
Лариса Дмитриевна Огудалова,
Сергей Сергеевич Паратов,
Юлий Капитонович Карандышев.
.
Слайд 30СХЕМА СОСТАВЛЕНИЯ СИНКВЕЙНА (пятистрочия)
1.Тема синквейна (Лариса Дмитриевна Огудалова, Сергей Сергеевич Паратов,
Юлий Капитонович Карандышев).
2. Три-четыре прилагательных, характеризующих тему (героев) синквейна.
3. Три-четыре глагола, характеризующих тему (героев) синквейна.
4. Высказывание (цитата из текста пьесы), характеризующее тему (героев) синквейна.
5. ОДНО СЛОВО, характеризующее тему (героев) синквейна.
ОБРАЗЕЦ
1.Евгений Онегин
2.Разочарованный-опустошенный-умный-тоскующий
3.Тосковал-страдал-чувствовал-скитался-осознал
4.«Имел он счастливый талант Без принужденья в разговоре Коснуться до всего слегка, С ученым видом знатока Хранить молчанье в важном споре И возбуждать улыбку дам Огнем нежданных эпиграмм» (Роман «Евгений Онегин». Глава 1).
5. Индивидуалист
.