Слайд 1Потомок Акакия Акакиевича или новый тип героя русской литературы?
“Маленький человек” Ф.
М. Достоевского
Слайд 2Этапы работы над проектом
Составление плана деятельности;
Обсуждение возможных источников информации;
Поиск определения типа
в словаре;
Выявление сходств и отличий с гоголевской традицией изображения “м. ч”;
Работа с ономастическими материалами;
Определение роли Вареньки в преображении “Акакия Акакиевича” Достоевского;
Выяснение отношения автора к герою;
Выводы.
Слайд 3“Маленький человек” — это
обозначение довольно разнородных героев, объединяемых тем, что они
занимают одно из низших мест в социальной иерархии и что это обстоятельство определяет их психологию и общественное поведение (приниженность, соединенная с ощущением несправедливости, уязвленной гордостью).
(ЛЭС)
Слайд 4“Все мы вышли из “Шинели” Гоголя…”
Ф. М. Достоевский
Федор Михайлович Достоевский -
один из крупнейших писателей второй половины 19-го века, который посвятил свои произведения проблеме “униженных и оскорбленных” людей (“Бедные люди” 1846 г., “Белые ночи” 1848 г., “Униженные и оскорбленные” 1861 г., “Преступление и наказание” 1866 г., “Идиот” 1868 - 1869 г. г.), центральным персонажем которых является “маленький человек”.
Слайд 5Макар Девушкин как продолжение гоголевской традиции: сходства и отличия
Д. Чалый:
«Первый роман Достоевского «Бедные люди» всецело посвящен жизни «маленького человека». Роман является как бы продолжением истории Самсона Вырина и Акакия Акакиевича Башмачкина».
Слайд 6Критики 1840-х годов, обратив внимание на историко-генетическую связь «Бедных людей» с
повестью «Шинель» Николая Васильевича Гоголя, отметили, что литературным прототипом Макара Девушкина послужил Акакий Акакиевич — главный герой повести. В одном из писем Вареньке, рассказывая о страхе осуждения окружающими, Девушкин пишет: «…По мне все равно, хоть бы и в трескучий мороз без шинели и без сапогов ходить, я перетерплю и все вынесу… но что люди скажут? Враги-то мои, злые-то языки эти все что заговорят, когда без шинели пойдешь?»
Макар Девушкин как продолжение гоголевской традиции: сходства и отличия
Слайд 7Макар Девушкин как продолжение гоголевской традиции: сходства и отличия
В отличие от
Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевский раскрывает внутренний мир своего героя перед читателями, обнажает его переживания. Главное открытие Достоевского в том, что он впервые обращает внимание на просыпающееся самосознание «маленького человека». Отказавшись от сатиры, он придает этому типу сложный психологический рисунок.
Слайд 8Макар Девушкин как продолжение гоголевской традиции: сходства и отличия
Макар Девушкин, как
и герой Н. В. Гоголя, занимает низкооплачиваемую, далеко не почетную должность: это мелкий чиновник средних лет, у которого нет шансов сделать карьеру; он жалок с точки зрения окружающих его людей. Но, в отличие от Акакия Акакиевича, в его мыслях — забота о близких, стремление помочь им, несмотря на снедающую его бедность.
Слайд 9Макар Девушкин как продолжение гоголевской традиции: сходства и отличия
Различия между героями
проявляются и на ономастическом уровне:
имя Акакий означает “не делающий зла”; фамилия Башмачкин — предметная: это забитый, бессловесный герой, не способный отстоять свою честь;
имя Макар — “счастливый, блаженный”; фамилия Девушкин — личностная, “живая”: это герой с тонкой, глубокой натурой, способный на самопожертвование, рефлексию.
Слайд 10Роль Вареньки в преображении “Акакия Акакиевича” Достоевского
Макар Девушкин влюблен в Вареньку
Доброселову, и это чувство — любовь — придает его жизни особый смысл, наполняет ее радостью и горем.
Варенька словно “оживила” героя, вернула ему чувство к жизни. Он открывает в себе новые таланты, меняет свое отношение к самому себе, забывает о своих бедах. Помогая Вареньке, он жертвует всем своим состоянием во имя любви к ней. Так “Маленький человек” у Достоевского становится чем-то бóльшим, чем гоголевский герой.
Слайд 11Отношение Ф. М. Достоевского к своему “маленькому человеку”
Писатель считал, что «маленький
человек» не заслуживает такого обращения, какое показано во многих произведениях, «Бедные люди» — это был первый роман в русской литературе, где «маленький человек» заговорил сам. Достоевский изображает «маленького человека» как личность более глубокую, чем Самсон Вырин и Акакий Акакиевич.
Слайд 12Отношение Ф. М. Достоевского к своему “маленькому человеку”
Показательно то, что автор
использует дневниковую запись для раскрытия образа Макара Девушкина: мелкий чиновник представляет нам исповедь своей большой души. Достоевский позволяет своему герою самоутвердиться посредством его помощи Вареньке: он больше не бедняк, ищущий деньги на пропитание. Автор романа вкладывает в свое произведение гуманистический пафос: каждый человек - Человек!
Слайд 13Выводы
• Макар Девушкин не смешная, а скорее трагическая фигура. Он впервые
осознает себя «маленьким человеком», задумывается над своей жизнью, начинает анализировать свои чувства.
• Достоевский внес новое в образ «маленького человека»: он показал новые возможности подхода к этому литературному типу. Усвоение пушкинских и гоголевских традиций позволило Достоевскому уделить не столько развитию уже известного типа, сколько его углублению. Девушкин, оставаясь еще униженным и бесправным, научился мыслить, анализировать свои переживания, любить и страдать, т. е. стал человеком.
Слайд 14Список литературы
ЛЭС
Альтман М. С. Достоевский. По вехам имен. — Саратов: Издательство
Саратовского университета, 1975. — с. 12 - 14
Накамура К. Словарь персонажей произведений Ф. М. Достоевского. — Санкт-Петербург: Гиперион, 2011. — с. 10 - 17
Сараскина Л. И. Достоевский. — 2-е изд.. — Москва: Молодая гвардия, 2013. — с. 26 - 29
Фридлендер Г. М. Примечания // Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений в тридцати томах / под ред. Г. М. Фридлендера. — Ленинград: Наука, 1972. — Т. 1. — с. 468 - 474
Щенников Г. К. Бедные люди // Достоевский: Сочинения, письма, документы: Словарь-справочник / под ред. Г. К. Щенникова и Б. Н. Тихомирова. — Санкт-Петербург: Издательство «Пушкинский Дом», 2008. — с. 89 - 96; 110 - 117.