Потомок Акакия Акакиевича или новый тип героя русской литературы? “Маленький человек” Ф. М. Достоевского презентация

Содержание

Слайд 1Потомок Акакия Акакиевича или новый тип героя русской литературы?
“Маленький человек” Ф.

М. Достоевского

Слайд 2Этапы работы над проектом
Составление плана деятельности;
Обсуждение возможных источников информации;
Поиск определения типа

в словаре;
Выявление сходств и отличий с гоголевской традицией изображения “м. ч”;
Работа с ономастическими материалами;
Определение роли Вареньки в преображении “Акакия Акакиевича” Достоевского;
Выяснение отношения автора к герою;
Выводы.


Слайд 3“Маленький человек” — это

обозначение довольно разнородных героев, объединяемых тем, что они

занимают одно из низших мест в социальной иерархии и что это обстоятельство определяет их психологию и общественное поведение (приниженность, соединенная с ощущением несправедливости, уязвленной гордостью).
(ЛЭС)

Слайд 4“Все мы вышли из “Шинели” Гоголя…”
Ф. М. Достоевский
Федор Михайлович Достоевский -

один из крупнейших писателей второй половины 19-го века, который посвятил свои произведения проблеме “униженных и оскорбленных” людей (“Бедные люди” 1846 г., “Белые ночи” 1848 г., “Униженные и оскорбленные” 1861 г., “Преступление и наказание” 1866 г., “Идиот” 1868 - 1869 г. г.), центральным персонажем которых является “маленький человек”.

Слайд 5Макар Девушкин как продолжение гоголевской традиции: сходства и отличия
Д. Чалый:

«Первый роман Достоевского «Бедные люди» всецело посвящен жизни «маленького человека». Роман является как бы продолжением истории Самсона Вырина и Акакия Акакиевича Башмачкина».

Слайд 6Критики 1840-х годов, обратив внимание на историко-генетическую связь «Бедных людей» с

повестью «Шинель» Николая Васильевича Гоголя, отметили, что литературным прототипом Макара Девушкина послужил Акакий Акакиевич — главный герой повести. В одном из писем Вареньке, рассказывая о страхе осуждения окружающими, Девушкин пишет: «…По мне все равно, хоть бы и в трескучий мороз без шинели и без сапогов ходить, я перетерплю и все вынесу… но что люди скажут? Враги-то мои, злые-то языки эти все что заговорят, когда без шинели пойдешь?»


Макар Девушкин как продолжение гоголевской традиции: сходства и отличия


Слайд 7Макар Девушкин как продолжение гоголевской традиции: сходства и отличия
В отличие от

Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевский раскрывает внутренний мир своего героя перед читателями, обнажает его переживания. Главное открытие Достоевского в том, что он впервые обращает внимание на просыпающееся самосознание «маленького человека». Отказавшись от сатиры, он придает этому типу сложный психологический рисунок.



Слайд 8Макар Девушкин как продолжение гоголевской традиции: сходства и отличия

Макар Девушкин, как

и герой Н. В. Гоголя, занимает низкооплачиваемую, далеко не почетную должность: это мелкий чиновник средних лет, у которого нет шансов сделать карьеру; он жалок с точки зрения окружающих его людей. Но, в отличие от Акакия Акакиевича, в его мыслях — забота о близких, стремление помочь им, несмотря на снедающую его бедность.


Слайд 9Макар Девушкин как продолжение гоголевской традиции: сходства и отличия


Различия между героями

проявляются и на ономастическом уровне:
имя Акакий означает “не делающий зла”; фамилия Башмачкин — предметная: это забитый, бессловесный герой, не способный отстоять свою честь;
имя Макар — “счастливый, блаженный”; фамилия Девушкин — личностная, “живая”: это герой с тонкой, глубокой натурой, способный на самопожертвование, рефлексию.

Слайд 10Роль Вареньки в преображении “Акакия Акакиевича” Достоевского
Макар Девушкин влюблен в Вареньку

Доброселову, и это чувство — любовь — придает его жизни особый смысл, наполняет ее радостью и горем.
Варенька словно “оживила” героя, вернула ему чувство к жизни. Он открывает в себе новые таланты, меняет свое отношение к самому себе, забывает о своих бедах. Помогая Вареньке, он жертвует всем своим состоянием во имя любви к ней. Так “Маленький человек” у Достоевского становится чем-то бóльшим, чем гоголевский герой.

Слайд 11Отношение Ф. М. Достоевского к своему “маленькому человеку”
Писатель считал, что «маленький

человек» не заслуживает такого обращения, какое показано во многих произведениях, «Бедные люди» — это был первый роман в русской литературе, где «маленький человек» заговорил сам. Достоевский изображает «маленького человека» как личность более глубокую, чем Самсон Вырин и Акакий Акакиевич.

Слайд 12Отношение Ф. М. Достоевского к своему “маленькому человеку”

Показательно то, что автор

использует дневниковую запись для раскрытия образа Макара Девушкина: мелкий чиновник представляет нам исповедь своей большой души. Достоевский позволяет своему герою самоутвердиться посредством его помощи Вареньке: он больше не бедняк, ищущий деньги на пропитание. Автор романа вкладывает в свое произведение гуманистический пафос: каждый человек - Человек!


Слайд 13Выводы
• Макар Девушкин не смешная, а скорее трагическая фигура. Он впервые

осознает себя «маленьким человеком», задумывается над своей жизнью, начинает анализировать свои чувства.
• Достоевский внес новое в образ «маленького человека»: он показал новые возможности подхода к этому литературному типу. Усвоение пушкинских и гоголевских традиций позволило Достоевскому уделить не столько развитию уже известного типа, сколько его углублению. Девушкин, оставаясь еще униженным и бесправным, научился мыслить, анализировать свои переживания, любить и страдать, т. е. стал человеком.


Слайд 14Список литературы
ЛЭС
Альтман М. С. Достоевский. По вехам имен. — Саратов: Издательство

Саратовского университета, 1975. — с. 12 - 14
Накамура К. Словарь персонажей произведений Ф. М. Достоевского. — Санкт-Петербург: Гиперион, 2011. — с. 10 - 17
Сараскина Л. И. Достоевский. — 2-е изд.. — Москва: Молодая гвардия, 2013. — с. 26 - 29
Фридлендер Г. М. Примечания // Ф. М. Достоевский. Полное собрание сочинений в тридцати томах / под ред. Г. М. Фридлендера. — Ленинград: Наука, 1972. — Т. 1. — с. 468 - 474
Щенников Г. К. Бедные люди // Достоевский: Сочинения, письма, документы: Словарь-справочник / под ред. Г. К. Щенникова и Б. Н. Тихомирова. — Санкт-Петербург: Издательство «Пушкинский Дом», 2008. — с. 89 - 96; 110 - 117.



Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика