Поиск путей и преодоления препятствий, которые вызывают затруднение понимания романа А. Лиханова Непрощенная презентация

Содержание

АКТУАЛЬНОСТЬ РАБОТЫ: проблема нравственного выбора человека всегда злободневны, независимо от эпохи. Кроме того, чтение книги всегда связано

Слайд 1КОГОБУ «Вятская гуманитарная гимназия
с углубленным изучением английского языка»
Простить – значит

понять, или Герменевтика
как способ понимания текста «для себя»
(по роману А. Лиханова «Непрощенная»)

Автор работы-
Корчёмкина Елизавета,
гимназистка 9 «А» класса
КОГОБУ «Вятская гуманитарная гимназия
с углубленным изучением английского языка»

Руководитель-
Бузанакова Галина Вадимовна, к.п.н.,
учитель русского языка и литературы
КОГОБУ «Вятская гуманитарная гимназия
с углубленным изучением английского языка»


Киров, 2014


Слайд 2АКТУАЛЬНОСТЬ РАБОТЫ: проблема нравственного выбора человека всегда злободневны, независимо

от эпохи. Кроме того, чтение книги всегда связано с получением нравственных уроков, которые мы извлекаем из них.

ПРОБЛЕМА, которую мы решаем в данной работе, связана с нравственным выбором героини произведения, и выбором автора исследования, связанным с ключевым вопросом: прощать или не прощать героиню?

КЛЮЧЕВОЙ ВОПРОС: умею ли преодолевать жизненные невзгоды и способна ли я понять и простить другого?

Слайд 3
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: поиск путей и преодоления препятствий, которые вызывают затруднение понимания

текста «Непрощенная», заставляют размышлять, понимать глубинный смысл произведения.


ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: «маленький роман»
А. Лиханова «Непрощенная».


ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: эпизоды романа, вызывающие препятствие в понимании смысла произведения.

Слайд 4ЗАДАЧИ
1. Прочитать «маленький» роман А.А. Лиханова «Непрощенная».

2. Определить направления анализа текста

в свете герменевтики как науки толкования текста «для себя».

3. Выделить эпизоды произведения, которые требуют
не только «спонтанного» понимания текста, но
и более глубокого толкования смысла.

4. Найти примеры в литературе и других видах искусства, помогающие точности и глубине толкования конкретных эпизодов романа.

Слайд 5ГЕРМЕНЕВТИКА КАК НАУКА О ПОНИМАНИИ
Герменевтика – «понимание чужой индивидуальности» при

столкновении с чужой культурой.

ПРЕПЯТСТВИЯ, ЗАТРУДНЯЮЩИЕ
ПОНИМАНИЕ ТЕКСТА

Время

Эпоха

Культурная пропасть

Мировоззренческая пропасть


Слайд 6Первое мыслительное действие:
чтение и вынесение общего суждения о прочитанном

довоенной жизни девочки Алёнушки;
начале войны и первых потерях любимых людей;
каторжных работах в концлагере, смерти мамы;
роли Вилли в судьбе Алёнушки;
трудном выборе, вставшем перед девочкой;
изолированной жизни героини в Германии;
горестном возвращении девушки домой…

Слайд 7Второе мыслительное действие:
использование историко-культурного и контекстуального анализа, или Рассказ о

прошлом-
с обращением к современному и будущему


Альберт Анатольевич Лиханов –
известный российский писатель, публицист,
с 1987 председатель Российского детского фонда.

Роман «Непрощенная», вышедший в 2013 году, своеобразно продолжает цикл романов о разных судьбах
и разных характерах русских подростков.
Автор посвятил произведение «малолетним узникам фашистских концлагерей».


Слайд 8Третье мыслительное действие:
вычленение структурных элементов, необходимых
для понимания смысла текста



ДОМ
ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ
ДУШИ

Тот, кто сумел построить свой Дом на прочном основании, тому не страшны разные бури, неизбежные в течение жизни. Без прочного основания дом устоять не может: «…и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» .
(«Библия», «Нагорная проповедь»)
Алёне не удалось построить крепкий фундамент собственного Дома: ей было только 12 лет, когда началась война. Героиня не успела ещё сформироваться ни нравственно, ни физически, поэтому многое в её фундаменте ещё не устоялось, а подсказать и помочь оказалось некому: война сделала Алёнушку сиротой.


Слайд 9«Утоли моя печали»
«Суд праведный судите, милость и

щедроты творите кийждо искреннему своему; вдовицу и сиру не насильствуйте и злобу брату своему
в сердце не творите».

Я зажгу свою лампаду Перед образом святым. Утоли моя печали. Помоги рабом Твоим.
О Владычице святая, Сердце рвётся к небесам, Сердцем слышу, Всеблагая, Шлешь Ты помощь Свою нам.
Будто зорька заблистала... Будто близится рассвет... Сила зла уж меньше стала, И отчаянья уж нет.
И яснее мысли стали Пред иконою Твоей, Утоли моя печали Благодатию Своей.


Слайд 10 1. Знание основных тем творчества А. Лиханова,
его биографии, направлений общественной

деятельности позволило «вычитать» нравственные уроки милосердия и прощения в романе «Непрощенная», понять озабоченность Лиханова-гражданина судьбами современных подростков, несмотря на то, что в основе повествования нового романа писателя – события семидесятилетней давности.


Четвертое мыслительное действие:
итоговое суждение о смысле и ценности произведения


Слайд 11Четвертое мыслительное действие:
итоговое суждение о смысле и ценности произведения

2. Остановки

про затруднении понимания смысла (икона «Утоли моя печали», слово «Дом») помогли глубокому проникновению в текст и пониманию того, что каждый человек с юных лет обязан заботиться о своем внутреннем доме, который находится внутри нас, укреплять его фундамент, то есть усваивать нравственные основы и законы бытия, что суметь выстоять во время жизненных невзгод.


Слайд 12Четвертое мыслительное действие:
итоговое суждение о смысле и ценности произведения
3. Умение

прощать себя и окружающих – способность двигаться дальше. Жестокосердие не способствует улучшению жизни. Относиться к людям нужно так, как хотелось бы, чтобы они относились к тебе: понимать, прощать, быть милосердным. Помнить, что жизнь может поставить любого в такие условия, когда и ему потребуются
и сострадание, и милосердие, и понимание.


Прощение – примирение сердцем.(В. Даль)


Слайд 13Четвертое мыслительное действие:
итоговое суждение о смысле и ценности произведения

4. Автор

работы уверен, что использование герменевтических приемов глубокого проникновения в текст способствует изменению статистики международных исследований PISА, касающихся умения читать текст российским школьникам.

Слайд 14 Автор исследования благодарит автора романа за произведение, которое учит мыслить, сострадать,

уметь находить в себе силы прощать себя
и окружающих.






Автор работы благодарит учителя литературы
Бузанакову Галину Вадимовну за помощь в работе над исследованием, поиске путей прочтения сложного текста.

Слайд 15Простить – значит двигаться дальше.
Нет такой вины, чтоб не было малейшего

прощения.

Все грешны, все прощения ждут. Да будет милостив ваш суд.

Уметь прощать – значит быть милосердным.

Простить – это дать надежду другому
изменить положение вещей.

Прощение – примирение сердцем.(В. Даль)


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика