Поэзия серебряного века презентация

Содержание

Серебряный век – самобытный и исключительно продуктивный период развития русской культуры конца XIX – первой четверти XX века, так называемый «русский культурный ренессанс». Под знаком Серебряного века объединяют представителей

Слайд 2


Слайд 3Серебряный век – самобытный и исключительно продуктивный период развития русской культуры

конца XIX – первой четверти XX века, так называемый «русский культурный ренессанс».


Под знаком Серебряного века объединяют представителей модернистских течений (символизма, акмеизма и др.), революционной поэзии (футуризма и др.), и относительно независимых авторов (М.Цветаева, В.Ходасевич и др.) Несмотря на пестроту художественно-эстетических и мировоззренческих программ, всем им был свойственен отказ от традиционных взглядов на искусство, активный творческий поиск нового содержания и форм его отражения, обогащение системы изобразительно-выразительных средств, признание несовершенства современной действительности и стремление ее изменить.

Слайд 5Символизм – нереалистическое направление в искусстве и литературе 1870-1920-х гг., сосредоточенное

в основном на художественном выражении с помощью символа интуитивно постигаемых сущностей и идей.


Символисты считали, что искусство – это прежде всего «постижение мира иными, не рассудочными путями» (Брюсов). Символистов интересовали высшие сферы жизни, неподвластные рациональному познанию. Образ-символ рассматривался символистами как более действенное, чем художественный образ, орудие, помогающее «прорваться» сквозь покров повседневности к высшей реальности. От реалистического образа символ отличается тем, что передает не объективную суть явления, а собственное, индивидуальное представление поэта о мире. Символ соединяет автора и читателя – в этом и заключается переворот, произведенный символизмом в искусстве.

Слайд 6Валерий Яковлевич Брюсов
1873 - 1924


Слайд 7Сборники стихов

1895 – “Chefs d’oeuvre” («Шедевры»)
1897 – «Это – я»
1900 –

«Третья стража»
1903 – «Граду и миру»
1906 – «Венок»
1909 – «Все напевы»
1912 – «Зеркало теней»
1915 – «Семь цветов радуги»
1919 – «Последние мечты»
1920 – «В такие дни»
1921 – «Миг»
1922 – «Дали»
1924 – «Меа»

В.Я. Брюсов. Художник М. Врубель. 1906


Слайд 813 декабря 1873 – родился в Москве в купеческой семье.

1894-1895 –

выпустил три сборника стихов «Русские символисты», печатая в них преимущественно собственные произведения.

1899 – заканчивает университет.

Революцию 1905 года встретил с сочувствием.

1917 – после Октябрьской революции активно сотрудничал с Советской властью.

С 1921 ведет большую культурно-просветительскую работу, возглавляет основанный им Высший литературно-художественный институт.

1924 – умер в Москве.

Слайд 9Валерий Брюсов. Хвала человеку.


Молодой моряк

вселенной,
Мира древний дровосек,
Неуклонный, неизменный,
Будь прославлен, Человек!

По глухим тропам столетий
Ты проходишь с топором,
Целишь луком, ставишь сети,
Торжествуешь над врагом!

Слайд 10Федор Кузьмич Сологуб
1863 - 1927


Слайд 11Сборники стихов

1906 – «Родине»
1908 – «Пламенный круг»
1916 – «Алый мак»
1922 –

«Соборный благовест»

Слайд 121 марта 1863 – родился в Петербурге в семье портного. Учился

в уездном училище и Петербургском учительском институте.
1882 – закончил институт, стал преподавателем математики, учительствовал до 1907 года.
1884 – первые опубликованные стихи. Принадлежал к символистам, испытал сильное воздействие философии и эстетики европейского декаданса.
1892 – переезжает в Петербург.
1895 – выходит первый роман «Тяжелые сны».
1899 – назначен инспектором городского училища.
1905-1907 – Сологуб писал язвительные «Политические сказочки», эпиграммы на царя и его окружение.
1907 – роман «Мелкий бес»
1907-1913 – пишет и издает в альманахе «Шиповник» роман «Творимая легенда», в которой события современной Сологубу действительности переплетаются с картинами из жизни фантастического государства Соединенных островов.
1917 – свержение самодержавия приветствовал, но Октябрьскую революцию не принял.
Выступал как переводчик – переводил Вольтера, Ш. Бодлера, А. Рембо, О. Уайльда и др. Сологубу принадлежит также ряд пьес и статей.
1927 – скончался в Ленинграде.

Слайд 13* * *
Пламеннее солнца сердце человека,
И душа обширней, чем небесный

свод,
И живёт от века до иного века,
Что в душе созреет в урожайный год.

Как луна, печальна, как вода, текуча
В свете переменном зыблется мечта.
Пусть её закроет непогодой туча, —
Сквозь века нетленна светит красота.

Слайд 14Константин Дмитриевич Бальмонт
1867 - 1942


Слайд 15Сборники стихов

1890 – «Стихотворения»
1894 – «Под северным небом»
1895 – «В безбрежности»
1898

– «Тишина»
1900 – «Горящие здания»
1903 – «Будем как солнце», «Только любовь»
1921 – «Дар земле»
1922 – «Марево»
1923 – «Северное сияние»
1937 – «Голубая подкова»

Слайд 1616 июня 1867 – родился в усадьбе Гумнищи Владимирской губернии в

семье небогатого помещика.
1884 – исключен из гимназии за принадлежность к кружку, занимавшемуся распространением нелегальной литературы.
1886 – учеба на юридическом факультете Московского университета.
1887 – участие в студенческих беспорядках, исключение из университета.
Начало 1890-х – работа над переводом книг по истории итальянской и скандинавской литературы.
1894 – знакомство с Брюсовым. Бальмонт выступает как один из ранних представителей русского символизма, один из его идеологов.
1897 – едет по приглашению в Англию, читает лекции по русской поэзии в Оксфорде.
1899 – выбран в Общество любителей российской словесности.


Слайд 171904-1905 – путешествия в Мексику и США, переводы космогонических мифов ацтеков

и майя. К революционным событиям 1905 года отнесся сочувственно. После поражения революции уезжает в Париж.
1912 – кругосветное путешествие.
1913 – после амнистии возвращается в Москву.
1915 – объезжает всю страну с лекциями-концертами.
Февраль, 1917 – ликующе воспринимает падение царизма, но не принимает идей большевизма.
1920 – эмиграция. Переводил чешских, болгарских, литовских, польских поэтов.
1930 – опубликовал стихотворный перевод «Слова о полку Игореве».
1942 – скончался в Париже.

Слайд 18Константин Бальмонт. Из альбома Е. Кругликовой «Силуэты современников»
Будем как Солнце! Забудем

о том,
Кто нас ведет по пути золотому,
Будем лишь помнить, что вечно к иному,
К новому, к сильному, к доброму, к злому,
Ярко стремимся мы в сне золотом.
Будем молиться всегда неземному,
В нашем хотеньи земном!

Слайд 19Александр Александрович Блок
1880 - 1921


Слайд 21Акмеизм — течение в русской поэзии 10–20-х гг. XX века, сформировавшееся

как антитеза символизму. Поэты-акмеисты противопоставляли мистическим устремлениям символизма к «непознаваемому» «стихию естества», декларировали конкретно-чувственное восприятие «вещного мира», возврат слову его изначального, не символического смысла.

Акмеисты объединились в группу «Цех поэтов» (1911–1914, возобновилась в 1920–1922), примкнули к журналу «Аполлон». В 1912–1913 издавали журнал «Гиперборей», альманахи «Цеха поэтов».

Слайд 22Николай Степанович Гумилев
1886 - 1921


Слайд 231905 – «Путь конквистадоров»
1908 – «Романтические цветы»
1909 – «Жемчуга»
1912 – «Чужое

небо»
1916 – «Колчан»
1918 – «Костер», «Фарфоровый павильон»
1921 – «Шатер», «Огненный столп»

Н.С. Гумилев. Художник М. Фармаковский. 1909


Слайд 2415 апреля 1886 – родился в дворянской семье в Крондштате.
1905 –

будучи еще царкосельским гимназистом издает свою первую книгу «Путь конквистадоров». Встреча с Анной Горенко (Ахматовой).
1906 – окончание гимназии, отъезд в Париж, посещение лекций в Сорбонне, изучение французской литературы.
1907 – возвращение в Россию, новый отъезд в Париж. Выход в Париже трех номеров тонкого журнала «Сириус», где Гумилев принимает активное участие. В России Гумилева начинают печатать в газетах и журналах.
1908 – на собственные средства издает в Париже свою вторую книгу «Романтические цветы». Приезд в Росиию, признание со стороны символистов. Поступление на юридический факультет Петербургского университета, переход на историко-филологический факультет, первая поездка в Африку, в Египет.

Слайд 251909 – оставление университета, поездка в Абиссинию. По возвращении - активное

участие в организации журнала «Апполон», где вплоть до 1917 года печатаются его стихи.
1910 – венчание с Анной Горенко, путешествие в Париж.
1911 – создание «Цеха поэтов», а чуть позднее – нового литературного течения – акмеизма.
1912 – поездка с женой в Италию.
1913 – во время первой мировой войны поступил добровольцем в действующую армию.
1918 – приезд в Россию, сотрудничество в горьковском издательстве «Всемирная литература», чтение лекций в художественных объединениях.
1918-1921 – книги «Костер», «Шатер», «Огненный столп», перевод вавилонского эпоса «Гильгамеш» и проч.
1921 – арестован и расстрелян по подозрению в контрреволюионном заговоре.

Слайд 26Н.С. Гумилев. Художник В. Бондарев. 1984


Слайд 27Анна Андреевна Ахматова
1889 - 1966


Слайд 28Осип Эмильевич Мандельштам
1891 - 1938


Слайд 2915 января 1891 – родился в Варшаве.
1907 – оканчивает Тенишевское училище

в Петербурге.
1907-1910 – слушает лекции в Париже и Гейдельберге.
1910 – стихотворения Мандельштама впервые появляются в печати в журнале «Апполон».
1911 -1917 – учится на романо-германском отделении Петербургского университета, занимаясь старо-французским языком и литературой.
1911 – сближается в Гумилевым и Ахматовой.
1913 – выходит первая книга стихов «Камень».
1914 – первую мировую войну сначала приветствует, потом развенчивает («Зверинец»).
1917 – в послереволюционных стихах наряду с принятие революции все громче звучит тема личного «отщепенства», что приводит к социальной и литературной изоляции поэта.

Слайд 301919-1922 – Мандельштам уезжает из голодного Петербурга на юг (Украина, Крым,

Кавказ), но от эмиграции отказывается.
1922 – поселяется в Москве с молодой женой Н.Я. Хазиной.
1923 – выходит «Вторая книга».
1924 – переезжает в Ленинград.
1925 – Мандельштам на пять лет перестает писать стихи.
1928 – живет в Москве, зарабатывая изнурительными переводами. Выходит итоговый сборник «Стихотворения» и прозаическая повесть «Египетская марка».
1930 – пишет «Четвертую прозу», жесточайшее обличение нового режима.
1933 – пишет стихотворную инвективу («эпиграмму») против Сталина («Мы живем, под собою не чуя страны…»)
1934 – Мандельштам арестован за «эпиграмму» и другие стихи и сослан в Чердынь на Северном Урале, после переведен в Воронеж.

Слайд 311937 – после Воронежа Мандельштам год живет в окрестностях Москвы.
1938 –

Мандельштама арестовывают вторично «за контрреволюционную деятельность» и направляют на Колыму.
27 декабря 1938 – Осип Эмильевич Мандельштам умирает в пересыльном лагере Вторая Речка под Владивостоком в состоянии, близком к сумасшествию, по официальному заключению – от паралича сердца.

Имя его оставалось в СССР под запретом около 20 лет.

Слайд 32За гремучую доблесть грядущих веков,
За высокое племя людей -
Я лишился

и чаши на пире отцов,
И веселья, и чести своей.
Мне на плечи кидается век-волкодав,
Но не волк я по крови своей:
Запихай меня лучше, как шапку, в рукав
Жаркой шубы сибирских степей.

Слайд 33Сергей Митрофанович Городецкий
1884 - 1967


Слайд 35Имажинизм – литературное течение в России 1920-х гг. В 1919 году

с изложением его принципов выступили С. Есенин, Р. Ивнев, А. Мариенгоф, В. Шершеневич и др. Они организовали издательство «Имажинисты», выпускающее одноименные сборники, журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном».

Основные признаки:
Усваивая крайности поэтики раннего футуризма, выступали против его политической ориентации.
Декларировали самоценность не связанного с реальностью слова-образа.
Утверждали фатальную неизбежность антагонизма искусства и государства.


Особую позицию в группе занимал Есенин, утверждавший необходимость связи поэзии с естественной образностью русского языка, со стихией народного творчества.

Слайд 36Сергей Александрович Есенин
1895 - 1925


Слайд 37Рюрик Ивнев
1891 - 1981


Слайд 39Футуризм – одно из основных авангардистских течений в европейском искусстве начала

XX века, получившее наибольшее развитие в Италии и России. Идеи футуризма, оформившиеся прежде всего в пространственных искусствах (например, скульптуре), нашли выражение и в литературе, театре, музыке, кинематографе, а также искусствоведении и литературоведении.

Общая основа движения – стихийное ощущение «неизбежности крушения старья» (Маяковский) и стремление предвосхитить, осознать через искусство грядущий «мировой переворот» и рождение «нового человечества».

Слайд 40Разрушение условной системы литературных жанров и стилей, возвращение к фольклорно-мифологическим началам,

когда язык «был частью природы» (Хлебников). На базе живого разговорного языка футуристы разрабатывали тонический стих, фонетическую рифму, настаивали на неограниченном стихотворчестве и «словоновшестве» вплоть до изобретения новых диалектов, экспериментировали с языковой графикой (то есть вводили в свои произведения художественные эксперименты со шрифтами).

Слайд 41Владимир Владимирович Маяковский
1893 - 1930


Слайд 42Поэмы
1914-1915 - «Облако в штанах»
1922 - «Люблю»
1923 - «Про это»
1927 -

«Хорошо»
1928-1930 - «Во весь голос»

Пьесы
1928 - «Клоп»
1929 - «Баня»

Слайд 43Велимир Хлебников
1885 - 1922
Игорь Северянин
1887 - 1941


Слайд 44Сборники стихов

1912 – «Качалка грёзэрки», «Очам твоей души»
1913 – «Громокипящий кубок»
1914

– «Златолира»
1915 – «Ананасы в шампанском», «Victoria Regia», «Поэзоантракт»
1921 – «Менестрель»
1922 – «Миррэлия», «Фея Eiole»
1923 – «Соловей»
1934 – «Медальоны»

Слайд 4516 мая 1887 – родился в Петербурге в семье офицера.
1896 –

развод родителей, отъезд к родственникам отца в Череповецкий уезд Новгородской губернии.
1904 – вернулся к матери в Гатчину под Петербург.
1917 – восторженно приветствует Февральскую революцию, видя в ней «жизни возрождение». Дальнейшее развитие событий разочаровывает Северянина.
1918 – в Москве на поэтическом вечере в Политехническом музее избран «королем поэзии», опередив Маяковского и Бальмонта. Отъезд в Эстонию, где в результате немецкой оккупации и последующего отделения Эстонии оказался в изоляции.
1925 – автобиографический роман в стихах «Колокола собора чувств».
1941 – умер в Эстонии.

Слайд 46Велимир Хлебников
1885 - 1922


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика