Слайд 1ПЕРИОД «ОТТЕПЕЛИ»
В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ХХ ВЕКА
Слайд 2Понятие «оттепель»
Литература середины 50-х – середины 60-х годов носит название «оттепели»
по резонансной в период своей публикации (1954 год) повести Ильи Эренбурга «Оттепель». Эта повесть о «деле врачей», об атмосфере страха в стране,
о художниках
истинных и официозных.
Слайд 3Понятие «оттепель»
Оттепель в произведении не только в общественном климате (возвращается после семнадцати лет
заключения отчим одного из главных героев повести Коротеева; открыто обсуждаются в застолье отношения с Западом, возможность встречаться с иностранцами; на собрании всегда находятся смельчаки, готовые перечить начальству, мнению большинства). Это и оттепель всего «личного», которое так долго принято было таить от людей, не выпускать за дверь своего дома.
Слайд 4
Кроме этого, в 1955 году печатается роман В.Дудинцева «Не хлебом единым»
(становится широко известен в 1956 году), который также вписывается в начало «оттепельного» периода. В произведении речь идёт о том, что энтузиасту-изобретателю Лопаткину всячески мешают бюрократы
типа Дроздова.
Слайд 5К.Паустовский
о романе В.Дудинцева «Не хлебом единым»
«Если бы не было дроздовых,
то живы были бы великие, талантливые люди — Бабель, Пильняк, Артём Весёлый… Их уничтожили Дроздовы во имя собственного благополучия… Народ, который осознал своё достоинство, сотрёт дроздовых с лица земли. Это первый бой нашей литературы, и его надо довести до конца».
Слайд 6Февраль 1956 года – ХХ съезд КПСС (историческая точка отсчёта периода
«оттепели»)
Выступление Н. С. Хрущёва 25 февраля 1956 года на ХХ съезде КПСС с разоблачением культа личности Сталина.
Слайд 7Расцвет военной прозы, драматургии с военной тематикой
После XX съезда партии появилась
возможность по-новому осмыслить события Великой Отечественной войны. На смену ходульным образам приходили обыкновенные, рядовые люди, вынесшие на своих плечах всю тяжесть войны. Утверждалась правда, которую некоторые критики презрительно и несправедливо называли «окопной». В эти годы были опубликованы книги Ю. Бондарева «Батальоны просят огня» (1957), «Тишина» (1962), «Последние залпы» (1959); Г.Бакланова «Южнее главного удара» (1958), «Пядь земли» (1959); К.Симонова «Живые и мертвые» (1959), «Солдатами не рождаются» (1964); С.Смирнова «Брестская крепость» (1957 — 1964) и др. Военная тема по-новому прозвучала в первом же программном спектакле «Современника» «Вечно живые» (1956) по пьесе В. Розова.
Слайд 8Поэтический «бум»
«Стихи читает чуть не вся Россия, и чуть не пол-России
пишет их» (Е.Евтушенко).
Сентябрь 1956 года – Всесоюзный день поэзии
проходит во многих городах Советского Союза,
очень часто на открытых площадках поэты
выходят «к народу». Рождается «громкая поэзия».
Наиболее известны поэтические вечера в
Политехническом институте, выступления поэтов у
памятника В.В.Маяковскому в Москве.
«Возвращаются» имена – М.И. Цветаевой, И.А.Бунина, С.А.Есенина, А.А.Блока и многих других.
Публикуются стихотворения
А.А.Ахматовой и Б.Л.Пастернака.
Заметной становится поэзия
вернувшихся из лагерей поэтов,
среди которых Я.Смеляков.
Слайд 9«Громкая поэзия» (эстрадная)
В целом характерны:
рост личности;
чувство самосознания;
право на свою необычность;
критический пафос по отношению к действительности.
Слайд 10«Громкая поэзия» (эстрадная).
Позиция поэтов-«шестидесятников»
Действительность дисгармонична, сознание людей заражено наследием прошлого,
культом личности вождя. Вследствие этого особенно заметна в творчестве «шестидесятников» критика прошлого, особенно критика жизни «отцов».
Живёт у нас сосед Букашкин,
в кальсонах цвета промокашки.
Но, как воздушные шары,
над ним горят Антимиры!
И в них магический, как демон,
Вселенной правит, возлежит
Антибукашкин, академик,
и щупает Лоллобриджид. («Антимиры», 1961)
В тематике на первом месте бесцельность человека, противоречивость его стремлений и желаний.
Слайд 11«Громкая поэзия» (эстрадная).
Позиция поэтов-«шестидесятников»
При этом нет пессимистической разочарованности. Но есть
надежда на будущее, вера в новые времена.
…А от жаровен сквозь уют горящие затрещины?
Не любят - бьют, и любят - бьют, бьют женщину.
Но чист её высокий свет, отважный и божественный.
Религий - нет, знамений - нет. Есть Женщина!.. («Бьют женщину», 1960)
Для поэзии характерен пафос бунта, духовная обнажённость чувств перед многомиллионной аудиторией, желание говорить от лица всех, от всей эпохи, желание быть услышанным всей Вселенной.
Эх, солдат на фоне бочкотары,
я такой же - только без гитары...
Через реки, горы и моря
я бреду и руки простираю
и, уже охрипший, повторяю:
"Граждане, послушайте меня..."
Страшно, если слушать не желают.
Страшно, если слушать начинают.
Вдруг вся песня, в целом-то, мелка,
вдруг в ней всё ничтожно будет, кроме
этого мучительного с кровью:
"Граждане, послушайте меня..."?!
Слайд 12«Громкая поэзия» (эстрадная).
Достижения поэтов-«шестидесятников»
Особенности поэтики:
повышенная метафоричность,
гротеск,
детализация, когда мир
разнимается на отдельные детали, а затем собирается в субъективном образе этого мира.
***
И хочется рано проснуться
и, щурясь спросонья на свет,
доверчиво вдруг потянуться
к чему-то,
чего ещё нет,
где всё в первый раз, всё иное:
и тёплое утро, и луг,
где слышишь большое, сквозное,
живое
в себе и вокруг… (Владимир Цыбин)
Слайд 13«Громкая поэзия» (эстрадная).
Достижения поэтов-«шестидесятников»
Новаторство:
обобщающий образ героя и мира;
зачастую злоба за
безотцовщину;
мотив двора (как малой родины);
гиперболизируя, возвышая своё «я», герой воспринимает себя рядовым представителем поколения;
стремление к обычности;
исповедальность перед всем миром, всему миру.
Желание быть посредниками между прекрасным будущим и настоящим драматичное осознание своей жертвенности, так как время не дало возможности стать великими внутренний трагизм, когда приходится жертвовать собой, своими желаниями ради будущего.
Слайд 14«Громкая поэзия» (эстрадная).
Достижения поэтов-«шестидесятников»
Расширение интимного мира в двух направлениях:
Слайд 15Представители «громкой» поэзии
Андрей Андреевич Вознесенский.
Печататься начал с 1958 года.
Наиболее
заметные книги и
стихотворения периода
«оттепели»: поэма «Мастера»,
книги «Парабола» и «Мозаика»,
стихотворения «Гойя»,
«Параболическая баллада»,
цикл стихов «Антимиры»,
поэмы «Треугольная груша»,
«Оза».
Слайд 16Андрей Андреевич Вознесенский
Середина 50-х – середина 60-х годов – поэт-романтик, не
столько отображающий, сколько преображающий мир фантазией. Передача сути явления и предмета чаще всего подчёркнуто субъективно. Отсюда – экспрессивно-романтический характер образности, склонность к гиперболизации и сложной ассоциативности.
Я — Гойя!
Глазницы воронок мне выклевал ворон,
слетая на поле нагое.
Я — Горе.
Я — голос
Войны, городов головни
на снегу сорок первого года.
Я — Голод.
Я — горло
Повешенной бабы, чье тело, как колокол,
било над площадью голой…
Я — Гойя!
Слайд 17Андрей Андреевич Вознесенский
Голоса «за» - критических статьи:
«Слушайте сердце» (Ст.Лесневский),
«За
поэтическую активность»
(А.Меньшутин, А.Синявский),
«Как быть с Вознесенским?» (Н.Асеев).
Голоса «против» -
критические статьи:
«Куда-то не туда…»
(К.Лисовский),
«Наступление или
отступление?»
(В.Назаренко),
«Главболь» (В.Турбин)
Слайд 18Андрей Андреевич Вознесенский
В середине 60-х годов «громкая» поэзия претерпевает кризис. Это
связано с и кризисом идей «шестидесятничества» вообще, и с внутренним кризисом. Неудовлетворённость человеческой души в современном мире поэты громкой поэзии связали с овеществлением души. В поэзии таких поэтов, как Евтушенко и Вознесенский, кризис выразился в обращении к природе. Появляются стихотворения, говорящие о хаосе окружающего мира («Плач по двум нерождённым поэмам». Здесь у А.Вознесенского трагический поворот темы творчества, безграничных человеческих возможностей, убитых людьми в самих себе). Но есть и стихотворения с пристальным вниманием ко всякого рода переходным моментам и состояниям в жизни природы и человеческой души. Романтическая поэтика Вознесенского заметно обогащается чертами реализма.
Слайд 19Андрей Андреевич Вознесенский
…Лишь одно на земле постоянно,
Словно свет звезды, что
ушла,
Продолжающееся сиянье,
Называли его - душа.
Мы растаем и снова станем,
И неважно, в каком бору,
Важно жить, как леса хрустальны.
После заморозков поутру.
И от ягод звенит кустарник.
В этом звоне я не умру…
Слайд 20Другие представители «громкой» поэзии и их первые публикации
Слайд 21Поэты-«шестидесятники»
Москва:
СМОГ (расшифровывается как «Смелость, Мысль, Образ, Глубина») — литературное объединение молодых поэтов,
созданное Л.Губановым в январе 1965 года, включавшее в себя несколько десятков человек. После репрессий перестало существовать. Последнее собрание – 14 апреля 1966 года
Ленинград:
1966 г. Группа «хеленуктов» (Владимир Эрль, Алексей Хвостенко, Анри Волохонский, Дмитрий Макринов и др.). Объединяла логика абсурда. Свойственна игра перевёрнутыми смыслами, техника коллажа.
1967 г. «Школа конкретной поэзии» (Виктор Ширали и др.). Пытались соединить акмеистическое внимание к предмету, заострённо-«вещное» видение мира с чисто футуристической констатацией абсурдности самого принципа творчества.
Конец 50-х – 60-е годы. «Ахматовские сироты» (И. Бродский, Д.Бобышев, А.Найман, Е.Рейн).
Поэты не всегда входившие в определённые кружки: Г.Горбовский, В.Соснора и др.
Свердловск:
1960-е годы. «Уктусская школа» (по названию Уктусского лыжного трамплина), которая впоследствии преобразовалась в группу «транс-поэтов» (Ры Никонова — псевдоним Анны Таршис, Сергей Сигей, Борис Констриктор), разрабатывавших принципы и приемы футуризма, конструктивизма, визуальной и акционной поэзии.
Слайд 22«Тихая» поэзия
Одно из стихотворений А.Вознесенского времени кризиса «громкой» поэзии содержит декларативное
заявление: «Тишины хочу, тишины…». Середина 1960-х годов – время прихода «тихой» поэзии в советскую литературу. Наиболее яркие представители: Владимир Соколов, Николай Рубцов, Анатолий Жигулин, Алексей Прасолов, Станислав Куняев и другие.
Слайд 23«Тихая» поэзия
На рубеже 60—70 годов «тихая» поэзия достигает предела органической простоты.
Во второй половине 70-х идёт освоение сложности бытия, расширяются и обогащаются художественные приёмы. Соответственно, «тихих» поэтов делят на «органических» (Н. Рубцов, А. Прасолов) и «неорганических», книжных (А. Тарковский, Д. Самойлов, Ю. Мориц, А. Кушнер). Поэзия становится всё более личностной, фрагментарной (характерный пример — стихи Ю. Кузнецова с его «поэзией хаоса», бесформенностью формы). В ней проявляется философское, притчевое начало (А. Межиров. Б. Слуцкий, О. Чухонцев, И. Шкляревский). На первый план выносится проблема традиции. Предметом поэзии нередко становится прошлое. Причем прошлое не противопоставляется настоящему, что было свойственно «эстрадной» поэзии 50—60 годов, главное — поиски начал, связующих времена. Стремление к гармонии — вот наиболее характерная черта поэтических произведений тех лет.
Слайд 24ОСОБЕННОСТИ «ТИХОЙ ЛИРИКИ»
Темы:
малая родина,
природа и история,
природа и нация (народ),
Душа и
Вселенная,
терпение,
любовь к матери, к женщине.
Идеи:
боль за утрату нравственных чувств,
стремление к истокам, корням,
связь личности с родиной, нацией,
- воплощение духовного мира человека в лирике,
вера в возрождение России, призыв к возрождению.
Символы-образы:
- отчий дом,
образы природы (Вселенная, свет, звезда, небо, берёза),
- фольклорные образы.
Слайд 25«Тихая» поэзия
Владимир Соколов:
Как я хочу, чтоб строчки эти
Забыли, что они
слова,
А стали: небо, крыши, ветер,
Сырых бульваров дерева!
Чтоб из распахнутой страницы,
Как из открытого окна,
Раздался свет, запели птицы,
Дохнула жизни глубина.
Николай Рубцов:
Тина теперь и болотина
Там, где купаться любил...
Тихая моя родина,
Я ничего не забыл.
…………………
С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.
Слайд 26Авторская песня
На рубеже 50-60-х гг. в неформальной культуре студенчества и молодых
интеллектуалов сформировался современный жанр устной поэзии («поющаяся поэзия») – авторская (иначе – «бардовская», «поэтическая») песня. Среди авторов - Александр Галич, Булат Окуджава, Юрий Визбор, позже Владимир Высоцкий.
Слайд 27Расцвет драматургии. Новые театры
Виктор Розов: «В добрый час!», «В поисках радости»,
«Вечно живые» (рождение театра «Современник») (актуальные проблемы молодёжи).
Александр Володин: «Пять вечеров» (возвращение к чеховской традиции подтекста).
Алексей Арбузов: «Иркутская история» (триумф театра имени Евг.Вахтангова).
Поэтические представления (Товарищ, верь…» (по А.С.Пушкину), «Послушайте!» (по В. Маяковскому), «Антимиры» (по А. Вознесенскому), «Павшие и живые» (о поэтах, погибших на войне), «Под кожей статуи Свободы» (по поэме Е. Евтушенко) в преобразованном под руководством Юрия Любимова Театре на Таганке.
Слайд 28Антисталинская тематика произведений
А.Т.Твардовский – «Тёркин на том свете» (1950-е годы), «По
праву памяти» (1960-е годы)
А.И.Солженицын – «Один день Ивана Денисовича» (1962 год)
В.Т.Шаламов – «Колымские рассказы» (1954-1962)
Л.К.Чуковская – «Софья Петровна» (повесть создана в 1939-1940 гг., однако возможность печатать появилась в начале 1960-х годов: Твардовский предпочёл Солженицына)
А.А.Ахматова – «Реквием» (1934 – 1961)
«Лагерная» поэзия (1940-1960-е годы)
Слайд 29«Деревенская проза»
1957 – «Братья и сёстры» Ф.Абрамова.
1963 – «Матрёнин двор» А.Солженицына.
Сборник рассказов «Сельские жители» В. Шукшина.
1965 – «На Иртыше» С.Залыгина, «Привычное дело» В Белова.
1966 – «Живой» Б. Можаева.
Что-то Новое в мире.
Человечеству хочется песен.
Люди мыслят о лютне, о лире.
Мир без песен
Неинтересен.
Ветер,
Ветви,
Весенняя сырость,
И черны, как истлевший папирус,
Прошлогодние травы.
Человечеству хочется песен.
Люди правы.
И иду я
По этому миру.
Я хочу отыскать эту лиру,
Или — как там зовется он ныне —
Инструмент для прикосновенья
Пальцев, трепетных от вдохновенья…