Обучение анализу эпизода из романа История одного города презентация

Содержание

САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН М.Е.

Слайд 1ОБУЧЕНИЕ АНАЛИЗУ ЭПИЗОДА ИЗ РОМАНА «ИСТОРИЯ ОДНОГО ГОРОДА». ПОДГОТОВКА К ДОМАШНЕМУ

СОЧИНЕНИЮ.

Урок литературы в 8 классе.
Учитель: Кильметьева Резеда Рамилевна


Слайд 2САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН М.Е.


Слайд 3Салтыков-Щедрин вновь, как в сказках, обращается к русскому фольклору. В начале

главы писатель пародирует официальные исторические сочинения с их лексикой и стилистикой, а затем погружает читателя в фольклорную стихию. Он творчески переосмысливает русские присловья, парадоксальные прозвища и выражения, которыми жители городов награждают своих соседей, и выводит их в текст сказки-притчи, родственной басне Крылова «Лягушки, просящие Царя». Основной прием басни – аллегория (иносказание), Салтыков-Щедрин сочетает иносказания с гротеском.

Слайд 4СКАЗОЧНЫЕ ИНТОНАЦИИ МЫ СЛЫШИМ В ЭТОЙ ГЛАВЕ. «И ПОВЕЛ ИХ ВОР-НОВОТОР СНАЧАЛА

ВСЕ ЕЛЬНИЧКОМ ДА БЕРЕЗНИЧКОМ, ПОТОМ ЧАЩЕЙ ДРЕМУЧЕЮ, ПОТОМ ПЕРЕЛЕСОЧКАМИ, ДА И ВЫВЕЛ ПРЯМО НА ПОЛЯНОЧКУ, А ПОСЕРЕДЬ ТОЙ ПОЛЯНОЧКИ КНЯЗЬ СИДИТ».

Слайд 5В ЧЕМ ЖЕ ПАФОС САТИРЫ САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА?  (ПАФОС – ВЕДУЩИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.) ПАФОС

САТИРЫ САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА В УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ИДЕАЛОВ ОБЩЕСТВА ЧЕРЕЗ ОСМЕЯНИЕ ЯВЛЕНИЙ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИХ УСТАНОВЛЕНИЮ ИЛИ СУЩЕСТВОВАНИЮ ИДЕАЛА.) ВЫСМЕЯТЬ ЗЛО, ЧТОБЫ УТВЕРДИТЬ ДОБРО.

Слайд 7ЦЕЛЬ УРОКА
Цель:
подготовка к сочинению
типа анализа эпизода.



Слайд 8 ОСНОВНЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ТЕРМИНЫ
Сатира – обличительное литературное произведение, изображающее

отрицательные явления жизни в смешном, уродливом виде.

Сатирические приемы:
1) ирония - осмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое высказывание, а противоположное;
2) сарказм - едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества;
3) гротеск - предельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического, нарушение границ правдоподобия.



Слайд 9 4) Иносказание, аллегория - иной смысл, скрытый за внешней

формой.
5) "Эзопов язык" - художественная речь, основанная на вынужденном иносказании.
6) Гипербола - чрезмерное преувеличение.

Слайд 10Объектом сатиры отчасти являются официальные исторические сочинения. В главе «О корени

происхождения глуповцев» Салтыков-Щедрин использует данные, собранные В. И. Далем. У Даля пословицы, присловья, поговорки, часто являющиеся по существу дразнилками, обидными прозвищами, отражающими самые плохие качества жителей разных городов и деревень, объединены в разделе «Русь – Родина». Какова же самооценка русского народа»? Этот вопрос необыкновенно актуален и сейчас, в наши дни (вспомните монологи М. Задорнова, в которых он говорит, что русские с удовольствием ругают себя и восхищаются Европой и Америкой).
Обратите внимание, что Салтыков-Щедрин употребляет присловья, собранные Далем, не имея в виду конкретные города или местности, а показывая собирательное отношение народа к самому себе. Писатель как бы говорит нам: неужели это все, что можно сказать о Руси и России? Неужели во всей стране только и есть, что воры и недотепы? В читателе рождается чувство протеста, хочется доказать, что не все таковы: есть и лучшие, достойные люди. Мы не видим их в произведении Щедрина, но чувствуем, что именно честные, благородные и умные люди являются идеалом писателя, ради утверждения которого он высмеивает все недостатки.
Объектом сатиры в главе является самооценка русского народа, отсутствие навыков самоуправления, утопическая надежда на справедливое единоличное правление.
Идеалом писателя можно назвать реальную оценку народом лучших своих качеств, развитие навыков самоуправления, понимания того, что самодержавие – не панацея от всех бед: по Сеньке и шапка. Каждый народ достоин своего правителя.

Слайд 12ПОВТОРЕНИЕ
Определение эпизода.

В науке определений эпизода много. Вот лишь два. Прочитайте
Что объединяет эти определения ?
В чём различие ?
Запишите любое определение.
Назовите синонимы к слову эпизод. Запишите.





Слайд 13ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭПИЗОДА
Эпизод ( греч. привходящий, посторонний )


та или иная в известной степени завершённая и самостоятельная часть литературного произведения, которая изображает законченное событие или важный момент в судьбе персонажа.
Эпизод - часть (отрывок , фрагмент ) художественного произведения , имеющая относительную законченность и представляющая отдельный момент развития темы.



Слайд 14СИНОНИМЫ
Отрывок, фрагмент, часть


Слайд 15ПОВТОРЕНИЕ
Роль эпизода в тексте
Мы всегда пытаемся понять, зачем

нужен какой- либо фрагмент в тексте, какова его роль в произведении.
Какие функции эпизода могут быть в тексте?
Определите роль таких эпизодов : первая встреча Пугачева и Гринева в «Капитанской дочке», три дня на воле Мцыри (по поэме М. Ю. Лермонтова "Мцыри")
Приведите свои примеры.




Слайд 16РОЛЬ ЭПИЗОДА В ТЕКСТЕ
1.Характерологическая.
Эпизод

раскрывает характер героя, его мировоззрение.
2.Психологическая.
Эпизод раскрывает душевное состояние персонажа.
3.Поворотная.
Эпизод показывает новый поворот в отношениях героев.
4.Оценочная.
Автор даёт характеристику персонажа или события.

Слайд 17ПОВТОРЕНИЕ
Эпизод как часть сюжета
Эпизод входит в какой-либо элемент сюжета.


Назовите набор сюжетных элементов.
В какой элемент сюжета входят такие эпизоды: Мцыри на исповеди, казнь Остапа
Эпизод может быть внесюжетным элементом. Назовите этот набор.
Приведите примеры таких фрагментов.





Слайд 18СЮЖЕТНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
1.Экспозиция
2.Завязка
3.Развитие действия
4.Кульминация

5.Падение действия
6.Развязка
7.Эпилог

Слайд 19ВНЕСЮЖЕТНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
1.Описание:
пейзаж
портрет
интерьер
2.Авторские

отступления
3.Вставные эпизоды

Слайд 20ПОВТОРЕНИЕ
Сочинение – рассуждение
Анализ эпизода строится как рассуждение.

Вспомним схему рассуждения.

Слайд 21СТРОЕНИЕ СОЧИНЕНИЯ – РАССУЖДЕНИЯ
I. Тезис ( основная мысль сочинения

)
Почему?
Потому что, так как.
II. Обоснование : аргументы и примеры
Что из этого следует?
Поэтому , следовательно, итак, таким образом.
III. Вывод
Перекликается с тезисом.



Слайд 22ПОВТОРЕНИЕ
Схема анализа эпизода
Вспомним схему анализа эпизода.
Что непонятно?

А теперь переходим к конкретному эпизоду.


Слайд 23СХЕМА АНАЛИЗА ЭПИЗОДА ПРОЗАИЧЕСКОГО ТЕКСТА. ПЛАН СОЧИНЕНИЯ – РАССУЖДЕНИЯ «РОЛЬ ЭПИЗОДА

В ТЕКСТЕ».

Вступление
1.Что такое эпизод? Дать определение.
2.Предположение о роли этого эпизода в произведении ( тезис сочинения ).



Слайд 24СХЕМА АНАЛИЗА ЭПИЗОДА ПРОЗАИЧЕСКОГО ТЕКСТА. ПЛАН СОЧИНЕНИЯ – РАССУЖДЕНИЯ «РОЛЬ ЭПИЗОДА

В ТЕКСТЕ».

Основная часть ( аргументы и примеры )
1.Сжатый пересказ данного фрагмента.
2.Место эпизода в композиции текста.
Почему этот эпизод именно здесь расположен? Какие эпизоды до и после? Какая связь с другими фрагментами?
3.Место эпизода в сюжете произведения.
Завязка , экспозиция, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог.
4.Какие темы, идеи, проблемы ( вопросы ) текста нашли отражение в этом эпизоде?



Слайд 25СХЕМА АНАЛИЗА ЭПИЗОДА ПРОЗАИЧЕСКОГО ТЕКСТА. ПЛАН СОЧИНЕНИЯ – РАССУЖДЕНИЯ «РОЛЬ ЭПИЗОДА

В ТЕКСТЕ».

5.Расстановка персонажей в данном фрагменте. Новое в характерах героев.
6.Каков предметный мир произведения?
Пейзаж, интерьер, портрет.
Почему именно это в данном эпизоде?
7.Мотивы эпизода.
Встреча, спор, дорога, сон и тому подобное.
Ассоциации.
Библейские, фольклорные, античные.



Слайд 26СХЕМА АНАЛИЗА ЭПИЗОДА ПРОЗАИЧЕСКОГО ТЕКСТА. ПЛАН СОЧИНЕНИЯ – РАССУЖДЕНИЯ «РОЛЬ ЭПИЗОДА

В ТЕКСТЕ».

8.От чьего имени ведется повествование?
Автор, рассказчик, герой ( от 1 или 3 лица ).
Почему?
9.Организация речи.
Повествование , описание, монолог, диалог.
Почему?
10.Языковые средства.
Тропы и фигуры.



Слайд 27СХЕМА АНАЛИЗА ЭПИЗОДА ПРОЗАИЧЕСКОГО ТЕКСТА. ПЛАН СОЧИНЕНИЯ – РАССУЖДЕНИЯ «РОЛЬ ЭПИЗОДА

В ТЕКСТЕ».

Заключение ( вывод )
1.Роль эпизода в произведении (перекличка со вступлением ).
2.Какие темы произведения развиваются в этом эпизоде?
3.Значение фрагмента для раскрытия идеи текста.



Слайд 28ПРОБА ПЕРА…(У ДОСКИ ИЛИ В ТЕТРАДИ)
Составить план эпизода ( простой или

цитатный ).
Придумать несколько названий эпизода ( отражают тему или идею ).

Слайд 29ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Несколько человек читают сжатый пересказ эпизода.
Что удачно? Что можно

изменить?

Слайд 30АНАЛИЗ ЭПИЗОДА
Вступление сочинения
Каким может быть вступление?
Предложите тезис

рассуждения.
Может быть и другой тезис.
Прочитайте Эйхенбаум «ИСТОРИЯ ОДНОГО ГОРОДА» М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА*
(Комментарий) http://feb-web.ru/feb/classics/critics/eixenbaum/eih/eih-455-.htm


Какую роль играет этот эпизод?




Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика