Слайд 1Россия в лирике
Сергея Есенина
Всё равно остался я поэтом
Золотой бревёнчатой избы.
Моя лирика жива одной большой
любовью – любовью к родине.
Слайд 2
В 1914 году поэт создаёт свою первую «маленькую» поэму
«Русь», в основе которой лирические раздумья молодого поэта о судьбе современной ему России. Автор пытается ответить на вопросы: какова сегодняшняя Русь? За что он её любит? Чем обернётся для русского народа наступившая трагическая эпоха войн и революций? Будут ли счастливы кормильцы России – крестьяне?
Слайд 3
Понакаркали чёрные вороны:
Грозным ветрам широкий простор.
Крутит вихорь леса во все стороны,
Машет
саваном пена с озёр.
( эпитеты, метафора)
В роще чудились запахи ладана,
В ветре бластились стуки костей.(метафора)
Как совиные глазки, за ветками
Смотрят в шали пурги огоньки,
И стоят за дубровными сетками,
Словно нечисть лесная, пеньки.
(сравнения, метафора)
Слайд 4
Есенин использует фольклорные традиции в поэме:
сказочные образы: «воют…волки
грозные», «запугала нас сила нечистая», «нечисть лесная»;
фольклорные тропы: «чёрные вороны», «добрые молодцы», «мирные пахари»;
фольклорные мотивы: «загыгыкали бабы слободские,/Плач прорезал кругом тишину», «затомилась деревня невесточкой».
Устное народное творчество – основной источник раннего творчества Есенина. Опираясь на фольклор, поэт создал свой неповторимый поэтический мир, близкий и понятный каждому русскому человеку.
Слайд 5
Метафора – основа лирики Есенина. Самые значимые метафоры поэмы:
«машет саваном пена с озёр» - предвестие смертей; «сладкий отдых в шелку купырей» -радость от соприкосновения с природой; «затомилась деревня невесточкой» - русская деревня, проводив мужчин на войну, тоскует и плачет без любви и поддержки. Все метафоры помогают читателю глубоко и полно осмыслить авторскую идею. Связана она с образом лирического героя, любящего Россию, Русь, малую родину, русскую деревню, сопереживающего своему народу в годину бедствий.
Слайд 6
Стихотворение Есенина «Гой ты, Русь моя родная…» 1914 г.
- восторженное признание в любви лирического героя своей стране, которая, по мысли поэта, как ни одна другая в мире запечатлела на себе образ Божий.
Слайд 7
Метафору «хаты – в ризах образа» можно осмыслить так:
поэт говорит о ликах святых угодников, которые были в каждой крестьянской избе; но мыслится и иное: изукрашенный резьбой сельский дом – это своего рода земная икона, прообраз вечности. Сравнение: «Как захожий богомолец, я смотрю твои поля» можно прочесть в прямом смысле, а можно понять и так, что паломник пришёл поклониться тёплым родным просторам, а сам он – временный гость на божественно просветлённой земле.
Слайд 8
Русь в этом стихотворении предстаёт в образе ярком, праздничном, она
цветёт, звучит, пахнет, искрится молодостью и счастьем. Это мажорное настроение создаётся также использованием большого количества глаголов( побегу, прозвенит, гудит, пахнет, крикнет) и ритмикой стихотворения (хорей).
Слайд 9
Заключительные строки стихотворения свидетельствуют о том, что лирический герой ощущает нерасторжимую
связь между родной землёй, природой, людьми и вековыми христианскими и языческими ( славянскими ) традициями.
В стихотворении упоминается Спас, праздник, который соединяет и христианские, и языческие обряды, обычаи и верования. Родная земля для поэта была земным воплощением божества, а в Христа он веровал «чисто и свято, как в человека, одарённого светлым умом и благородного душою, как в образец любви к ближнему».
Слайд 10
Основные мотивы стихотворения
«Край любимый! Сердцу снятся…» 1914:
1.восхищение лирического героя
красотой, ширью, простором, необъятностью родной земли;
2.осмысление лирическим героем себя самого частью родной земли;
3.восприятие родной земли сквозь призму глубоко и страстно верующего человека;
4.предчувствие судьбы: лирический герой предугадывает кратковременность своего пребывания на земле.
Слайд 11
Во 2-ой строфе развёрнутая метафора:
По меже, на перемётке,
Резеда и риза кашки.
Здесь
рассказывается о стоге скошенной травы, которая удерживается перемёткой ( несколькими жердями, связанными сверху между собой ). Поэт видит эту типичную для крестьянского быта картину сквозь призму верующего человека.
Риза – оклад на иконе, тонкое металлическое покрытие, оставляющее открытым лицо и руки святого.
Слайд 12
Метафора
И вызванивают в чётки
Ивы – кроткие монашки.
Поэт
слышит, видит, чувствует, как цветёт ива («вызванивает») своими серёжками-чётками.
Метафора
Курит облаком болото,
Гарь в небесном коромысле…
Возможно, речь идёт о тумане над болотом и светящейся высоко в небе радуге. А может быть, Есенин писал о звёздах в созвездии Большой Медведицы.
Слайд 13
Общение с природой рождает в душе лирического героя ощущение неразрывной связи
с родной землёй. Такое стихотворение мог написать человек, не только безгранично любящий свой родной край, но и очень внимательный знаток русской природы, быта деревни, раз и навсегда оставивший своё сердце на этой земле, которой он «рад и счастлив душу вынуть».
Слайд 14
«Тебе одной плету венок…» 19
«Запели тёсаные дроги…» 1916 г.
Слайд 15
Отношение Есенина к событиям в России после 1917 года не было
однозначным. Поэзия его как верный голос народной души оказалась в эпицентре общего помрачения. Отличительная черта есенинского послереволюционного творчества – расколотость внутреннего мира поэта по сравнению с цельностью поэзии дореволюционной. Наиболее яркие события в жизни Есенина после 1917 года – участие в творческом объединении имажинистов, поездка в 1922-1923 годах с А.Дункан по Европе и в Америку, создание поэм «Пугачёв», «Анна Снегина», «Чёрный человек», циклов «Любовь хулигана», «Персидские мотивы». Из Германии Есенин писал: «Родные мои! Хорошие! Что сказать мне вам об этом ужаснейшем царстве мещанства, которое граничит с идиотизмом? Кроме фокстрота, здесь ничего нет, здесь жрут и пьют, и опять фокстрот. Человека я пока ещё не встречал и не знаю, где им пахнет. В страшной моде Господин доллар, а на искусство начихать - самое высшее – мюзик-холл…Пусть мы нищие, пусть у нас голод, холод и людоедство, зато у нас есть душа, которую здесь за ненадобностью сдали в аренду под смердяковщину».
Слайд 16
В стихотворении 1924 года «Низкий дом с голубями ставнями…» эпитеты
играют роль смысловой доминанты: «низкий дом с голубыми ставнями», «северных бедных небес», «нежность грустная русской души», «седые журавли», «сытные хлеба», «кривой» и «безлистый» ракитник, «разбойные свисты», «тощие дали», «березь» да «цветь», «родимая выть», «недавние дни», «юные годы».
Все эти тропы поэт использует, чтобы полнее и глубже передать читателю тот образ-переживание, который захватывает душу лирического героя, вернувшегося на Родину после долгой разлуки.
Теперь есенинский образ эмоционален и романтически приподнят, возвышен, по сравнению с ранним творчеством поэта, когда эпитет привлекал Есенина изобразительными возможностями определений, их наглядностью и красочностью.
Слайд 17
В стихотворении «Издатель славный! В этой книге…» 1924 года лирический
герой учится «постигнуть в каждом миге/ Коммуной вздыбленную Русь». И хотя душа поэта не понимает многого и не принимает приметы новой жизни, но в одном он уверен определённо:
…в той стране, где власть Советов
Не пишут старым языком.
Поэтому «так неумело/Шептал бумаге карандаш». Ведь дорогая сердцу поэта Россия, русская деревня, менялась у него на глазах, и перемены эти не делали людей счастливыми, сытыми. Таким образом, в 1924-1925 годах в творчестве Есенина начинает звучать мотив глубокой пропасти, пролёгшей между поэтом и новой жизнью русской деревни. По настоящему эпическую силу и философскую глубину этот мотив в есенинском шедевре лета 1924 года, «маленькой» поэме «Русь советская».
Слайд 18
О новой жизни русской деревни и своей прежней к ней сыновней
любви Есенин пишет в стихотворении 1925 года «Спит ковыль. Равнина дорогая…», в котором звучит «нежностью пропитанное слово» поэта:
Никакая родина другая
Не вольёт мне в грудь мою теплынь.
или
Свет луны, таинственный и длинный
Плачут вербы, шепчут тополя.
и, конечно, идейный центр стихотворения:
Всё равно остался я поэтом
Золотой бревёнчатой избы.
Свою судьбу лирический герой не мыслит вне России, хотя
…чужая юность брызжет новью
На мои поляны и луга,
всё же, «радуясь, свирепствуя и мучась» (градация), он мечтает об одном:
Дайте мне на родине любимой,
Всё любя, спокойно умереть.
Слайд 19
«Русь советская» 1924 года – лиро-эпическое произведение, «маленькая» поэма, в ней
переплетается лирическое и повествовательное начала, исповедь – с рассказом об окружающем мире, событиях, людях.
Фабула поэмы: лирический герой после долгого отсутствия возвращается в родную деревню, встречается с односельчанами и убеждается, что он всем чужой, что здесь идёт иная жизнь и растёт новое поколение.
Противопоставление старого и нового в жизни русской деревни – идейный и композиционный стержень поэмы.
Слайд 20
Поэму условно можно разделить на 3 части.
1 часть
– с начала до слов «вот вижу я…», 2 часть – до слов «Вот так страна…».
В 1-ой части – рассказ о возвращении «российского скандального пиита» в «край осиротелый,
/В котором не был восемь лет».
2 часть - зарисовка быта российской деревни начала 20-х годов.
3 часть – крик души лирического героя, вполне осознавшего, что его поэзия «здесь больше не нужна».
Слайд 21
Лирический герой поэмы – «пилигрим угрюмый», «скандальный пиит», « в
своей стране…словно иностранец». Он « ни в чьих глазах» не находит « приюта», то есть нет вокруг ни одной родственной души и
…там, где был когда-то отчий дом
теперь лежит зола да слой дорожной пыли.
(в 1922 году во время большого пожара сгорела изба родителей Есенина). Трагедия лирического героя в том, что его поэзия «здесь больше не нужна», да и сам он не понимает того языка, на котором говорят его «сограждане». Не поэт предал Родину, а Родина без него сильно изменилась. Выбор героя:
А я пойду один к неведомым пределам,
Душой бунтующей навеки присмирев.
Слайд 22
Это не оппозиция Есенина по отношению к новому политическому строю. Ведь
Русь Советская – это только лишь эпоха в жизни великого, духовно неиссякаемого народа. Именно с таких позиций должны прочитываться строки:
Отдам всю душу октябрю и маю,
Но только лиры милой не отдам.
Значит, буду служить России по-прежнему верно, потому что люблю её всякой, какой бы она ни была.
Эта мысль с высокой патетикой завершает поэму. Перед нами торжественная клятва служить России так же преданно и верно, как и раньше. Но не советской России, а просто России, истинным сыном которой Есенин остался до последних минут своей жизни.
Слайд 23
1. Россия – главная и основная тема творчества Есенина.
2. Этот образ
в стихах поэта не был статичным, а менялся со временем, по мере того как рос и ширился поэтический дар Есенина и изменялась историческая эпоха.
3. Неизменной осталась преданная, искренняя сыновняя любовь поэта к России.
4. Несмотря на перемены с 1917 по 1925 год, Есенин остался верен своей теме: он всегда любил русскую деревню – основу России, верил в ее духовность, в неиссякаемые возможности русского народа выстоять в сложнейших испытаниях и возродиться на более высоком нравственном уровне.
Слайд 24
…Версты все потрясенной земли,
Все земные святыни и узы
Словно нервной системой вошли
В
своенравность есенинской музы!
Это муза не прошлого дня.
С ней люблю, негодую и плачу.
Много значит она для меня,
Если сам я хоть что-нибудь значу.
Николай Рубцов «Сергей Есенин»