М.Ю. Лермонтов, поэма Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. (Часть 2) презентация

Содержание

   «Неслучайные «случайные связи»» М.Ю. Лермонтов «…воспитан на народных песнях» Журнал «Московский вестник» Годы учёбы в пансионе Московского университета Профессор А.Ф. Мерзляков

Слайд 1  Михаил Юрьевич Лермонтов
   «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и

удалого купца Калашникова»
(1837 год)

«Если захочу вдаться в поэзию народную, то верно нигде больше не буду её искать, как в русских песнях».

  Урок1.

Учитель русского языка и литературы высшей категории Матвиенко Ольга Сергеевна


Слайд 2   «Неслучайные «случайные связи»»
М.Ю. Лермонтов
«…воспитан на народных песнях»
Журнал «Московский вестник»
Годы учёбы

в пансионе Московского университета

Профессор
А.Ф. Мерзляков







Слайд 3  Литературоведческий словарь
Поэма – один из видов лиро-эпического жанра, для которого характерны

сюжетность, выражение автором или героем своих чувств.
Тема – предмет, основное содержание рассуждения, изложения, творчества, повествования (то, о чём говорится в тексте).
Идея – основная, главная мысль текста.
Проблема – сложный вопрос, задача,
требующие разрешения, исследования.

Слайд 4Лермонтов стремился приблизить поэму к эпическим фольклорным сказаниям. Гусляры, тешащие «Песней…»

«доброго боярина и боярыню его белолицую», играют важнейшую роль в структуре поэмы.

Слайд 5Нравственные позиции, с помощью которых оцениваются персонажи «Песни…», не лично авторские,

а народные.
Это многократно усиливает торжество правды в произведении.

Слайд 6Алёна Дмитриевна и Степан Парамоно-вич наделены лучшими качествами: честностью, челове-ческим достоинством.

Чтобы

очистить имя своей верной жены от неспра-ведливых подо-зрений, Калашников не жалеет даже собственной жизни.

Слайд 7Купец вызывает на кулачный бой обидчика.


Слайд 8В честном бою он побеждает Кирибеевича, но царь живёт по своим

законам.
Суд царя разошёлся с судом народным.

Слайд 9Калашников, казнённый царём и «оклеветанный молвой», становится народным героем.


Слайд 10Действия поэмы относятся к русскому средневековью, эпохе Ивана Грозного. В основе

сюжета – событие, вероятное в царствование Ивана IV. Исторический сюжет в «Песне…» органически соединяется с фольклором.

Разрабатывая народно-историческую тему, Лермонтов стремился к воссозданию исторической действительности с позиций настоящего.


Слайд 11Народно-поэтические традиции «Песни…» проявляются на всех уровнях поэтической системы: в самом

строе речи, стилистике, лексике, синтаксисе, стихе.
Начинается «Песня…» характерным для народной поэзии отрицательным сравнением:
Не сияет на небе солнце красное,
Не любуются им тучи синие:
То за трапезой сидит во златом венце,
Сидит грозный царь Иван Васильевич.
Многократно используется параллелизм, повторы, много-численные «перехваты» - повторение в начале следующей строки конца предыдущей:
Повалился он на холодный снег,
На холодный снег, будто сосенка,
Будто сосенка во сыром бору.

Слайд 12Так же как народные певцы, Лермонтов в своей «Песне…» повторяет анафорические

зачины стиха - вопросительные частицы, союзы «и», «иль» или отрицания при глаголе:
И сказал ему царь Иван Васильевич:
«Да об чём тебе, молодцу, кручиниться?
Не истёрся ли твой парчовый кафтан?
Не измялась ли шапка соболиная?
Не казна ли у тебя поистратилась?
Иль зазубрилась сабля закалённая?
Или конь захромал, худо кованный?
Или с ног тебя сбил на кулачном бою,
На Москва-реке, сын купеческий?»

Не встречает его молодая жена,
Не накрыт дубовый стол белой скатертью.


Слайд 13Свойственные фольклорной поэтике:
приём объединения под одним ударением двух слов помог

Лермонтову передать характер старинной народной песни:
«царю грозному», «думу чёрную», «статный молодец», «во златом венце», «вольной волею».
«Постоянные» эпитеты из народной поэзии:
«Конь добрый», «сабля вострая», «смерть лютая».
Уменьшительно-ласкательные имена: «голубушка», «сторонушка», «детинушка».
Краткие формы прилагательных: «стар человек» или народно-речевые формы полного прилагательного: «у ворот стоят у тесовыих».

Слайд 14Особенности народной речи передают:

некоторые формы деепричастий: «играючи», «пируючи»;
Глаголы с двойными

приставками: «призадумались», «поистратились»;
Редкие сочетания глагола с приставкой: «как возговорил православный царь»;
Специфическая народная лексика: «супротив», «нониче».

Слайд 15Домашнее задание:
Перечитать поэму (с.26 – 45).
Ответить на вопросы 1 – 3

рубрики «Перечитываем, размышляем» (с.45)
3*.Составить таблицу «Художест-венные средства языковой выразительности в «Песне…» (по материалам опорного конспекта –презентации).

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика