Слайд 1МАУ ДО
«ДМШ Г. КРАСНОКАМСКА»
2018 ГОД
ЧЕПУШТАНОВА ГАЛИНА, 14 ЛЕТ, 7 КЛАСС
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ –
РЫКАЛОВА ЖАННА АЛЕКСАНДРОВНА
Тема: «Моё любимое произведение»
Слайд 2М.Равель «Сказки матушки гусыни»
Впервые моё знакомство с этим удивительным, сказочным
произведением произошло на уроке фортепианного ансамбля. Мы с моим преподавателем прослушали весь цикл. Музыка М.Равеля настолько меня увлекла, поразила: что можно так мастерски передавать образы. У меня лично сложилось впечатление, что я нахожусь в сказке.
На сегодняшний день я исполняю 3 пьесы из данного цикла – «Павана спящей красавицы», «Разговор красавицы и чудовища», «Волшебный сад». Но в дальнейшем, я планирую выучить и другие пьесы цикла.
Слайд 3
Прежде всего хочется рассказать о начале творческого пути композитора.
В 1882
году М.Равель начал учиться игре на фортепиано. В четырнадцать лет он поступил в Парижскую консерваторию. В эти годы Равель заинтересовался литературой, много читал. Учась в консерватории, он понял, что судьбой его жизни является сочинительство. В этот период появились первые его произведения: «Хабанера», «Павана на смерть инфанты». Были они новаторскими. Преподаватели консерватории «старой школы» не хотели принимать неординарность композитора. Несмотря на такое отношение академических кругов, популярность Равеля росла.
Слайд 4Создание сюиты «Сказки Матушки – гусыни»
Осенью 1908 года М.Равель сочинил пять
пьес для фортепиано в 4 руки, посвященных Мими и Жану Годебским. Это были дети его друзей, которых не имевший семьи композитор любил как родных. Когда родители проводили лето в Испании, Равель жил на их вилле с детьми и рассказывал им, по собственному выражению, разные истории, «не слишком грустные по вечерам во избежание кошмаров и мрачные по утрам для возбуждения аппетита». Подобные истории в музыке, рожденные желанием, как вспоминал композитор, «воссоздать поэзию детства», он рассказал в пяти пьесах сюиты «Сказки Матушки гусыни.
Слайд 5Паванна Спящей красавицы
«Павана Спящей красавицы» - самая маленькая пьеса цикла. Она
составляет всего 20 тактов.
Стоит отметить, что все пьесы в исполнении оркестра звучат достаточно чарующе:
Флейта поет краткую, словно убаюкивающую мелодию в народном духе, оплетаемую подголосками валторны с сурдиной и альтов пиццикато. Она напоминает скорее колыбельную, чем танец. Затем ее варьируют другие солирующие деревянные инструменты, а в последний раз проводят первые скрипки с сурдинами под аккомпанемент арфы.
Слайд 6Мальчик-с-пальчик
Второй пьесе - «Мальчик-с-пальчик» – предпослан фрагмент сказки Шарля Перро: «По
дороге он разбрасывал крошки хлеба, надеясь, что это поможет ему найти обратный путь, но каково было его удивление, когда он не смог найти ни одной крошки: прилетели птицы и все поклевали».
Композитор создал трогательный образ мальчика, заблудившегося в огромном лесу.
Музыка рисует блуждания героя. «Запутанный» мелодический рисунок помогают представить извилистые лесные тропинки, по которым идет малыш. Движение не прерывается ни на миг: мальчик продолжает искать дорогу, даже когда прилетают птицы.
Слайд 7Дурнушка, императрица пагод
Третья пьеса - «Дурнушка, императрица пагод».
Данная пьеса достаточно
подвижна в темпе, она нас резко переносит в другую культуру.
«Императрица разделась и погрузилась в ванну. Тотчас большие и маленькие статуэтки принялись петь и играть, у одних были теорбы, сделанные из ореховой скорлупы, у других - виолы из миндальной скорлупы, подходящие им по росту». Как второй и четвертой, автор предпослал фрагмент из сказки «Зеленый серпантин» м-м д'Онуа «Изумрудный змей».
Необычный восточный колорит сказки, ее волшебная игрушечность позволили композитору создать пьесу, своим экзотическим звучанием напоминающую звонкую музыку механических игрушек - музыкальных табакерок, часов.
Слайд 8Разговор красавицы и чудовища
Четвертая пьеса - «Разговор красавицы и чудовища» –
самая интересная, контрастная и яркая по музыкальному языку пьеса сюиты. Она является моей самой любимой пьесой из цикла.
Сюжет французской сказки м-м Лепренс де Бомон очень похож на сюжет «Аленького цветочка»: безобразное чудовище своей добротой завоевывает любовь красавицы и превращается в прекрасного принца. Их музыкальные портреты предельно контрастны.
Музыка нам «рисует» изящную, робкую красавицу, которая очутилась в прекрасном саду, в глубине которого мелькает тень чудовища. В заключении восторжествовало добро, чары спадают, чудовище превращается в прекрасного принца.
Слайд 9Волшебный сад
Заключительная пьеса «Волшебный сад».
В ней, как в первой и
второй пьесах, снова проступают черты старинной музыки. Величавая восходящая до мажорная мелодия облачена в строгий «наряд» полифонической четырехголосной фактуры. Ее спокойный ритм, напоминающий строгую поступь сарабанды, медленный темп и неожиданно тихая динамика - все элементы музыкального языка участвуют в создании торжественно-светлого образа - гимна сказке, где зло всегда побеждается добром и красотой.
Слайд 10Благодарим за внимание!
В своём цикле для фортепиано в четыре руки «Сказки
матушки гусыни», Морис Равель создал яркие, запоминающиеся сюжеты, образы. Данная музыка – настоящий клад для начинающих музыкантов и лично для меня.