Слайд 2
МОДЕРНИЗМ (от франц. moderne - новейший, современный) – период культуры с
конца 19 в. до Второй мировой войны. Главные направления модернизма – символизм, акмеизм, экспрессионизм.
Модернизм возник под влиянием исторических событий на грани веков (Первая мировая война), развития науки (теория относительности, квантовая механика, психоанализ, аналитическая философия и т. д.) и технического прогресса, изменений в структуре общества, крупных культурных перемен (секуляризация сознания, элитарная и массовая культуры).
Главное ощущение в культуре модернизма – чувство исчерпанности старых традиций, кризиса во всех сферах жизни, надежда на глобальные изменения в будущем.
Слайд 3Д.С. Мережковский «О причинах упадка и о новых течениях современной русской
литературы» (1893)
И вот современные люди стоят, беззащитные, лицом к лицу с несказанным мраком на пограничной черте света и тени, и уже более ничто не ограждает их сердца от страшного холода, веющего из бездны.
Никогда еще люди так не чувствовали сердцем необходимости верить и так не понимали разумом невозможности верить. В этом болезненном неразрешимом диссонансе, этом трагическом противоречии, так же как в небывалой умственной свободе, в смелости отрицания, заключается наиболее характерная черта мистической потребности XIX века.
Слайд 4Философия и эстетика модернизма
1. Первична не реальность, а сознание или Высший
духовный мир, мир Идей (идеализм). Отсюда – интерес к психологии, религиозно-мистическим учениям, мифологии.
2. Мир и человек до конца непостижимы, иррациональны (иррационализм).
3. Человек слаб и одинок во враждебном ему мире (пессимизм).
4. Не описывать реальность, а создавать свою (индивидуализм).
В. Брюсов: «Искусство никогда не воспроизводило, а всегда преображало действительность».
5. Искусство ценнее, выше реальности. «Создания искусства - это приотворенные двери в Вечность».
Слайд 5Герой литературы модернизма – это одинокий, замкнутый человек, личность психически-неустойчивая, иногда
болезненная, но внутренне цельная.
Слайд 6Модернизм изображает мир без будущего, апокалиптический мир. Это мир в преддверии
фашизма и тоталитарного сознания, атомной бомбы и массового терроризма.
Слайд 7Предшественники и основоположники модернизма
Философия – Артур Шопенгауэр, Фридрих Ницше.
Психология – Зигмунд
Фрейд.
Музыка – Рихард Вагнер.
Живопись – Уильям Блейк, прерафаэлиты.
Литература – Эдгар По, Шарль Бодлер, Артюр Рембо, Поль Верлен, Генрих Ибсен, Оскар Уайльд.
Слайд 8Символизм - первое литературно-художественное направление европейского модернизма (1870-е – 1910-е гг.)
Философия
символизма
1. Представление о двух мирах – призрачном мире повседневной реальности и трансцендентном мире истинных ценностей (двоемирие).
2. Искусство – это интуитивное постижение реальности через обнаружение символических аналогий между земным миром и миром высших ценностей.
Слайд 9В. Брюсов «Ключи тайн», 1904.
Но мы не замкнуты безнадежно в этой
"голубой тюрьме" - пользуясь образом Фета. Из нее есть выходы на волю, есть просветы. Эти просветы - те мгновения экстаза, сверхчувственной интуиции, которые дают иные постижения мировых явлений, глубже проникающие за их внешнюю кору, в их сердцевину. Исконная задача искусства и состоит в том, чтобы запечатлеть эти мгновения прозрения, вдохновения. Искусство начинается в тот миг, когда художник пытается уяснить самому себе свои темные, тайные чувствования.
Искусство есть постижение мира иными, не рассудочными путями.
Слайд 103. Символ – образ, в котором за внешним значением скрыт намек
на духовную сущность. В отличие от аллегории, символ многозначен и до конца не объясним. Символ – это ключ к познанию высшей реальности.
Вячеслав Иванов: «Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем и беспределен в своем значении, когда он изрекает на своем сокровенном (иератическом и магическом) языке намека и внушения нечто неизглаголемое, неадекватное внешнему слову».
Слайд 11К. Бальмонт «Элементарные слова о символической поэзии», 1900.
Итак, вот основные черты
символической поэзии: она говорит своим особым языком, и этот язык богат интонациями; подобно музыке и живописи, она возбуждает в душе сложное настроение, - более, чем другой род поэзии, трогает наши слуховые и зрительные впечатления, заставляет читателя пройти обратный путь творчества: поэт, создавая свое символическое произведение, от абстрактного идет к конкретному, от идеи к образу, - тот, кто знакомится с его произведениями, восходит от картины к душе ее, от непосредственных образов, прекрасных в своем самостоятельном существовании, к скрытой в них духовной идеальности, придающей им двойную силу.
Слайд 12
Владимир Соловьёв
Милый друг, иль ты не видишь,
Что всё видимое нами -
Только
отблеск, только тени
От незримого очами?
Милый друг, иль ты не слышишь,
Что житейский шум трескучий -
Только отклик искаженный
Торжествующих созвучий?
Милый друг, иль ты не чуешь,
Что одно на целом свете -
Только то, что сердце к сердцу
Говорит в немом привете?
Слайд 13Декадентство – особый тип сознания на рубеже 19-20 вв, для которого
характерно чувство душевной усталости, бессилия, отчаяния. Это неприятие окружающего мира, подчеркнутый индивидуализм и пессимизм.
В декадентских произведениях воспевается красота отчаяния, упадка, зла, смерти.
Декадентство – не литературное направление, не стиль искусства.
Слайд 14Ф.Сологуб
Мы – плененные звери,
Голосим, как умеем.
Глухо заперты двери,
Мы открыть их не
смеем.
Если сердце преданиям верно,
Утешаясь лаем, мы лаем.
Что в зверинце зловонно и скверно,
Мы забыли давно, мы не знаем.
К повторениям сердце привычно, —
Однозвучно и скучно кукуем.
Все в зверинце безлично, обычно,
Мы о воле давно не тоскуем.
Мы – плененные звери,
Голосим, как умеем.
Глухо заперты двери,
Мы открыть их не смеем.
Слайд 15Русские символисты
Статья Д. Мережковского 1892 г., 3 сборника стихотворений «Русские символисты»
1894-95 гг.
Журналы символистов – «Аполлон», «Весы», «Золотое руно», издательство – «Скорпион».
Старшие символисты – Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Федор Сологуб.
Младосимволисты – Иннокентий Анненский, Александр Блок, Андрей Белый, Вячеслав Иванов.
Слайд 20Поэзия старших символистов
- Неприятие реальности, уход в иную реальность
- Образ поэта
как демиурга (создателя своего мира)
- Интерес к культурной экзотике, древним странам, средневековью
- Представление об истории как порочном, замкнутом круге
- Зыбкость конкретных смыслов, передача ощущений
Слайд 21Поэзия младосимволистов
- Преодоление разрыва реальности с ирреальностью
- Образ поэта – пророка,
медиума (посредника между мирами), теурга (преобразователя Вселенной)
- Идея жизнестроительства (стирания границ между
текстом и реальностью, проживания жизни как текста).
- Интерес к экзотике, романтике
- История – эволюционный целенаправленный процесс
- Символизация поэтических образов, расчет на интуицию в создании и восприятии текста