Модернизм. Символизм презентация

Содержание

МОДЕРНИЗМ (от франц. moderne - новейший, современный) – период культуры с конца 19 в. до Второй мировой войны. Главные направления модернизма – символизм, акмеизм, экспрессионизм. Модернизм возник под влиянием

Слайд 1Модернизм. Символизм.


Слайд 2 МОДЕРНИЗМ (от франц. moderne - новейший, современный) – период культуры с

конца 19 в. до Второй мировой войны. Главные направления модернизма – символизм, акмеизм, экспрессионизм. Модернизм возник под влиянием исторических событий на грани веков (Первая мировая война), развития науки (теория относительности, квантовая механика, психоанализ, аналитическая философия и т. д.) и технического прогресса, изменений в структуре общества, крупных культурных перемен (секуляризация сознания, элитарная и массовая культуры). Главное ощущение в культуре модернизма – чувство исчерпанности старых традиций, кризиса во всех сферах жизни, надежда на глобальные изменения в будущем.

Слайд 3Д.С. Мережковский «О причинах упадка и о новых течениях современной русской

литературы» (1893) И вот современные люди стоят, беззащитные, лицом к лицу с несказанным мраком на пограничной черте света и тени, и уже более ничто не ограждает их сердца от страшного холода, веющего из бездны. Никогда еще люди так не чувствовали сердцем необходимости верить и так не понимали разумом невозможности верить. В этом болезненном неразрешимом диссонансе, этом трагическом противоречии, так же как в небывалой умственной свободе, в смелости отрицания, заключается наиболее характерная черта мистической потребности XIX века.

Слайд 4Философия и эстетика модернизма 1. Первична не реальность, а сознание или Высший

духовный мир, мир Идей (идеализм). Отсюда – интерес к психологии, религиозно-мистическим учениям, мифологии. 2. Мир и человек до конца непостижимы, иррациональны (иррационализм). 3. Человек слаб и одинок во враждебном ему мире (пессимизм). 4. Не описывать реальность, а создавать свою (индивидуализм). В. Брюсов: «Искусство никогда не воспроизводило, а всегда преображало действительность». 5. Искусство ценнее, выше реальности. «Создания искусства - это приотворенные двери в Вечность».

Слайд 5Герой литературы модернизма – это одинокий, замкнутый человек, личность психически-неустойчивая, иногда

болезненная, но внутренне цельная.

Слайд 6Модернизм изображает мир без будущего, апокалиптический мир. Это мир в преддверии

фашизма и тоталитарного сознания, атомной бомбы и массового терроризма.

Слайд 7Предшественники и основоположники модернизма Философия – Артур Шопенгауэр, Фридрих Ницше. Психология – Зигмунд

Фрейд. Музыка – Рихард Вагнер. Живопись – Уильям Блейк, прерафаэлиты. Литература – Эдгар По, Шарль Бодлер, Артюр Рембо, Поль Верлен, Генрих Ибсен, Оскар Уайльд.

Слайд 8Символизм - первое литературно-художественное направление европейского модернизма (1870-е – 1910-е гг.) Философия

символизма 1. Представление о двух мирах – призрачном мире повседневной реальности и трансцендентном мире истинных ценностей (двоемирие). 2. Искусство – это интуитивное постижение реальности через обнаружение символических аналогий между земным миром и миром высших ценностей.

Слайд 9В. Брюсов «Ключи тайн», 1904. Но мы не замкнуты безнадежно в этой

"голубой тюрьме" - пользуясь образом Фета. Из нее есть выходы на волю, есть просветы. Эти просветы - те мгновения экстаза, сверхчувственной интуиции, которые дают иные постижения мировых явлений, глубже проникающие за их внешнюю кору, в их сердцевину. Исконная задача искусства и состоит в том, чтобы запечатлеть эти мгновения прозрения, вдохновения. Искусство начинается в тот миг, когда художник пытается уяснить самому себе свои темные, тайные чувствования. Искусство есть постижение мира иными, не рассудочными путями.

Слайд 103. Символ – образ, в котором за внешним значением скрыт намек

на духовную сущность. В отличие от аллегории, символ многозначен и до конца не объясним. Символ – это ключ к познанию высшей реальности. Вячеслав Иванов: «Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем и беспределен в своем значении, когда он изрекает на своем сокровенном (иератическом и магическом) языке намека и внушения нечто неизглаголемое, неадекватное внешнему слову».

Слайд 11К. Бальмонт «Элементарные слова о символической поэзии», 1900. Итак, вот основные черты

символической поэзии: она говорит своим особым языком, и этот язык богат интонациями; подобно музыке и живописи, она возбуждает в душе сложное настроение, - более, чем другой род поэзии, трогает наши слуховые и зрительные впечатления, заставляет читателя пройти обратный путь творчества: поэт, создавая свое символическое произведение, от абстрактного идет к конкретному, от идеи к образу, - тот, кто знакомится с его произведениями, восходит от картины к душе ее, от непосредственных образов, прекрасных в своем самостоятельном существовании, к скрытой в них духовной идеальности, придающей им двойную силу.

Слайд 12 Владимир Соловьёв Милый друг, иль ты не видишь, Что всё видимое нами - Только

отблеск, только тени От незримого очами? Милый друг, иль ты не слышишь, Что житейский шум трескучий - Только отклик искаженный Торжествующих созвучий? Милый друг, иль ты не чуешь, Что одно на целом свете - Только то, что сердце к сердцу Говорит в немом привете?

Слайд 13Декадентство – особый тип сознания на рубеже 19-20 вв, для которого

характерно чувство душевной усталости, бессилия, отчаяния. Это неприятие окружающего мира, подчеркнутый индивидуализм и пессимизм. В декадентских произведениях воспевается красота отчаяния, упадка, зла, смерти. Декадентство – не литературное направление, не стиль искусства.

Слайд 14Ф.Сологуб Мы – плененные звери, Голосим, как умеем. Глухо заперты двери, Мы открыть их не

смеем. Если сердце преданиям верно, Утешаясь лаем, мы лаем. Что в зверинце зловонно и скверно, Мы забыли давно, мы не знаем. К повторениям сердце привычно, — Однозвучно и скучно кукуем. Все в зверинце безлично, обычно, Мы о воле давно не тоскуем. Мы – плененные звери, Голосим, как умеем. Глухо заперты двери, Мы открыть их не смеем.

Слайд 15Русские символисты Статья Д. Мережковского 1892 г., 3 сборника стихотворений «Русские символисты»

1894-95 гг. Журналы символистов – «Аполлон», «Весы», «Золотое руно», издательство – «Скорпион». Старшие символисты – Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Федор Сологуб. Младосимволисты – Иннокентий Анненский, Александр Блок, Андрей Белый, Вячеслав Иванов.

Слайд 16Брюсов и Бальмонт


Слайд 17Гиппиус и Сологуб


Слайд 18Блок и Белый


Слайд 19Анненский и Иванов


Слайд 20Поэзия старших символистов - Неприятие реальности, уход в иную реальность - Образ поэта

как демиурга (создателя своего мира) - Интерес к культурной экзотике, древним странам, средневековью - Представление об истории как порочном, замкнутом круге - Зыбкость конкретных смыслов, передача ощущений

Слайд 21Поэзия младосимволистов - Преодоление разрыва реальности с ирреальностью - Образ поэта – пророка,

медиума (посредника между мирами), теурга (преобразователя Вселенной) - Идея жизнестроительства (стирания границ между текстом и реальностью, проживания жизни как текста). - Интерес к экзотике, романтике - История – эволюционный целенаправленный процесс - Символизация поэтических образов, расчет на интуицию в создании и восприятии текста

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика