Слайд 1Младшие символисты
Работу подготовили:
Борис Филиппов, Егор Антипин, Денис Фомичев, Сергей Белоусов, Александр
Миленький
Слайд 2Символизм
Символизм — первое и самое значительное из модернистских течений в России. По
времени формирования и по особенностям мировоззренческой позиции в русском символизме принято выделять два основных этапа. Поэтов, дебютировавших в 1890-е годы, называют «старшими символистами». В 1900-е годы в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения. Принятое обозначение «второй волны» символизма — «младосимволизм». «Старших» и «младших» символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества.
Слайд 3История
Философия и эстетика символизма складывалась под влиянием различных учений — от
взглядов античного философа Платона до современных: В. Соловьева, Ф. Ницше, А. Бергсона. Традиционной идее познания мира в искусстве символисты противопоставили идею конструирования мира в процессе творчества. Творчество в понимании символистов — подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов, доступное лишь художнику-творцу. Более того, рационально передать созерцаемые «тайны» невозможно.
Слайд 4«Младшие» символисты
«Младшие» символисты на первый план выдвигали философские искания. Читателю символисты
предлагали красочный миф о мире, созданном по законам вечной Красоты.
В основе платформы «младших» символистов лежит идеалистическая философия В. Соловьева. Он утверждал, что высшая задача искусства - «...создание вселенского духовного организма», что художественное произведение это - изображение предмета и явления «в свете будущего мира», с чем связано понимание роли поэта как священнослужителя. Черты своеобразия русского символизма проявились больше всего в творчестве так называемых «младших символистов» начала XX века — А. Блока, А. Белого, Вяч. Иванова.
Материальный мир — только маска, сквозь которую просвечивает иной мир духа. Образы маски, маскарада постоянно мелькают в поэзии и прозе символистов. Материальный мир рисуется как нечто хаотическое, иллюзорное, как низшая реальность по сравнению с миром идей и сущностей.
Внутренний мир личности для них — показатель общего трагического состояния мира, в том числе «страшного мира» российской действительности, обреченного на гибель.
Слайд 5Александр Блок
Родился Александр Блок 16 ноября 1880 года. Достигнув возраста пяти
лет он неосознанно начал сочинять стихи. Серьезными назвать их было, конечно же, трудно. Тем не менее, из года в год увлечение литературой становилось сильней и уже в 11-летнем возрасте юный Блок посвятил небольшой цикл стихотворений своей матери.
В 17-летнем возрасте, когда каждый юноша заболевает романтизмом, он знакомится и влюбляется в женщину намного старше себя. Случилось это в Германии. Ксении Садовской было тогда уже 37 лет. Однако двадцатилетняя разница не пугала влюбленных и их отношения растянулись на долгие 4 года, но вскоре закончились. Говорят, что произошло это после того, как Садовская отдалась Блоку, который сразу же охладел к женщине своей мечты, поскольку посчитал ее вульгарной и доступной. Он даже ее стал презирать, хотя буквально недавно боготворил и посвящал ей стихи.
Слайд 6Интересные факты
Александр Блок очень любил пиво и просто обожал мороженое.
Блок
был женат на дочери известного химика Дмитрия Менделеева. Они были знакомы еще с детства, ученый был в приятельских отношениях с дедушкой поэта. Чувства к Любови Менделеевой были настолько возвышенными, что Александр Блок долгое время боялся испортить их, опорочить плотскими отношениями. Именно ее образ лег в основу «Стихов о Прекрасной Даме». Почти год после свадьбы Александр не дотрагивался до жены. На её недоуменные вопросы относительно физической близости Блок отвечал, что не может позволить себе вести себя с ней как с «дрянной» девкой, так как считает супругу идеалом красоты. Он установил в отношениях с женой свои правила игры, которые не касались интимной близости, а ограничивались исключительно духовным общением. Так они прожили 18 лет. У них не было детей, не было и счастья.
Слайд 7Андрей Белый
Андрей Белый (1880–1934) — русский писатель, поэт, прозаик, публицист, критик,
мемуарист. Его не сразу признавали критики и читатели и называли «непристойным клоуном» за его своеобразный юмор, но впоследствии он будет признан одним из самых неординарных и влиятельных символистов серебряного века.
Настоящее имя писателя — Борис Николаевич Бугаев. Псевдоним «Андрей Белый» был предложен его учителем и наставником М.С.Соловьевым.
Белый инициировал знакомство с Александром Блоком. Писатели долгое время делились опытом и вскоре стали очень близки. Однако позже оба друга становятся вовлечены в «любовный треугольник» вследствие чего их пути разошлись. Белый назвал свои почти двадцатилетние отношения с Блоком «дружбой-враждой».
Несколько лет Андрей был влюблён в супругу А. Блока Любовь Менделееву. Их роман длился 2 года. Блок был любителем злачных заведений, из-за его супруга страдала и находила утешение в обществе Белого. Блок знал об этих отношениях, но не проявлял к ним особого интереса. В конечном итоге Менделеева разорвала отношения с Белым, чем нанесла ему сильнейший удар. Позже писатель посвятит Любе множество своих произведений.
Разрыв с возлюбленной чуть не довел писателя до самоубийства. Однако в то утро, когда он собрался свести счеты с жизнью, приглашение повидаться от Менделеевой вселило огонек надежды в разбитое сердце.
Слайд 8Вячеслав Иванович Иванов
Вячеслав Иванович Иванов (1866-1949) — поэт и теоретик русского
символизма. Первые журнальные публикации его стихов относятся к 1898-1899 гг. Уже в первом поэтическом сборнике «Кормчие звезды» (1903) обрисовывается основной круг тем и образов его поэзии, определяются творческая манера и стиль.
На теоретическое мировоззрение и поэтическое творчество Вячеслава Иванова влияние оказали, с одной стороны, немецкие романтики и философия Ницше, с другой — славянофилы и учение Владимира Соловьева. Основная идея, проходящая через его статьи и стихи,— идея «соборности», коллективного религиозного преображения жизни и искусства. Важное место в поэзии Вячеслава Иванова занимает идея культурной преемственности, отсюда — постоянное внимание поэта к миру античной Греции, итальянского Возрождения, Древней Руси, наконец, исключительная роль мотива памяти как торжества человека над смертью.
После Октябрьской революции Вячеслав Иванов некоторое время был профессором Бакинского университета. С 1924 года жил в Италии, преподавал в Риме русский язык и литературу, занимался переводами.