Слайд 1Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»
Автор: студентка 511 группы Бахина Кристина
Научный руководитель (преподаватель): Жеребцова Е.И.
Любовная лирика в творчестве А.К. Толстого
Сыктывкар 2017 г.
Слайд 2Толстой Алексей Константинович.
Биография.
Судьба Графа Толстого была
по-своему драматична.
Он родился 24 августа (5 сентября) 1817 года.
Слайд 3Толстой Алексей Константинович.
Биография.
Брак Алексея Толстого и Софии Миллер был официально оформлен
только в 1863 году.
Лишь после внезапной смерти Анны Алексеевны, а также долгожданного развода любящие обвенчались, и Софья Андреевна Миллер стала графиней Софьей Андреевной Толстой.
Слайд 4Встреча с Софьей Андреевной Миллер.
На маскараде в петербургском Большом театре зимой
1851 года 33-летний камер-юнкер Алексей Толстой увидел незнакомку в чёрной полумаске – с тонким станом, звонким смехом, печальными глазами, что впоследствии стала любовью его жизни и женой.
Слайд 5Толстой Алексей Константинович.
Биография.
Поэт скончался в 1875 году.
Софья Андреевна пережила мужа и
скончалась в 1895 году.
Слайд 6 Любовная лирика.
Меня, во мраке и пыли
Досель влачившего оковы,
Любови крылья
вознесли,
В отчизну пламени и слова;
И просветлел мой темный взор,
И стал мне виден мир незримый,
И слышит ухо с этих пор
Что для других неуловимо.
(«Меня во мраке и пыли», 1851, 1852)
Слайд 7 Любовная лирика.
Я верю в чистую любовь
И в душ
соединенье;
И мысли все, и жизнь, и кровь,
И каждой жилки бьенье
Отдам я с радостию той,
Которой образ милый
Меня любовию святой
Исполнит до могилы.
1832
Слайд 8Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел,
но тайна
Твои покрывала черты.
Лишь очи печально глядели,
А голос так дивно звучал,
Как звон отдаленной свирели,
Как моря играющий вал.
Мне стан твой понравился тонкий
И весь твой задумчивый вид,
А смех твой, и грустный и звонкий,
С тех пор в моем сердце звучит.
В часы одинокие ночи
Люблю я, усталый, прилечь —
Я вижу печальные очи,
Я слышу веселую речь;
И грустно я так засыпаю,
И в грезах неведомых сплю...
Люблю ли тебя — я не знаю,
Но кажется мне, что люблю!
1851
Слайд 9Слушая повесть твою, полюбил я тебя, моя
радость!
Жизнью твоею я жил и слезами твоими я плакал;
Мысленно вместе с тобой прострадал я минувшие годы,
Все перечувствовал вместе с тобой, и печаль, и надежды,
Многое больно мне было, во многом тебя упрекнул я;
Но позабыть не хочу ни ошибок твоих, ни страданий;
Дороги мне твои слезы и дорого каждое слово!
Бедное вижу в тебе я дитя, без отца, без опоры;
Рано познала ты горе, обман и людское злословье,
Рано под тяжестью бед твои преломилися силы!
Бедное ты деревцо, поникшее долу головкой!
Ты прислонися ко мне, деревцо, к зеленому вязу:
Ты прислонися ко мне, я стою надежно и прочно!
21 октября 1851
Слайд 10
Тебя так любят все! Один твой тихий вид
Всех делает добрей и
с жизнию мирит.
Но ты грустна; в тебе есть скрытое мученье,
В душе твоей звучит какой-то приговор;
Зачем твой ласковый всегда так робок взор
И очи грустные так молят о прощенье,
Как будто солнца свет, и вешние цветы,
И тень в полдневный зной, и шёпот по дубравам,
И даже воздух тот, которым дышишь ты,
Всё кажется тебе стяжанием неправым?
1858
Слайд 11Ты не спрашивай, не распытывай,
Умом-разумом не раскидывай:
Как люблю тебя,
почему люблю,
И за что люблю, и надолго ли?
Ты не спрашивай, не распытывай:
Что сестра ль ты мне, молода ль жена
Или детище ты мне малое?
И не знаю я и не ведаю,
Как назвать тебя, как прикликати.
Много цветиков во чистом поле.
Много звезд горит по поднебесью,
А назвать-то их нет умения,
Распознать-то их нету силушки.
Полюбив тебя, я не спрашивал,
Не разгадывал, не распытывал;
Полюбив тебя, я махнул рукой,
Очертил свою буйну голову!
30 октября 1851
Слайд 12Заключение.
Значительное место в поэтическом наследии А.К. Толстого занимает любовная лирика.
Любовное чувство
выражено Толстым психологически конкретно, точно и просто, иногда даже наивно, но одновременно и утонченно.
Грусть, тоска, печаль, уныние часто используются поэтом при определении собственных любовных переживаний и переживаний возлюбленной поэта.
В стихотворениях, стилизованных под народные песни, интонация удалая, страстная, в них с чувством любви неразрывно связано стихийное чувство свободы, независимости, безрассудности.
Слайд 13Использованные источники:
http://www.kostyor.ru
http://www.peoples.ru
http://www.lovelegends.ru/classics/tolstoy1.php
http://www.stihi-rus.ru/1/Tolstoy/
https://ru.wikipedia.org
https://myzuka.fm
http://istlit.ru
http://www.vip74chel.ru
https://upload.wikimedia.org
http://geneal.ru
http://coollib.com
http://coollib.com
http://book-hall.ru