Слайд 1Любовная лирика А.С. Пушкина
Слайд 2
Любовь, движущая солнцем и прочими звездами. (А.Данте)
Любви все возрасты покорны. (А. С. Пушкин)
Болезнь
любви неизлечима. (А. С. Пушкин)
Ах, он любил, как в наши лета
Уже не любят; как одна
Безумная душа поэта
Еще любить осуждена... (А. С. Пушкин)
Слайд 3
Донжуанский список Пушкина — два параллельных списка женщин, которыми увлекался А. С. Пушкин и/или с которыми
был близок, в хронологическом порядке. Пушкин сам составил их в 1829 году в альбоме Елизаветы Николаевны Ушаковой.
Слайд 4Новаторство поэта в любовной теме
Одно из самых главных новшеств – то,
что он освободил свои произведения от подчинения какому-либо жанру. В рамках одного стихотворения мы можем встретить и послание, и элегию, и романс. Таковы его произведения «К***» или «Я вас любил». Во главе угла теперь стоит содержание, и уже ему посвящена форма выражения.
Да и стихи Пушкина о любви другие, отличные по тематике. Как известно, до его прихода на олимп поэзии там вовсю властвовал романтизм с присущим ему героем-бунтарем, одолеваемым страстями, клянущим обстоятельства и предмет воздыхания, вечно страдающим от неразделенной любви. Это чувство было настоящей трагедией для романтического героя. Что делает Александр Сергеевич?
Тема любви и дружбы в лирике Пушкина подпитывается, прежде всего, житейской мудростью и здравым смыслом. Он уже не клянет предмет страсти за безответную любовь, а оставляет женщине право выбора, он допускает мысль, что любовь может не длиться вечно. Стихи Пушкина о любви неразделенной,потухшей – это своего рода благодарность женщине за то прекрасное, благородное чувство, которое испытал сам поэт.
Любовь для него – это сама природа человека, естественное чувство, способное привнести в его жизнь только радость. Это наивысшая благость, божественный дар.
Слайд 5Екатерина Бакунина
Первый женский образ, имевший реальный прототип, появился в лицейской лирике
Пушкина. Ее брат учился в лицее, и она вместе с матерью приезжала его навещать. Не только Пушкин был очарован Екатериной – ее красота и обходительность произвели весьма приятное впечатление и на других лицеистов. Не имея в характере ни капли жеманности и притворства, Бакунина покорила Пушкина, который так ценил в людях искренность натуры. Считается, что именно ей поэт посвятил целый цикл более чем из двадцати стихов, среди которых – «К живописцу» (1815) (Екатерина была художником-любителем и рисовала весьма неплохо), «Слово милой» (1816), «Разлука» (1817). Столько стихов Пушкин больше не посвящал никому – конечно, это были только самые первые опыты написания любовной лирики, однако поэту удавалось передать всю полноту своих чувств.
Слайд 6Авдотья Голицына
Она была на двадцать лет старше поэта, но это не
помешало ей обворожить поэта. Голицына была хозяйкой литературного салона, куда были вхожи самые лучшие и талантливые люди Петербурга. Образованную, умную и тонко чувствующую Авдотью Пушкин ценил не только как прекрасную даму, но и как друга, советчика – он посвящал Голицыну в свои творческие замыслы, а это многого стоит. Авдотье посвящены стихи «Краев чужих неопытный любитель» (1817), «К ***» («Не спрашивай, зачем унылой думой…») (1817), «Кн. Голицыной» (1818).
Слайд 7Анна Керн
Чувство к Анне Керн подарило миру одно из самых известных
стихотворений – «К ***» («Я помню чудное мгновенье…») (1825). С ней Пушкин встречался всего два раза, но эти встречи оставили в его душе яркий след. Увидев Анну во второй раз в своей жизни, поэт передал ей листок с поэтическим признанием – именно эта женщина стала олицетворением «гения чистой красоты».
Слайд 8
Эта молодая женщина блистала своей «чистой красотой» в светском обществе Петербурга.
Пушкин сразу заметил ее на одном из балов, однако правила приличия не позволили ему выразить Керн свою симпатию, ведь она была замужем. Позже, во время ссылки, он встречает Анну снова, теперь она разведена, ведет достаточно свободный образ жизни – поэту ничто не мешает выказать симпатию. В это время (1925 год) и написано «Я помню чудное мгновенье…».
Удивительно, как эта история долгих лет с глубокой симпатией, невозможностью признания, ссылкой и новой встречей смогла уместиться у поэта всего в шести четверостишьях. Свое «заточенье» Пушкин ассоциирует с отсутствием в жизни любви и вдохновенья, однако это великое чувство способно дать полет творчеству, оживить, заставить вновь чувствовать.
Слайд 9Елизавета Воронцова
Елизавета Воронцова, жена генерал-губернатора М.С. Воронцова, – адресат знаменитого стихотворения«Талисман» (1827),
а также «Ненастный день потух…» (1824),«Сожженное письмо»(1825) и многих других. Известно, что Пушкин получил от Воронцовой в подарок перстень-печатку с сердоликом, который он бережно хранил в память о Елизавете, словно талисман.
Слайд 10Стихотворение "Я вас любил"
1829 год ознаменовался созданием этого шедевра, где своими
гранями засверкала тема любви в лирике Пушкина. Стихи небольшие, всего 8 строк, но какие! Доподлинно не удалось выяснить, кому адресованы строки, однако многие пушкинисты сходятся на мнении, что виновница строк – А. Оленина. Тема стихотворения – самый печальный момент для любой пары – расставание. Пушкин выносит мысль о том, что вместо чувства обиды, ненависти к разлюбившему партнеру должна прийти благодарность за то, что это чувство было. Он искренне желает Олениной счастья, пусть даже не с ним. Здесь четко закреплена и доказывается мысль о божественном происхождении любви, о том, что чувство это – дар. Пушкин отрицает всякий эгоизм в любви и поощряет доброжелательность – именно этим чувством, а не презрением наполнены все строки.
Интересно построение стихотворения. Фраза «Я вас любил» произносится трижды, и каждый раз с новыми смысловыми оттенками. Первый раз – констатация факта, подчеркнуто благородство и отсутствие претензий. Второй – рассказ о пережитых чувствах, волнениях, величине эмоциональных переживаний. Третий – благородство и желание только счастья. Вот такая по Пушкину любовь.
Слайд 11Наталья Гончарова
Наконец, женщиной, к которой были обращены самые сильные – и
с точки зрения эмоций, и с точки зрения поэтического мастерства – стихотворения, стала Наталья Гончарова, будущая жена поэта. Эта женщина, «чистейшей прелести чистейший образец», стала идеалом Пушкина.«Мадонна» (1830), «На холмах Грузии лежит ночная мгла» (1829), «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…» (1834) и многие другие стихотворения уже состоявшегося поэта были посвящены ей – его последней музе.