Слайд 1Лирика поэтов II-й половины XIX века в детском чтении
Методический материал
к занятию
Слайд 2План урока
Лирика Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. К. Толстого
в детском чтении.
Картины родной природы в лирике А. Н. Плещеева, А. Н. Майкова, И. З. Сурикова, И. С. Никитина.
Слайд 3ЭПИГРАФ
«… в душе каждого человека есть клапан, отворяющийся только поэзией…».
Н. А.
Некрасов
Слайд 4Пейзажная лирика – чем насыщается для художника это понятие?
Пейзаж для поэта – не просто описание природы, это выражение чувств самого поэта, его настроение, его раздумья о жизни, о её истоках. Это, часто, ощущение красоты и счастья, но и трагедий земного существования.
Слайд 5Ф. И. Тютчев
Окончил Московский университет, служил на дипломатической службе в Мюнхене
Программные
произведения: «Зима недаром злится», «Весенние воды»
(1803 – 1873)
Слайд 6А. А. Фет (Шеншин)
Около 30 лет служил на военной службе
Программные произведения:
«Мама! Глянь-ка из окошка…», «Кот поет, глаза прищуря…», «Уж верба вся пушистая» (отр.), «Что за вечер…» (в сокр.)
(1820 – 1892)
Слайд 7А. К. Толстой
Племянник А.Погорельского
Роман «Князь Серебряный», трилогия «Борис Годунов», «Сочинения Козьмы
Пруткова»
Романс «Средь шумного бала…»
Программные произведения: «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…»
(1817 – 1875)
Слайд 8А. Н. Майков
Окончил Московский университет
Занимался живописью
Программные произведения: «Колыбельная песня», «Ласточка примчалась»,
«Осенние листья по ветру кружат»
(1821 – 1897)
Слайд 9А. Н. Плещеев
Учился в школе гвардейских подпрапорщиков и Петер-бургском университете
Отбывал ссылку
за участие в революционном движении
Программные произведения: «Сельская песня», «Осень наступила», «Весна» (в сокр.), «Мой садик»
(1825 – 1893)
Слайд 10Огни погасли в доме
Глядят из сада ветки
Берез и тополей
И шепчут: «Охраняем
Мы
тихий сон детей;
Пусть радостные снятся
Всю ночь малюткам сны,
Чудесные виденья
Из сказочной страны…»
А.Н. Плещеев
Слайд 11Нищие (отрывок)
В удушливый зной по дороге
Оборванный мальчик идет;
Изрезаны камнями ноги,
Струится с
лица его пот.
В походке, в движеньях, во взоре
Нет резвости детской следа;
Сквозит в них тяжелое горе,
Как в рубище ветхом нужда.
А.Н. Плещеев
Слайд 12И. З. Суриков
Поэт-самоучка из крестьян
Романсы: «Я ли в поле не травушка
была», «Ласточка»
Песни: «Рябина», «Степь да степь кругом», «В степи»
Программные произведения: «Зима», «Вот моя деревня»
(1841 – 1880)
Слайд 13И. С. Никитин
Учился в духовной семинарии
Автор стихов более 60 песен и
романсов
Программные произведения: «Встреча зимы»
(1824 – 1861)
Слайд 14Заключение
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик
–
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Ф.И. Тютчев
Слайд 15Домашнее задание
Выучит наизусть 1 стихотворение (на выбор):
«Зима недаром злится»
«Весенние воды»
«Встреча зимы»
«Зима»
«Вот
моя деревня»
Слайд 16Контактная информация
Сорока Наталья Павловна, преподаватель детской литературы
СПб ГБПОУ «Педагогический колледж
№ 8»
е-mail: soroka_1951@mail.ru
Спасибо за внимание!