Слайд 1Лирика миннезингеров
(Куртуазная лирика)
Слайд 2Куртуазная лирика в Германии (миннезанг)
Миннезингеры – «певцы любви». Авторы и исполнители
немецкой куртуазной лирики (II половина XII – сер. XIV в.)
Термин впервые употреблен Гартманом фон Ауэ ок. 1195 г. (конец XII в.)
Minne – средневерхненемецкое обозначение понятия, родственного «тонкой любви» трубадуров
Слайд 3Лирика миннезингеров в XII – XIII вв.
В XII – XIII вв.
лирика миннезингеров – аристократическое искусство
В XIII в. в среду придворных поэтов проникают люди низшего звания – министериалы
Гартман фон Ауэ и Вольфрам фон Эшенбах – поэты рыцарского рода, но занимали положение поэтов-профессионалов
Вальтер фон дер Фогельвейде – странствующий певец
Слайд 4Лирика миннезингеров
Описательность, «эпический» фон, связь с фольклором
Жанры:
Любовная песня (Minnekanzone). Любовь –
облагораживающее чувство. В этом облагораживающем действии – главная награда влюбленного
Связь с культом Девы Марии
Слайд 5Жанры (продолжение)
Дневная песня (Tageliet) – аналог альбы. Отсутствуют некоторые мотивы и
образы альбы (ревнивый муж и др.)
Основное внимание уделено переживаниям героини. Близость к фольклорной песне. Диалог влюбленных
Излюбленный жанр миннезингеров
5 дневных песен Вольфама фон Эшенбаха, их разнообразие
Слайд 6Жанры (продолжение)
Лейх – соединение мотивов куртуазной любви с религиозными мотивами
Песни о
крестовых походах
Рыцарские романы (Гартман фон Ауэ)
Шпрух – краткое изречение на религиозную, политическую или философскую тему
Не получают распространения пасторела, тенсона, танцевальная песнь
Слайд 7Вальтер фон дер Фогельвейде
Творчество Вальтера фон дер Фогельвейде – вершина миннезанга
Обнаружил
мастерство в разных жанрах: дневная песнь, песнь о крестовом походе, шпрух и др.
Подвергает сомнению идеал неразделенной любви
Героиня его лирики близка героине фольклора
Слайд 8Вальтер фон дер Фогельвейде (продолжение)
Поэт называет героиню не «дама» (frouwe), но
«женщина» (wip)
Обращение: не «Вы» (ir), но «ты» (du)
Героиня у Вальтера не предмет поклонения, но равноправная участница любовного диалога. Испытывает к герою ответное чувство.
Слайд 9Упадок и возрождение миннезанга
В XIV веке куртуазную лирику миннезингеров в Германии
сменяет поэзия бюргеров (горожан) – мейстерзанг
Возрождение интереса к миннезангу связано с эпохой романтизма (Клеменс Брентано, Людвиг Тик)
Слайд 10Легенды о миннезингерах
Легенды о миннезингерах: образ Тангейзера – рыцаря-поэта, проведшего 7
лет в «гроте Венеры», где богиня обучала его тайнам любви и любовной поэзии
К легендам о Тангейзере обращались писатель-романтик Людвиг Тик, композитор-новатор Рихард Вагнер и один из создателей жанра «интеллектуального романа» Томас Манн