Культура и духовный климат во второй половине 1960-х – начале 1980-х гг презентация

Содержание

Цели: создать условия для понимания того, что культура и духовный климат во второй половине 60-х - начале 80-х гг. отмечены ростом критических настроений в среде интеллигенции; уяснить, что, несмотря на значительное

Слайд 1«Культура и духовный климат во второй половине 1960-х – начале 1980-х

гг.»

ПЛАН
Литература
Театральное искусство
Киноискусство
Изобразительное искусство
Музыкальное искусство
Смеховая культура
Диссидентское, правозащитное движение

900igr.net


Слайд 2Цели:
создать условия для понимания того, что культура и духовный климат во

второй половине 60-х - начале 80-х гг. отмечены ростом критических настроений в среде интеллигенции;
уяснить, что, несмотря на значительное влияние государства на все стороны жизни советского человека, общество развивалось не только в рамках партийных директив;
уяснить, каково было состояние литературы и искусства в 60-х-80-х гг., а также суть диссидентского движения;
воспитания эмоционально-ценностного отношения к памятникам культуры, расширение культурного кругозора учащихся.

Слайд 3Понятия:
«деревенщики»;
критический реализм;
интеллектуальное(авторское) кино;
авторская песня,
рок-группы;
московский концептуализм;
художники-неформалы;
соц-арт;
диссидент, правозащитник
«экология культуры»


Слайд 4 Со второй половины 1960-х годов наметились перемены

в духовном климате советского общества.
Настроения «оттепели» в среде интеллигенции постепенно перерастали в настороженное и критическое отношение к существующему режиму. Власть проявляла неспособность и нежелание вести открытый диалог с обществом о путях дальнейшего развития страны.
По мере того как официальная культура становилась все более консервативной, росло влияние неофициальной, альтернативной культуры.

Слайд 5 Литература
Стремление к свободе творчества рождало и потребность в

развитии свободной личности. Проблема гражданской ответственности становится для многих проблемой нравственного, этического выбора.

Появились признаки возврата к прошлому, тема преодоления последствий «культа личности» И.В. Сталина исчезла из печати. Были приняты серьезные меры против тех, кто активно выражал несогласие с пересмотром политического наследия «оттепели».


Слайд 6В художественной литературе возрасло влияние цензурного пресса. Участилась практика запрета публикаций.
Однако

даже в таких непростых условиях появлялись замечательные произведения талантливых литераторов, режиссеров и т.д.

В 1970 г. редакцию «Нового мира» вынужден был покинуть А.Т. Твардовский. Непосредственным поводом грубого нажима на главного редактора журнала стали ходившие в самиздате списки поэмы «По праву памяти», направленной против сталинского режима и опубликованной на Западе. После ухода А.Т. Твардовского «Новый мир» потерял репутацию носителя демократических идей.


Слайд 7 Огромный резонанс вызвали произведения, без прикрас, трезво рисующие нелегкую жизнь советской

деревни. Собирательно авторов называли «деревенщиками». Крупнейшие писатели этого литературного направления: В. Распутин В. Белов В. Шукшин В. Астафьев Б. Можаев С. Залыгин Ф. Абрамов В. Солоухин Они следовали великой традиции русского критического реализма, стремясь изображать жизнь какая она есть. Их творчество было пронизано высоким моральным пафосом.

Слайд 8Театральное искусство
Обостренный интерес к художественному творчеству, связанному со словом, отчасти

компенсировал отсутствовавшую публичную политическую дискуссию. Не случайно в центре общественного внимания оказался театр.
Яркий публицистический характер отличал постановки знаменитой московской Таганки под руководством
Ю.П. Любимова (в1980г. в знак протеста против действий властей покинул СССР)

В иной стилистике работал Ленком, которым с 1973 года руководит М.А. Захаров. В 1981 году на сцене театра прозвучала первая советская рок-опера «Юнона и Авось». Эта постановка бросила вызов привычным сценическим канонам и стала символом самозабвенного творческого единения театра со своим зрителем.

Настоящий расцвет переживал ленинградский Большой драматический театр (БДТ), режиссер Г.А. Товстоногов.

Слайд 9Киноискусство
Продолжая традиции «оттепельной» литературы и кино, на экраны вышли фильмы о

духовном мире и гражданской позиции современника
«Доживем до понедельника» (1969) , режиссер С.И. Ростоцкий,
«У озера» (1970), режиссер С.А. Герасимов,
«Начало» (1970), Г.И. Панфилов.
Они чутко уловили общественную атмосферу начала 1970-х гг. и собрали огромную зрительскую аудиторию.

Неотъемлемой частью культурного багажа интеллигенции стало так называемое интеллектуальное (авторское) кино.
Фильмы – притчи А.А. Тарковского
«Андрей Рублев», 1966-1971,
«Солярис», 1972,
«Зеркало»,1974,
«Сталкер», 11979.
Эти фильмы приоткрывали перед внимательным зрителем внутренний мир человека и приглашали к философскому осмыслению этого мира, к путешествию «внутрь себя».


Слайд 10Изобразительное искусство ХУДОЖНИКИ - НЕФОРМАЛЫ
В. Немухин ГОЛУБОЙ ДЕНЬ
Л. Кропивницкий
БЕСПРЕРЫВНОСТЬ
ТВОРЕНИЯ
1974 год –

«Бульдозерная выставка»
в Москве.

Слайд 11В среде «другого искусства» родилось новое направление, получившее название московского концептуализма художники

стремились воспроизвести на плоскости холста мир идей, а не мир вещей, и главной была идея свободы. Э. Булатов. Горизонт.




Слайд 12 Изобразительное искусство. МОСКОВСКИЙ КОНЦЕПТУАЛИЗМ
И. Кабаков
Человек, улетевший в космос.
Инсталляция.
1986г.
И. Кабаков
Из цикла

«Вопросы и ответы»
1976г.

Слайд 13СОЦ – АРТ.
Течение в неформальном искусстве, получившее название

соц-арта, в иронической и гротескной форме переосмысливало традиционные для социалистического реализма и официальной пропаганды сюжеты советского образа жизни.
Широкую известность получили работы
В.А. Комарова
и А.Д. Меламида



Рай. Инсталляция-комната.
Фрагмент 1972-1973г.

Слайд 14Музыкальное искусство
В 1960-е – 1980-е

гг. появилось новое явление в музыке – авторская песня. Гитара, стихи, Собственное исполнение неразрывно слились в творчестве
А. Галича,
Б. Окуджавы,
В. Высоцкого,
Ю. Кима.
В России всегда находились честные люди, способные, встав поперек течения, заявить о своем выборе.

На рубеже 1960-х – 1970-х гг.
родились популярные советские рок-группы
«Машина времени», «Цветы», «Скоморохи», «Аквариум».

Слайд 15 Образ «эпохи развитого социализма» прочно ассоциируется с творчеством поэта,

артиста театра и кино, автора и исполнителя песен Владимира Высоцкого
Значение наследия поэта выходит далеко за рамки явления культурной жизни. Глубоко демократичное творчество Высоцкого было популярно в самых разных слоях, в его героях советское общество узнавало себя.


Слайд 16Смеховая культура
В 1960-е

гг. непременным участником дружеского общения был юмор. Юмор стала быстро теснить разрушительная ирония, а затем – откровенное издевательство над неэффективностью системы, пусть и высказанное эзоповым языком. В смеховой культуре наблюдается социальный подтекст. На эстраде, по радио и телевидению выступали дуэты сатириков: Ю.Т.Тимошенко и Е.И. Березин,
Р.А. Карцев и В.Л. Ильченко.
Выступали с монологами собственного сочинения М.М. Жванецкий и М.Н. Задорнов. «Монологи в образе» исполнял Г. В. Хазанов.
Невероятной популярностью пользовался А. Райкин,
в репризах которого высмеивались пороки людей.

Киножурнал «Фитиль» Сатирический журнал «Крокодил»


Слайд 17Диссидентское, правозащитное движение
Стремление к свободе творчества

рождало и потребность в развитии свободной личности.
Проблема гражданской ответственности становится для многих проблемой нравственного, этического выбора.

В 1965-1968 гг. в СССР зарождается диссидентское движение.



Слайд 18«Несогласные», так переводится с латинского языка получивший широкое распространение в политическом

лексиконе 1970-х – начала 1980-х гг. термин «диссиденты» Инакомыслящие, несогласные с властью были в стране на протяжении ее истории. Началом диссидентского движения в Советском Союзе можно считать прогремевший на весь мир судебный процесс по делу писателей Андрея Синявского и Юрия Даниэля.

Слайд 19В 1974 г. из СССР был выслан наиболее известный диссидент, выступавший

с открытой критикой власти А.И. Солженицын, лауреат Нобелевской премии по литературе 1970 г. В Нобелевской лекции, размышляя о призвании и об ответственности писателя, Солженицын выразил убежденность в том, что, « …спасение челове­чества только в том, чтобы всем было дело до всего: лю­дям Востока было бы сплошь небезразлично, что делают на Западе; людям Запада — сплошь небезразлично, что совершается на Востоке. И художественная литература — из тончайших, отзывчивейших инструментов человеческого существа — одна из первых уже переняла, усвоила, подхватила это чувство растущего единения человечества... Одно слово правды весь мир перетянет. Вот на таком мнимо-фантастическом нарушении закона сохранения масс и энергий основана и моя собственная деятельность, и мой призыв к писателям всего мира».

Слайд 20В конце 60-х годов в недрах диссидентского движения зарождается правозащитное движение.
В

1970 г. появляются первые правозащитные организации, одна из них – Комитет по правам человека в СССР, одним из лидеров которого был выдающийся физик академик, один из разработчиков водородного оружия А.Д.Сахаров.
В 1975 г. Сахарову присуждена Нобелевская премия мира за правозащитную деятельность.
В 1980 г. Сахаров был выслан в г.Горький.
Другие видные правозащитники эмигрировали или были арестованы.

Слайд 21На рубеже 1970-х – 1980-х гг. движение в защиту памятников истории

и культуры вступило в новый этап, связанный с именем академика Д.С. Лихачева. Он выдвинул особое понятие «экология культуры» Лихачев поставил задачу бережного сохранения не просто отдельных памятников, а окружающей человека среды, созданной «культурой его предков и им самим».

Здание на Калининском проспекте (ныне Новый Арбат)

Мемориальный комплекс на Мамаевом кургане. Волгоград

Останкинская башня

Гостиница «Космос»


Слайд 22Киноискусство
Интеллектуальное (авторское) кино
Литература
«деревенщики»
Литература
«деревенщики»
Музыкальное искусство
Авторская песня, рок-группы
Театральное искусство
Изобразительное искусство
Неформалы, соц-арт, концептуалисты
Смеховая культура
Культура

и духовный климат во второй половине 1960-х – начале 1980-х гг.

Диссидентское, правозащитное движение


Слайд 23Духовный климат конца 1960-х - начала 1980-х гг. отмечен ростом критических

настроений в среде интеллигенции, которые усугублялись серьезными сбоями в работе экономических механизмов и трудностями в со­циальной сфере.
Весь «послеоттепельный» период развития культуры насыщен яркими событиями. Интенсивно протекала духовная жизнь, сформировалось общее культурное поле заинтересованного интеллектуального взаимодействия. Культурная жизнь сама по себе была общественным явлением, в творческой среде вырабатывались общественно значимые идеи и ценности, становившиеся достоянием самой широкой аудитории.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика