Концептуальный уровень литературного произведения презентация

Содержание

Введение в литературоведение Тема № 3 Концептуальный уровень литературного произведения

Слайд 2Введение в литературоведение
Тема № 3
Концептуальный уровень литературного произведения


Слайд 3Концептуальный уровень литературного произведения.


Слайд 4Идейный мир


Слайд 5Тема.
То, что положено в основу (с греч.)
Объект художественного отражения, те жизненные

характеры, ситуации, которые как бы переходят из реальной действительности в художественное произведение и образуют объективную сторону его содержания
Категория, указывающая на преимущественное внимание писателя к определенной стороне действительности.

Слайд 6Проблема.
То, что хочет обсудить в произведении автор.
Вопрос, вытекающий из формулировки темы.
Предмет

авторского осмысления.


Слайд 7Идейный мир.
Комплекс идей – мысли, утверждаемые автором
Система авторских оценок – отношение

автора к изображаемому предмету.
Авторский идеал – идея, с которой автор соотносит изображаемое явление.
Пафос – чувство, эмоциональный настрой, господствующий в произведении

Слайд 8Доминантное соотношение видов тем, типов проблем, разновидностей пафоса.


Слайд 9романная
авантюрная
Идейно-нравственная
Сентиментальность
Национально-историческая
мифологическая
социокультурная
философская
Сентимен
тальность
героика
Роман
тика
сатира
трагизм
юмор
ирония


Слайд 10Алгоритм анализа содержания литературного произведения. Тематика
Сформулировать основные и побочные темы.
Выявить характер

тематики (определить вид тем. См. таблицу)
Отметить, какой аспект той или иной темы является доминирующим (кратко аргументировать свой ответ)
Показать, что стало предметом авторского интереса – характеры (описать социальные и психологические черты), ситуации (раскрыть особенности взаимодействия характеров друг с другом, природой, обществом, выявить конфликт) или и то, и другое.


Слайд 11Алгоритм анализа содержания литературного произведения. Проблематика.
Сформулировать основные и побочные проблемы, исходя

из тех формулировок тем, которые были сделаны, и из знания того, что стало предметом авторского осмысления.
Выявить характер проблематики (определить тип проблемы)
Отметить, какая проблема является доминирующей (кратко аргументировать свой ответ).
Показать своеобразие проблематики (сравнить с произведениями с рядо- или противоположной проблематикой).


Слайд 12Алгоритм анализа литературного произведения. Идейный мир.
1.Определить авторскую идею (комплекс идей) или

указать на невозможность ее рационального выделения (переходите к п.4).
2.Показать, как соотносится авторская идея (комплекс идей) с идейными установками героев.
3.Характеризовать систему авторских оценок и те черты авторского идеала, которые нашли отражение в субъектной организации произведения. Опираясь на проведенный анализ, сделать предварительное заключение о творческом методе писателя (по принципу эстетической оценки).
4.Проанализировать пафос всего произведения, идейно-эмоциональное отношение автора к героям, а также их собственную идейно-эмоциональную ориентацию.

Слайд 13Контрольные задания по определению содержательных компонентов произведения
Определите, какая формулировка темы является

правильной:
1. Для стихотворения Пушкина «Памятник»:
Тема творческого бессмертия.
Надежда на народное признание.
Тема назначения поэта и поэзии.
Тема славы.
Тема послушания Богу.

Слайд 14Для поэмы А.Блока «Двенадцать»
Тема гибели женщины.
Тема революции 1917 года.
Тема трагедии русской

интеллигенции
Тема «двенадцати».
Христос: кто он?

Слайд 15Для рассказа А.И.Куприна «Гранатовый браслет»
Тема музыки.
Тема нравственного превосходства «маленького человека» над

окружающими его людьми.
Тема любви.
Тема неотвратимой гибели главного героя.
Тема столкновения разных культур.

Слайд 16Определите, какая формулировка основной проблемы является правильной
Для поэмы Н.А.Некрасова «Кому на

Руси жить хорошо».
Проблема борьбы против крепостного права.
Проблема социально-бытового уклада русской крестьянской жизни.
Проблема «кому на Руси жить хорошо?»м
Проблема пьянства в крестьянской среде.
Проблема реформирования России.

Слайд 17Для пьесы М.Горького «На дне»
Проблема социального зла.
Проблема выбора правды или лжи

во спасение («…что лучше – истина или сострадание?.. Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? (А.М.Горький)).
Проблема спасения «Бывших людей».
Нет счастья, пока человек несвободен, пока есть в мире несправедливость.
Проблема выживания «униженных и оскорбленных»

Слайд 18Оцените по четырехбалльной системе («плохо» - «допустимо» - «удовлетворительно» - «хорошо»)

следующие формулировки идеи:

Пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад»
Никем не любимые люди одиноки в вечном круговороте жизни.
Жизнь неизбежно проходит – «надо только по мере сил выполнить долг – и больше ничего»(Чехов).
Жизнь груба и нелепа.
«Новые» люди всегда побеждают.
За долги нужно платить.
Разрушена поэзия усадебной жизни: кто виноват?
Вот что делает с человеком неумолимо ускользающее время.


Слайд 19Проверьте себя: ответы появляются от оценки «4» к оценке «2»
Никем не любимые

люди одиноки в вечном круговороте жизни.
Жизнь неизбежно проходит – «надо только по мере сил выполнить долг – и больше ничего»(Чехов).
Жизнь груба и нелепа.
«Новые» люди всегда побеждают.
За долги нужно платить.
Разрушена поэзия усадебной жизни: кто виноват?
Вот что делает с человеком неумолимо ускользающее время.


Слайд 20Повести А.Платонова «Котлован»:
Идея перерождения человека через смерть («дело социальной коммунистической революции

– уничтожить личность и родить ее смертью новое живое мощное существо – общество, коллектив, единый организм» А.Платонов.) или «Мертвецы в котловане – это семя будущего в отверстии земли».
Счастья в доме, который строят герои, не будет.
Идея коллективизации и раскулачивания.
Слепое следование идее приучает к насилию.
Умирает Настя – символ коммунистической идеи.
Каждый должен делать все возможное, чтобы построить будущее.
В конце концов котлован становится не фундаментом будущего счастья, а его могилой.

Слайд 21Проверьте себя.
Идея перерождения человека через смерть («дело социальной коммунистической революции –

уничтожить личность и родить ее смертью новое живое мощное существо – общество, коллектив, единый организм» А.Платонов.) или «Мертвецы в котловане – это семя будущего в отверстии земли».
Счастья в доме, который строят герои, не будет.
Идея коллективизации и раскулачивания.
Слепое следование идее приучает к насилию.
Умирает Настя – символ коммунистической идеи.
Каждый должен делать все возможное, чтобы построить будущее.
В конце концов котлован становится не фундаментом будущего счастья, а его могилой.


Слайд 22Романа И.А.Гончарова «Обломов»
Лучше лежать на диване, чем делать бесчестную карьеру.
«…нехорошо той

земле, где нет добрых и неспособных на зло чудаков вроде Обломова» (А.В.Дружинин)
Царство крепостной России – вот истоки обломовской бездеятельности.
Не каждый человек должен быть «титаном», но каждый должен прожить свою жизнь достойно.
Спасение человечества – в отказе от излишеств цивилизации и в отрицании технического прогресса.
Нужно выбрать, кем быть – Обломовым или Штольцем.
Любовь ничего не может изменить в человеке.

Слайд 23Проверьте себя:
Лучше лежать на диване, чем делать бесчестную карьеру.
«…нехорошо той земле,

где нет добрых и неспособных на зло чудаков вроде Обломова» (А.В.Дружинин)
Царство крепостной России – вот истоки обломовской бездеятельности.
Не каждый человек должен быть «титаном», но каждый должен прожить свою жизнь достойно.
Спасение человечества – в отказе от излишеств цивилизации и в отрицании технического прогресса.
Нужно выбрать, кем быть – Обломовым или Штольцем.
Любовь ничего не может изменить в человеке.


Слайд 24Какой вид пафоса преобладает:
В стихотворении М.Ю.Лермонтова «Дума»
Трагизм
Эпико-драматический
Ирония.
Инвектива.


Слайд 25В стихотворении А.А.Блока «Незнакомка»
Сатира
Эпико-драматический
Романтика
сентиментальность


Слайд 26В поэме А.Т.Твардовского «Василий Теркин»
Героика.
Трагизм
Юмор
Эпико-драматический.


Слайд 27Что характеризуется в приведенном ниже суждении: тема, проблема, идея, система авторских

оценок, авторский идеал или пафос?

«Может ли человек перенести «кровь по совести» - вот главный вопрос романа Достоевского «Преступление и наказание».
«Рахметов – человек, не имеющий слабостей обыкновенных «новых» людей».
«Салтыков-Щедрин в «Истории одного города» обличает произвол самодержавия и низкую социальную активность «обывателя».
«Нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Л.Толстой «Война и мир».
«М.Ю.Лермонтов в романе «Герой нашего времени» показывает незаурядную личность в среде русского дворянства 1830-х годов.


Слайд 28Проверьте себя:
«Может ли человек перенести «кровь по совести» - вот главный

вопрос романа Достоевского «Преступление и наказание».(проблема)
«Рахметов – человек, не имеющий слабостей обыкновенных «новых» людей». (авторский идеал)
«Салтыков-Щедрин в «Истории одного города» обличает произвол самодержавия и низкую социальную активность «обывателя».(пафос)
«Нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Л.Толстой «Война и мир».(система авторских оценок)
«М.Ю.Лермонтов в романе «Герой нашего времени» показывает незаурядную личность в среде русского дворянства 1830-х годов.(тема)



Слайд 29Контрольное задание.
Выделите и проанализируйте основные содержательные компоненты стихотворения Ф.И.Тютчева «Silentium!» сформулируйте

основные темы (определите вид тематики), проблемы (тип проблематики), идеи, охарактеризуйте пафос (вид пафоса)

Слайд 30Молчи, скрывайся и таи
Все чувства и мечты свои –
Пускай в душевной

глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, -
Любуйся ими - и молчи.

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи, -
Питайся ими – и молчи.

Лишь жить в себе самом умей –
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, -
Внимай их пенью – и молчи!...

Ответ запишите в тетрадь или пришлите по адресу: zenth@sdy.ru


Слайд 31«Silentium» с латинского – молчание. Тема молчания у Тютчева решается как

способ сохранения знания. Слово «молчи», повторяясь в определенном месте стихотворения, выполняет важную организующую функцию: является завершающим, «ударным» компонентом текста, создает кольцевую композицию, выражающую идею замкнутости, целостности, самодостаточности внутреннего мира. Также, ориентируясь на романтическую традицию «ухода от действительности», Тютчев продолжает разрабатывать в своем стихотворении тему несоответствия внутреннего мира человека «внешней» жизни.
Обе темы вечные.

Слайд 32Темы находят проблемное осмысление в череде вопросов, поставленных Тютчевым во второй

строфе: «Как сердцу высказать себя?» (проблема поэтического высказывания, творческого самовыражения), «Другому как понять тебя?» (проблема понимания). Данные проблемы имеют философский характер. Тютчев не обращается, в отличие от своего предшественника Жуковского и современника Фета, к проблеме адекватности поэтическ5ого языка предмету поэзии, потому что он уверен:»Мысль изреченная есть ложь».

Слайд 33Стихотворение не трагично по своему идейно-эмоциональному настрою как это может показаться

на первый взгляд. Жизнь «в себе самом» - это благо, высшая ценность, утверждаемая Тютчевым. Те противоречия бытия (непримиримость «внутреннего» и «внешнего»), которые нашли выражение в тексте, лирический герой не стремится преодолеть, а принимает их как непреложную данность. Поэтому стихотворение Тютчева пронизано эпико-драматическим пафосом.

Слайд 34Сделайте сравнительный анализ содержания стихотворений Тютчева, Цветаевой «Куст» и Мандельштама «Silentium»
Что

нового привносят поэты ХХ века в разработку темы молчания?
Анализ запишите в тетрадь или пришлите по адресу: zenth@sdy.ru

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика