Слайд 1Кому на Руси жить хорошо
поэма не была писателем дописана
1863 - 1877.
Слайд 2
– есть ли на Руси счастливые?
– как понимает русский народ счастье?
–
какими путями можно этого счастья достичь?
– сделала ли реформа крестьян счастливыми?
– кто виноват в русском народном несчастье?
– все ли слои населения несчастливы поровну?
– могут ли быть счастливы отдельные сословья или личности, если несчастлив народ в целом?
Слайд 3
Изначально ответы предполагались самые пессимистичные. По мысли Некрасова, реформа никого счастливым
сделать не смогла, а потому мужики обошли всю Россию, вернулись к себе домой, свернули к кабаку, у которого сходились дороги к их семи деревням, нашли возле этого кабака «спившегося с круга» мужика (кажется в луже), и вот он-то и оказался единственным счастливым на Руси. Но постепенно замысел менялся.
Слайд 4
Сам Некрасов называл своё произведение
"эпопеей современной крестьянской жизни".
Слайд 5ФОЛЬКЛОР
В основу поэмы положен народный взгляд на мир. Для воссоздания народной
точки зрения Некрасов обращается к народной культуре.
В 1860–1870-е годы отечественная фольклористика переживала бурный всплеск. Некрасов активно использовал новые материалы в поэме.
В поэму включены и народные песни, и пословицы, и поговорки, и сказочные элементы (пеночка, скатерть-самобранка), и загадки, даже открывается поэма загадкой ("В каком году — рассчитывай, // В какой земле — угадывай..."), на которую тут же даётся отгадка — Россия в пореформенный период, поскольку сошлись на столбовой дорожке семь "временнообязанных", то есть крестьян, обязанных после реформы 1861 года исполнить некоторые повинности в пользу помещика.
Вставляя в поэму народные жанры, Некрасов обычно творчески перерабатывал их, однако некоторые тексты — например, песню о постылом муже в главе «Крестьянка» — он помещал без изменений.
Слайд 6
Фольклорный колорит усиливается с помощью сакральных (то есть священных, мистических) чисел
— в поэме действуют семь мужиков и семь филинов, основных рассказчиков о счастье — поп, помещик и крестьянка — трое, в «Легенде о двух великих грешниках» упоминаются двенадцать разбойников.
Некрасов постоянно использовал и речевые обороты, и стилистику народной речи — уменьшительно-ласкательные суффиксы, синтаксические конструкции, характерные для фольклора, устойчивые эпитеты, сравнения, метафоры.
Слайд 7ОБРАЗ НАРОДА В ПОЭМЕ «КОМУ НА РУСИ...»
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты
и забитая,
Ты и всесильная,
Матушка-Русь!
- Силы, скрытые в народе, покрывают его убожество, забитость, непреодолённое рабство, и именно эти силы и должны привести народ к "счастью".
Народ дается как единая масса, из которой появляются отдельные фигуры, но потом опять в нее уходят – понятие «МИР».
Единство и в добром (мельница), и в злом (Пьяная ночь)
Слайд 8В поэме конструируется особая народная система ценностей. В этой системе складываются
особые представления о сущностных вопросах бытия — в первую очередь о праведности и грехе, — заметно отличающиеся от традиционных, выработанных в христианской культуре. Народный любимец Ермил Гирин готов повеситься — но не потому, что совершил просто бесчестный поступок — "повыгородил" из рекрутчины младшего брата Митрия. Но духовное родство с крестьянством преодолевает родство кровное. Для Ермилы Гирина это грех против всего мира, против своего же брата крестьянина, ведь вместо Митрия на службу вне очереди должен идти сын Ненилы Власьевны. Вот почему покаяние Гирина так глубоко.
В «Легенде о двух великих грешниках» раскаявшийся разбойник Кудеяр получает от Бога прощение не после тяжкого, многолетнего подвига — долгие годы он должен был резать ножом ствол громадного дуба, — а убив народного притеснителя, пана Глуховского. Глуховский хвастается Кудеяру, что "мучит, пытает и вешает" своих холопов, и убийство его превращается в добродетель, поскольку защищает интересы народа, — дуб рушится. В той же главе «Пир – на весь мир» рассказывается история и о старосте Глебе, который скрыл, что восемь тысяч крестьян получили вольную, его грех назван Иудиным грехом. Как вы помните, Иуда предал Иисуса Христа, Бога и Человека, Глеб предаёт народ, но в том-то и дело, что народ в «Кому на Руси...» помещён в центр мироздания. Праведниками, грешниками, иудами герои становятся лишь при соотнесении с народной правдой и интересами.
Слайд 9ГЕРОИ
Авторские любимцы:
Яким Нагой (картиночки), Агап Петров (розги), семь мужиков-правдоискателей, Матрена
Тимофеевна (муж – Филипп, дети – Дёмушка, Федот, Лиодор), Савелий.
«Верные холопы»:
Клим (лжестароста), Ипат (лакей Последыша, преданнее, чем его дети), Егорка Шутов (которого 14 деревень бьют), Яков верный.
Слайд 10"Люди холопского звания".
В массовых сценах различия между крестьянами стёрты. Вместе
с тем народ в «Кому на Руси...» многолик. В поэме присутствует множество различных типов — праведники, правдоискатели, странники, солдатики, труженики, балаганные артисты, народные заступники... Всей этой пёстрой и разнообразной среде противостоит группа дворовых. Нравственный облик дворовых, то есть крестьян, оторванных от земли и живущих при помещике, искажён, дворовые прониклись холопством, духом нерассуждающего рабства и слепого подчинения барину. Дворовый князя Переметьева, появляющийся в главе «Счастливые», Ипат, "холуй чувствительный", из «Последыша», староста Глеб и Яков, "холоп примерный" из «Пира — на весь мир», — каждый из них на свой лад представляет уродливые лики рабства. Один гордится тем, что болен "болезнью благородною" и допивал из господских рюмок иностранные вина, другой с умилением вспоминает, как барин купал его зимой в двух прорубях, третий скрывает от крестьян вольную, четвёртый... Лишь четвёртый, Яков, "холоп примерный", решает отомстить барину за несправедливое обращение — вешается на его глазах.
Люди холопского звания —
Сущие псы иногда:
Чем тяжелей наказания,
Тем им милей господа.
Сквозь истории о холопах яснее проступает идеал крестьянского счастья — оно зависит не только от внешнего, но и от внутреннего, духовного рабства.
Слайд 11Народ и помещики.
Вопрос о народном счастье неотделим от жизни помещиков,
бывших хозяев крестьян. В поэме дано несколько помещичьих типов (Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев и др.)
Печать тления, смерти лежит не только на помещичьей жизни, но и на самих помещиках в поэме, смерть подкашивает их одного за одним. Погибает на войне помещик Шалашников, нещадно дравший своих крестьян («Крестьянка»), разбойник Кудеяр убивает пана Глуховского, умирает от удара князь Утятин.
Порвалась цепь великая,
Порвалась-расскочилася:
Одним концом по барину,
Другим по мужику! —
Отмена крепостного права и в самом деле взрывала привычный российский уклад, однако перемены, ожидавшие барина и мужика, были принципиально разные: барина ожидало угасание, вырождение, смерть, мужика — туманное, но великое будущее.
Слайд 12Проблема счастья в поэме.
"Покой, богатство, честь" — формула счастья, предложенная странникам
попом.
Переломным этапом путешествия мужиков становится посещение сельской "ярмонки". Здесь странники вдруг понимают, что подлинное счастье не может состоять ни в чудесном урожае репы, ни в богатырской физической силе, ни в хлебушке, который досыта ест один из "счастливых", ни даже в сохранённой жизни — солдат хвастается, что вышел живым из многих сражений, а мужик, ходящий на медведя, — что пережил многих своих собратьев по ремеслу. Но ни один из "счастливых" не может убедить их в том, что по-настоящему счастлив. Семь странников постепенно осознают, что счастье — категория не материальная, не связанная с земным благополучием и даже земным существованием — и история следующего "счастливого", Ермилы Гирина, окончательно убеждает их в этом.
Слайд 13ЕРМИЛ ГИРИН
В какой бы должности ни оказывался Ермил Гирин —
писаря, бурмистра, мельника, — он неизменно живёт интересами народа, остаётся честен и справедлив к простому люду. По мнению вспомнивших о нём, в этом, видимо, и должно было состоять его счастье — в бескорыстном служении крестьянам, но в конце рассказа о Гирине выясняется, что вряд ли он счастлив, потому что сидит сейчас в остроге, куда попал, судя по всему, за то, что не захотел принять участие в усмирении народного бунта. Гирин оказывается предвестником Гриши Добросклонова, который тоже однажды попадёт за любовь к народу в Сибирь, но именно эта любовь и составляет главную радость его жизни.
Слайд 14Счастье для Оболта-Оболдуева
Помещик, как и поп, тоже говорит и о
покое, и о богатстве, и о чести ("почёте"). Только ещё одну важную составляющую добавляет Оболт-Оболдуев к формуле священника, для него счастье ещё и во власти над своими крепостными.
"Кого хочу — помилую, // Кого хочу — казню", — мечтательно вспоминает Оболт-Оболдуев о прошлых временах. Мужики опоздали, он был счастлив, но в прежней, безвозвратно ушедшей жизни.
Слайд 15Матрена Тимофеевна
Матрёна Тимофеевна Корчагина открывает читателям ещё одну сочащуюся слезами
и кровью страницу повествования о русском крестьянстве; она рассказывает мужикам о выпавших ей страданиях, о "грозе душевной", которая невидимо "прошла" по ней. Всю жизнь Матрёна Тимофеевна чувствовала себя зажатой в тисках чужих, недобрых воль и желаний — она вынуждена была подчиняться свекрови, свёкру, невесткам, собственному барину, несправедливым порядкам, согласно которым её мужа чуть было не забрали в солдаты. С этим связано и её определение счастья, которое она услышала когда-то от странницы в "бабьей притче":
Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки,
Заброшены, потеряны
У Бога самого!
Счастье приравнивается здесь к "вольной волюшке", вот в чём оно, оказывается, — в "волюшке", то есть в свободе.
Слайд 16
В главе «Пир — на весь мир» странники вторят Матрёне Тимофеевне
— на вопрос, что они ищут, мужики уже не вспоминают о толкнувшем их в дорогу интересе. Они говорят:
Мы ищем, дядя Влас,
Непоротой губернии,
Непотрошёной волости,
Избыткова села.
Слайд 17
"Непоротой", "непотрошёной", то есть свободной. Избыток, или довольство, материальное благополучие поставлены
здесь на последнее место, мужики уже пришли к пониманию того, что избыток — всего лишь результат "вольной волюшки".
Внешняя свобода уже вошла в крестьянскую жизнь, узы крепостного права распались, и никогда не "поротые" губернии вот-вот появятся, но привычки рабства слишком укоренились в русском крестьянстве — и не только в дворовых людях, о неистребимом холопстве которых уже шла речь.
Как легко соглашаются бывшие крепостные Последыша играть комедию и снова изображать из себя рабов — роль слишком знакомая, привычная и... удобная. Роль свободных, независимых людей им только предстоит выучить.
Крестьяне насмехаются над Последышем, не замечая, что впали в новую зависимость — зависимость от прихотей его наследников. Но это рабство уже добровольное — тем ужасней (Агап Петров).
Слайд 18Гриша Добросклонов
Счастливым в поэме оказываются не крестьянин, а сын дьячка, семинарист
Гриша Добросклонов, герой, хорошо понимающий как раз духовный аспект счастья.
Гриша испытывает счастье, сочинив песню про Русь, найдя верные слова о своей родине и народе, и это не только творческий восторг, это радость прозрения собственного будущего. В новой, не приведённой Некрасовым песенке Гриши поётся "воплощение счастия народного", и Гриша понимает, что помогать народу "воплощать" это счастье будет именно он.
Ему судьба готовила
Путь славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь.
За Гришей встают сразу несколько прототипов, его фамилия — явная аллюзия на фамилию Добролюбова, его судьба включает основные вехи пути Белинского, Добролюбова (оба умерли от "чахотки"), Чернышевского ("Сибирь"). Подобно Чернышевскому и Добролюбову, Гриша тоже происходит из духовной среды. В Грише угадываются и автобиографические черты — он поэт, и Некрасов легко передаёт герою свою лиру, сквозь юношеский тенорок Гриши отчётливо звучит глуховатый голос Николая Алексеевича: стилистка гришиных песен в точности воспроизводит стилистику некрасовских стихотворений. Гриша лишь не по-некрасовски жизнерадостен.
Слайд 19ИТОГИ ПОИСКОВ
– нельзя быть счастливым в одиночку (поп и Ермил Гирин);
–
вино скрашивает несчастье, но счастья не прибавляет;
– пока мужики невежественны (и для них «все генералы равные, как шишки на ели»), им не совладать с государственной машиной, всякий немец Фогель их обведет вокруг пальца;
– народный бунт именно поэтому бесплоден: народ изливает свой гнев, а государство с ним расправляется («Савелий»);
– терпение тоже не приносит счастья, с судьбой нужно бороться («Крестьянка»);
– точное соблюдение законов, отсутствие «злоупотреблений» еще не сделают народ счастливым; нужно менять и законы, и весь уклад народной жизни;
– кроме социальной несправедливости, жизнь крестьян отравляют предрассудки, невежество, жестокие обычаи;
– крепостное право не оставляло крестьянам никаких шансов на счастье, после его отмены все же появилась кое-какая надежда;
– все же счастье на Руси найти вряд ли удастся, это вопрос отдаленного будущего; потому и предполагаемый революционер Гриша Добросклонов только мечтает о воплощении народного счастья.
Слайд 201.Что дает основание автору назвать деда Савелия «богатырем святорусским»?
2. В каких
произведениях русских писателей изображены яркие народные характеры и в чем их можно сопоставить с образом деда Савелия?
С большущей сивой гривою,
Чай, двадцать лет не стриженной,
С большущей бородой,
Дед на медведя смахивал,
Особенно как из лесу,
Согнувшись, выходил.
Дугой спина у дедушки, -
Сначала всё боялась я,
Как в низенькую горенку
Входил он. ну распрямится?
Пробьет дыру медведище
В светелке головой!
Да распрямиться дедушка
Не мог: ему уж стукнуло,
По сказкам, сто годов.
Дед жил в особой горнице,
Семейки недолюбливал.
В свой угол не пускал;
А та сердилась, лаялась,
Его "клейменым, каторжным"
Честил родной сынок.
Савелий не рассердится,
Уйдет в свою светелочку,
Читает святцы, крестится,
Да вдруг и скажет весело:
"Клейменый, да не раб!"...
А крепко досадят ему -
Подшутит: "Поглядите-тко,
К нам сваты!" Незамужняя,
Золовушка - к окну:
Ан вместо сватов - нищие!
Из оловянной пуговки
Дед вылепил двугривенный,
Подбросил на полу -
Попался свекор-батюшка!
Не пьяный из питейного -
Побитый приплелся!
Сидят, молчат за ужином:
У свекра бровь рассечена,
У деда, словно радуга,
Усмешка на лице.
С весны до поздней осени
Дед брал грибы да ягоды,
Силочки становил
На глухарей, на рябчиков.
А зиму разговаривал
На печке сам с собой.
Слайд 21СОЧИНЕНИЕ
Чем объясняется карикатурность в изображении помещиков? (По поэме «Кому на Руси
жить хорошо»)
В чем противоречивость изображения Некрасовым крестьянской Руси? (По лирике и поэме «Кому на Руси жить хорошо»)
Есть ли в поэме «Кому на Руси жить хорошо» ответ на поставленный в заглавии вопрос?
Почему в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов подвергает осуждению не только помещичий деспотизм, но и добровольное холопство?