Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм в литературе 19 века презентация

Содержание

Классицизм Литературное направление XVII – начала XIX веков Термин «классицизм» в переводе с латинского означает «образцовый» и связан с принципами подражания образам.

Слайд 1Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм в литературе 19 века


Слайд 2Классицизм
Литературное направление XVII – начала XIX веков

Термин «классицизм» в переводе с

латинского означает «образцовый» и связан с принципами подражания образам.

Слайд 3Для этого направления характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определенных творческих

норм и правил. Классицизму, как определенному художественному направлению, свойственно отражать жизнь в образах идеальных, тяготеющих к определенной «норме», образцах.

Слайд 4Автор должен был соблюсти три классических единства:
Единство действия — пьеса должна

иметь один главный сюжет, второстепенные сюжеты сводятся к минимуму.
Единство места — действие не переносится в пространстве, площадка, ограниченная сценой, соответствует в пространстве пьесы одному и тому же месту.
Единство времени — действие пьесы должно занимать (в реальности, предполагаемой произведением) не более 24 часов.


Слайд 5Законы классицизма не допускали смешения жанров, стилей и языка повествования. Если

это была ода, то она должна была быть написана книжным языком по случаю торжественного или знаменательного события. В комедии допускалась разговорная и даже просторечная лексика.


Слайд 6Классицизм подразумевает строгую иерархию жанров. Все жанры делились на высшие и

низшие.


Слайд 7Высшие жанры:
• эпопея;
• эпическая поэма;
• трагедия;
• ода.
Произведения высших жанров должны были

отражать государственные или исторические события, главными героями могли быть монархи, полководцы, аристократы, а также боги и герои античной эпохи.


Слайд 8Низшие жанры:
• комедия;
• сатира;
• басня.
В этих произведениях показывалась повседневная жизнь обычных

людей.


Слайд 9В России классицизм появился во второй четверти 18 века. Основным высоким

жанром была ода, в которой поэты прославляли деяния Петра I, Елизаветы Петровны, Екатерины II, победы русских войск или обращались к славному будущему России, которое неизменно связывали с благами царствующих монархов. Основным низким жанром была басня. В русских баснях высмеивались пороки общества, но басни же носили поучительный характер.


Слайд 10Наиболее яркими представителями классицизма в России были В. К. Тредиаковский, А.

П. Сумароков, М. В. Ломоносов, И. А. Крылов, Д. И. Фонвизин.


Слайд 11Сентиментализм
Литературное направление второй половины XVIII – начала XIX века

Доминантой «человеческой природы»

сентиментализм объявил чувство, а не разум, что отличало его от классицизма.


Слайд 12Особое внимание – к душевному миру человека. Главным объявляется чувство, переживание

простого человека, а не великие идеи.

Герой просветительской литературы в сентиментализме более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг. По происхождению (или по убеждениям) сентименталистский герой — демократ; богатый духовный мир простолюдина — одно из основных открытий и завоеваний сентиментализма.


Слайд 13Основные жанры сентиментализма:
• повесть
• элегия
• роман
• письма
• путешествия
• мемуары


Слайд 14В Россию сентиментализм проник в 1780-х — начале 1790-х благодаря переводам

романов среди которых «Вертер» И. В. Гёте.

Эру русского сентиментализма открыл Николай Михайлович Карамзин «Письмами русского путешественника»
Его повесть «Бедная Лиза» (1792) — шедевр русской сентиментальной прозы; от гётевского Вертера он унаследовал общую атмосферу чувствительности, меланхолии и темы самоубийства.


Слайд 15Представители: Джеймс Томсон, Эдуард Юнг, Томас Грей, Лоренс Стерн (Англия), Жан

Жак Руссо (Франция), Николай Карамзин (Россия).
Во французской литературе сентиментализм представлен романами аббата Прево, П. К. де Шамблен де Мариво, Ж.-Ж. Руссо, А. Б. де Сен-Пьер.
В немецкой литературе – произведениями Ф. Г. Клопштока, Ф. М. Клингера, И. В. Гете, И. Ф. Шиллера, С. Ларош.


Слайд 16Романтизм
Литературное направление конца XVIII – второй половины XIX в.
Противовес господствовавшему ранее

классицизму с его прагматизмом и следованием установленным законам.


Слайд 17Романтизм, как и сентиментализм, большое внимание уделял личности человека, его чувствам

и переживаниям. Главный конфликт романтизма заключался в противостоянии личности и общества. На фоне научно-технического прогресса, усложняющегося социального и политического устройства шло духовное опустошение личности. Романтики стремились привлечь внимание читателей к этому обстоятельству, вызвать в обществе протест против бездуховности и эгоизма.


Слайд 18Эстетические и теоретические каноны романтизма
Идея двоемирия – это борьба между объективной

реальностью и субъективным мироощущением. В реализме эта концепция отсутствует. Идея двоемирия имеет две модификации:
• уход в мир фантазии;
• концепция путешествия, дороги.


Слайд 19Концепция героя:
• романтический герой всегда исключительная личность;
• герой всегда в конфликте

с окружающей действительностью;
• неудовлетворенность героя, которая проявляется в лирической тональности;
• эстетическая целеустремленность к недостижимому идеалу.


Слайд 20Речевой стиль романтического произведения:
• предельная экспрессия;
• принцип контраста на уровне композиции;

изобилие символов.


Слайд 21Основные жанры романтизма:
• Элегия
• Идиллия
• Баллада
• Новелла
• Роман
• Фантастическая повесть


Слайд 22Реализм
Литературное направление XIX в.
Реализм – литературное направление, которое объективно отражает окружающую

действительность доступными ему художественными средствами.

Слайд 23Основы реализма заложил еще Аристотель в 4 в. до н. э.

Вместо понятия «реализм» он использовал близкое ему по смыслу понятие «подражание». Затем реализм возродился в эпоху Возрождения и эпоху Просвещения. В 40-х гг. 19 в. в Европе, России и Америке реализм пришел на смену романтизму.


Слайд 24Писатели-реалисты ставят своих героев в определенные условия и показывают, каким образом

эти условия повлияли на личность.

В то время как писателей-романтиков волновало несоответствие окружающего мира их внутреннему мироощущению, то писателя-реалиста интересует, как окружающий мир влияет на личность. Поступки героев реалистических произведений обусловлены жизненными обстоятельствами.


Слайд 25В зависимости от содержательных мотивов, воссозданных в произведении, различают:
• критический (социальный)

реализм;
• реализм характеров;
• психологический реализм;
• гротескный реализм.


Слайд 26Поздний А. С. Пушкин — основоположник реализма в русской литературе (историческая

драма «Борис Годунов», повести «Капитанская дочка», «Дубровский», «Повести Белкина», роман в стихах «Евгений Онегин»)
М. Ю. Лермонтов («Герой нашего времени»)
Н. В. Гоголь («Мертвые души», «Ревизор»)
И. А. Гончаров («Обломов»)
А. И. Герцен («Кто виноват?»)
Н. Г. Чернышевский («Что делать?»)
Ф. М. Достоевский («Бедные люди», «Белые ночи», «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Бесы»)
Л. Н. Толстой («Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение»).


Слайд 27И. С. Тургенев («Рудин», «Дворянское гнездо», «Ася», «Вешние воды», «Отцы и

дети», «Новь», «Накануне», «Му-му»)
А. П. Чехов («Вишнёвый сад», «Три сестры», «Студент», «Хамелеон», «Чайка», «Человек в футляре»)
В. Г. Короленко («В дурном обществе», «Дети подземелья», «Парадокс», «Река играет»)
А. И. Куприн («Юнкера», «Олеся», «Штабс-капитан Рыбников», «Гамбринус», «Суламифь»)
А. Т. Твардовский («Василий Теркин»)
В. М. Шукшин («Срезал», «Чудик», «Дядя Ермолай»)
Б. Л. Пастернак («Доктор Живаго»)
М. А. Шолохов («Тихий Дон», «Судьба человека»)
М. А. Булгаков ("Мастер и Маргарита", "Собачье сердце")


Слайд 28Д/з: составить таблицу с использованием материала презентации


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика