Слайд 1ИВАН-ДУРАК В ВОЛШЕБНЫХ СКАЗКАХ
Выполнила студентка
1 курса Балтаева Алина
2018
Слайд 2ПОЛЬЗА СКАЗОК ДЛЯ ДЕТЕЙ
Сказка – это маленькая модель мироздания.
Слайд 3ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ СКАЗОК
Герои волшебных сказок борются не на жизнь, а на
смерть, побеждают врагов, спасают друзей, сталкиваясь с нечистой силой. Большинство этих сказок связано с поиском невесты или похищенной жены.
Слайд 4ИВАН-ДУРАК
Иван-дурак, или Иванушка-дурачок — один из главных прототипических персонажей русских сказок. По
некоторым версиям, имя с эпитетом « дурак» является именем-оберегом, предотвращающим сглаз. Воплощает особую сказочную стратегию, исходящую не из стандартных постулатов практического разума, а опирающуюся на поиск собственных решений, часто противоречащих здравому смыслу, но, в конечном счете, приносящих успех.
Слайд 5ИВАН –ДУРАК ( ПО СТАТУСУ )
Крестьянский сын или сын старика со старухой,
иногда он царский сын, но «неумный» или просто дурак.
В семье часто является третьим, младшим сыном. Не женат, имеет потенциальный статус жениха. В отличии от расчетливых домовитых старших братьев, перенявших родительское ремесло, ведущих хозяйство, остается не у дел. Остается ему только коров пасти да на дудочке играть.
Слайд 6
Бедность вынуждает Иванушку-Дурачка идти «в люди», наниматься «в службу». Но в
большей части сказок ущербность Иванушки-Дурачка - не в бедности, а в лишённости разума, наконец, в том, что он последний, третий, самый младший брат, чаще всего устранённый от каких-либо «полезных» дел.
Слайд 7ОБЯЗАННОСТИ
Обычная завязка сказок об Иванушке - Дурачке - поручение ему охранять
ночью могилу умершего отца (что говорит о связи с потусторонним миром) или поле (гороховое) от воров или некоторые другие обязанности (например, снести братьям в поле еду и т. п.)
Слайд 8ПОСТУПКИ ГЕРОЯ
Иногда он выполняет поручения в соответствии с его "глупостью" крайне
неудачно.
В других случаях Иванушка-Дурачок правильно выполняет порученное задание, и за это он получает вознаграждение (мертвый отец в благодарность за охрану его могилы даёт Иванушке «Сивку бурку, вещую каурку», копьё, палицу боевую, меч-кладенец; пойманный Иванушкой вор даёт ему чудесную дудочку и т. п.).
Слайд 9ПОВЕДЕНИЕ
Дурак не умеет и не любит работать. Он по природе своей
ленив и старается большую часть времени спать. Целые дни он лежит на печи, ловит мух, плюёт в потолок или сморкается, иногда он копается бесцельно в золе. Если его призывают к полезной деятельности, то только для того, чтобы сбросить с себя собственные обязанности.
Слайд 10ВНЕШНИЙ ВИД ИВАНА-ДУРАКА
Нет в Иване знатной породы, телесной красоты и силы,
данных от рождения. Он - грязнуля. Не желает умываться, причесываться и вечно сморкается.
Не узнать в Дураке героя, а в герое дурака. Вот и царевна "взглянула за трубу и увидела там Ивана - Дурака; платьишко на нем худое, весь в саже, волосы дыбом"..
Слайд 11ХАРАКТЕР ГЕРОЯ
непосредственность, открытость,
доброта, доверчивость,
внутренняя чистота,
незацикленность на деньгах,
богатстве и власти,
Слайд 12ОСТРОУМЕН НАШ ИВАН, СВОЕОБРАЗЕН
Иван-Дурак — носитель особой речи, в которой помимо загадок,
прибауток, шуток отмечены фрагменты, где нарушаются или фонетические, или семантические принципы обычной речи, или даже нечто, напоминающее заумь; например, «бессмыслицы», «нелепицы», языковые парадоксы, основанные, в частности, на игре омонимии и синонимии, многозначности.
Слайд 13И ПЕВЕЦ, И НА ДУДЕ ИГРЕЦ…
Иван-Дурак — поэт и музыкант; в сказках
подчеркивается его пение, его умение играть на чудесной дудочке или гуслях-самогудах, заставляющих плясать стадо. Благодаря поэтическому таланту он приобретает богатство.
Он и глупость сморозит, чтобы посмешить людей. И прихвастнет ради пользы дела.
Слайд 14ДОБРО ВСЕГДА ПОБЕЖДАЕТ ЗЛО
Иван-дурак связан в сюжете с некоей критической ситуацией,
завершаемой праздником (победа над врагом и женитьба), в котором он главный участник. Жениться на принцессе - означает приобщиться к божественному началу /принцесса — это зашифрованное название наследницы богини, приносящей земле плодородие, обладающей магической силой и мудростью.
Слайд 15ИВАН - ДУРАК НАЧИСТО ЛИШЕН ТРЕХ ПОРОКОВ, КОТОРЫЕ ЕГО ВРАГИ СЧИТАЮТ
ДОСТОИНСТВАМИ.
Во-первых , он совершенно не
тщеславен и никогда не требует за
свои подвиги признания и славы.
Более того, он всеми силами стремится,
чтобы его не считали героем.
Во-вторых , Иван бескорыстен, нигде и никогда
ради корысти ничего не делает.
В третьих , нет в нем даже и какого-либо намека на
склонность убить или измываться над другими, и жесток он
лишь в случаях крайней необходимости, и только с
нечистой силой.
Слайд 16ИВАН – ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ГЕРОЙ, ПОТОМУ ЧТО…
Ни разу не сотворил себе кумира,
не обидел «ни ближнего своего, ни тварь какую, ни деревца, ни травинушку». Вся судьба Ивана - в помощи другим, в бескорыстной защите слабых, обиженных. Во всех сказках он живет сердцем, а не разумом.
Беззлобный, смекалистый, зачастую романтик, не ищет выгоды ни в одном деле, во всем видит хорошее, живет по совести, за то и награда ЕМУ в конце сказок, а не старшим братьям, которые «только пузо и карманы набивают».
Слайд 17ПОЧЕМУ ПОБЕЖДАЕТ ИВАН?
Высший смысл путешествий и всех злоключений Ивана даже тогда,
когда он идет, и не зная куда и неизвестно за чем - в борьбе с нечистью и в умножении добра. Он побеждает врагов в силу своего естественного, Богом данного поведения. Ивану помогает все, что светло и добро, и «мать - сыра земля, и леса, и реки, и меньшие братья, до малой зверушки и букашки». Помогает, потому что он сам светел и добр, а не просто близок свету и добру. Он человек внутренний, живущий сердцем - вещуном. Его образ противопоставлен практической мудрости: он глуп и ленив по земным меркам, но его любит мир потусторонний. При этом в сказке обычно не объясняется любовь волшебных сил к Ивану, нет у него особых достоинств, которые бы объясняли помощь Жар-птицы или огненной кобылицы.
Слайд 18«СКАЗКА ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК, ДОБРЫМ МОЛОДЦАМ УРОК»
Урок Ивана-дурака в
том, что главным в человеке является не практический успех, а душевная чистота, беззлобие.
“ Надо не спорить с судьбой и не пытаться вернуться на утраченные позиции, надо решиться действовать в соответствии с собственными склонностями и разумением (какое уж тебе Бог послал), и если твоя внутренняя сущность уводит тебя в сторону от общего пути, то надо идти в указываемом ею направлении. Это единственный способ и твой единственный шанс достичь цели из положения, в котором ты оказался”